[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака»
Необходим полный запрет на производство, оборот и потребление табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака». Предлагаем поэтапно поднимать возраст для продажи с 21 года и т. д. При курении и вейпа, и сигарет, человек вдыхает тяжёлые металлы. В обоих случаях в табачной смеси и жидкостях для «электронок» встречаются канцерогенные вещества: бензол, кадмий, мышьяк, никель, хром, винилхлорид и другие. Известны случаи заболеваемости обструктивной болезнью лёгких, вызванной курением вейпа. Особенно опасен такой способ курения для подростков: из-за консервантов в составе жидкостей дыхательная система останавливается в развитии, что приводит к серьёзным нарушениям здоровья впоследствии.
17.06.2025 15:10:30
Legalpos
Юрист
НОВИЧОК
1
4.8
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : часть вторая пункта 2 статьи 5 проекта Закона
Законопроектом вводится монополизация рынка розничной торговли, что не отвечает целям закона и негативно скажется на легальном бизнесе.
1) При отсутствии товара в шаговой доступности (например, в магазине, где потребитель обычно покупает продовольственные товары) спрос на вейпы в мессенджерах и соцсетях возрастет, где товар продается значительно дешевле и с доставкой на дом. Поэтому ограничение количества торговых объектов с вейпами только усугубит ситуацию с нелегальным рынком.
2) Также вызывает вопросы ситуация, при которой законодатель, ставя перед собой цель борьбы с нелегальным рынком, вынуждает добросовестных субъектов хозяйствования закрывать бизнес или сокращать свой доход от реализации целой категории. Каким образом улучшит ситуацию с нелегальным рынком прекращение торговли никотиносодержащей продукцией крупными торговыми сетями или АЗС, которые реализуют исключительно сертифицированную продукцию, с уплатой акцизов и НДС, а также только совершеннолетним потребителям? Также хотелось бы увидеть экономическое обоснование законодателя по следующему вопросу: как отразится данная мера на поступлении акцизных платежей в бюджет.
3) В обосновании и в проекте Закона не содержится четких критериев, по которым были выбраны те или иные субъекты хозяйствования для розничной торговли никотиносодержащей продукцией, что нарушает требования антимонопольного законодательства. Так, какие-то торговые сети будут иметь право на розничную торговлю (сеть магазинов Корона), другие торговые сети – нет. При этом, есть масса других торговых сетей, работающих с данной категорией исключительно в правовом поле.
И последнее, на рынке есть проблема серого рынка в категории вейпов, при этом под ограничение попали и другие категории, где такой проблемы нет. Такое регулирование выглядит избыточным и необоснованным. Очевидно, что данный вопрос необходимо дополнительно проработать совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли и, если уже ограничивать розничную торговлю вейпами, то делать это на основании четких и прозрачных критериев.
17.06.2025 15:29:04
VPopt
Пользователь
НОВИЧОК
0
6.8
7
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 1 Пункт : 2 Подпункт : 23
В "Терминах и определениях", либо в ином "подходящем месте" указать конкретные коды ТН ВЭД соотсетствующей продукции, ибо под определение может подпадать не один код. Предложение: под Электронной системой курения понимать согласно кодам ТН ВЭД: 8543400000 сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства (с 01.01.2022) и 2404120000 продукция, предназначенная для вдыхания без горения, прочая, содержащая никотин (с 01.01.2022) В первом случае это устройства, не содержащие жидкости, многоразового применения, во втором - одноразовая электронная сигарета.
17.06.2025 15:31:51
Legalpos
Юрист
НОВИЧОК
1
4.8
6
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Статья 25. Вступление в силу Закона
Необходимо увеличить срок на вступление в силу Закона.
В обосновании проекта Закона указано, что Закон вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Однако, согласно статье 25 Закона, предусмотрено, что статьи 1-23 вступают в силу с 1 января 2026 года. Учитывая то, что публичное обсуждение проводится в июне 2025 года и законопроект еще должен быть согласован Парламентом (текущая сессия Палат закроется 30 июня, а новая начнется только в третий вторник сентября), Закон с высокой долей вероятности может быть принят только в 4 квартале 2025 года.Соответственно, у бизнеса будет только слишком мало времени на адаптацию к многочисленным изменениям.
Таким образом, необходимо внести изменения в статью 25 Закона и в переходные положения (Статья 23). Лучше не привязываться к конкретной дате, а указать срок вступления в силу - "через шесть месяцев после официального опубликования".
17.06.2025 15:42:45
Иван Романович
Пользователь
НОВИЧОК
1
1.8
1
Настоящим выражаю несогласие с предлагаемыми мерами, направленными на дополнительное ужесточение условий оптовой торговли никотиносодержащей продукцией, в том числе путем введения обязательного лицензирования.
Считаю, что данные изменения затрагивают в первую очередь легальных участников рынка — юридических лиц, которые уже работают в рамках действующего законодательства, уплачивают все установленные налоги, акцизы и иные обязательные платежи. Получают все декларации и сертификаты соответствия. И именно эта категория рынка не продает свой товар детям и не зарегистрированным юр лицам.
Дополнительное лицензирование создаст для них чрезмерную административную и финансовую нагрузку, что может привести к сокращению легального оборота, закрытию компаний и, как следствие, снижению поступлений в бюджет.
При этом остаётся нерешённой ключевая проблема отрасли — масштабный объём нелегальной торговли. По оценкам участников рынка, до 80% всей никотиносодержащей продукции реализуется через серые и чёрные схемы. Законопроект, к сожалению, не содержит действенных механизмов по борьбе с нелегальным оборотом, который по-прежнему будет существовать вне рамок правового поля, игнорируя любые требования лицензирования и контроля.
Таким образом, предлагаемые меры не только не решат существующую проблему, но и фактически нанесут удар по добросовестным компаниям, открывая дополнительные возможности для нелегальных участников.
Считаю необходимым сосредоточить усилия государства на:
системной борьбе с теневым рынком;
усилении контроля за незаконной реализацией;
Поддерживать белый рынок — значит сохранять рабочие места, налоговые поступления и возможность эффективного контроля за качеством продукции.
17.06.2025 22:58:21
Ольга Бондарева
Пользователь
НОВИЧОК
6
3.8
3
Электронные системы курения, жидкости к ним, системы для потребления табака (вейпы, гло и т.п.) наносят гораздо больший вред организму, чем обычные сигареты. Вызывают привыкание. Ведут к смерти, не только в результате аллергических реакций, но и отёка лёгких, отравления ядами, образующимися в результате испарения жидкости, геля для курения. Или же к инвалидизации. В основном молодёжи. Т.е. вполне работоспособные граждане вымирают либо становятся инвалидами в результате употребления электронных сигарет. Разве государству это выгодно? Очевидно, нет. Нужна здоровая рабочая сила. Нужен рост народонаселения, а не вымирание нации, как сейчас. Считаю, что необходим полный запрет на производство и распространение электронных сигарет и жидкостей к ним. Полумеры не спасут наших детей, к сожалению. Погоня за сиюминутной выгодой путём введения акцизов на розничную торговлю электронными системами курения и системами употребления табака в долгосрочной перспективе даст чрезмерные расходы на содержание инвалидизированных в раннем возрасте в результате пользования электронными сигаретами людей до их старости, даст недополучение ВВП из-за умерших от электронных сигарет, даст общее ухудшение здоровья нации, рост патологий, аллергий, болезней лёгких, сердца, ухудшение качества жизни некурящих граждан. По этим причинам необходим полный запрет создания и распространения электронных систем курения, жидкостей для них, систем употребления табака.
18.06.2025 00:51:12
MaksimU
Пользователь
НОВИЧОК
3
8.8
9
Ольга Бондарева "Электронные системы курения, жидкости к ним, системы для потребления табака (вейпы, гло и т.п.) наносят гораздо больший вред организму, чем обычные сигареты. Вызывают привыкание. Ведут к смерти, не только в результате аллергических реакций, но и отёка лёгких, отравления ядами, образующимися в результате испарения жидкости, геля для курения." Зачем вы пишете эту чушь? В Беларуси ежегодно умирает от вреда сигарет 15 000 человек, это окола 40 человек в день!!! О чем вы.... Что за бред? Я представляю от вейпа бы умерло несколько человек - вот это вой бы поднялся на всю страну, как с девочкой из Держинска!
18.06.2025 11:21:31
AlexeyI
Пользователь
НОВИЧОК
3
5.8
5
Ответ Ольге (юристу): 1. "Полный запрет — единственный путь" — Факт: В странах с полным запретом (Индия, Таиланд) потребление никотина подростками не снизилось, а доля контрафакта выросла до 65% (данные ВОЗ, 2024). Подпольные жидкости содержат ацетат витамина Е, вызывающий "болезнь вейперов" (EVALI). — Парадокс: Запрещая легальный рынок, вы стимулируете опасный чёрный. 2. "Вейпы = инвалидность и вырождение нации" — Наука: Метаанализ 132 исследований (Cochrane, 2023) подтверждает: «Электронные системы с никотином в 10-15 раз менее вредны, чем сигареты, и эффективны для отказа от курения»* — Реальность: В Великобритании вейпы признаны медицинским продуктом. За 5 лет число курящих подростков снизилось с 16% до 5%. 3. "Пассивное курение с 14 лет — норма?" — Абсурдность закона: Ваша критика справедлива! Но решать это надо изменением ст. 17, а не запретом альтернатив. Предлагаю: «Запретить курение/вейпинг в авто с несовершеннолетними до 18 лет без исключений» 4. "Государство разорится на лечении" — Экономика: По данным Минздрава РБ, лечение болезней от курения обходится в $500 млн/год. Переход 20% курильщиков на вейпы сэкономит бюджету $120 млн/год (аналогия: опыт Швеции со снюcом(паучи)). Итог: Запрет — путь в никуда. Нужна программа снижения вреда: Легализовать вейпы как средство отказа от курения; Жёстко карать продажу несовершеннолетним. Ответ Ольге Бондаревой: 1. "Вейпы убивают молодёжь" — Миф: Случаи смерти от вейпов (например, в США) связаны с чёрным рынком THC-масел, а не легальным никотином. В ЕС за 10 лет — ноль подтверждённых смертей от сертифицированных жидкостей (ECHA, 2024). 2. "Государству невыгодно" — Расчёты: Акцизы с вейпов могут приносить до $50 млн/год (модель Польши); Потери ВВП от преждевременной смерти курильщиков — $310 млн/год (НИИ труда РБ). — Вывод: Легальный рынок никотин-продуктов сохраняет трудоспособность 400 000 белорусских курильщиков, которые не могут бросить. 3. "Полумеры не спасут детей" — Опыт: В Японии нагреваемый табак легален, но: Продажи только в спецмагазинах 18+; Штраф за продажу детям — $45 000; Уровень подросткового курения упал до 1.8% (ниже чем в "запретных" странах). Решение: Вместо запрета: Установить максимальную крепость 20 мг/мл (стандарт ЕС) (уже установлено, но не соблюдается из за присутствия серого рынка) Обязать производителей финансировать центры отказа от никотина. Общий вывод для обеих Ольг: Ваши тревоги за молодёжь обоснованы, но методы неэффективны. История показывает: Сухой закон в США породил мафию; Запрет не остановил эпидемии. Альтернатива: Контролируемая легализация с жёсткими правилами. Это: Лишит чёрный рынок доходов; Наполнит бюджет; Спасёт курильщиков, переходящих на менее вредные продукты. P.S. Для примера: В Новой Зеландии вейпы легальны, но курильщиков среди маори снизилось на 40% за 3 года. Страна идёт к статусу "smoke-free nation" без запретов!
18.06.2025 11:41:18
ТАТЬЯНИНА
Юрист
НОВИЧОК
1
1.8
1
На сегодняшний день все добросовестные участники рынка работают по действующему законодательству РБ: ввозят продукцию официально, платят все предусмотренные налоги, акцизы.. Однако предложенные требования по лицензированию выглядят не просто завышенными — они реализуемы в лучшем случае для одного-двух игроков на рынке, тем самым фактически создавая условия для монополизации отрасли. Особую обеспокоенность вызывает требование об уставном фонде в размере 10 820 базовых величин, что по сути исключает участие большинства представителей малого и среднего бизнеса. Возникает закономерный вопрос — с какой целью вводится столь высокий порог? И что он решает с точки зрения контроля за оборотом продукции? Склад в 1000 кв нужен для чего? Кто-нибудь, из тех лиц кто составлял этот проект, держали в руках жидкость 30мл или одноразовую сигарету? Они не такие объёмные, чтоб требовать складское помещение в 1000 кв. м. В то же время лицам, работающим в серой и чёрной зоне, такие меры абсолютно не страшны. Для продавцов в Telegram-каналах 50 базовых величин штрафа — несущественные потери по сравнению с возможной прибылью. А вот честным импортёрам этот закон фактически закрывает возможность работать официально, вынуждая либо свернуть бизнес, либо — что ещё хуже — перейти в нелегальный сегмент. Зачем платить миллионы, если проще продолжить деятельность без регистрации и без налогов? Таким образом, законопроект: усиливает давление на легальный бизнес; не содержит эффективных механизмов борьбы с чёрным рынком; создаёт предпосылки для монополии; и может полностью вытеснить легальный оборот продукции. Считаю, что в текущем виде проект является крайне сырым, непродуманным и, возможно, подготовлен в интересах ограниченного круга лиц. В его основе должна быть борьба с теневым оборотом, а не удушение добросовестного бизнеса, который уже выполняет все требования законодательства.
18.06.2025 12:57:18
Legalpos
Юрист
НОВИЧОК
1
4.8
6
Ограничение оптовой торговли влечет проблему заинтересованности инвесторов в локализации производства. Например, субъект хозяйствования решил локализовать производство жидкостей для вейпов или никотиновых паучей, что соответствует политике государства по импортозамещению. Произвести товар он сможет, а реализовать его - нет, т.к. он у него (производителя) нет будет права на оптовую торговлю. Предложение - доработать норму таким образом, чтобы производители имели право оптовой торговли.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения и жидкостях для них, системах для потребления табака»
Пользователь
НОВИЧОКоборот и потребление табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения и систем для потребления табака». Предлагаем поэтапно поднимать возраст для продажи с 21 года и т. д. При курении и вейпа, и сигарет, человек вдыхает тяжёлые металлы. В обоих случаях в табачной смеси и жидкостях для «электронок» встречаются канцерогенные вещества: бензол, кадмий, мышьяк, никель, хром, винилхлорид и другие. Известны случаи заболеваемости обструктивной болезнью лёгких, вызванной курением вейпа. Особенно опасен такой способ курения для подростков: из-за консервантов в составе жидкостей дыхательная система останавливается в развитии, что приводит к серьёзным нарушениям здоровья впоследствии.
17.06.2025 15:10:30
Юрист
НОВИЧОКЭлемент текста : часть вторая пункта 2 статьи 5 проекта Закона
Законопроектом вводится монополизация
рынка розничной торговли, что не отвечает целям закона и негативно скажется на легальном бизнесе.
1) При отсутствии товара в шаговой доступности (например, в магазине, где потребитель обычно покупает продовольственные товары) спрос на вейпы в мессенджерах и соцсетях возрастет, где товар продается значительно дешевле и с доставкой на дом. Поэтому ограничение количества торговых объектов с вейпами только усугубит ситуацию с нелегальным рынком.
2) Также вызывает вопросы ситуация, при которой законодатель, ставя перед собой цель борьбы с нелегальным рынком, вынуждает добросовестных субъектов хозяйствования закрывать бизнес или сокращать свой доход от реализации целой категории. Каким образом улучшит ситуацию с нелегальным рынком прекращение торговли никотиносодержащей продукцией крупными торговыми сетями или АЗС, которые реализуют исключительно сертифицированную продукцию, с уплатой акцизов и НДС, а также только совершеннолетним потребителям? Также хотелось бы увидеть экономическое обоснование законодателя по следующему вопросу: как отразится данная мера на поступлении акцизных платежей в бюджет.3) В обосновании и в проекте Закона не содержится четких критериев, по которым были выбраны те или иные субъекты хозяйствования для розничной торговли никотиносодержащей продукцией, что нарушает требования антимонопольного законодательства. Так, какие-то торговые сети будут иметь право на розничную торговлю (сеть магазинов Корона), другие торговые сети – нет. При этом, есть масса других торговых сетей, работающих с данной категорией исключительно в правовом поле.
И последнее, на рынке есть проблема серого рынка в категории вейпов, при этом под ограничение попали и другие категории, где такой проблемы нет. Такое регулирование выглядит избыточным и необоснованным. Очевидно, что данный вопрос необходимо дополнительно проработать совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли и, если уже ограничивать розничную торговлю вейпами, то делать это на основании четких и прозрачных критериев.
17.06.2025 15:29:04
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 1 Пункт : 2 Подпункт : 23
В "Терминах и определениях", либо в ином
"подходящем месте" указать конкретные коды ТН ВЭД соотсетствующей продукции, ибо под определение может подпадать не один код. Предложение: под Электронной системой курения понимать согласно кодам ТН ВЭД: 8543400000 сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства (с 01.01.2022) и 2404120000 продукция, предназначенная для вдыхания без горения, прочая, содержащая никотин (с 01.01.2022) В первом случае это устройства, не содержащие жидкости, многоразового применения, во втором - одноразовая электронная сигарета.
17.06.2025 15:31:51
Юрист
НОВИЧОКЭлемент текста : Статья 25. Вступление в силу Закона
Необходимо увеличить срок на
вступление в силу Закона.
В обосновании проекта Закона указано, что Закон вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Однако, согласно статье 25 Закона, предусмотрено, что статьи 1-23 вступают в силу с 1 января 2026 года. Учитывая то, что публичное обсуждение проводится в июне 2025 года и законопроект еще должен быть согласован Парламентом (текущая сессия Палат закроется 30 июня, а новая начнется только в третий вторник сентября), Закон с высокой долей вероятности может быть принят только в 4 квартале 2025 года. Соответственно, у бизнеса будет только слишком мало времени на адаптацию к многочисленным изменениям.
Таким образом, необходимо внести изменения в статью 25 Закона и в переходные положения (Статья 23). Лучше не привязываться к конкретной дате, а указать срок вступления в силу - "через шесть месяцев после официального опубликования".
17.06.2025 15:42:45
Пользователь
НОВИЧОКНастоящим выражаю несогласие с предлагаемыми
мерами, направленными на дополнительное ужесточение условий оптовой торговли никотиносодержащей продукцией, в том числе путем введения обязательного лицензирования.
Считаю, что данные изменения затрагивают в первую очередь легальных участников рынка — юридических лиц, которые уже работают в рамках действующего законодательства, уплачивают все установленные налоги, акцизы и иные обязательные платежи. Получают все декларации и сертификаты соответствия. И именно эта категория рынка не продает свой товар детям и не зарегистрированным юр лицам.
Дополнительное лицензирование создаст для них чрезмерную административную и финансовую нагрузку, что может привести к сокращению легального оборота, закрытию компаний и, как следствие, снижению поступлений в бюджет.
При этом остаётся нерешённой ключевая проблема отрасли — масштабный объём нелегальной торговли. По оценкам участников рынка, до 80% всей никотиносодержащей продукции реализуется через серые и чёрные схемы. Законопроект, к сожалению, не содержит действенных механизмов по борьбе с нелегальным оборотом, который по-прежнему будет существовать вне рамок правового поля, игнорируя любые требования лицензирования и контроля.
Таким образом, предлагаемые меры не только не решат существующую проблему, но и фактически нанесут удар по добросовестным компаниям, открывая дополнительные возможности для нелегальных участников.
Считаю необходимым сосредоточить усилия государства на:
системной борьбе с теневым рынком;
усилении контроля за незаконной реализацией;
Поддерживать белый рынок — значит сохранять рабочие места, налоговые поступления и возможность эффективного контроля за качеством продукции.
17.06.2025 22:58:21
Пользователь
НОВИЧОКк ним, системы для потребления табака (вейпы, гло и т.п.) наносят гораздо больший вред организму, чем обычные сигареты. Вызывают привыкание. Ведут к смерти, не только в результате аллергических реакций, но и отёка лёгких, отравления ядами, образующимися в результате испарения жидкости, геля для курения. Или же к инвалидизации. В основном молодёжи. Т.е. вполне работоспособные граждане вымирают либо становятся инвалидами в результате употребления электронных сигарет. Разве государству это выгодно? Очевидно, нет. Нужна здоровая рабочая сила. Нужен рост народонаселения, а не вымирание нации, как сейчас. Считаю, что необходим полный запрет на производство и распространение электронных сигарет и жидкостей к ним. Полумеры не спасут наших детей, к сожалению. Погоня за сиюминутной выгодой путём введения акцизов на розничную торговлю электронными системами курения и системами употребления табака в долгосрочной перспективе даст чрезмерные расходы на содержание инвалидизированных в раннем возрасте в результате пользования электронными сигаретами людей до их старости, даст недополучение ВВП из-за умерших от электронных сигарет, даст общее ухудшение здоровья нации, рост патологий, аллергий, болезней лёгких, сердца, ухудшение качества жизни некурящих граждан. По этим причинам необходим полный запрет создания и распространения электронных систем курения, жидкостей для них, систем употребления табака.
18.06.2025 00:51:12
Пользователь
НОВИЧОКжидкости к ним, системы для потребления табака (вейпы, гло и т.п.) наносят гораздо больший вред организму, чем обычные сигареты. Вызывают привыкание. Ведут к смерти, не только в результате аллергических реакций, но и отёка лёгких, отравления ядами, образующимися в результате испарения жидкости, геля для курения." Зачем вы пишете эту чушь? В Беларуси ежегодно умирает от вреда сигарет 15 000 человек, это окола 40 человек в день!!! О чем вы.... Что за бред? Я представляю от вейпа бы умерло несколько человек - вот это вой бы поднялся на всю страну, как с девочкой из Держинска!
18.06.2025 11:21:31
Пользователь
НОВИЧОК— единственный путь" — Факт: В странах с полным запретом (Индия, Таиланд) потребление никотина подростками не снизилось, а доля контрафакта выросла до 65% (данные ВОЗ, 2024). Подпольные жидкости содержат ацетат витамина Е, вызывающий "болезнь вейперов" (EVALI). — Парадокс: Запрещая легальный рынок, вы стимулируете опасный чёрный. 2. "Вейпы = инвалидность и вырождение нации" — Наука: Метаанализ 132 исследований (Cochrane, 2023) подтверждает: «Электронные системы с никотином в 10-15 раз менее вредны, чем сигареты, и эффективны для отказа от курения»* — Реальность: В Великобритании вейпы признаны медицинским продуктом. За 5 лет число курящих подростков снизилось с 16% до 5%. 3. "Пассивное курение с 14 лет — норма?" — Абсурдность закона: Ваша критика справедлива! Но решать это надо изменением ст. 17, а не запретом альтернатив. Предлагаю: «Запретить курение/вейпинг в авто с несовершеннолетними до 18 лет без исключений» 4. "Государство разорится на лечении" — Экономика: По данным Минздрава РБ, лечение болезней от курения обходится в $500 млн/год. Переход 20% курильщиков на вейпы сэкономит бюджету $120 млн/год (аналогия: опыт Швеции со снюcом(паучи)). Итог: Запрет — путь в никуда. Нужна программа снижения вреда: Легализовать вейпы как средство отказа от курения; Жёстко карать продажу несовершеннолетним. Ответ Ольге Бондаревой: 1. "Вейпы убивают молодёжь" — Миф: Случаи смерти от вейпов (например, в США) связаны с чёрным рынком THC-масел, а не легальным никотином. В ЕС за 10 лет — ноль подтверждённых смертей от сертифицированных жидкостей (ECHA, 2024). 2. "Государству невыгодно" — Расчёты: Акцизы с вейпов могут приносить до $50 млн/год (модель Польши); Потери ВВП от преждевременной смерти курильщиков — $310 млн/год (НИИ труда РБ). — Вывод: Легальный рынок никотин-продуктов сохраняет трудоспособность 400 000 белорусских курильщиков, которые не могут бросить. 3. "Полумеры не спасут детей" — Опыт: В Японии нагреваемый табак легален, но: Продажи только в спецмагазинах 18+; Штраф за продажу детям — $45 000; Уровень подросткового курения упал до 1.8% (ниже чем в "запретных" странах). Решение: Вместо запрета: Установить максимальную крепость 20 мг/мл (стандарт ЕС) (уже установлено, но не соблюдается из за присутствия серого рынка) Обязать производителей финансировать центры отказа от никотина. Общий вывод для обеих Ольг: Ваши тревоги за молодёжь обоснованы, но методы неэффективны. История показывает: Сухой закон в США породил мафию; Запрет не остановил эпидемии. Альтернатива: Контролируемая легализация с жёсткими правилами. Это: Лишит чёрный рынок доходов; Наполнит бюджет; Спасёт курильщиков, переходящих на менее вредные продукты. P.S. Для примера: В Новой Зеландии вейпы легальны, но курильщиков среди маори снизилось на 40% за 3 года. Страна идёт к статусу "smoke-free nation" без запретов!
18.06.2025 11:41:18
Юрист
НОВИЧОКучастники рынка работают по действующему законодательству РБ: ввозят продукцию официально, платят все предусмотренные налоги, акцизы.. Однако предложенные требования по лицензированию выглядят не просто завышенными — они реализуемы в лучшем случае для одного-двух игроков на рынке, тем самым фактически создавая условия для монополизации отрасли. Особую обеспокоенность вызывает требование об уставном фонде в размере 10 820 базовых величин, что по сути исключает участие большинства представителей малого и среднего бизнеса. Возникает закономерный вопрос — с какой целью вводится столь высокий порог? И что он решает с точки зрения контроля за оборотом продукции? Склад в 1000 кв нужен для чего? Кто-нибудь, из тех лиц кто составлял этот проект, держали в руках жидкость 30мл или одноразовую сигарету? Они не такие объёмные, чтоб требовать складское помещение в 1000 кв. м. В то же время лицам, работающим в серой и чёрной зоне, такие меры абсолютно не страшны. Для продавцов в Telegram-каналах 50 базовых величин штрафа — несущественные потери по сравнению с возможной прибылью. А вот честным импортёрам этот закон фактически закрывает возможность работать официально, вынуждая либо свернуть бизнес, либо — что ещё хуже — перейти в нелегальный сегмент. Зачем платить миллионы, если проще продолжить деятельность без регистрации и без налогов? Таким образом, законопроект: усиливает давление на легальный бизнес; не содержит эффективных механизмов борьбы с чёрным рынком; создаёт предпосылки для монополии; и может полностью вытеснить легальный оборот продукции. Считаю, что в текущем виде проект является крайне сырым, непродуманным и, возможно, подготовлен в интересах ограниченного круга лиц. В его основе должна быть борьба с теневым оборотом, а не удушение добросовестного бизнеса, который уже выполняет все требования законодательства.
18.06.2025 12:57:18
Юрист
НОВИЧОКторговли влечет проблему заинтересованности инвесторов в локализации производства. Например, субъект хозяйствования решил локализовать производство жидкостей для вейпов или никотиновых паучей, что соответствует политике государства по импортозамещению. Произвести товар он сможет, а реализовать его - нет, т.к. он у него (производителя) нет будет права на оптовую торговлю. Предложение - доработать норму таким образом, чтобы производители имели право оптовой торговли.
18.06.2025 14:41:20
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться