[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
Из пункта 4 Положения исключить третий абзац. (требование о размещении ежеквартального отчета о минимальной доли закупки белорусских товаров)
Обоснование: минимальная доля закупки белорусских товаров оценивается к годовому объему закупки в натуральном выражении.
26.07.2024 17:54:39
omto
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2 Пункт : 16 Абзац : 3
Для оценки достижения минимальной доли белорусских товаров необходимо предоставить один из документов:
- акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, по товарам, включенным в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2022 г. N 80 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь", выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
- сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
- выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105.
Учитывая, что сертификация продукции не является обязательным, многие производители не продлевают свои сертификаты, а получают декларации о соответствии продукции. Но такой документ не является подтверждением того, что товар является белорусским. Закупающей организации приходится отклонять одного производителя, чтобы взять у другого по дороже, но зато с сертификатом или выпиской, или актом. Рассмотрите возможность включения хатя бы декларации о соответствии (сертификата качества) в качестве документа, подтверждающего, что товар относится к белорусским товарам.
26.07.2024 17:55:13
Oksa0106
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
4
В соотв. с п. 24 Положения документация о закупке должна содержать наименование предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета или тариф на работу (услугу).....................В соответств. с п. 21 Положения при описании предмета закупки не допускается включать географическое указание. В соотв. с п.10. Приложения 1 к Положению действие Положения не распространяется на закупки недвижимого имущества, а также закупки аренды недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности. Положением дано определение, что такое товар: "товары – вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество, имущественные права, включая предоставляемые по договору аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности". Возникает вопрос, как осуществить закупку товара - аренды недвижимого имущества частной формы собственности. Как описать предмет закупки, как составить проект договора, к документации, если ни один из Арендодателей не готов подписывать договор в редакции закупающей организации. Нерационально распространять действие Положения на арендные отношения. Кроме того, Положением установлен порядок закупки имущества по договору финансовой аренды путем проведения двухэтапного конкурса, однако ч. 2 ст. 636 ГК Республики Беларусь, ч. 3 ст. 636 ГК Республики Беларусь установлен и порядок закупки имущества в финансовую аренду по иным условиям: ч. 2 ст. 636 "Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца (поставщика) и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (лизингодателем)"; ч. 2 ст. 636: "Арендатор (лизингополучатель) может выступить в качестве продавца (поставщика) имущества, передаваемого ему в качестве предмета договора финансовой аренды", что не предусмотрено в исключениях Положения. Также в Республике Беларусь действует Указ Президента Республики Беларусь "О финансировании закупки современной техники и оборудования" от 02.04.2015 №146, которым предусмотрено приобретение современной техники и оборудования, производимых на территории Евразийского экономического союза, по договорам финансовой аренды (лизинга) у лизингодателей без проведения предусмотренных законодательством процедур закупок за счет собственных средств, что также не отражено в изъятиях Положения.
26.07.2024 18:46:21
Oksa0106
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
4
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 3 Пункт : 17 Подпункт : 1 Часть : 4
Какие могут быть критерии выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке из одного источника, если ч. 1 подп. 17.1. п. 17 дано определение процедуре закупки из одного источника: "Процедура закупки из одного источника – вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки, при которой закупающая организация предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю). При такой формулировке ч. 4 подп. 17.1. п.17 происходит подмена понятий процедуры закупки из одного источника с изучением конъюнктуры рынка.
26.07.2024 19:22:24
Юрист21
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
1
Согласно п.1 обоснования к проекту постановления:
Целью подготовки проекта постановления является разработка единого порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для организаций республиканского и местного уровня для исключения множественности нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления закупок за счет собственных средств, и обеспечения консолидации правового регулирования в указанной сфере. При подготовке проект постановления в максимальной степени сохранены наработанные нормы действующего постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) с учетом принципа саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования.
Предлагаемый проектом постановления порядок осуществления закупок за счет собственных средств по сути своей не оптимизирует, а усложняет соблюдение целей и принципов, заявленных при его подготовке, исключительно усложнит организацию осуществления хозяйственной деятельности отечественных предприятий.
В случае неотвратимости принятия проекта постановления в предложенной редакции предлагается ограничить круг его действия именно государственными организациями республиканского и местного уровня (РУП, КУП, ГУ и т.п.), не затрагивая организации частной формы собственности (ОАО и др.), для которых следует оставить действующий порядок согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229.
Согласно п.3 обоснования к проекту постановления:
Определяются электронные торговые площадки и их операторы, а также оператор информационной системы «Тендеры». Закрепляется действующий механизм оплаты услуг операторов электронной торговой площадки и информационной системы «Тендеры». При этом для недопущения необоснованного установления цены предусматривается, что размер плата за соответствующие услуги определяется оператором электронной торговой площадки и подлежит согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится оператор электронной торговой площадки либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) этих юридических лиц.
Пп.2.6 п. 2 проекта постановления: недостаточно регламентирован, не понятен механизм перехода на полный электронный формат организации закупок. Предлагается сформировать нормы проекта таким образом, чтобы не возникало разногласий в понимании объема полномочий и порядка взаимодействия между двумя операторами двух электронных площадок и оператором ИС «Тендеры».
В проекте постановления закрепляется НЕдействующий механизм оплаты услуг. Услуги оператора по размещению на электронной торговой площадке информации о закупках, предусмотренной Положением, оплачивают участники таких процедур. Определение и разграничение понятий «участник» и «потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель)» проект постановления не содержит.
В части пятой п.п.2.6 п.2 проекта постановления определение размера платы за услуги оператора информационной системы «Тендеры» осуществляет «оператор электронной торговой площадки».
Если в пп.2.6 п.2 проекта четко обозначены два юридических лица – РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», то почему в части пятой не указаны наименования конкретных органов (организаций), согласующих размер платы? Чем регламентирован порядок согласования?
Вышеназванные организации устанавливают размер платы, но при этом являются заинтересованными субъектами, т.к. при осуществлении закупок за счет собственных средств на них распространяется действие постановления.
Часть третья пп.2.7 п.2 проекта постановления – введено новое понятие, но не дано его определения, – «электронные торговые площадки поставщика услуг» (понятно, что поставщик услуг в значении части второй данного подпункта).
Часть пятая пп.2.7 п.2 проекта постановления – Операторы электронных торговых площадок обеспечивают использование сертификатов открытых ключей….. для работы на любой из электронных торговых площадок – не понятна норма, использование кем?
Переход к порядку проведения процедур на электронной торговой площадке потребует дополнительных финансовых затрат как потенциальных участников, так и закупающих организаций (организаторов) (размещение, получение ЭЦП и т.д., и т.п.), снизит активность иностранных участников и наоборот – увеличит количество посредников. Спорным является готовность операторов обеспечить надлежащую работу площадок и системы в такой короткий срок, без отлаженного механизма действий.
Необходимо учесть, что переход на электронную форму организации работы должен быть обеспечен организацией на всех предприятиях архива электронных документов.
Проект данного акта законодательства должен быть отработан, все механизмы должны быть отлажены и не вызывать разногласий в его трактовке при применении, чтобы не допустить сбоев и нарушений в хозяйственной деятельности предприятий.
По проекту Положения:
Пункт 1.
В определении понятия закупающей организации необходимо учесть, что в уставном фонде хозяйственного общества может быть доля нескольких административно-территориальных единиц, а не одной, как указано в проекте.
В определениях понятия ИС «Тендеры» сделать ссылку на электронный адрес, как в проекте постановления (пп.2.6).
В определениях понятий операторов ИС и ЭТП указать наименования тех юридических лиц, которые названы в тексте проекта постановления (пп.2.6).
В определении понятия организатора указать исключение – заключение договора закупки.
Уточнение понятия собственных средств –– в т.ч. кредитные (заемные).
Из определения понятия товаров исключить аренду, Включение в регламентированный настоящим проектом порядок всех категорий аренды движимого и недвижимого имущества будет иметь исключительно негативные последствия для хозяйственной деятельности предприятий. В случае невозможности принятия данного предложения – оставить в проекте только финансовую аренду, предусматривающую выкуп дорогостоящего товара, стоимость которого будет определена в проекте. Каким образом будет определена ориентировочная стоимость закупки и критерий выбора победителя по наименьшей цене предложения, если законодатель уже регламентировал, установив обязательную правовую норму определения арендной платы?
Определение понятия цены предложения – стоимость, предлагаемая не только участником – лицом, допущенным к процедуре закупки, но и изначально – потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подготовившим и направившим предложение.
Определение понятия ЭТП – сделать ссылку на электронные адреса, как в проекте постановления (пп.2.6).
Таким образом, предлагается сформулировать определения терминов (понятий) более конкретно, ведь в проекте указано, что основные термины и их определения используются только для целей данного положения.
Дополнить перечень понятий и дать определение для целей применения положения: эксперт, специалист (по общему понятию не производит исследований и не дает заключений); специфические товары; образовательные услуги; процедура закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения; материалы, комплектующие; ошибки, неточности предложений потенциальных поставщиков, допустимых к исправлению; гиперссылка и др.
Абзац третий пункта 4 проекта положения исключить.
Часть четвертая пункта 7: дополнить обязанностью комиссии по факту исключения из ее состава заинтересованного лица принять решение о продолжении процедуры либо ее отмене, либо пересмотре с определенной стадии. Соответственно и предусмотреть (дополнить) в проекте как основание для отмены процедуры.
Часть пятая пункта 7: кроме эксперта возможно привлечение специалиста.
Подпункт 10.1 пункта 10: указать государственный орган, ответственный за ведение перечней, либо электронный адрес их размещения.
Пункта 17: исходя из определения видов процедур не понятно, все ли они осуществляются на электронных торговых площадках или только электронный аукцион.
Подпункт 17.1
Процедуру закупки из одного источника целесообразно предусмотреть только для тех случае, предложенных проектом, которые предполагают выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам изучения конъюнктуры рынка.
Предложенный расширенный перечень случаев для процедуры закупки из одного источника необоснованно усложняет, загромождает финансовыми, материальными, трудовыми затратами хозяйственную деятельность предприятия и более затратно по времени.
В части четвертой пп.17.1 – критерии выбора могут быть предусмотрены только в случаях, перечисленных в части пятой данного подпункта, т.е. критерии выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) возможны если проводится изучение конъюнктуры рынка. Во всех других случаях выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) не происходит, а конкретному субъекту предлагается заключить договор.
Соответственно и должно быть доработано определение данной процедуры (некорректное ограничение определения понятия– «способ выбора», для тех случаев, когда «выбор» законодателем не предусмотрен согласно части пятой пп.17.1).
В пункте 19 указать, какие виды конкурса определяет законодатель (одноэтапный, двухэтапный).
Абзац третий части третьей пункта 21: подлежит доработке, в т.ч. сформулирован ограниченно, не учитывая спектр видов производств (организаций).
«При закупке расходных материалов, компонентов и комплектующих, используемых заказчиком в производстве, он вправе произвести закупку конкретных видов таких товаров и/или изготовленных конкретным производителем, если применение таких товаров определено конструкторской, технической, технологической (рецептурной) или иной документацией, разработанной заказчиком или третьими лицами по заданию заказчика или его контрагентов, и если использование таких товаров или товаров таких производителей обосновано техническими и технологическими требованиями.»
Из части третьей пункта 24 возникает вопрос – при размещении документации о закупке закупающая организация оплачивает услуги и оператора ИС, и услуги оператора ЭЦП?
Пункт 25: предусмотреть норму, согласно которой применение преференциальной поправки в отношении потенциального поставщика осуществляется по заявительному принципу.
Пункт 28: предусмотреть институт (либо перечислить случаи, основания) приостановления течения сроков при проведении конкурентных процедур закупок (например, п.13 – согласование с комиссией по вопросам промышленной политики).
По факту подписания протокол утверждается руководителем организации, соответственно течение сроков его размещения начинается с даты утверждения.
Часть седьмая пункта 28 – исключить.
Целесообразно предусмотреть возможность размещения на ЭТП выписки из протокола.
Пункт 21 приложения 1 к проекту положения – экономически необоснованное (нецелесообразное с точки зрения оптимальной организации производственной деятельности промышленного предприятия) занижение порогового значения в 100БВ.
Из пункта 9 Приложения 2 к проекту положения второе предложение исключить. Норма должна быть сформулирована так, чтобы было понятно, что она касается исключительно однородных товаров.
Проект также содержит ошибки редакционного характера, некорректную нумерацию структурных элементов НПА, и некорректные ссылки на структурные элементы.
В ПОЛОЖНЕИИ о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (далее – ПОЛОЖЕНИЕ)
Глава 1, пункт 14, абзац 2 изложить так:
"Условие допуска товаров иностранного происхождения, предусмотренное в части первой настоящего пункта, не применяется в случае отсутствия производства закупаемого товара на территории Республики Беларусь, подтверждаемого сведениями Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными, и указанными в Регистре производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей)."
Обоснование:
Сведения из Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь не являются достоверными, так, как при включении продукции в данный перечень не требуется подтверждение наличие производства товара на территории Республики Беларусь - наличие сертификатом продукции собственного производства.
Глава 3, пункт 17.2., абзацы 1-2 изложить так:
"17.2. Изучение конъюнктуры рынка осуществляется с обязательным применением минимум одного из способов:
направление запросов в адрес не менее трех отечественных производителей (при их наличии), подтверждаемых сведениями Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, в том числе организаций, входящих 19 с закупающей организацией в состав одного холдинга, государственного объединения; ".
Глава 4, пункт 21, абзацы 5-6 изложить так:
"При описании предмета закупки необходимо руководствоваться следующими правилами:
указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету закупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться; и указывать государственные стандарты (ГОСТ, СТЮ), согласно которым будет производиться проверка заявленного качества;".
Обоснование: Большинство организаторов государственных закупок не понимают, как правильно описать характеристики товара, чтобы приобрести товар соответствующего качества, и не быть обманутыми со стороны поставщиков. Зачастую они указывают в описании товара только его название без описания свойств, и соответственно получают товар непонятного качества. Нарекания или жалобы в адрес поставщиков являются не обоснованными, по причине отсутствия характеристик товара в техническом задании. В итоге нерационально потрачены бюджетные средства и товар не соответствует ожиданиям. Чтобы такие факты не имели места, важно грамотно составить техническое задание (далее – ТЗ), изложив в нем все требования и характеристики объекта закупки, что позволит приобрести качественный товар, сэкономить бюджетные средства, а также установить добросовестную конкуренцию между поставщиками.
Так, например, согласно пункту 4 статьи 21 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), описание предмета осуществляется при помощи установления потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик), которые в совокупности и представляют собой требования к предмету. Также, в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» разрешено включение в описание предмета государственной закупки требований в соответствии с необязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (абзац шестой пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З).
Справочно: В Российской Федерации, например, для государственных закупок повязок и салфеток медицинского назначения разработаны и утверждены технические требования согласно ГОСТ Р 58560-2019 «Повязки и салфетки медицинского назначения (технические требования для государственных закупок)».
27.07.2024 23:53:43
Ассоциация
Юрист
НОВИЧОК
0
1.2
16
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 4 Подпункт : 25 Абзац : 4
Глава 4, пункт 25, абзацй 4 изложить так:
"товары, произведенные организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов."
Или изложить в редакции
ПОСТАНОВЛЕНИя СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1
5 июня 2019 г. № 395 :
"товары, произведенные организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, работ, услуг собственного производства при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов."
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
Общественное обсуждение
106Пользователь
НОВИЧОКИз пункта 4 Положения исключить третий абзац. (требование о размещении ежеквартального отчета о минимальной доли закупки белорусских товаров)
Обоснование: минимальная доля закупки белорусских товаров оценивается к годовому объему закупки в натуральном выражении.
26.07.2024 17:54:39
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 2 Пункт : 16 Абзац : 3
Для оценки достижения минимальной доли белорусских товаров необходимо предоставить один из документов:
- акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, по товарам, включенным в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2022 г. N 80 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь", выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
- сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
- выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с пунктом 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105.
Учитывая, что сертификация продукции не является обязательным, многие производители не продлевают свои сертификаты, а получают декларации о соответствии продукции. Но такой документ не является подтверждением того, что товар является белорусским. Закупающей организации приходится отклонять одного производителя, чтобы взять у другого по дороже, но зато с сертификатом или выпиской, или актом. Рассмотрите возможность включения хатя бы декларации о соответствии (сертификата качества) в качестве документа, подтверждающего, что товар относится к белорусским товарам.
26.07.2024 17:55:13
Юрист
НОВИЧОКПоложением дано определение, что такое товар: "товары – вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество, имущественные права, включая предоставляемые по договору аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности".
Возникает вопрос, как осуществить закупку товара - аренды недвижимого имущества частной формы собственности. Как описать предмет закупки, как составить проект договора, к документации, если ни один из Арендодателей не готов подписывать договор в редакции закупающей организации.
Нерационально распространять действие Положения на арендные отношения.
Кроме того, Положением установлен порядок закупки имущества по договору финансовой аренды путем проведения двухэтапного конкурса, однако ч. 2 ст. 636 ГК Республики Беларусь, ч. 3 ст. 636 ГК Республики Беларусь установлен и порядок закупки имущества в финансовую аренду по иным условиям: ч. 2 ст. 636 "Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца (поставщика) и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (лизингодателем)"; ч. 2 ст. 636: "Арендатор (лизингополучатель) может выступить в качестве продавца (поставщика) имущества, передаваемого ему в качестве предмета договора финансовой аренды", что не предусмотрено в исключениях Положения.
Также в Республике Беларусь действует Указ Президента Республики Беларусь "О финансировании закупки современной техники и оборудования" от 02.04.2015 №146, которым предусмотрено приобретение современной техники и оборудования, производимых на территории Евразийского экономического союза, по договорам финансовой аренды (лизинга) у лизингодателей без проведения предусмотренных законодательством процедур закупок за счет собственных средств, что также не отражено в изъятиях Положения.
26.07.2024 18:46:21
Юрист
НОВИЧОКГлава : 3 Пункт : 17 Подпункт : 1 Часть : 4
Какие могут быть критерии выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке из одного источника, если ч. 1 подп. 17.1. п. 17 дано определение процедуре закупки из одного источника: "Процедура закупки из одного источника – вид процедуры закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки, при которой закупающая организация предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
При такой формулировке ч. 4 подп. 17.1. п.17 происходит подмена понятий процедуры закупки из одного источника с изучением конъюнктуры рынка.
26.07.2024 19:22:24
Пользователь
НОВИЧОКСогласно п.1 обоснования к проекту постановления:
Целью подготовки проекта постановления является разработка единого порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств для организаций республиканского и местного уровня для исключения множественности нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления закупок за счет собственных средств, и обеспечения консолидации правового регулирования в указанной сфере. При подготовке проект постановления в максимальной степени сохранены наработанные нормы действующего постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) с учетом принципа саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования.
Предлагаемый проектом постановления порядок осуществления закупок за счет собственных средств по сути своей не оптимизирует, а усложняет соблюдение целей и принципов, заявленных при его подготовке, исключительно усложнит организацию осуществления хозяйственной деятельности отечественных предприятий.
В случае неотвратимости принятия проекта постановления в предложенной редакции предлагается ограничить круг его действия именно государственными организациями республиканского и местного уровня (РУП, КУП, ГУ и т.п.), не затрагивая организации частной формы собственности (ОАО и др.), для которых следует оставить действующий порядок согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229.
Согласно п.3 обоснования к проекту постановления:
Определяются электронные торговые площадки и их операторы, а также оператор информационной системы «Тендеры». Закрепляется действующий механизм оплаты услуг операторов электронной торговой площадки и информационной системы «Тендеры». При этом для недопущения необоснованного установления цены предусматривается, что размер плата за соответствующие услуги определяется оператором электронной торговой площадки и подлежит согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится оператор электронной торговой площадки либо которому переданы в управление акции (доли в уставных фондах) этих юридических лиц.
Пп.2.6 п. 2 проекта постановления: недостаточно регламентирован, не понятен механизм перехода на полный электронный формат организации закупок. Предлагается сформировать нормы проекта таким образом, чтобы не возникало разногласий в понимании объема полномочий и порядка взаимодействия между двумя операторами двух электронных площадок и оператором ИС «Тендеры».
В проекте постановления закрепляется НЕдействующий механизм оплаты услуг. Услуги оператора по размещению на электронной торговой площадке информации о закупках, предусмотренной Положением, оплачивают участники таких процедур. Определение и разграничение понятий «участник» и «потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель)» проект постановления не содержит.
В части пятой п.п.2.6 п.2 проекта постановления определение размера платы за услуги оператора информационной системы «Тендеры» осуществляет «оператор электронной торговой площадки».
Если в пп.2.6 п.2 проекта четко обозначены два юридических лица – РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», то почему в части пятой не указаны наименования конкретных органов (организаций), согласующих размер платы? Чем регламентирован порядок согласования?
Вышеназванные организации устанавливают размер платы, но при этом являются заинтересованными субъектами, т.к. при осуществлении закупок за счет собственных средств на них распространяется действие постановления.
Часть третья пп.2.7 п.2 проекта постановления – введено новое понятие, но не дано его определения, – «электронные торговые площадки поставщика услуг» (понятно, что поставщик услуг в значении части второй данного подпункта).
Часть пятая пп.2.7 п.2 проекта постановления – Операторы электронных торговых площадок обеспечивают использование сертификатов открытых ключей….. для работы на любой из электронных торговых площадок – не понятна норма, использование кем?
Переход к порядку проведения процедур на электронной торговой площадке потребует дополнительных финансовых затрат как потенциальных участников, так и закупающих организаций (организаторов) (размещение, получение ЭЦП и т.д., и т.п.), снизит активность иностранных участников и наоборот – увеличит количество посредников. Спорным является готовность операторов обеспечить надлежащую работу площадок и системы в такой короткий срок, без отлаженного механизма действий.
Необходимо учесть, что переход на электронную форму организации работы должен быть обеспечен организацией на всех предприятиях архива электронных документов.
Проект данного акта законодательства должен быть отработан, все механизмы должны быть отлажены и не вызывать разногласий в его трактовке при применении, чтобы не допустить сбоев и нарушений в хозяйственной деятельности предприятий.
По проекту Положения:
Пункт 1.
В определении понятия закупающей организации необходимо учесть, что в уставном фонде хозяйственного общества может быть доля нескольких административно-территориальных единиц, а не одной, как указано в проекте.
В определениях понятия ИС «Тендеры» сделать ссылку на электронный адрес, как в проекте постановления (пп.2.6).
В определениях понятий операторов ИС и ЭТП указать наименования тех юридических лиц, которые названы в тексте проекта постановления (пп.2.6).
В определении понятия организатора указать исключение – заключение договора закупки.
Уточнение понятия собственных средств –– в т.ч. кредитные (заемные).
Из определения понятия товаров исключить аренду, Включение в регламентированный настоящим проектом порядок всех категорий аренды движимого и недвижимого имущества будет иметь исключительно негативные последствия для хозяйственной деятельности предприятий. В случае невозможности принятия данного предложения – оставить в проекте только финансовую аренду, предусматривающую выкуп дорогостоящего товара, стоимость которого будет определена в проекте. Каким образом будет определена ориентировочная стоимость закупки и критерий выбора победителя по наименьшей цене предложения, если законодатель уже регламентировал, установив обязательную правовую норму определения арендной платы?
Определение понятия цены предложения – стоимость, предлагаемая не только участником – лицом, допущенным к процедуре закупки, но и изначально – потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), подготовившим и направившим предложение.
Определение понятия ЭТП – сделать ссылку на электронные адреса, как в проекте постановления (пп.2.6).
Таким образом, предлагается сформулировать определения терминов (понятий) более конкретно, ведь в проекте указано, что основные термины и их определения используются только для целей данного положения.
Дополнить перечень понятий и дать определение для целей применения положения: эксперт, специалист (по общему понятию не производит исследований и не дает заключений); специфические товары; образовательные услуги; процедура закупки, сведения о которой относятся к служебной информации ограниченного распространения; материалы, комплектующие; ошибки, неточности предложений потенциальных поставщиков, допустимых к исправлению; гиперссылка и др.
Абзац третий пункта 4 проекта положения исключить.
Часть четвертая пункта 7: дополнить обязанностью комиссии по факту исключения из ее состава заинтересованного лица принять решение о продолжении процедуры либо ее отмене, либо пересмотре с определенной стадии. Соответственно и предусмотреть (дополнить) в проекте как основание для отмены процедуры.
Часть пятая пункта 7: кроме эксперта возможно привлечение специалиста.
Подпункт 10.1 пункта 10: указать государственный орган, ответственный за ведение перечней, либо электронный адрес их размещения.
Пункта 17: исходя из определения видов процедур не понятно, все ли они осуществляются на электронных торговых площадках или только электронный аукцион.
Подпункт 17.1
Процедуру закупки из одного источника целесообразно предусмотреть только для тех случае, предложенных проектом, которые предполагают выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам изучения конъюнктуры рынка.
Предложенный расширенный перечень случаев для процедуры закупки из одного источника необоснованно усложняет, загромождает финансовыми, материальными, трудовыми затратами хозяйственную деятельность предприятия и более затратно по времени.
В части четвертой пп.17.1 – критерии выбора могут быть предусмотрены только в случаях, перечисленных в части пятой данного подпункта, т.е. критерии выбора потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) возможны если проводится изучение конъюнктуры рынка. Во всех других случаях выбор потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) не происходит, а конкретному субъекту предлагается заключить договор.
Соответственно и должно быть доработано определение данной процедуры (некорректное ограничение определения понятия– «способ выбора», для тех случаев, когда «выбор» законодателем не предусмотрен согласно части пятой пп.17.1).
В пункте 19 указать, какие виды конкурса определяет законодатель (одноэтапный, двухэтапный).
Абзац третий части третьей пункта 21: подлежит доработке, в т.ч. сформулирован ограниченно, не учитывая спектр видов производств (организаций).
«При закупке расходных материалов, компонентов и комплектующих, используемых заказчиком в производстве, он вправе произвести закупку конкретных видов таких товаров и/или изготовленных конкретным производителем, если применение таких товаров определено конструкторской, технической, технологической (рецептурной) или иной документацией, разработанной заказчиком или третьими лицами по заданию заказчика или его контрагентов, и если использование таких товаров или товаров таких производителей обосновано техническими и технологическими требованиями.»
Из части третьей пункта 24 возникает вопрос – при размещении документации о закупке закупающая организация оплачивает услуги и оператора ИС, и услуги оператора ЭЦП?
Пункт 25: предусмотреть норму, согласно которой применение преференциальной поправки в отношении потенциального поставщика осуществляется по заявительному принципу.
Пункт 28: предусмотреть институт (либо перечислить случаи, основания) приостановления течения сроков при проведении конкурентных процедур закупок (например, п.13 – согласование с комиссией по вопросам промышленной политики).
По факту подписания протокол утверждается руководителем организации, соответственно течение сроков его размещения начинается с даты утверждения.
Часть седьмая пункта 28 – исключить.
Целесообразно предусмотреть возможность размещения на ЭТП выписки из протокола.
Пункт 21 приложения 1 к проекту положения – экономически необоснованное (нецелесообразное с точки зрения оптимальной организации производственной деятельности промышленного предприятия) занижение порогового значения в 100БВ.
Из пункта 9 Приложения 2 к проекту положения второе предложение исключить. Норма должна быть сформулирована так, чтобы было понятно, что она касается исключительно однородных товаров.
Проект также содержит ошибки редакционного характера, некорректную нумерацию структурных элементов НПА, и некорректные ссылки на структурные элементы.
27.07.2024 18:55:16
Юрист
НОВИЧОКВ ПОЛОЖНЕИИ о порядке осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств (далее – ПОЛОЖЕНИЕ)
Глава 1, пункт 14, абзац 2 изложить так:
"Условие допуска товаров иностранного происхождения, предусмотренное в части первой настоящего пункта, не применяется в случае отсутствия производства закупаемого товара на территории Республики Беларусь, подтверждаемого сведениями Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными, и указанными в Регистре производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей)."
Обоснование:
Сведения из Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь не являются достоверными, так, как при включении продукции в данный перечень не требуется подтверждение наличие производства товара на территории Республики Беларусь - наличие сертификатом продукции собственного производства.
Глава 3, пункт 17.2., абзацы 1-2 изложить так:
"17.2. Изучение конъюнктуры рынка осуществляется с обязательным применением минимум одного из способов:
направление запросов в адрес не менее трех отечественных производителей (при их наличии), подтверждаемых сведениями Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, в том числе организаций, входящих 19 с закупающей организацией в состав одного холдинга, государственного объединения; ".
Глава 4, пункт 21, абзацы 5-6 изложить так:
"При описании предмета закупки необходимо руководствоваться следующими правилами:
указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету закупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться; и указывать государственные стандарты (ГОСТ, СТЮ), согласно которым будет производиться проверка заявленного качества;".
Обоснование:Большинство организаторов государственных закупок не понимают, как правильно описать характеристики товара, чтобы приобрести товар соответствующего качества, и не быть обманутыми со стороны поставщиков. Зачастую они указывают в описании товара только его название без описания свойств, и соответственно получают товар непонятного качества. Нарекания или жалобы в адрес поставщиков являются не обоснованными, по причине отсутствия характеристик товара в техническом задании. В итоге нерационально потрачены бюджетные средства и товар не соответствует ожиданиям. Чтобы такие факты не имели места, важно грамотно составить техническое задание (далее – ТЗ), изложив в нем все требования и характеристики объекта закупки, что позволит приобрести качественный товар, сэкономить бюджетные средства, а также установить добросовестную конкуренцию между поставщиками.
Так, например, согласно пункту 4 статьи 21 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), описание предмета осуществляется при помощи установления потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик), которые в совокупности и представляют собой требования к предмету. Также, в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» разрешено включение в описание предмета государственной закупки требований в соответствии с необязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (абзац шестой пункта 4 статьи 21 Закона № 419-З).
Справочно: В Российской Федерации, например, для государственных закупок повязок и салфеток медицинского назначения разработаны и утверждены технические требования согласно ГОСТ Р 58560-2019 «Повязки и салфетки медицинского назначения (технические требования для государственных закупок)».
27.07.2024 23:53:43
Юрист
НОВИЧОКГлава : 4 Подпункт : 25 Абзац : 4
Глава 4, пункт 25, абзацй 4 изложить так:
"товары, произведенные организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников, при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов."
Или изложить в редакции
"товары, произведенные организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов списочной численности работников, работ, услуг собственного производства при условии, что доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда таких организаций за три календарных месяца, предшествующих дате подачи предложения, составляет не менее 20 процентов."
28.07.2024 00:03:01
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться