Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная? Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 18:26:01
Наталья Бородулина
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.1
0
В пункте 2, абзац 18, проекта Указа перечислены орудия охоты. Это: оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, капканы и другие ловушки. Необходимо убрать «капканы» из орудий охоты. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что относится к форме жестокого обращения с животными. Действующими Законами Республики Беларусь предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными, в частности ст.15.45 КоАП определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Исходя из смысла закона в судебной практике Республики Беларусь, под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания». Таким образом, разработчики проекта Указа вводят в проект норму, являющуюся правонарушением, за которое предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Необходимо разработчикам проекта напомнить о том, в Республике Беларусь существует Закона Республики Беларусь «О животном мире» , согласно которого «жестокое обращение с дикими животными – это добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, … истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным». Таким образом, абз. 18 пункта 2 проекта Указа, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов не только допускает жестокое обращение с животными, но и противоречит принципу системности правового регулирования, в частности нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закону «О животном мире».
06.05.2020 18:27:22
Катя Морозова
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная? Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 18:27:51
Елизавета Лапунова
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Это развязывает руки живодерам, причем даже несовершеннолетним. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная? Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 18:28:26
Анастасия
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Требую запрет на отстрел в целях охоты бездомных кошек и собак, независимо от удаленности от населенных пунктов, а так же использование капканов и вольерную охоту. Это не гуманно в отношении животных и противоречит закону о жестоком обращении с ними.
Сроки проведения обсуждения: с 24 апреля 2020 г. по 6 мая 2020 г.
я за запрет весенней охоты!!!
06.05.2020 18:29:03
Екатерина Пацкевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
0
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Как охотниками будут определять бежит породистая собака или беспородная? Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное.
06.05.2020 18:29:26
Антонина
Юрист
НОВИЧОК
0
4.1
3
ВОЗРАЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ НА ПРОЕКТ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОХОТЕ И ВЕДЕНИИ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА»
Изучив названный проект Указа, считаю необходимым высказать следующие наиболее актуальные замечания и предложения на нормы, противоречащие Конституции Республики Беларусь, правовой доктрине, защите животных, принципам гуманизма и недопущению жестокого обращения с животными, не способствующие формировании культуры гуманности к животным.
Предложения и замечания на проект Указа Президента Республики Беларусь и новой редакции Указа Президента Республики Беларусь «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» (далее – проект Указа):
1. Проект Указа не может быть принят в предлагаемой редакции, поскольку в нем не сформулированы принципы правового регулирования в области охоты. В тексте проекта Указа даже не упоминается такой ключевой принцип как гуманное отношение к животным и требования по их защите от жестокого обращения. Не учтены международные стандарты, Конвенции и прогрессивный зарубежный опыт. Необходимо обратить внимание также на положения Модельного закона «Об ответственном обращении с животными», утвержденного постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 27.03.2017. Так, согласно абз. 1 ст. 14 Модельного закона, нормативными правовыми актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами в области охоты, рыбной ловли и иной добычи диких животных в условиях естественной свободы устанавливаются требования по защите животных от жестокого обращения, в том числе с учетом местных особенностей и традиций. В соответствии с абз. 2, исходя из необходимости предотвращения жестокого обращения с животными, органы государственной власти, уполномоченные в области регулирования отношений, связанных с охотой, рыбной ловлей и иной добычей диких животных в условиях естественной свободы, вправе устанавливать запреты и ограничения на указанную деятельность.
Предложения: 1.1. В проекте Указа необходимо закрепить принципы правового регулирования в области охоты, выделив (по примеру российского законодателя) принцип применения орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород. 1.2. В числе ограничений и запретов на охоту необходимо закрепить следующие нормы: «Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных». 1.3. Пункт 62 проекта Указа дополнить следующими запретами на охоту: «запрещается охота с применением капканов; силков; сетей; клейких ловушек; устройств, убивающих электрическим токов; искусственных источников света, зеркал и другие ослепляющих устройств, приборов для освещения мишени, прицельные приспособления для ночной охоты с электронными лупами или преобразователями изображения, охота с воздушных судов, моторных средств передвижения, или водных судов на скорости, превышающей 5 км/ч».
ОБОСНОВАНИЕ: Помимо приведенных ранее доводов, полагаю необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства. 1. Подчеркнем, что в большинстве стран Европы капканы всех видов запрещены с 1982 года, когда вступила в силу Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2013 г. № 70 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе» Республика Беларусь присоединилась к вышеназванному документу со следующей оговоркой: «Республика Беларусь на основании статьи 22 Конвенции не будет применять: статью 8 в отношении следующих запрещенных методов добычи, отлова и других форм эксплуатации диких животных, указанных в приложении IV к Конвенции: капканов, сетей – при проведении охоты на обыкновенного бобра (Castor fiber), обыкновенную выдру (Lutra lutra), обыкновенную белку (Sciurus vulgaris), лесную куницу (Martes martes), каменную куницу (Martes foina), лесного хорька (Putorius (Mustela) putorius), обыкновенного волка (Canis lupus); полуавтоматического оружия с магазином, помещающим более двух патронов, - при проведении охоты на все виды охотничьих животных; устройств для освещения целей, прицельных приспособлений для ночной стрельбы с усилителем электронного изображения или преобразователем изображения, искусственных источников света - при проведении охоты на обыкновенного волка (Canis lupus), европейскую косулю (Capreolus capreolus), лося (Alces alces), благородного оленя (Cervus elaphus), европейскую лань (Cervus dama), пятнистого оленя (Cervus nipрon) в сроки охоты, когда она допускается в темное время суток; магнитофонов - при проведении охоты на все виды охотничьих животных; самолетов - при проведении охоты на обыкновенного волка; транспортных средств в движении - при проведении охоты на все виды охотничьих животных.». 2. Необходимо обратить внимание, что капканы относятся к неизбирательным орудиям охоты и в них попадают домашние животные, а также дикие животные, относящиеся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам диких животных: рыси, барсуки, черные аисты и другие. В свою очередь, это способствует систематическому нарушению Закона о животном мире и наносит непоправимый ущерб животному миру нашей страны. Капканы не отвечают принципам гуманности, поскольку способствуют резкому увеличению числа подранков и обречению животных на жестокую смерть. Применение капканов является формой жестокого обращения с животными, поскольку смерть животного наступает в течение длительного времени, смерти предшествуют длительные мучения, полученные травмы (увечья) сопряжены с причинением длительной боли. 3. Кроме того, применение капканов не соотносится с определением охота в проекте Указа, в основе которой взаимные активные действия «охотника» и «добычи», модель поведения охотника, дающая шанс животному спастись, не испытывая при этом страданий и мучений. «охота - поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьего животного, обитающего в условиях естественной свободы, а также нахождение в охотничьих угодьях и иных местах обитания охотничьего животного с орудиями охоты, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящих Правил, либо добыча дикого зверя и (или) птицы, не являющихся охотничьими, с использованием орудий и способов охоты». 4. В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) «жестокое обращение с дикими животными – добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, разрушение мест обитания диких животных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, побои, истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным». 5. Ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. При этом правоотношения по поводу обращения с содержащимися в неволе декоративными, домашними животными, а также дикими животными имеют одинаковую правовую природу. 6. Статья 15.45 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Исходя из смысла закона в судебной практике под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания. Истязание подразумевает систематичность осуществления таких действий или совершение их хотя бы один раз, но с расчетом на причинение особенно мучительной боли, физических страданий, носящих характер пытки». 7. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что несомненно относится к форме жестокого обращения с животными. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений. Таким образом, абз. 18 п. 2, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов допускает жестокое обращение с животными, что прямо противоречит принципу системности правового регулирования, в частности нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закону о животном мире.
2. Предложения и замечания по п. 45 проекта Указа «45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки, отстрел бродячих кошек и беспородных собак при любом законном нахождении в охотничьих угодьях в целях охоты. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению. Бродячими считаются кошки и беспородные собаки, находящиеся без владельцев в охотничьих угодьях далее 300 метров от населенного пункта».
Предлагаемая редакция: «45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению. Абзац второй п.45 исключить»
ОБОСНОВАНИЕ: 2.1. Неконституционность и ненаучность предлагаемой проектом нормы, нарушение прав собственности и правил логики. 2.2.Нарушение принципов гуманности и недопустимости жестокого обращения с животными. 2.3. Нарушение принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений и культуры сосуществования человека и животных; стабильности общественных отношений.
1. Не основано на законодательстве, правилах научности и логики произвольное, не имеющее научного обоснования, установление такого критерия как «нахождение без владельцев… далее 300 метров»: во-первых, для отнесения кошек и беспородных собак к «бродячим»; во-вторых, достаточным для их отстрела. В белорусском законодательстве, регулирующем правоотношения по поводу безнадзорных животных, оставшихся без владельцев, понятие «бродячее животное» отсутствует. Тем самым в проекте безосновательно используется данный термин. Критерии отнесения кошки или собаки к «бродячим» противоречат действующему законодательству и здравому смыслу. Нахождение животного в 300 м от населенного пункта само по себе не исключает наличие у него владельца (собственника) и тем более не дает оснований для его отстрела. Нормативная конкретизация отсутствует. Критерии, по которым установлено именно такое расстояние – 300 м (а не 250 м или 350 м, например), каким образом определяется исходная точка отсчета и тот факт, что собака является беспородной, особенно в условиях плохой видимости (туман, ночное время), не указаны. Отсутствие четких критериев создает условия для серьезных рисков безнаказанного злоупотребления данным правом. В свою очередь, наличие породы у собаки не дает преимущественного права на жизнь, а отсутствие породы нельзя расценивать в качестве критерия для отстрела. Предлагаемый в проекте Указа подход указывает на очевидное игнорирование принципов гуманного отношения к животным, в том числе закрепленных в гражданском и специальном законодательстве. К тому же отсутствие либо наличие породы у собаки не является доказательством ни ее безнадзорности, ни факта наличия у нее хозяева в данном населенном пункте. Кошка или собака могли потеряться, оказаться за пределами населенного пункта в результате испуга от выстрелов, производимых охотниками, испытывать состояние стресса от отсутствия хозяина и нахождения в неестественных для них условиях, поэтому демонстрировать бесконтрольность чужому для нее человеку. 2. Единственными критериями и основаниями для применения насилия к животному в подобной ситуации является наличная и действительная угроза жизни. При этом отметим, что к поведению кошки это вообще относиться не может. 3. Нахождение кошки или собаки в пределах охотничьего угодия не дает оснований для вывода о том, что эти животные могут быть отнесены к охотничьему ресурсу, неподконтрольны человеку и подлежат отстрелу. Кошки и собаки, независимо от их пород, – это домашние животные, которые становятся безнадзорными именно в результате недобросовестного поведения людей. В связи с этим фактически легализованный отстрел в охотничьих угодиях любой кошки или собаки, за исключением породистой, не отвечает принципу гуманности и недопустимости жестокого отношения с животными, на которых и должно быть основано правовое регулирование в сфере охоты. 4. Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; неприкосновенность собственности охраняются законом. Гарантировано, что принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. В соответствии со ст. 137 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) к животным применяются правила об имуществе «постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. Статьи 231–232 ГК регламентируют порядок обращения с безнадзорными домашними животными и приобретения права собственности на них – только по истечении шести месяцев с момента их задержания и необнаружения собственника. Буквальное толкование этих норм позволяет сделать вывод о недопустимости в течение как минимум полугода умерщвления безнадзорных домашних животных. 5. Порядок отлова безнадзорных животных в Беларуси определяется «Правилми содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил предписывает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». 6. В свою очередь, деятельность организаций, осуществляющих отлов безнадзорных животных, регламентируется «Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 23 (далее – Положение). Подпункт 5.1. Положения предусматривает соблюдение специалистами по отлову животных принципов гуманности при отлове и транспортировке животных. Подпункт 5.2. допускает возможность отлов безнадзорных собак, кошек лишь при помощи обездвиживающих препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, сетей, сачков, ловушек, а также других средств и приспособлений, не наносящих вреда здоровью животных и физических травм. Согласно пункта 14 Положения «В исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834». Подобное решение местных исполнительных и распорядительных органов оформляется соответствующим локальным нормативным правовым актом с обоснованиями целесообразности применения отстрела (угроза распространения бешенства, выраженная агрессия животного). Подчеркнем, что в каждом случае принятия подомного нормативного правового акта он проходит необходимые процедуры согласования в Министерстве юстиции Республики Беларусь. 7. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений. 8. Изложенное свидетельствует о том, что проектом – документом, который не является специальным в части правоотношений, связанных с безнадзорными животными, – предполагается установить нормы, противоречащие специальным нормам законодательства. 9. На основании перечисленного законным и обоснованным считаем исключение из редакции п. 45 Проекта слов «отстрел бродячих кошек и беспородных собак», а также абз. 2 п. 45.
3. Предложения и замечания по п. 57 проекта Указа «57. Гражданам независимо от наличия у них документов на право охоты разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов. Под общеопасным способом понимается способ, характеризующийся большой разрушительной силой или иным образом создающий опасность гибели людей, причинения телесных повреждений, иных тяжких последствий (взрыв, поджог, затопление и другое)».
Предлагаемая редакция: «57. Гражданам независимо от наличия у них документов на право охоты разрешается добыча или уничтожение способами, не являющиеся общеопасными, не противоречащими принципам гуманности, волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью гражданам, причинению ими существенного вреда имуществу.». Обоснование: Пункт 57, разрешающий гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов, независимо от поведения животного и наличного либо потенциального вреда от него, легализует в том числе жестокое обращение с животными.
06.05.2020 18:29:26
Екатерина Пацкевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
0
Пункт 57 из проекта Указа необходимо исключить. Данным пунктом установлено, что гражданам разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов. Пункт 57 является незаконным, поскольку противоречит ст.137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, устанавливающей, что к животным применяются правила об имуществе. Частью 2 ст.137 ГК установлено, что «при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности». За жестокое обращение с животными в Республике Беларусь предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность. В то же время, невзирая на ст.137 Гражданского Кодекса, на нормы УК и КоАП, устанавливающие уголовную и административную ответственность за жестокое обращение с животными, разработчики проекта Указа легализуют в пункте 57 жестокое обращение с животными, разрешая гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов.
06.05.2020 18:32:16
German
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Указ "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства" должен быть пересмотрен, т.к. его текущее состояние не только не гуманно, но и противоречит текущему законодательству.
Если быть конкретным, то норма об отстреле собак и котов в целях охоты противоречит «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила).
Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты.
Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. Но в данном случае — ни системности, ни комплексности, один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные?
Также не понятно, как охотники будут "определять", бежит породистая собака или беспородная? Некоторые овчарки, например, издалека напоминают больших дворняг. А метисы разных пород считаются беспородными? А как быть с кошками, чьи породы многим просто не известны?
Понятно одно — данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях в целях охоты. Это вообще нельзя назвать охотой — это бесчеловечно и дико, такого просто не должно быть в 21 веке.
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
Общественное обсуждение
518Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 18:26:01
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 18:27:22
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 18:27:51
Пользователь
НОВИЧОКДанная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила).
Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов.
Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты.
Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная?
Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 18:28:26
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 18:28:34
Пользователь
НОВИЧОКПроект правового акта:
Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 24 апреля 2020 г. по 6 мая 2020 г.
06.05.2020 18:29:03
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 18:29:26
Юрист
НОВИЧОКИзучив названный проект Указа, считаю необходимым высказать следующие наиболее актуальные замечания и предложения на нормы, противоречащие Конституции Республики Беларусь, правовой доктрине, защите животных, принципам гуманизма и недопущению жестокого обращения с животными, не способствующие формировании культуры гуманности к животным.
Предложения и замечания на проект Указа Президента Республики Беларусь и новой редакции Указа Президента Республики Беларусь «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» (далее – проект Указа):
1. Проект Указа не может быть принят в предлагаемой редакции, поскольку в нем не сформулированы принципы правового регулирования в области охоты. В тексте проекта Указа даже не упоминается такой ключевой принцип как гуманное отношение к животным и требования по их защите от жестокого обращения.
Не учтены международные стандарты, Конвенции и прогрессивный зарубежный опыт.
Необходимо обратить внимание также на положения Модельного закона «Об ответственном обращении с животными», утвержденного постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 27.03.2017.
Так, согласно абз. 1 ст. 14 Модельного закона, нормативными правовыми актами органов государственной власти и муниципальными правовыми актами в области охоты, рыбной ловли и иной добычи диких животных в условиях естественной свободы устанавливаются требования по защите животных от жестокого обращения, в том числе с учетом местных особенностей и традиций.
В соответствии с абз. 2, исходя из необходимости предотвращения жестокого обращения с животными, органы государственной власти, уполномоченные в области регулирования отношений, связанных с охотой, рыбной ловлей и иной добычей диких животных в условиях естественной свободы, вправе устанавливать запреты и ограничения на указанную деятельность.
Предложения:
1.1. В проекте Указа необходимо закрепить принципы правового регулирования в области охоты, выделив (по примеру российского законодателя) принцип применения орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород.
1.2. В числе ограничений и запретов на охоту необходимо закрепить следующие нормы: «Орудия охоты и способы охоты должны соответствовать международным стандартам на гуманный отлов диких животных».
1.3. Пункт 62 проекта Указа дополнить следующими запретами на охоту: «запрещается охота с применением капканов; силков; сетей; клейких ловушек; устройств, убивающих электрическим токов; искусственных источников света, зеркал и другие ослепляющих устройств, приборов для освещения мишени, прицельные приспособления для ночной охоты с электронными лупами или преобразователями изображения, охота с воздушных судов, моторных средств передвижения, или водных судов на скорости, превышающей 5 км/ч».
ОБОСНОВАНИЕ:
Помимо приведенных ранее доводов, полагаю необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
1. Подчеркнем, что в большинстве стран Европы капканы всех видов запрещены с 1982 года, когда вступила в силу Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.
Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2013 г. № 70 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе» Республика Беларусь присоединилась к вышеназванному документу со следующей оговоркой:
«Республика Беларусь на основании статьи 22 Конвенции не будет применять:
статью 8 в отношении следующих запрещенных методов добычи, отлова и других форм эксплуатации диких животных, указанных в приложении IV к Конвенции:
капканов, сетей – при проведении охоты на обыкновенного бобра (Castor fiber), обыкновенную выдру (Lutra lutra), обыкновенную белку (Sciurus vulgaris), лесную куницу (Martes martes), каменную куницу (Martes foina), лесного хорька (Putorius (Mustela) putorius), обыкновенного волка (Canis lupus);
полуавтоматического оружия с магазином, помещающим более двух патронов, - при проведении охоты на все виды охотничьих животных;
устройств для освещения целей, прицельных приспособлений для ночной стрельбы с усилителем электронного изображения или преобразователем изображения, искусственных источников света - при проведении охоты на обыкновенного волка (Canis lupus), европейскую косулю (Capreolus capreolus), лося (Alces alces), благородного оленя (Cervus elaphus), европейскую лань (Cervus dama), пятнистого оленя (Cervus nipрon) в сроки охоты, когда она допускается в темное время суток;
магнитофонов - при проведении охоты на все виды охотничьих животных;
самолетов - при проведении охоты на обыкновенного волка;
транспортных средств в движении - при проведении охоты на все виды охотничьих животных.».
2. Необходимо обратить внимание, что капканы относятся к неизбирательным орудиям охоты и в них попадают домашние животные, а также дикие животные, относящиеся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам диких животных: рыси, барсуки, черные аисты и другие. В свою очередь, это способствует систематическому нарушению Закона о животном мире и наносит непоправимый ущерб животному миру нашей страны.
Капканы не отвечают принципам гуманности, поскольку способствуют резкому увеличению числа подранков и обречению животных на жестокую смерть.
Применение капканов является формой жестокого обращения с животными, поскольку смерть животного наступает в течение длительного времени, смерти предшествуют длительные мучения, полученные травмы (увечья) сопряжены с причинением длительной боли.
3. Кроме того, применение капканов не соотносится с определением охота в проекте Указа, в основе которой взаимные активные действия «охотника» и «добычи», модель поведения охотника, дающая шанс животному спастись, не испытывая при этом страданий и мучений.
«охота - поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьего животного, обитающего в условиях естественной свободы, а также нахождение в охотничьих угодьях и иных местах обитания охотничьего животного с орудиями охоты, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 настоящих Правил, либо добыча дикого зверя и (или) птицы, не являющихся охотничьими, с использованием орудий и способов охоты».
4. В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) «жестокое обращение с дикими животными – добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, разрушение мест обитания диких животных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, побои, истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».
5. Ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.
При этом правоотношения по поводу обращения с содержащимися в неволе декоративными, домашними животными, а также дикими животными имеют одинаковую правовую природу.
6. Статья 15.45 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных».
Исходя из смысла закона в судебной практике под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания. Истязание подразумевает систематичность осуществления таких действий или совершение их хотя бы один раз, но с расчетом на причинение особенно мучительной боли, физических страданий, носящих характер пытки».
7. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что несомненно относится к форме жестокого обращения с животными.
Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
Таким образом, абз. 18 п. 2, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов допускает жестокое обращение с животными, что прямо противоречит принципу системности правового регулирования, в частности нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закону о животном мире.
2. Предложения и замечания по п. 45 проекта Указа
«45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки, отстрел бродячих кошек и беспородных собак при любом законном нахождении в охотничьих угодьях в целях охоты. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению.
Бродячими считаются кошки и беспородные собаки, находящиеся без владельцев в охотничьих угодьях далее 300 метров от населенного пункта».
Предлагаемая редакция:
«45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению.
Абзац второй п.45 исключить»
ОБОСНОВАНИЕ:
2.1. Неконституционность и ненаучность предлагаемой проектом нормы, нарушение прав собственности и правил логики.
2.2.Нарушение принципов гуманности и недопустимости жестокого обращения с животными.
2.3. Нарушение принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений и культуры сосуществования человека и животных; стабильности общественных отношений.
1. Не основано на законодательстве, правилах научности и логики произвольное, не имеющее научного обоснования, установление такого критерия как «нахождение без владельцев… далее 300 метров»:
во-первых, для отнесения кошек и беспородных собак к «бродячим»;
во-вторых, достаточным для их отстрела.
В белорусском законодательстве, регулирующем правоотношения по поводу безнадзорных животных, оставшихся без владельцев, понятие «бродячее животное» отсутствует. Тем самым в проекте безосновательно используется данный термин. Критерии отнесения кошки или собаки к «бродячим» противоречат действующему законодательству и здравому смыслу.
Нахождение животного в 300 м от населенного пункта само по себе не исключает наличие у него владельца (собственника) и тем более не дает оснований для его отстрела.
Нормативная конкретизация отсутствует. Критерии, по которым установлено именно такое расстояние – 300 м (а не 250 м или 350 м, например), каким образом определяется исходная точка отсчета и тот факт, что собака является беспородной, особенно в условиях плохой видимости (туман, ночное время), не указаны. Отсутствие четких критериев создает условия для серьезных рисков безнаказанного злоупотребления данным правом.
В свою очередь, наличие породы у собаки не дает преимущественного права на жизнь, а отсутствие породы нельзя расценивать в качестве критерия для отстрела. Предлагаемый в проекте Указа подход указывает на очевидное игнорирование принципов гуманного отношения к животным, в том числе закрепленных в гражданском и специальном законодательстве. К тому же отсутствие либо наличие породы у собаки не является доказательством ни ее безнадзорности, ни факта наличия у нее хозяева в данном населенном пункте.
Кошка или собака могли потеряться, оказаться за пределами населенного пункта в результате испуга от выстрелов, производимых охотниками, испытывать состояние стресса от отсутствия хозяина и нахождения в неестественных для них условиях, поэтому демонстрировать бесконтрольность чужому для нее человеку.
2. Единственными критериями и основаниями для применения насилия к животному в подобной ситуации является наличная и действительная угроза жизни. При этом отметим, что к поведению кошки это вообще относиться не может.
3. Нахождение кошки или собаки в пределах охотничьего угодия не дает оснований для вывода о том, что эти животные могут быть отнесены к охотничьему ресурсу, неподконтрольны человеку и подлежат отстрелу. Кошки и собаки, независимо от их пород, – это домашние животные, которые становятся безнадзорными именно в результате недобросовестного поведения людей. В связи с этим фактически легализованный отстрел в охотничьих угодиях любой кошки или собаки, за исключением породистой, не отвечает принципу гуманности и недопустимости жестокого отношения с животными, на которых и должно быть основано правовое регулирование в сфере охоты.
4. Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; неприкосновенность собственности охраняются законом. Гарантировано, что принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
В соответствии со ст. 137 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) к животным применяются правила об имуществе «постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта.
Статьи 231–232 ГК регламентируют порядок обращения с безнадзорными домашними животными и приобретения права собственности на них – только по истечении шести месяцев с момента их задержания и необнаружения собственника. Буквальное толкование этих норм позволяет сделать вывод о недопустимости в течение как минимум полугода умерщвления безнадзорных домашних животных.
5. Порядок отлова безнадзорных животных в Беларуси определяется «Правилми содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила).
Пункт 19 Правил предписывает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников».
6. В свою очередь, деятельность организаций, осуществляющих отлов безнадзорных животных, регламентируется «Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 23 (далее – Положение).
Подпункт 5.1. Положения предусматривает соблюдение специалистами по отлову животных принципов гуманности при отлове и транспортировке животных.
Подпункт 5.2. допускает возможность отлов безнадзорных собак, кошек лишь при помощи обездвиживающих препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, сетей, сачков, ловушек, а также других средств и приспособлений, не наносящих вреда здоровью животных и физических травм.
Согласно пункта 14 Положения «В исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834».
Подобное решение местных исполнительных и распорядительных органов оформляется соответствующим локальным нормативным правовым актом с обоснованиями целесообразности применения отстрела (угроза распространения бешенства, выраженная агрессия животного). Подчеркнем, что в каждом случае принятия подомного нормативного правового акта он проходит необходимые процедуры согласования в Министерстве юстиции Республики Беларусь.
7. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
8. Изложенное свидетельствует о том, что проектом – документом, который не является специальным в части правоотношений, связанных с безнадзорными животными, – предполагается установить нормы, противоречащие специальным нормам законодательства.
9. На основании перечисленного законным и обоснованным считаем исключение из редакции п. 45 Проекта слов «отстрел бродячих кошек и беспородных собак», а также абз. 2 п. 45.
3. Предложения и замечания по п. 57 проекта Указа
«57. Гражданам независимо от наличия у них документов на право охоты разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов.
Под общеопасным способом понимается способ, характеризующийся большой разрушительной силой или иным образом создающий опасность гибели людей, причинения телесных повреждений, иных тяжких последствий (взрыв, поджог, затопление и другое)».
Предлагаемая редакция:
«57. Гражданам независимо от наличия у них документов на право охоты разрешается добыча или уничтожение способами, не являющиеся общеопасными, не противоречащими принципам гуманности, волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью гражданам, причинению ими существенного вреда имуществу.».
Обоснование:
Пункт 57, разрешающий гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов, независимо от поведения животного и наличного либо потенциального вреда от него, легализует в том числе жестокое обращение с животными.
06.05.2020 18:29:26
Пользователь
НОВИЧОКДанным пунктом установлено, что гражданам разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов. Пункт 57 является незаконным, поскольку противоречит ст.137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, устанавливающей, что к животным применяются правила об имуществе. Частью 2 ст.137 ГК установлено, что «при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности». За жестокое обращение с животными в Республике Беларусь предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность. В то же время, невзирая на ст.137 Гражданского Кодекса, на нормы УК и КоАП, устанавливающие уголовную и административную ответственность за жестокое обращение с животными, разработчики проекта Указа легализуют в пункте 57 жестокое обращение с животными, разрешая гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов.
06.05.2020 18:32:16
Пользователь
НОВИЧОКЕсли быть конкретным, то норма об отстреле собак и котов в целях охоты противоречит «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила).
Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников».
Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты.
Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. Но в данном случае — ни системности, ни комплексности, один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные?
Также не понятно, как охотники будут "определять", бежит породистая собака или беспородная? Некоторые овчарки, например, издалека напоминают больших дворняг. А метисы разных пород считаются беспородными? А как быть с кошками, чьи породы многим просто не известны?
Понятно одно — данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях в целях охоты. Это вообще нельзя назвать охотой — это бесчеловечно и дико, такого просто не должно быть в 21 веке.
06.05.2020 18:32:30
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться