Редакция п. 57 в проекте Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – проект): 57. Гражданам независимо от наличия у них документов на право охоты разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов. Под общеопасным способом понимается способ, характеризующийся большой разрушительной силой или иным образом создающий опасность гибели людей, причинения телесных повреждений, иных тяжких последствий (взрыв, поджог, затопление и другое).
Предлагаемая редакция: 57. Исключить.
Обоснование: 1. Ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что «к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности». При этом правоотношения по поводу обращения с содержащимися в неволе декоративными, домашними животными а также дикими животными имеют одинаковую правовую природу.
2. Статья 15.45 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Причем правоприменительная практика по упомянутой статье, а также смысл закона под увечьем предполагает понимать «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания. Истязание подразумевает систематичность осуществления таких действий или совершение их хотя бы один раз, но с расчетом на причинение особенно мучительной боли, физических страданий, носящих характер пытки».
3. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
4. Таким образом, п. 57, разрешающий гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов допускает в том числе жестокое обращение с животными, что прямо противоречит ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Подчеркнем, что не получая своевременной и должной оценки, жестокость становится чертой характера, порождает агрессию и в отношении людей. Согласно данным ФБР и Института психиатрии имени Сербского, свыше 85 % лиц, совершающих тяжкие преступления против личности, начинали с издевательств над животными.
5. На основании вышеизложенного законным и обоснованным считаем исключение из Проекта п. 57.
06.05.2020 14:33:45
Светлана Землянская
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
1
Редакция п. 45 в проекте Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – проект): 45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки, отстрел бродячих кошек и беспородных собак при любом законном нахождении в охотничьих угодьях в целях охоты. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению. Бродячими считаются кошки и беспородные собаки, находящиеся без владельцев в охотничьих угодьях далее 300 метров от населенного пункта.
Предлагаемая редакция: 45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению.
Обоснование: 1. Ст.ст. 231–232 Гражданского Кодекса Республики Беларусь регламентируют порядок обращения с безнадзорными домашними животными и приобретения права собственности на них – только по истечении шести месяцев с момента их задержания и необнаружения собственника. Буквальное толкование этих норм позволяет сделать вывод о недопустимости в течение как минимум полугода умерщвления безнадзорных домашних животных.
2. Порядок отлова безнадзорных животных в Беларуси определяется «Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил предписывает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников».
3. В свою очередь деятельность организаций, осуществляющих отлов безнадзорных животных, регламентируется «Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 23 (далее – Положение). Подпункт 5.1. Положения предусматривает соблюдение специалистами по отлову животных принципов гуманности при отлове и транспортировке животных; пп. 5.2. – регламентирует отлов безнадзорных собак, кошек лишь при помощи обездвиживающих препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, сетей, сачков, ловушек, а также других средств и приспособлений, не наносящих вреда здоровью животных и физических травм. Пункт 14 Положения допускает «В исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834». Подобное решение местных исполнительных и распорядительных органов оформляется соответствующим локальным нормативным правовым актом с обоснованиями целесообразности применения отстрела (угроза распространения бешенства, выраженная агрессия животного). Подчеркнем, что в каждом случае принятия подомного нормативного правового акта он проходит необходимые процедуры согласования в Министерстве юстиции Республики Беларусь.
4. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
5. Из вышеизложенного следует, что Проектом – документом, который не является специальным в части правоотношений, связанных с безнадзорными животными, – предполагается установить нормы, противоречащие специальным нормам, а также вышестоящим нормативным правовым актам Республики Беларусь, в частности Гражданскому Кодексу Республики Беларусь.
6. На основании перечисленного законным и обоснованным считаем исключение из редакции п. 45 Проекта слова «отстрел бродячих кошек и беспородных собак», а также абз. 2 п. 45.
06.05.2020 14:37:39
Светлана Землянская
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
1
Редакция п. 2 в проекте Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – проект): Абзац 18 п. 2 орудия охоты – оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, капканы и другие ловушки, а также используемые для охоты патроны, транспортные и другие средства; Предлагаемая редакция: Абзац 18 п. 2 орудия охоты – оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, ловушки, а также используемые для охоты патроны, транспортные и другие средства;
Обоснование: 1. Ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что «к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности». При этом правоотношения по поводу обращения с содержащимися в неволе декоративными, домашними животными а также дикими животными имеют одинаковую правовую природу.
2. Статья 15.45 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Исходя из правоприменительной практики по упомянутой статье, а также смысла закона под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания. Истязание подразумевает систематичность осуществления таких действий или совершение их хотя бы один раз, но с расчетом на причинение особенно мучительной боли, физических страданий, носящих характер пытки».
3. В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) «жестокое обращение с дикими животными – добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, разрушение мест обитания диких животных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, побои, истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».
4. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что несомненно подпадает под определение жестокого обращения с животными. Таким образом, абз. 18 п. 2, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов допускает жестокое обращение с животными, что прямо противоречит вышестоящим нормативным правовым актам Республики Беларусь, в частности Гражданскому Кодексу Республики Беларусь и Закону о животном мире.
5. Подчеркнем, что в большинстве стран Европы капканы всех видов запрещены с 1982 года, когда вступила в силу Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2013 г. № 70 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе» Республика Беларусь присоединилась к вышеназванному документу со следующей оговоркой: «Республика Беларусь на основании статьи 22 Конвенции не будет применять: статью 8 в отношении следующих запрещенных методов добычи, отлова и других форм эксплуатации диких животных, указанных в приложении IV к Конвенции: капканов, сетей – при проведении охоты на обыкновенного бобра (Castor fiber), обыкновенную выдру (Lutra lutra), обыкновенную белку (Sciurus vulgaris), лесную куницу (Martes martes), каменную куницу (Martes foina), лесного хорька (Putorius (Mustela) putorius), обыкновенного волка (Canis lupus)». Однако, поскольку капканы относятся к неизбирательным орудиям охоты, в них попадают домашние животные, а также дикие животные, относящиеся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам диких животных: рыси, барсуки, черные аисты и другие – что, во-первых, способствует систематическому нарушению Закона о животном мире, а во-вторых, наносит непоправимый ущерб животному миру нашей страны.
6. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
7. На основании вышеизложенного законным и обоснованным считаем исключение капканов из дефиниции «орудия охоты», предлагаемой в Проекте.
06.05.2020 14:38:11
Илья
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Для чего этот отстрел? Ради развлечения?
В пункте 2, абзац 18, проекта Указа перечислены орудия охоты. Это: оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, капканы и другие ловушки. Необходимо убрать «капканы» из орудий охоты. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что относится к форме жестокого обращения с животными. Действующими Законами Республики Беларусь предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными, в частности ст.15.45 КоАП определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Исходя из смысла закона в судебной практике Республики Беларусь, под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания». Таким образом, разработчики проекта Указа вводят в проект норму, являющуюся правонарушением, за которое предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Необходимо разработчикам проекта напомнить о том, в Республике Беларусь существует Закона Республики Беларусь «О животном мире» , согласно которого «жестокое обращение с дикими животными – это добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, … истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным». Таким образом, абз. 18 пункта 2 проекта Указа, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов не только допускает жестокое обращение с животными, но и противоречит принципу системности правового регулирования, в частности нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закону «О животном мире».
06.05.2020 14:49:27
Жанна Лашкевич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Я служу в театре для детей и юношества (драматург, театральный критик, переводчик). Со сцены убеждаем любить природу, убирать за собой мусор, заботиться о животных. Преуспеваем - - спектакли имеют успех, нашим персонажам сопереживают зрители. А потом... Выходят из театра и им предлагают поохотится на котиков-собачек? Капкан поставить на лисичку? Уток пострелять? Да, да, шестнадцатилетние -- это наши зрители и многие из них высказываются против охоты в принципе (в нашем театре со зрителями часто разговаривают и до, и после спектакля). Даже дети понимают, что охота - не хобби, а современное оружие превращает её в живодёрство.
06.05.2020 14:54:14
Анна Потапович
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Модератор новостей,
Указ "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства" станет похож на "развлечение для живодеров"! Стрелять в котов и собак, жестоко убивать животных любыми методами,- новый вид жестокости.
!
Пункт 45 Пункт 45, касающийся отсретрела бродячих животных
Пункт 57 Пункт 57, касающийся уничтожения животных
Пункт 2 Пункт 2, касающийся капканов
Дополнительные пункты в разработке Следите за обновлениями
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная? Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 14:59:44
Ия Евдокимович
Пользователь
НОВИЧОК
0
10.2
0
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная? Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 15:02:34
Ия Евдокимович
Пользователь
НОВИЧОК
0
10.2
0
Пункт 57 из проекта Указа необходимо исключить. Данным пунктом установлено, что гражданам разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов. Пункт 57 является незаконным, поскольку противоречит ст.137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, устанавливающей, что к животным применяются правила об имуществе. Частью 2 ст.137 ГК установлено, что «при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности». За жестокое обращение с животными в Республике Беларусь предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность. В то же время, невзирая на ст.137 Гражданского Кодекса, на нормы УК и КоАП, устанавливающие уголовную и административную ответственность за жестокое обращение с животными, разработчики проекта Указа легализуют в пункте 57 жестокое обращение с животными, разрешая гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов
06.05.2020 15:04:01
Екатерина Шибковская
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.0
0
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пора уже стать более цивилизованными и исключить живодёрство!
06.05.2020 15:04:48
Ия Евдокимович
Пользователь
НОВИЧОК
0
10.2
0
В пункте 2, абзац 18, проекта Указа перечислены орудия охоты. Это: оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, капканы и другие ловушки. Необходимо убрать «капканы» из орудий охоты. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что относится к форме жестокого обращения с животными. Действующими Законами Республики Беларусь предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными, в частности ст.15.45 КоАП определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Исходя из смысла закона в судебной практике Республики Беларусь, под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания». Таким образом, разработчики проекта Указа вводят в проект норму, являющуюся правонарушением, за которое предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Необходимо разработчикам проекта напомнить о том, в Республике Беларусь существует Закона Республики Беларусь «О животном мире» , согласно которого «жестокое обращение с дикими животными – это добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, … истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным». Таким образом, абз. 18 пункта 2 проекта Указа, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов не только допускает жестокое обращение с животными, но и противоречит принципу системности правового регулирования, в частности нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закону «О животном мире».
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
Общественное обсуждение
518Пользователь
НОВИЧОКРеспублики Беларусь «Об изменении Указа Президента
Республики Беларусь» (далее – проект):
57. Гражданам независимо от наличия у них документов на право охоты разрешается добыча или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов.
Под общеопасным способом понимается способ, характеризующийся большой разрушительной силой или иным образом создающий опасность гибели людей, причинения телесных повреждений, иных тяжких последствий (взрыв, поджог, затопление и другое).
Предлагаемая редакция:
57. Исключить.
Обоснование:
1. Ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что «к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта.
При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности».
При этом правоотношения по поводу обращения с содержащимися в неволе декоративными, домашними животными а также дикими животными имеют одинаковую правовую природу.
2. Статья 15.45 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных».
Причем правоприменительная практика по упомянутой статье, а также смысл закона под увечьем предполагает понимать «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания. Истязание подразумевает систематичность осуществления таких действий или совершение их хотя бы один раз, но с расчетом на причинение особенно мучительной боли, физических страданий, носящих характер пытки».
3. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
4. Таким образом, п. 57, разрешающий гражданам добычу или уничтожение любыми способами (кроме общеопасных) волков, шакалов, лисиц, енотовидных собак, зашедших на территорию населенных пунктов допускает в том числе жестокое обращение с животными, что прямо противоречит ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.
Подчеркнем, что не получая своевременной и должной оценки, жестокость становится чертой характера, порождает агрессию и в отношении людей. Согласно данным ФБР и Института психиатрии имени Сербского, свыше 85 % лиц, совершающих тяжкие преступления против личности, начинали с издевательств над животными.
5. На основании вышеизложенного законным и обоснованным считаем исключение из Проекта п. 57.
06.05.2020 14:33:45
Пользователь
НОВИЧОКРеспублики Беларусь «Об изменении Указа Президента
Республики Беларусь» (далее – проект):
45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки, отстрел бродячих кошек и беспородных собак при любом законном нахождении в охотничьих угодьях в целях охоты. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению.
Бродячими считаются кошки и беспородные собаки, находящиеся без владельцев в охотничьих угодьях далее 300 метров от населенного пункта.
Предлагаемая редакция:
45. Охотникам разрешается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, вороны серой и сороки. При этом запрещается использовать орудия и способы охоты, которые не предусмотрены в данные сроки для охоты на охотничьих животных, добычу которых может осуществлять охотник в соответствии с охотничьей путевкой и (или) разрешением и охотничьей путевкой к разрешению.
Обоснование:
1. Ст.ст. 231–232 Гражданского Кодекса Республики Беларусь регламентируют порядок обращения с безнадзорными домашними животными и приобретения права собственности на них – только по истечении шести месяцев с момента их задержания и необнаружения собственника. Буквальное толкование этих норм позволяет сделать вывод о недопустимости в течение как минимум полугода умерщвления безнадзорных домашних животных.
2. Порядок отлова безнадзорных животных в Беларуси определяется «Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила).
Пункт 19 Правил предписывает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников».
3. В свою очередь деятельность организаций, осуществляющих отлов безнадзорных животных, регламентируется «Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. № 23 (далее – Положение).
Подпункт 5.1. Положения предусматривает соблюдение специалистами по отлову животных принципов гуманности при отлове и транспортировке животных;
пп. 5.2. – регламентирует отлов безнадзорных собак, кошек лишь при помощи обездвиживающих препаратов, зарегистрированных в Республике Беларусь, сетей, сачков, ловушек, а также других средств и приспособлений, не наносящих вреда здоровью животных и физических травм.
Пункт 14 Положения допускает «В исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов допускается отстрел безнадзорных животных в соответствии с Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834».
Подобное решение местных исполнительных и распорядительных органов оформляется соответствующим локальным нормативным правовым актом с обоснованиями целесообразности применения отстрела (угроза распространения бешенства, выраженная агрессия животного). Подчеркнем, что в каждом случае принятия подомного нормативного правового акта он проходит необходимые процедуры согласования в Министерстве юстиции Республики Беларусь.
4. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
5. Из вышеизложенного следует, что Проектом – документом, который не является специальным в части правоотношений, связанных с безнадзорными животными, – предполагается установить нормы, противоречащие специальным нормам, а также вышестоящим нормативным правовым актам Республики Беларусь, в частности Гражданскому Кодексу Республики Беларусь.
6. На основании перечисленного законным и обоснованным считаем исключение из редакции п. 45 Проекта слова «отстрел бродячих кошек и беспородных собак», а также абз. 2 п. 45.
06.05.2020 14:37:39
Пользователь
НОВИЧОКРеспублики Беларусь «Об изменении Указа Президента
Республики Беларусь» (далее – проект):
Абзац 18 п. 2 орудия охоты – оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, капканы и другие ловушки, а также используемые для охоты патроны, транспортные и другие средства;
Предлагаемая редакция:
Абзац 18 п. 2 орудия охоты – оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, ловушки, а также используемые для охоты патроны, транспортные и другие средства;
Обоснование:
1. Ст. 137 Гражданского Кодекса Республики Беларусь предусматривает, что «к животным применяются правила об имуществе постольку, поскольку иное не установлено законодательством и не вытекает из особенностей этого объекта.
При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности».
При этом правоотношения по поводу обращения с содержащимися в неволе декоративными, домашними животными а также дикими животными имеют одинаковую правовую природу.
2. Статья 15.45 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных».
Исходя из правоприменительной практики по упомянутой статье, а также смысла закона под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания. Истязание подразумевает систематичность осуществления таких действий или совершение их хотя бы один раз, но с расчетом на причинение особенно мучительной боли, физических страданий, носящих характер пытки».
3. В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) «жестокое обращение с дикими животными – добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, разрушение мест обитания диких животных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, побои, истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».
4. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что несомненно подпадает под определение жестокого обращения с животными.
Таким образом, абз. 18 п. 2, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов допускает жестокое обращение с животными, что прямо противоречит вышестоящим нормативным правовым актам Республики Беларусь, в частности Гражданскому Кодексу Республики Беларусь и Закону о животном мире.
5. Подчеркнем, что в большинстве стран Европы капканы всех видов запрещены с 1982 года, когда вступила в силу Бернская конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.
Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2013 г. № 70 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе» Республика Беларусь присоединилась к вышеназванному документу со следующей оговоркой:
«Республика Беларусь на основании статьи 22 Конвенции не будет применять:
статью 8 в отношении следующих запрещенных методов добычи, отлова и других форм эксплуатации диких животных, указанных в приложении IV к Конвенции:
капканов, сетей – при проведении охоты на обыкновенного бобра (Castor fiber), обыкновенную выдру (Lutra lutra), обыкновенную белку (Sciurus vulgaris), лесную куницу (Martes martes), каменную куницу (Martes foina), лесного хорька (Putorius (Mustela) putorius), обыкновенного волка (Canis lupus)».
Однако, поскольку капканы относятся к неизбирательным орудиям охоты, в них попадают домашние животные, а также дикие животные, относящиеся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам диких животных: рыси, барсуки, черные аисты и другие – что, во-первых, способствует систематическому нарушению Закона о животном мире, а во-вторых, наносит непоправимый ущерб животному миру нашей страны.
6. Согласно абз. 9 и 10 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений; стабильности правового регулирования общественных отношений.
7. На основании вышеизложенного законным и обоснованным считаем исключение капканов из дефиниции «орудия охоты», предлагаемой в Проекте.
06.05.2020 14:38:11
Пользователь
НОВИЧОКВ пункте 2, абзац 18, проекта Указа перечислены орудия охоты. Это: оружие, охотничьи собаки, ловчие птицы, капканы и другие ловушки. Необходимо убрать «капканы» из орудий охоты. Жертвы капканов получают увечья, несовместимые с жизнью и умирают длительно в страшных мучениях, что относится к форме жестокого обращения с животными. Действующими Законами Республики Беларусь предусмотрена ответственность за жестокое обращение с животными, в частности ст.15.45 КоАП определяет под жестоким обращением с животными «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных». Исходя из смысла закона в судебной практике Республики Беларусь, под увечьем понимается «такое повреждение животного, которое связано с нарушением его анатомической целостности, наносящее ущерб внешнему виду или функциям живого организма», а под истязанием – «совершение различных насильственных действий в отношении животных, вызывающих продолжительную боль и страдания». Таким образом, разработчики проекта Указа вводят в проект норму, являющуюся правонарушением, за которое предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Необходимо разработчикам проекта напомнить о том, в Республике Беларусь существует Закона Республики Беларусь «О животном мире» , согласно которого «жестокое обращение с дикими животными – это добыча диких животных, находящихся в бедственном положении, … истязание диких животных и иные действия (бездействие), противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным». Таким образом, абз. 18 пункта 2 проекта Указа, разрешающий гражданам добычу диких животных с помощью капканов не только допускает жестокое обращение с животными, но и противоречит принципу системности правового регулирования, в частности нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь и Закону «О животном мире».
06.05.2020 14:49:27
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 14:54:14
Пользователь
НОВИЧОКУказ "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства" станет похож на "развлечение для живодеров"!
Стрелять в котов и собак, жестоко убивать животных любыми методами,- новый вид жестокости.
!
Пункт 45
Пункт 45, касающийся отсретрела бродячих животных
Пункт 57
Пункт 57, касающийся уничтожения животных
Пункт 2
Пункт 2, касающийся капканов
Дополнительные пункты в разработке
Следите за обновлениями
Необходимо исключить из пункта 45 Проекта Указа норму о том, что, в целях охоты, допускается отстрел бродячих кошек и беспородных собак, при любом их законном нахождении в охотничьих угодьях. Данная норма об отстреле собак и котов в целях охоты, противоречит действующему законодательству Республики Беларусь, то есть «Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834 (далее – Правила). Пункт 19 Правил устанавливает, что «отловом собак, кошек в населенных пунктах занимаются определенные местными исполнительными и распорядительными органами организации, в которых создаются бригады из проинструктированных работников». Пункт 20 Правил устанавливает, что отстрел безнадзорных животных допускается в исключительных случаях по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то есть исполкомов. Таким образом, получается, что действующим нормативным актом (т.е. Правилами) устанавливается, что отстрел безнадзорных животных возможен в исключительных случаях по решениям исполкомов, а проектом разрабатываемого нормативного акта (т.е. Указа) устанавливается, что отстрел «бродячих котов» и «беспородных собак» возможен в целях охоты. Разработчики проекта Указа, занимаясь нормотворческой деятельностью, должны знать, что согласно ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на основе принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений. А в данном случае – ни системности, ни комплексности. Один нормативный акт противоречит другому нормативному акту. Кроме этого, не понятно, под «безнадзорными животными» из Правил, с одной стороны, и «бродячими котами» и «беспородными собаками» из проекта Указа, с другой стороны, подразумеваются одни и те же животные, или разные? Также не понятно, как охотники, издалека, будут определять бежит породистая собака или беспородная? Лабрадоры, например, издалека напоминают больших дворняг. Понятно одно, что данной нормой охотники лоббируют свои интересы, на законодательном уровне превращая котов и собак в мишени для стрельбы. Таким образом, из п.45 Проекта должно быть исключено положение о том, что охотникам разрешается отстрел бродячих котов и беспородных собак, находящихся в охотничьих угодьях, в целях охоты, как незаконное
06.05.2020 14:59:44
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 15:02:34
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 15:04:01
Пользователь
НОВИЧОКПора уже стать более цивилизованными и исключить живодёрство!
06.05.2020 15:04:48
Пользователь
НОВИЧОК06.05.2020 15:05:33
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться