Александр, По вашему мнению , агент выкручивает руки покупателю , чтобы он купил объект с завышенной ценой и в плохом состоянии ? Не смешите ! У покупателя всегда есть выбор ! И если он покупает именно плохую квартиру , по Вашему мнению , значит его устраивает цена или расположение . и не нужно делать дураками покупателей , они прекрасно понимают , что и зачем они покупают .
03.06.2019 06:53:03
Татьяна Ковальчук
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.1
0
Модератор новостей, не понимаю зачем вообще регулировать, то что должен регулировать рынок. Надо отменить тарифы и пусть продавец договаривается с агентством сам о цене и той услуге, которую он хочет получить. А покупатель со своей стороны сам решает, нужна ему услуга по проверке чистоты сделки и страховка или нет. Нужна - значит плати, не нужна - не плати. Адекватный человек итак понимает, что бесплатно никто работать не будет.
03.06.2019 08:39:55
Оксана
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Я считаю, что проект постановления вместо того , чтобы изменить в лучшую сторону правоотношения на рынке риэлтерских услуг , приведет в конечном итоге к тому, что услуги будут оказываться некачественно и пострадают потребители. Любой потребитель в первую очередь хочет получить качественную услугу. У потребителя должен быть ВЫБОР того, кто ему эту услугу окажет наилучшим образом. Стабильно высокое качество услуги возможно только в условиях конкуренции. Если ЦЕННОСТЬ этих услуг не будет соответствовать их СТОИМОСТИ, предприятие прекратит свое существование без посторонней помощи. Я за то, чтобы предприятия, оказывающие риэлтерские услуги, сами определяли их стоимость!
03.06.2019 09:14:15
Olga
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Полностью отменить тарифы. В условиях конкуренции, пусть и не сразу, но появится стремление к предоставлению качественных услуг. А потребитель сам решит какая услуга ему необходима - дорогая/недорогая или качественная.
03.06.2019 09:15:13
Антон
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Цитата
Оксана:
Я считаю, что проект постановления вместо того , чтобы изменить в лучшую сторону правоотношения на рынке риэлтерских услуг , приведет в конечном итоге к тому, что услуги будут оказываться некачественно и пострадают потребители. Любой потребитель в первую очередь хочет получить качественную услугу. У потребителя должен быть ВЫБОР того, кто ему эту услугу окажет наилучшим образом. Стабильно высокое качество услуги возможно только в условиях конкуренции. Если ЦЕННОСТЬ этих услуг не будет соответствовать их СТОИМОСТИ, предприятие прекратит свое существование без посторонней помощи. Я за то, чтобы предприятия, оказывающие риэлтерские услуги, сами определяли их стоимость!
мне нравится такой ход мысли, считаю, что рыночные отношения в данной области будут лучшим регулятором
03.06.2019 10:13:22
Алексей Горощеня
Пользователь
НОВИЧОК
0
5.9
0
Модератор новостей, через форму обращений сайта Совета Министров направлено коллективное обращение по вопросу предлагаемых проектов: Коллективное обращение
На портале «Правовой форум Беларуси» в настоящее время проводится общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты», а также проект изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 января 2006г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь». По мнению риэлтерского сообщества принятие указанных законопроектов в предлагаемом виде будет огромной ошибкой, которая нанесет серьезный урон рынку риэлтерских услуг, в том числе и интересам потребителей. Причины этого видятся в том, что проект содержит серьезные недоработки, смысловые пробелы и противоречия, не учитывает большое количество значимых аспектов риэлтерской деятельности. В частности, предлагаемое регулирование тарифов на риэлтерские услуги, так же, как и действующее законодательство, не предусматривает возможности гибкого подхода к каждому заказчику риэлтерской услуги: независимо от объёма и сроков предстоящей работы, от количества привлекаемых для оказания услуги специалистов, от стоимости объекта, его нахождения и от платёжеспособности клиентов риэлтерские организации вынуждены будут применять одинаковые цены на услуги, фактическая стоимость которых никогда не будет совпадать с указанными тарифами. Другими словами, предлагаемая форма регулирования цен является, как и прежняя, экономически несостоятельной. Проект предусматривает запрет на оказание одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества (объекта долевого строительства), обеим сторонам сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации, независимо от наличия желания сторон получить такую услугу, что противоречит правовым нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь, в частности ст.2. В предлагаемой редакции обсуждаемых нормативных актов почти в полной мере отсутствует терминологический аппарат, нет расшифровки тарифицированных услуг. Присутствует лишь описание услуги по подбору варианта сделки (причем с включением в это описание других, отдельно тарифицированных услуг), в то время, как четкое определение остальных услуг либо отсутствует, либо дано в виде формулировок, обнаруживающих неполное понимание разработчиком сути указываемой услуги. Вместе с тем, в перечень услуг не включена услуга собственно по проверке объекта, вменяемая в обязанность риэлтерских организаций, не дано ее определение и стоимость. На наш взгляд принятие такого проекта станет губительным для подавляющего большинства риэлтерских организаций и пагубно отразится на интересах потребителей. Риэлтерские организации будут вынуждены работать в крайне стесненных правовых и невыгодных экономических условиях, что вынудит их любыми путями снижать себестоимость услуг, в том числе путем привлечения более дешевых и менее квалифицированных кадров. Часть действующих специалистов по риэлтерской деятельности продолжит пополнять собой «серый» рынок, доля которого за последние несколько лет уже выросла. По оценкам риэлтерского сообщества, с примерно 30%, до более чем 50%. Похожую оценку в ходе совместных общественных мероприятий дают представители Комитета государственного контроля. Это явление, на наш взгляд, является прямым следствием несбалансированного и чрезмерного регулирования. После принятия проекта, условия для легально работающих предприятий станут еще хуже, что может вызвать практически полный захват сферы риэлтерских услуг «серым» рынком. Все эти явления неизбежно приведут к масштабному падению качества оказываемых потребителям услуг, падения степени защищенности потребителей и увеличению числа случаев нарушения их прав. Существовавшее ранее регулирование цен во многих сферах экономики в настоящий момент отменено. Мы просим отменить регулирование тарифов на риэлтерские услуги. Мы полагаем, что наличие тарифов сегодня не позволяют рынку развиваться, регулируемые тарифы являются анахронизмом. Высокая конкуренция на рынке недвижимости и, в частности, наличие государственных риэлтерских организаций, гарантирует, что частные организации не смогут необоснованно взвинчивать цены на свои услуги, чего может опасаться разработчик. Мы полагаем, что отмена государственного регулирования цен, и введение договорных цен, позволит сформировать наиболее справедливые условия работы для риэлтерских организаций и потребителей, создаст предпосылки для развития новых видов риэлтерских услуг и повышения качества риэлтерских услуг в целом.
Список подписавших организаций: ООО «Академическое» Союз «Конфедерация агентств недвижимости» ООО «Академ-недвижимость» ООО «Агентство недвижимости «Эксперт» ООО "Агентство недвижимости "БлагоДом" ООО "МаРРо-Риэлт" ООО "РиэлтХаус" ООО «СмартРиэлт» УП «Мир недвижимости плюс» ООО"Ассистанс Хэлс Риэлт" ООО «Гарант Недвижимость» ООО "Агентство недвижимости "КУБ" ООО «ДИНАС-недвижимость» ООО «7 этажей» ЗАО «ВСП недвижимость» ООО «Партнер для всех» ООО «Магазин недвижимости» ООО «Центр недвижимости «Престиж регион» ООО "Мариэлт" ООО «Авангард недвижимость» ОДО «Новый адрес» ООО «Агентство недвижимости «Особый стиль» ООО «Капитал недвижимости» ООО «Сильван»
03.06.2019 10:23:42
Максим
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Модератор новостей, Считаю, что нет необходимости в регулировании тарифов на риэлтерские услуги, экономика, спрос и предложение сделают это гораздо лучше
03.06.2019 10:29:01
Диана
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Выскажусь как потребитель. Мне риэлторы ооочень помогли. Продать дом с комнатой, купить две квартиры, мне и дочери. Сделали все в один день, чтобы я не волновалась за деньги и документы. Как они это все свели в один, день одному богу известно. Оплату, которую я произвела за такую квалифицированную помощь, считаю абсолютно справедливой. Получилось, что я явилась их клиентом не единожды, и столкнулись с тем, что нельзя просто согласовать определенную сумму за услуги, как в любой коммерческой организации. Зачем эти тарифы? Я думаю люди вполне способны решить кому, сколько и за что платить.
03.06.2019 11:54:42
Валентин
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Не согласен с проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты». Видимо при разработке этого постановления необходимо обратить внимание на опыт и практику в этой области стран Европы, США, Канады. Считаю наиболее подходящий размер оплаты риэлтерских услуг как покупателем, так и продавцом недвижимости – договорной, но в регламентированном постановлением диапазоне тарифов (например 2 - 10 % от рыночной стоимости объекта недвижимости). Услугу оплачивает тот, кому ее оказывают, продавец или покупатель. При этом и конфликтов между потребителем и исполнителем услуг в этой сфере будет меньше, и качество услуг повысится.
03.06.2019 14:26:34
Дмитрий
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.2
0
В настоящее время происходит общественное обсуждение проектов Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (в том числе об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь») и постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты» (далее - Проект). Обоснование к указанному Проекту подготовлено Министерством юстиции Республики Беларусь (далее - Обоснование). Хотя Проект содержит ряд позитивных нововведений, но отдельные положения приведут к стагнации риэлтерской отрасли и исчезновению отдельных риэлтерских услуг в принципе. В Обосновании обозначены ряд проблем, которые призваны решить обсуждаемые законодательные акты. В частности, негибкость действующих тарифов, не связанность объема работ и стоимости услуг по тарифам, невозможность предоставления скидок, и как следствие, в ряде случаев дороговизна риэлтерских услуг для отдельных потребителей. Сильные стороны обсуждаемых законодательных актов: Отмена тарифов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отмена тарифов по объектам нежилого фонда (за определенными исключениями). Расширены возможности получения информации о лицах имеющих и (или) имевших права на объект недвижимого имущества. В настоящий момент получение подобной информации для риэлтерских организаций затруднено. Исключены из тарифов услуга по представлению письменной информации по найму объектов жилищного фонда. Обычно недобросовестные компании брали предоплату за подобную услугу, а предоставляли неактуальную или ложную информацию. Страдали потребители и репутация отрасли в целом. Проект вводит новые максимальные тарифы на риэлтерские услуги физическим лицам в отношение жилого фонда, дач, домов, гаражей, земельных участков, машиномест. Организации самостоятельно будут утверждать стоимость своих услуг в установленных пределах. Исключены тарифы в процентном отношении от стоимости объекта недвижимости на риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости. Новые тарифы определены в базовых величинах по каждому виду услуг, причем многие услуги, предусмотренные в действующих тарифам просто отсутствуют в Проекте. Например, следуя логике Проекта, собственнику квартиры, который хочет получить комплексную услугу по содействию в заключении договора купли-продажи, т. е. чтобы агентство нашло покупателя и помогло провести сделку, нужно будет заказывать набор из 3-х услуг, общей стоимостью не более 85 базовых величин (далее - б. в.). Этот набор услуг не отражает реальный перечень действий агентства недвижимости при оказании услуг. Фактически, Проект искусственно лимитирует возможную стоимость услуг на крайне низком уровне. Для средней 1-комнатной квартиры в Минске максимальная стоимость услуг станет ниже на 25,6%, для средней 2-комнатной - ниже на 37%, для средней 3-комнатной - ниже на 47,7%, для средней 4-комнатной - и вовсе, ниже на 53,2%. Действующая тарификация привела к фактической недоступности для граждан риэлтерских услуг по содействию при заключении договора купли-продажи недорогих объектов недвижимости таких, как дач, домов и квартир общей стоимостью до 20 000 - 30 000 рублей. Себестоимость их оказания просто выше стоимости услуг, предусмотренной действующими тарифами. Хотя спрос на подобные услуги существует, чем и пользуются лица, осуществляющую незаконную предпринимательскую деятельность, без образования юридических лиц, получения лицензий и какого-либо правового регулирования. Предлагаемые Проектом тарифы усугубят ситуацию и сделают недоступными для граждан (по причине нерентабельности) риэлтерские услуги по содействию при заключении договора купли-продажи загородных домов и коттеджей, средний срок продажи такого рода объектов 6-12 месяцев. Также пострадают собственники многокомнатных квартир и квартир, стоимостью от 200 000 рублей, сроки реализации таких объектов также варьируются в пределах 4-6 месяцев. Аргументируется необходимость снижения максимальной стоимости риэлторских услуг тем, что поступают обращения от потребителей на необоснованно высокие тарифы на риэлтерские услуги. Статистика при этом говорит, что на необоснованную стоимость услуг пожаловались менее 15 потребителей из 62181 за 2018 год, это 0,024% от общего числа (по данным Обоснования и сайта minjust.gov.by). При этом предлагается столь радикальное решение. Также в обоснование необходимости снижения приводится опрос, проведенный на сайте minjust.gov.by, участие в опросе приняли 119 человек, из них 71% считает действующие тарифы слишком высокими. Считаем некорректным ссылаться на такой опрос, так как выборка нерепрезентативна, за 2016, 2017 и 2018 годы потребителями риэлтерских услуг стали 170 443 физических и юридических лица. На момент написания настоящего обращения на сайте realt.by проводится опрос “Как должны оплачиваться риэлтерские услуги?”, в котором приняли участие 1140 человек, из них за отмену государственных тарифов проголосовали 629 человек, или 55,17% (https://realt.by/news/article/24817/). Не совсем понятно как определялся размер предлагаемых тарифов, почему устанавливается именно такая максимальная стоимость за конкретную услугу, а не иная. В обоснование того, что текущие тарифы “высокие” приводится отсылка к тому, что на момент принятия действующих тарифов (март 2008 г.) базовая величина составляла 3,5 деноминированных рубля, а сейчас она 25,5 рублей. Но приведенный пример говорит о противоположном: реально риэлтерские услуги стали дешевле в 1,8 раза по отношению к средней заработной плате. В марте 2008 года средняя заработная плата составляла 80,78 деноминированных рублей (или 23,08 б. в.), а в марте 2019 года средняя заработная плата составляла 1056,9 рублей (или 41,44 б. в.), 41,44 / 23,08 ≈ 1,8 раза. По отношению к доллару США услуги также подешевели в 1,33 раза (базовая величина 14 марта 2008 года в долларах составляла 16,3 $, а 30 мая 2019 года - 12,21 $). Использованные источники: nbrb.by и belstat.gov.by. Приводится в Обосновании и такой пример: по ныне действующим тарифам стоимость риэлтерских услуг по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки по отчуждению и (или) приобретению квартиры составляет 30 б. в., а нотариальный тариф, взимаемый нотариусами за составление и подготовку проектов договоров на отчуждение квартиры составляет 1 б. в.. Смысл услуг абсолютно разный при схожести их наименований. В первом случае риэлтер и агент по операциям с недвижимостью осуществляют порядка 6-10 выездов для сбора документов и информации (в расчетно-справочные центры, психиатрические и наркологические диспансеры, к нотариусу, в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру, ЗАГСы, администрации районов и т.д.), анализируются полученные документы на предмет отсутствия противоречий и ошибок, и многое другое. Во втором случае, нотариус готовит типовой договор на своем рабочем месте без выезда. Корректно сравнивать однотипные услуги, например, консультационные. По нотариальным тарифам консультация по договорам отчуждения имущества стоит 1 б. в., а по действующим тарифам на риэлтерские услуги консультация по сделкам с объектами недвижимости (в письменной форме) стоит 3 б.в.. При этом стоимость консультационных услуг адвокатов не тарифицируется и определяются по договоренности между адвокатом и клиентом, и на практике начинается от нескольких десятков рублей, а может составлять сотни и тысячи рублей, в зависимости от квалификации адвоката и сложности вопроса. И это логично, для ряда сделок и юридических действий участие нотариуса обязательно, но риэлтерские услуги не определены законодательством как обязательные, поэтому установление тарифов на них необязательно. Гражданин вправе выбирать как конкретную риэлтерскую организацию, так и в принципе вправе самостоятельно совершать сделки с недвижимостью без привлечения риэлтера. Хочу обратить внимание, что стоимость риэлтерских услуг в Республики Беларусь одна из самых низких в странах СНГ и ближнего зарубежья: так в Украине в среднем 3-6%, в России - 1-4%, в Казахстане - 1-5%, в Литве - 1-5%, во Франции - 5-10%, в Болгарии - 3-10% (https://realt.by/news/article/16773/). Система тарифов на риэлтерские услуги не применяется в других странах СНГ, и в целом в мире является редкостью. Сегодня комплексная услуга по содействию при заключении договоров купли-продажи объектов недвижимости в Беларуси установлена тарифами в диапазоне от 1 до 3%, и зависит не от объема работ, а от стоимости объекта недвижимости. Предлагаемый Проект ещё более снизит стоимость услуг, но определит ее не как фиксированную, а максимальную. Проблема стоимости риэлтерских услуг может быть решена рыночным путем на основе ценовой конкуренции. При отмене тарифов не произойдет необоснованный рост тарифов, так как в Республики Беларусь функционирует 137 частных риэлтерских организаций, а также действуют государственные организации, оказывающие риэлтерские услуги. При отмене тарифов потребитель получит более широкий выбор риэлтерских услуг как по стоимости, так и по качеству. При этом отрасль в целом имеет положительную динамику, количество обращений потребителей в регулирующие органы в отношении деятельности риэлтерских организаций: в 2016 г. поступило 154 обращения указанной тематики, в 2017 г. – 130, в 2018 г. – 102 обращения (по данным Обоснования). При этом наблюдается рост числа заключенных договоров на оказание риэлтерских услуг: в 2016 году - 51 445 договоров, в 2017 - 56 817 договор, в 2018 - 62 181 договор. Таким образом количество договоров увеличивается, а количество жалоб уменьшается. Также проектом Указа вводится обязанность риэлтерских организации проводить проверку объекта недвижимого имущества, в отношении которого оказываются риэлтерские услуги, путем изучения информации об истории данного объекта, о предыдущих собственниках, обладателях иных прав и ограничений (обременений) прав, а также иных сведений, в целях выявления обстоятельств, которые могут иметь значение для последующего совершения сделки с объектом недвижимого имущества. Указанная обязанность не привязана к заказу конкретной риэлтерской услуги (например, услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества), а декларируется по отношению ко всем услугам. Это создает возможность потребительского экстремизма. Например, потребитель заказывает консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества в отношении конкретного объекта (стоимость - 3 б.в.), и после этого он формально в праве требовать от риэлтерской организации проверки юридической истории объекта недвижимости. Считаю правильным, в случае сохранения тарификации, ввести услугу по проверке юридической истории объекта недвижимости, и привязать возникновение обязанности по проверке к заказу соответствующей услуги. Проект предусматривает, что не допускается оплата одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации. То, что продавец недвижимости обратился в риэлтерскую организацию за поиском покупателя и заказал услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, не должно ограничивать покупателя в правах. В том числе, в праве на заказ аналогичной по наименованию услуги, но абсолютно иной по содержанию. Для покупателя заказ такой услуги является гарантом того, что в случае некачественного ее оказания, он сможет возместить ущерб за счет страховой выплаты, т.к. ответственность риэлтерской организации застрахована на сумму не менее 10000 б.в. Если бы Проект предусматривал наличие услуги по проверке объекта недвижимости, не возникла бы проблема с заказом одной и той же услуги. Для продавцов недвижимости действительно актуальна помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимости, а для покупателей - проверка объекта недвижимости. В результате принятия Проекта и проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», пострадают права и законные интересы граждан, так как ряд услуг перестанет оказываться легальными игроками рынка, а общее качество услуг снизится. Сократятся рабочие места в отрасли, лица, потерявшие рабочие места, пополнят “серый” сектор рынка, упадут поступления в бюджет. Предлагаю: Отправить на доработку проекты Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты». Отменить тарифы на риэлтерские услуги. Необоснованную стоимость можно ограничить максимальными 6% от стоимости объекта недвижимости. Не вводить запрет на оказание риэлтерских услуг одной организацией продавцам и покупателям, не лишая последних права заказать юридическую проверку объекта недвижимости и получить страхование по сделке. Не вводить безусловную обязанность риэлтерской организации по проверке объекта недвижимости без заказа потребителем соответствующей услуги по проверке объекта недвижимости.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты»
Общественное обсуждение
150Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 06:53:03
Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 08:39:55
Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 09:14:15
Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 09:15:13
Пользователь
НОВИЧОКЯ считаю, что проект постановления вместо того , чтобы изменить в лучшую сторону правоотношения на рынке риэлтерских услуг , приведет в конечном итоге к тому, что услуги будут оказываться некачественно и пострадают потребители. Любой потребитель в первую очередь хочет получить качественную услугу. У потребителя должен быть ВЫБОР того, кто ему эту услугу окажет наилучшим образом. Стабильно высокое качество услуги возможно только в условиях конкуренции. Если ЦЕННОСТЬ этих услуг не будет соответствовать их СТОИМОСТИ, предприятие прекратит свое существование без посторонней помощи. Я за то, чтобы предприятия, оказывающие риэлтерские услуги, сами определяли их стоимость!
мне нравится такой ход мысли, считаю, что рыночные отношения в данной области будут лучшим регулятором
03.06.2019 10:13:22
Пользователь
НОВИЧОККоллективное обращение
На портале «Правовой форум Беларуси» в настоящее время проводится общественное обсуждение проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты», а также проект изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 января 2006г. № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь».
По мнению риэлтерского сообщества принятие указанных законопроектов в предлагаемом виде будет огромной ошибкой, которая нанесет серьезный урон рынку риэлтерских услуг, в том числе и интересам потребителей. Причины этого видятся в том, что проект содержит серьезные недоработки, смысловые пробелы и противоречия, не учитывает большое количество значимых аспектов риэлтерской деятельности.
В частности, предлагаемое регулирование тарифов на риэлтерские услуги, так же, как и действующее законодательство, не предусматривает возможности гибкого подхода к каждому заказчику риэлтерской услуги: независимо от объёма и сроков предстоящей работы, от количества привлекаемых для оказания услуги специалистов, от стоимости объекта, его нахождения и от платёжеспособности клиентов риэлтерские организации вынуждены будут применять одинаковые цены на услуги, фактическая стоимость которых никогда не будет совпадать с указанными тарифами. Другими словами, предлагаемая форма регулирования цен является, как и прежняя, экономически несостоятельной.
Проект предусматривает запрет на оказание одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества (объекта долевого строительства), обеим сторонам сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации, независимо от наличия желания сторон получить такую услугу, что противоречит правовым нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь, в частности ст.2.
В предлагаемой редакции обсуждаемых нормативных актов почти в полной мере отсутствует терминологический аппарат, нет расшифровки тарифицированных услуг. Присутствует лишь описание услуги по подбору варианта сделки (причем с включением в это описание других, отдельно тарифицированных услуг), в то время, как четкое определение остальных услуг либо отсутствует, либо дано в виде формулировок, обнаруживающих неполное понимание разработчиком сути указываемой услуги. Вместе с тем, в перечень услуг не включена услуга собственно по проверке объекта, вменяемая в обязанность риэлтерских организаций, не дано ее определение и стоимость.
На наш взгляд принятие такого проекта станет губительным для подавляющего большинства риэлтерских организаций и пагубно отразится на интересах потребителей. Риэлтерские организации будут вынуждены работать в крайне стесненных правовых и невыгодных экономических условиях, что вынудит их любыми путями снижать себестоимость услуг, в том числе путем привлечения более дешевых и менее квалифицированных кадров. Часть действующих специалистов по риэлтерской деятельности продолжит пополнять собой «серый» рынок, доля которого за последние несколько лет уже выросла. По оценкам риэлтерского сообщества, с примерно 30%, до более чем 50%. Похожую оценку в ходе совместных общественных мероприятий дают представители Комитета государственного контроля. Это явление, на наш взгляд, является прямым следствием несбалансированного и чрезмерного регулирования.
После принятия проекта, условия для легально работающих предприятий станут еще хуже, что может вызвать практически полный захват сферы риэлтерских услуг «серым» рынком. Все эти явления неизбежно приведут к масштабному падению качества оказываемых потребителям услуг, падения степени защищенности потребителей и увеличению числа случаев нарушения их прав.
Существовавшее ранее регулирование цен во многих сферах экономики в настоящий момент отменено. Мы просим отменить регулирование тарифов на риэлтерские услуги. Мы полагаем, что наличие тарифов сегодня не позволяют рынку развиваться, регулируемые тарифы являются анахронизмом. Высокая конкуренция на рынке недвижимости и, в частности, наличие государственных риэлтерских организаций, гарантирует, что частные организации не смогут необоснованно взвинчивать цены на свои услуги, чего может опасаться разработчик.
Мы полагаем, что отмена государственного регулирования цен, и введение договорных цен, позволит сформировать наиболее справедливые условия работы для риэлтерских организаций и потребителей, создаст предпосылки для развития новых видов риэлтерских услуг и повышения качества риэлтерских услуг в целом.
Список подписавших организаций:
ООО «Академическое»
Союз «Конфедерация агентств недвижимости»
ООО «Академ-недвижимость»
ООО «Агентство недвижимости «Эксперт»
ООО "Агентство недвижимости "БлагоДом"
ООО "МаРРо-Риэлт"
ООО "РиэлтХаус"
ООО «СмартРиэлт»
УП «Мир недвижимости плюс»
ООО"Ассистанс Хэлс Риэлт"
ООО «Гарант Недвижимость»
ООО "Агентство недвижимости "КУБ"
ООО «ДИНАС-недвижимость»
ООО «7 этажей»
ЗАО «ВСП недвижимость»
ООО «Партнер для всех»
ООО «Магазин недвижимости»
ООО «Центр недвижимости «Престиж регион»
ООО "Мариэлт"
ООО «Авангард недвижимость»
ОДО «Новый адрес»
ООО «Агентство недвижимости «Особый стиль»
ООО «Капитал недвижимости»
ООО «Сильван»
03.06.2019 10:23:42
Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 10:29:01
Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 11:54:42
Пользователь
НОВИЧОК03.06.2019 14:26:34
Пользователь
НОВИЧОКХотя Проект содержит ряд позитивных нововведений, но отдельные положения приведут к стагнации риэлтерской отрасли и исчезновению отдельных риэлтерских услуг в принципе.
В Обосновании обозначены ряд проблем, которые призваны решить обсуждаемые законодательные акты. В частности, негибкость действующих тарифов, не связанность объема работ и стоимости услуг по тарифам, невозможность предоставления скидок, и как следствие, в ряде случаев дороговизна риэлтерских услуг для отдельных потребителей.
Сильные стороны обсуждаемых законодательных актов:
Отмена тарифов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отмена тарифов по объектам нежилого фонда (за определенными исключениями).
Расширены возможности получения информации о лицах имеющих и (или) имевших права на объект недвижимого имущества. В настоящий момент получение подобной информации для риэлтерских организаций затруднено.
Исключены из тарифов услуга по представлению письменной информации по найму объектов жилищного фонда. Обычно недобросовестные компании брали предоплату за подобную услугу, а предоставляли неактуальную или ложную информацию. Страдали потребители и репутация отрасли в целом.
Проект вводит новые максимальные тарифы на риэлтерские услуги физическим лицам в отношение жилого фонда, дач, домов, гаражей, земельных участков, машиномест. Организации самостоятельно будут утверждать стоимость своих услуг в установленных пределах. Исключены тарифы в процентном отношении от стоимости объекта недвижимости на риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости. Новые тарифы определены в базовых величинах по каждому виду услуг, причем многие услуги, предусмотренные в действующих тарифам просто отсутствуют в Проекте.
Например, следуя логике Проекта, собственнику квартиры, который хочет получить комплексную услугу по содействию в заключении договора купли-продажи, т. е. чтобы агентство нашло покупателя и помогло провести сделку, нужно будет заказывать набор из 3-х услуг, общей стоимостью не более 85 базовых величин (далее - б. в.). Этот набор услуг не отражает реальный перечень действий агентства недвижимости при оказании услуг. Фактически, Проект искусственно лимитирует возможную стоимость услуг на крайне низком уровне. Для средней 1-комнатной квартиры в Минске максимальная стоимость услуг станет ниже на 25,6%, для средней 2-комнатной - ниже на 37%, для средней 3-комнатной - ниже на 47,7%, для средней 4-комнатной - и вовсе, ниже на 53,2%.
Действующая тарификация привела к фактической недоступности для граждан риэлтерских услуг по содействию при заключении договора купли-продажи недорогих объектов недвижимости таких, как дач, домов и квартир общей стоимостью до 20 000 - 30 000 рублей. Себестоимость их оказания просто выше стоимости услуг, предусмотренной действующими тарифами. Хотя спрос на подобные услуги существует, чем и пользуются лица, осуществляющую незаконную предпринимательскую деятельность, без образования юридических лиц, получения лицензий и какого-либо правового регулирования.
Предлагаемые Проектом тарифы усугубят ситуацию и сделают недоступными для граждан (по причине нерентабельности) риэлтерские услуги по содействию при заключении договора купли-продажи загородных домов и коттеджей, средний срок продажи такого рода объектов 6-12 месяцев. Также пострадают собственники многокомнатных квартир и квартир, стоимостью от 200 000 рублей, сроки реализации таких объектов также варьируются в пределах 4-6 месяцев.
Аргументируется необходимость снижения максимальной стоимости риэлторских услуг тем, что поступают обращения от потребителей на необоснованно высокие тарифы на риэлтерские услуги. Статистика при этом говорит, что на необоснованную стоимость услуг пожаловались менее 15 потребителей из 62181 за 2018 год, это 0,024% от общего числа (по данным Обоснования и сайта minjust.gov.by). При этом предлагается столь радикальное решение.
Также в обоснование необходимости снижения приводится опрос, проведенный на сайте minjust.gov.by, участие в опросе приняли 119 человек, из них 71% считает действующие тарифы слишком высокими. Считаем некорректным ссылаться на такой опрос, так как выборка нерепрезентативна, за 2016, 2017 и 2018 годы потребителями риэлтерских услуг стали 170 443 физических и юридических лица. На момент написания настоящего обращения на сайте realt.by проводится опрос “Как должны оплачиваться риэлтерские услуги?”, в котором приняли участие 1140 человек, из них за отмену государственных тарифов проголосовали 629 человек, или 55,17% (
Не совсем понятно как определялся размер предлагаемых тарифов, почему устанавливается именно такая максимальная стоимость за конкретную услугу, а не иная. В обоснование того, что текущие тарифы “высокие” приводится отсылка к тому, что на момент принятия действующих тарифов (март 2008 г.) базовая величина составляла 3,5 деноминированных рубля, а сейчас она 25,5 рублей. Но приведенный пример говорит о противоположном: реально риэлтерские услуги стали дешевле в 1,8 раза по отношению к средней заработной плате. В марте 2008 года средняя заработная плата составляла 80,78 деноминированных рублей (или 23,08 б. в.), а в марте 2019 года средняя заработная плата составляла 1056,9 рублей (или 41,44 б. в.), 41,44 / 23,08 ≈ 1,8 раза. По отношению к доллару США услуги также подешевели в 1,33 раза (базовая величина 14 марта 2008 года в долларах составляла 16,3 $, а 30 мая 2019 года - 12,21 $). Использованные источники: nbrb.by и belstat.gov.by.
Приводится в Обосновании и такой пример: по ныне действующим тарифам стоимость риэлтерских услуг по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки по отчуждению и (или) приобретению квартиры составляет 30 б. в., а нотариальный тариф, взимаемый нотариусами за составление и подготовку проектов договоров на отчуждение квартиры составляет 1 б. в.. Смысл услуг абсолютно разный при схожести их наименований. В первом случае риэлтер и агент по операциям с недвижимостью осуществляют порядка 6-10 выездов для сбора документов и информации (в расчетно-справочные центры, психиатрические и наркологические диспансеры, к нотариусу, в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру, ЗАГСы, администрации районов и т.д.), анализируются полученные документы на предмет отсутствия противоречий и ошибок, и многое другое. Во втором случае, нотариус готовит типовой договор на своем рабочем месте без выезда. Корректно сравнивать однотипные услуги, например, консультационные. По нотариальным тарифам консультация по договорам отчуждения имущества стоит 1 б. в., а по действующим тарифам на риэлтерские услуги консультация по сделкам с объектами недвижимости (в письменной форме) стоит 3 б.в.. При этом стоимость консультационных услуг адвокатов не тарифицируется и определяются по договоренности между адвокатом и клиентом, и на практике начинается от нескольких десятков рублей, а может составлять сотни и тысячи рублей, в зависимости от квалификации адвоката и сложности вопроса. И это логично, для ряда сделок и юридических действий участие нотариуса обязательно, но риэлтерские услуги не определены законодательством как обязательные, поэтому установление тарифов на них необязательно. Гражданин вправе выбирать как конкретную риэлтерскую организацию, так и в принципе вправе самостоятельно совершать сделки с недвижимостью без привлечения риэлтера.
Хочу обратить внимание, что стоимость риэлтерских услуг в Республики Беларусь одна из самых низких в странах СНГ и ближнего зарубежья: так в Украине в среднем 3-6%, в России - 1-4%, в Казахстане - 1-5%, в Литве - 1-5%, во Франции - 5-10%, в Болгарии - 3-10% (
Проблема стоимости риэлтерских услуг может быть решена рыночным путем на основе ценовой конкуренции. При отмене тарифов не произойдет необоснованный рост тарифов, так как в Республики Беларусь функционирует 137 частных риэлтерских организаций, а также действуют государственные организации, оказывающие риэлтерские услуги. При отмене тарифов потребитель получит более широкий выбор риэлтерских услуг как по стоимости, так и по качеству.
При этом отрасль в целом имеет положительную динамику, количество обращений потребителей в регулирующие органы в отношении деятельности риэлтерских организаций: в 2016 г. поступило 154 обращения указанной тематики, в 2017 г. – 130, в 2018 г. – 102 обращения (по данным Обоснования). При этом наблюдается рост числа заключенных договоров на оказание риэлтерских услуг: в 2016 году - 51 445 договоров, в 2017 - 56 817 договор, в 2018 - 62 181 договор. Таким образом количество договоров увеличивается, а количество жалоб уменьшается.
Также проектом Указа вводится обязанность риэлтерских организации проводить проверку объекта недвижимого имущества, в отношении которого оказываются риэлтерские услуги, путем изучения информации об истории данного объекта, о предыдущих собственниках, обладателях иных прав и ограничений (обременений) прав, а также иных сведений, в целях выявления обстоятельств, которые могут иметь значение для последующего совершения сделки с объектом недвижимого имущества. Указанная обязанность не привязана к заказу конкретной риэлтерской услуги (например, услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества), а декларируется по отношению ко всем услугам. Это создает возможность потребительского экстремизма. Например, потребитель заказывает консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимого имущества в отношении конкретного объекта (стоимость - 3 б.в.), и после этого он формально в праве требовать от риэлтерской организации проверки юридической истории объекта недвижимости. Считаю правильным, в случае сохранения тарификации, ввести услугу по проверке юридической истории объекта недвижимости, и привязать возникновение обязанности по проверке к заказу соответствующей услуги.
Проект предусматривает, что не допускается оплата одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом, являющимися потребителями услуг данной риэлтерской организации. То, что продавец недвижимости обратился в риэлтерскую организацию за поиском покупателя и заказал услуги по оказанию помощи в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимого имущества, не должно ограничивать покупателя в правах. В том числе, в праве на заказ аналогичной по наименованию услуги, но абсолютно иной по содержанию. Для покупателя заказ такой услуги является гарантом того, что в случае некачественного ее оказания, он сможет возместить ущерб за счет страховой выплаты, т.к. ответственность риэлтерской организации застрахована на сумму не менее 10000 б.в. Если бы Проект предусматривал наличие услуги по проверке объекта недвижимости, не возникла бы проблема с заказом одной и той же услуги. Для продавцов недвижимости действительно актуальна помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с совершением сделки с объектом недвижимости, а для покупателей - проверка объекта недвижимости.
В результате принятия Проекта и проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», пострадают права и законные интересы граждан, так как ряд услуг перестанет оказываться легальными игроками рынка, а общее качество услуг снизится. Сократятся рабочие места в отрасли, лица, потерявшие рабочие места, пополнят “серый” сектор рынка, упадут поступления в бюджет.
Предлагаю:
Отправить на доработку проекты Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь «О тарифах на риэлтерские услуги и порядке их оплаты».
Отменить тарифы на риэлтерские услуги. Необоснованную стоимость можно ограничить максимальными 6% от стоимости объекта недвижимости.
Не вводить запрет на оказание риэлтерских услуг одной организацией продавцам и покупателям, не лишая последних права заказать юридическую проверку объекта недвижимости и получить страхование по сделке.
Не вводить безусловную обязанность риэлтерской организации по проверке объекта недвижимости без заказа потребителем соответствующей услуги по проверке объекта недвижимости.
03.06.2019 18:02:06
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться