[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность»
Если рассматривать вопрос с точки зрения Министерства здравоохранения Республики Беларусь, то в список можно включить, например, маникюр, педикюр, татуировки, пирсинг, окраску бровей и волос, обертывания, дреды, бани, бассейны, тренажерные залы, аквапарки и т.д. Абсурд!
06.12.2019 07:43:33
Елена
Пользователь
НОВИЧОК
0
24.0
0
Обсуждение на форуме навело на мысль: а почему на общественное обсуждение не выносятся перечни процедур по гинекологии, травматологии, неврологии? Как они смогли определить область применения их медицинских направлений так, что это никоим образом не ущемляет интересы отрасли бытовых услуг? Всё просто - они чётко понимают, что занимаются ЛЕЧЕНИЕМ, а бытовые услуги к ним не имеют отношения. Чуть больше 10 лет назад всерьёз обсуждалось причисление депиляции области глубокого бикини к медицинскому виду услуг - как бы гинекология. В салонах тогда боялись в прайсах и по телефону упоминать этот вид услуг - могла прийти проверка... Врачи как-то не подхватили почин чиновников, и услуга прочно вошла в бытовые. Сейчас это - история. Но тогда было не до шуток.
Мы находимся в стадии нового витка раздела сфер влияния. Ещё раз напомню: ни одна из процедур Перечня Минздрава НЕ содержится в перечне уходов спа в СТБ. И наоборот. Проблема в том, что за основу причисления к лицензируемым видам деятельности, а значит к предмету лицензированияпричисляются физические факторы, а не цель, с которой они применяются.
06.12.2019 08:03:22
Татьяна Иванова
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.8
0
Цитата
Снежана:
Как известно, основанием для разработки СТБ 2412 послужил комплекс мер организационно-экономического и правового характера по развитию и эффективному функционированию сферы бытового обслуживания населения на 2014 г.... Это ни год, ни два, а уже почти 6 лет деятельности, в соответствии, с данным стандартом большого числа предпринимателей. Налажена система, которая неплохо функционирует: многие решились открыть собственный бизнес, есть выбор рабочих мест в индустрии красоты, да и у клиентов есть выбор пользоваться той или иной СПА-услугой или нет...... Для чего "крушить", то, что так долго выстраивалось......
Это точно! Все это время открывались новые предприятия, предприниматели брали кредиты, расширяли перечень предоставляемых услуг и повышали их качество, чтобы теперь все зарубить на корню
06.12.2019 09:40:25
Станислав Вилисов
Пользователь
НОВИЧОК
0
8.3
0
Цитата
Тамара Королёва:
Обращаюсь к участникам общественного обсуждения Проекта как директор ассоциации прикладной эстетики и спа, которая приняла участие (2013-2014 г.г.) в разработке стандартов подотрасли бытовых услуг, выразить своё отношение к обращению в Совмин и Совет по развитию предпринимательства при Президенте РБ, которое подготовлено и будет направлено после обсуждения на форуме. К этому обращению будет приложено 2 приложения (см. по тексту). Свое отношение как представителей бизнеса, так и потребителей услуг подотрасли считаю уместным выразить отметкой "нравиться" под данным сообщением.
"Совет Министров Республики Беларусь Совет по развитию предпринимательства Республики Беларусь
..............вынуждена обратиться за разрешением конфликтной ситуации, сложившейся для предпринимателей, оказывающих бытовые услуги по обеспечению физического комфорта в области туризма и агроэкотуризма. Толчком к развитию предпринимательства и экономики этих услуг послужило принятие ряда Государственных программ, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики. Развитие данной отрасли немыслимо без обеспечения физического комфорта гостей нашего государства, для чего этот вид деятельности был четко определен в ОКРБ 007-2012 от 08.10.2015 №48 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (раздел 96 «Деятельность по обеспечению физического комфорта») и в СТБ 2412-2015 «Услуги бытовые. Спа - услуги. Термины и определения», который «не включает медицинские услуги, направленные на медицинскую диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию». Указом Президента Республики Беларусь № 326 от 02.09.2019 в части третьей пункта 320 закреплено, что не требуется получения лицензии для оказания этих услуг и что лицензированию подлежит только лечебный массаж. Суть конфликта заключается в разногласиях по толкованию указанных норм с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. По мнению министерства, ряд услуг (отнесенных СТБ 2412-2015 к спа-услугам) являются услугами медицинскими. В процессе подготовки проекта Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О перечне процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность», этот Перечень был значительно расширен, а изложение разделов «Физиотерапия» и «Лечебный массаж» не обеспечивает единообразного понимания и не исключает двоякого толкования сути документа. Всё это является почвой для дальнейших судебных разбирательств, что полностью противоречит положениям Директивы от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства». По мнению бизнес-сообщества, следует придерживаться буквального толкования нормативно-правовых актов, а перечень услуг, подлежащих лицензированию и поименованных в этих актах, не должен подлежать расширительному толкованию. Формулировки, данные разработчиком в перечне позволяют трактовать как медицинские любые услуги, оказываемые гостеприимным хозяином своему гостю, подвести под лицензирование любую бытовую услугу по обеспечению физического комфорта, лишить бизнеса любого предпринимателя, оказывающие бытовые услуги в этой сфере. Предпринимательскому сообществу стыдно перед своими зарубежными партнерами и друзьями соседями за такую позицию Минздрава. Стыдно перед нашими предпринимателями, которых мы призываем развивать экономику страны, туризм, инициативу, и теперь не можем защитить этих людей от применения грозящей им ответственности. Бизнес сообщество выстраивает свой бизнес социально-ответственно и вправе ожидать такого же ответственного подхода со стороны курирующих министерств. .................не имеет морального права не обратиться в правительство с ходатайством тщательно, детально и взвешено определить четко и понятно какие услуги лицензируется, а какие нет. Для более детального изучения вопроса к данному письму прилагаем вариант Проекта (Приложение 1), разработанный экспертами бизнес сообществ с учётом пожеланий и предложений участников общественного обсуждения документа на правовом форуме Беларуси http://forumpravo.by и аргументированные замечания по перечню (Приложение 2). Просим Вас обязать Минздрав, до опубликования каких-либо проектов нормативных и ненормативных актов проводить оценку регулирующего воздействия их на экономику и бизнес-сообщество, на гостей нашей страны и на наших людей. Просим Вас также обратить внимание на определение термина «медицинская помощь» в статье 1. «Основные термины и их определения» Проекта Закона РБ «О здравоохранении», предложенное разработчиком (Минздравом), а именно: «медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, изменение и поддержание эстетического вида пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую абилитацию, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками», в которой весьма расширительно звучит выделенная фраза (как нам известно, проект Закона прошёл первое чтение)."
Размещённое на 16 странице Тамарой Королёвой предложение в адрес Совета Министров Республики Беларусь полностью поддерживаю. Уверен, что лоббирование Министерством здравоохранения предполагаемого Постановления связано с поддержкой чьих-то интересов, но никак не с заботой о здоровье и благополучии граждан.
06.12.2019 10:18:13
Станислав Вилисов
Пользователь
НОВИЧОК
0
8.3
0
Хочется напомнить, что в Республике Беларусь куратором бытовых и СПА-услуг является Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Но Министерство здравоохранения Республики Беларусь решило вмешаться в данную сферу, разработать новый Проект, каким-то образом изъять из сферы бытовых и СПА-услуг определённые виды деятельности и отнести их к медицинским видам услуг. Однако, ещё раз напоминаю, что в своё время Министерство здравоохранения Республики Беларусь без замечаний и предложений одобрило действие СТБ 2412-2015. Проходящее в настоящее время обсуждение инициировало Министерство здравоохранения Республики Беларусь и не исключено, что все неодобрительные высказывания в адрес предполагаемого Постановления так и останутся «под сукном» у чиновников данного Министерства. Предлагаю дублировать в виде обращений граждан свои замечания и предложения по обсуждаемому Постановлению и отправлять их по электронной почте в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство экономики, а также непосредственно в Совет Министров. Способы обращения: Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (e-mail: mail@mart.gov.by, электронные обращения граждан https://mart.gov.by/sites/mart/home/reception-of-citizens/e-service.html); Министерство экономики Республики Беларусь (e-mail: minec@economy.gov.by, электронные обращения граждан https://www.economy.gov.by/ru/elekobraschenie-ru/ ); Совет Министров Республики Беларусь (e-mail: contact@government.by, электронные обращения граждан http://www.government.by/ru/feedback_eltreatment/).
06.12.2019 10:30:05
Владислав Старицкий
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Просьба разъяснить и прописать четко что относится к лечебному массажу. Текущая формулировка очень размытая и неясно каким образом поможет понять относится ли конкретный массаж к лечебному или нет?
30. Ручной массаж с выполнением специальных массажных приемов.
это подходит под любой массаж руками
31. Ручной массаж с использованием специальных приспособлений для механического воздействия.
это подходит для любого массажа с инструментами, т.е. без прикосновений рук непосредственно к клиенту
Т.о. в двух пунктах удалось описать весь массаж вообще. Соответственно, непонятно:
1) является ли всякий массаж лечебным? Если нет, то 2) как отличить лечебный массаж от не лечебного?
Хотелось бы услышать последовательный, развёрнутый, четкий ответ на поставленный вопрос, исключающий толкование и необходимость последующих писем-пояснений. Это бы внесло ясность в работу как предприятий и частных лиц, оказывающих услуги, так и контролирующих органов.
Без четкого определения лечебного массажа никакое обсуждение невозможно, т.к. непонятен сам предмет обсуждения.
06.12.2019 16:37:44
Виталий
Пользователь
НОВИЧОК
0
4.5
0
Полностью поддерживаю точку зрения Станислава Вилисова и Тамары Королёвой. Постараюсь представить своё видение данной ситуации. Минздрав хочет признать утратившими силу неудобные для него нормативно-правовые акты и утвердить свои. Для этого предлагается усовершенствование лицензирования. На каком основании? На основании того, что все процедуры, включенные в Перечень, имеют свои показания и противопоказания к применению, а также возможные осложнения в случае непрофессионального применения, которые должен оценить и предупредить медицинский работник, имеющий соответствующую подготовку… Вполне естественно возникает ряд вопросов, которые ярко выражены на этапе данного обсуждения. * На каком основании Минздрав решил(о), что в его рядах существует такой медицинский работник, или достаточное количество таких работников, превосходящих по своим рабочим качествам работников спа-салонов, в которых, часто работают, как раз, лучшие профессионалы, ушедшие от Минздрава. * На каком основании Минздрав решил(о), что его работники не допускают, или допускают меньше (вольных, или невольных) ошибок. Если сейчас провести опрос населения, то, уверен, мы получим на порядок больше негативных отзывов к качеству обслуживания подопечных Минздрава, чем к работе спа-салонов. Причем, если от спа-салона, в случае появления проблем, можно добиться компенсации, или найти какой-то компромисс, то решать вопросы с Минздравом практически бесполезно. * Ссылки на то, что определённые виды услуг должны лицензироваться, только потому, что оборудование имеет класс опасности…имеются случаи ожогов…помещение должно согласовываться (эпиляция – Константин Викторович Краузе, пост от 04,12,19 16:31) выглядят странно и однобоко. Если взять на вооружение эту теорию, то скоро мы будем есть сырое и руками. Потому, что вилка предмет опасный, ей в глаз ткнуть можно, а огонь, вообще, спасайся кто может. Очень слабо вериться, что у лицензированных специалистов в белых халатах подобных проблем не возникает. Оборудование имеет свои инструкции, и речь идет о о элементарном соблюдении этих инструкций. В случае необходимости легко решить (организовать) узкоспециализированные, не медицинские, курсы повышения квалификации. У него (у оборудования) глаз нет, поэтому показывать ему лицензию, для того, чтобы оно лучше работало бесполезно. Более того, в спа - салонах к клиенту относятся гораздо бережней, чем в поликлиниках к пациенту, по одной простой причине. Если у работника не будет клиентов, у него не будет зарплаты, а возможно и работы, кроме того, он должен будет из своих денег компенсировать потери салона, в случае своей ошибки. Медицинскому работнику в медучреждении, в случае той же ошибки, грозит (может быть) какое-нибудь замечание или взыскание. Т.е. у работника спа-салона есть мотивация работать лучше и качественней, у работника поликлиники такая мотивация практически отсутствует. Что касается помещений и согласований. Во-первых, все помещения в спа-салонах соответствуют необходимым нормам, без этого он просто не откроется. Во-вторых, как правило, помещения (включая оборудование) для оказания соответствующих услуг, в спа-салонах превосходят помещения поликлиник (больниц), причем по всем параметрам. Опять же по одной простой причине. Слабый не выживает. Клиент нынче привередлив и грамотен, а конкуренция зашкаливает. *Виды услуг, требующие лицензирования. Мир не стоит на месте. Новые виды услуг растут как грибы после дождя. Беларусь – открытая цивилизованная страна, поэтому всё новое, прогрессивное, спокойно приживается и работает, тем более, что с новым видом услуг, в комплексе, предлагается и оборудование, соответствующее мировым стандартам. Может быть, не имея возможности оперативно дать свою собственную оценку новым услугам (нет ни времени, ни достаточных профессиональных знаний), Минздрав пытается взять всё под контроль, чтобы потихоньку разбираться с ситуацией? Если, конечно, исключить теорию рейдерского захвата с целью получить экономическую, или другую, выгоду. Приходит ещё мысль о том, что таким образом Минздрав пытается решить проблему медицинской (именно медицинской) профилактики, а может и конкретного лечения. Зачем закупать дорогое оборудование, например, солярии, если можно, в случае лицензирования этих услуг, заставить бизнес принимать конкретных больных по направлениям врача. Но об этом даже не хочется думать, тем более развивать эту мысль дальше.
Предположим. Получит Министерство здравоохранения контроль и что? Что это даст? Плюсы: Вроде бы всё под контролем. Минусы: Под каким контролем? У Минздрава нет здоровья (извините за каламбур) навести порядок в своем доме (поликлиники, больницы…), каким образом он получит положительный результат от ещё большей нагрузки. В данном случае наиболее вероятным результатом будет хаос! Хуже будет всем, в обсуждениях об этом говориться достаточно ясно. Давайте не будем изобретать велосипед. Услуги, которые оказываются в спа-салонах, изобретены не в Беларуси. Они «обкатаны» и, в своих пределах, имеют подтвержденную мировую безопасность в области не медицинских услуг. Более того, на сегодня существуют решения, доказывающее, что мы (Беларусь) – нормальная цивилизованная европейская страна. В замечаниях Станислава Вилисова и Тамары Королёвой приведено достаточно объяснений и ссылок на рабочие правовые акты и на возможности дальнейшего повышения качества обслуживания, как собственного населения, так и гостей. Зачем всё ломать и превращаться, в глазах мировой общественности, в дикарей?
Предложение усовершенствования лицензирования должно содержать не увеличение лицензированных услуг, а их сокращение, причем сокращение существенное!
Что это даст? • Круг ответственности Минздрава сократиться, что приведет к более четкому понятию своих обязанностей и более качественному их выполнению. • В стране сократиться надобность в медперсонале, что повысит их профессионализм, а значит и качество их «родных» услуг, заодно увеличив им зарплату, которую они будут зарабатывать, а не получать за счет увеличившихся поборов. • Появление узконаправленных обучающих, не медицинских школ, создаст конкуренцию профессиональным медицинским работникам, что уменьшит их отток из медучреждений.
Это те мысли, которые лежат на поверхности.
В конечном итоге (хотелось бы, чтобы так было), наличие двух направлений, медицинского и не медицинского, даст возможность профессионального роста для каждого направления, а, опять же профессиональное, общение друг с другом, значительно увеличит оптимальные возможности сохранения и умножения здоровья людей.
Отдельная тема – доверие к Министерству здравоохранения и тем, кто с ним связан. Если кто-то берёт на себя ответственность за контроль (лицензирование) он берёт на себя и ответственность за его качество. Уверено ли Министерство здравоохранения в том, что его знания, в тех областях на которые оно претендует, достаточны, или грандиозная перестраховка, включая супер метод «бей своих, что бы чужие боялись» - обычный метод его работы?
06.12.2019 18:48:58
Кирилл
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.1
0
Вообще, крайне любопытный проЭкт.
В приглашении к обсуждению куча патетических слов о тяжёлой борьбе чиновников за наше здоровье и всего несколько абзацев по существу. Из них два посвящены массажу. В самом же тексте – две скромные строчки. Приписка, так сказать.
Хорошо. Давайте по существу. Вот, скажите, авторы проекта, могу ли я, придя в учреждение, лицензированное Минздравом, заказать себе эротический массаж? С happy-end'ом? А что? «Ручной массаж с выполнением специальных массажных приёмов», всё как вы написали. И лечебный эффект сомнения не вызывает… Не нравится такой пример? Давайте иначе. Вот, скажем, делаю я «энергетический массаж», чакры разгибаю. Воздействую ментально на астральное, так сказать, тело. Мне, извините, лицензию где получать надо? Согласно ваших же положений – в нашем богоспасаемом Минздраве, ага. И, кстати. Я знаю что такое «механический», «лазерный». Знаю «эпиляция» и «хирургическая коррекция». Но я не знаю, что такое «специальные приёмы». Не могли бы вы дать ссылку на их описание? Может, свод какой-нибудь уже есть, методичка где всё по полочкам, а народ-то и не в курсе… А то как-то непонятно получается.
Вы, в конце-концов, что именно лицензировать собрались? Массаж? Ну так дайте определение этого самого массажа, а то ведь каждый по своему понимает. Ерёмушкин – так, Чикуров – эдак, я – совсем иначе, а чиновник на приёмке документов – и вовсе неведомо.
Вы зачем это делаете? О здоровье граждан беспокоитесь? Это хорошо, это вы молодцы. А можно, простите, ссылочку на статистику – сколько безвинных душ загубили в соляриях да массажных кабинетах? И приложение снизу – сколько человек пострадало от безобразного равнодушия в наших мед. учреждениях? Сколько «залечили» безграмотные коновалы в районных поликлиниках? Сколько диагнозов упустили прекрасные врачи, вынужденные работать на отстойнейшем оборудовании? Сколько человек слишком поздно узнало о своём диагнозе по причине отсутствия профильного специалиста в штате той же районки? Вы точно о здоровье граждан беспокоитесь? Или всё же о своём?
Чем писать проекты в стиле «запретить ФСЁ» лучше бы помогли. СанПИН нормальный на массажный кабинет сделать, а не на парикмахерскую. Стандарт нормальный, вместо того бездарного убожества ,что есть сейчас. Программу учебную, без «обязанностей сестры-хозяйки» в течении семестра. Сделайте что-нибудь полезное сперва, потом спрашивайте.
А пока что, вы уж извините, возникают сомнения не только в вашем профессионализме, но и в вашей моральной чистоплотности.
06.12.2019 20:53:12
Олег Сикорский
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Категорически против. Это только всё усложняет. Проект по моему мнению носит скорее экономический характер.
07.12.2019 19:33:44
Елена
Пользователь
НОВИЧОК
0
24.0
0
В Ассоциации прикладной эстетики и спа с должным вниманием отнеслись к проекту Перечня и проанализировали причины серьёзных недоработок и ошибочных утверждений в Обосновании необходимости внесения изменений, подготовленном МЗ РБ. На наш взгляд, главная проблема заключается в отсутствии чётких критериев принадлежности той или иной услуги к медицинской деятельности.
Рекомендации по усовершенствованию порядка разработки законодательных актов, определяющих область лицензируемых медицинских услуг
1. Услуга не может быть включена в список медицинских услуг исходя из её предполагаемого, но не доказанного лечебного, профилактического эффекта, или диагностической ценности. Пример: возможно, нахождение на берегу моря (или в соляной комнате) помогает лицам с заболеваниями органов дыхания. Однако это не означает, что услуги туристических фирм (или спа объектов) должны быть отнесены к медицинским.
2. Услуга не может быть включена в список медицинских услуг исходя из формального сходства используемых в ней факторов с факторами, используемыми в известных медицинских услугах. Пример: биолог может использовать электрофорез для изучения состава белков бактерии; при оказании бытовой услуги ухода за кожей лица электрофорез используется для усиления действия парфюмерно-косметической продукции. Однако эти применения электрофореза нельзя назвать медицинской услугой исходя из того, что электрофорез лекарственных препаратов используется в физиотерапии.
3. Для услуг с доказанным лечебным или профилактическим эффектом, доказанной диагностической ценностью, а также других услуг следует установить чёткие (однозначные) уровни рисков для здоровья, при которых услуга должна быть отнесена к медицинской при условии существенного снижения рисков для здоровья при оказании услуги медицинским работником: - медицинской сестрой; - врачом и т. д. Допустимые уровни рисков устанавливаются, исходя из баланса обеспечения безопасности услуг и возможности обеспечить выполнение законодательства. Примеры: а) Пластическая операция по коррекции формы носа, очевидно, не имеет ни лечебного, ни профилактического эффекта, ни диагностической ценности. Однако также очевидно, что выполнение её человеком без высшего медицинского образования и квалификации пластического хирурга с большой долей вероятности приведёт к серьёзным осложнениям. б) Табакокурение и употребление алкоголя, безусловно, несут серьёзные риски для здоровья. Однако эти риски существенно не снизятся, если продавать сигареты в киоске или подавать алкоголь в ресторане будет медицинский работник. в) Физические нагрузки обладают доказанным лечебным и профилактическим эффектом при многих заболеваниях. При занятиях физкультурой имеются и риски для здоровья, к примеру, риск развития инфаркта миокарда во время тренировки. Однако не представляется возможным занять медицинскими работниками все ставки тренеров, преподавателей физкультуры, и т.д. г) Сама процедура магнитно-резонансной томографии без введения контрастного вещества и при отсутствии противопоказаний не несёт существенных рисков для здоровья (отсутствует облучение ионизирующим излучением, нагрев тканей минимален, и т. д.). Однако неправильное описание полученных изображений может привести к диагностическим ошибкам и, следовательно, вреду для здоровья вплоть до летального исхода.
4. Что касается других (не медицинских) услуг, которые несут риски для здоровья, то меры, направленные на снижение этих рисков, составляют соответствующие правила техники безопасности (включая оказание первой помощи), утверждаемые профильными ведомствами при необходимости с согласованием с МЗ РБ. Пример: милиционер может остановить кровотечение у жертвы ДТП; электрик может реанимировать пострадавшего от поражения электрическим током, банщик должен уметь оказать первую помощь при носовом кровотечении или остановке сердца посетителю спа и т. д. Однако, это не означает, что милиционерами, электриками или банщиками должны работать исключительно лица с медицинским образованием.
5. Не могут относиться к медицинским услуги, в ходе которых может развиться лечебный или профилактический эффект, получена диагностическая информация, если это не является целью оказания данной услуги. Примеры: Известно, что образованность населения в вопросах онкологических заболеваний, инсультов, оказания первой помощи и др. повышает вероятность своевременного выявления заболеваний. Например, массажист может заметить у женщины уплотнение в молочной железе, которое окажется опухолью; мастер педикюра может заметить меланому кожи на ранней стадии; официант может заметить у клиента симптомы инсульта и вовремя вызвать скорую помощь, и т. д. Однако это не означает, что профессиональная деятельность этих работников направлена на оказание медицинских услуг или что во всех профессиях должны работать исключительно лица с медицинским образованием.
6. Все разработки законодательных актов в области лицензирования должны учитывать международный опыт и не противоречить законодательным актам экономических союзов, в которые входит Республика Беларусь, а также необходимо исключить возникновение коррупционного потенциала, экономический и моральный ущерб от давления на бизнес. Примеры. В соответствии с перечнем спа услуг, который представлен в СТБ 2412-2015 "Услуги бытовые СПА-услуги. Термины и определения", соляная комната является спа услугой и не подлежит медицинскому лицензированию (Указ Президента РБ № 326 от 02.09.2019). При разработке стандарта были взяты за основу аналогичные ТНПА РФ как наиболее важного партнёра по ЕЭС, что обеспечивает гармонизацию применения законодательства на пространстве Союза. Кроме того, Рекомендации Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 (вступили в силу 16 мая 2019), в которой изложены критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕЭС в части определения принадлежности оборудования к медицинским изделиям (или отсутствия таковой) производителем данного оборудования. Таким образом, попытка изменения назначения оборудования «соляная комната» (производится в РФ как оборудование бытового назначения) с целью извлечения выгоды контроля над этой спа услугой ведомством РБ, ущемляет права не только субъектов хозяйствования РБ, но и субъектов хозяйствования РФ. Фактам подобного неправомерного толкования законодательства должна быть дана правовая оценка ещё и в рамках ЕЭК. Это же касается неправомерного ограничения использования физических факторов в работе косметика (эстетиста), поскольку противоречит международному опыту в этой сфере услуг.
7. При подготовке ответов на запросы судов относительно услуг, не вошедших в утверждённые перечни, Министерство здравоохранения также должно руководствоваться вышеперечисленными критериями.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность»
Общественное обсуждение
222Пользователь
НОВИЧОК06.12.2019 07:43:33
Пользователь
НОВИЧОКВсё просто - они чётко понимают, что занимаются ЛЕЧЕНИЕМ, а бытовые услуги к ним не имеют отношения.
Чуть больше 10 лет назад всерьёз обсуждалось причисление депиляции области глубокого бикини к медицинскому виду услуг - как бы гинекология. В салонах тогда боялись в прайсах и по телефону упоминать этот вид услуг - могла прийти проверка...
Врачи как-то не подхватили почин чиновников, и услуга прочно вошла в бытовые. Сейчас это - история. Но тогда было не до шуток.
Мы находимся в стадии нового витка раздела сфер влияния.
Ещё раз напомню: ни одна из процедур Перечня Минздрава НЕ содержится в перечне уходов спа в СТБ. И наоборот.
Проблема в том, что за основу причисления к лицензируемым видам деятельности, а значит к предмету лицензирования причисляются физические факторы, а не цель, с которой они применяются.
06.12.2019 08:03:22
Пользователь
НОВИЧОККак известно, основанием для разработки СТБ 2412 послужил комплекс мер организационно-экономического и правового характера по развитию и эффективному функционированию сферы бытового обслуживания населения на 2014 г.... Это ни год, ни два, а уже почти 6 лет деятельности, в соответствии, с данным стандартом большого числа предпринимателей. Налажена система, которая неплохо функционирует: многие решились открыть собственный бизнес, есть выбор рабочих мест в индустрии красоты, да и у клиентов есть выбор пользоваться той или иной СПА-услугой или нет...... Для чего "крушить", то, что так долго выстраивалось......
06.12.2019 09:40:25
Пользователь
НОВИЧОКОбращаюсь к участникам общественного обсуждения Проекта как директор ассоциации прикладной эстетики и спа, которая приняла участие (2013-2014 г.г.) в разработке стандартов подотрасли бытовых услуг, выразить своё отношение к обращению в Совмин и Совет по развитию предпринимательства при Президенте РБ, которое подготовлено и будет направлено после обсуждения на форуме. К этому обращению будет приложено 2 приложения (см. по тексту). Свое отношение как представителей бизнеса, так и потребителей услуг подотрасли считаю уместным выразить отметкой "нравиться" под данным сообщением.
"Совет Министров Республики Беларусь
Совет по развитию предпринимательства
Республики Беларусь
..............вынуждена обратиться за разрешением конфликтной ситуации, сложившейся для предпринимателей, оказывающих бытовые услуги по обеспечению физического комфорта в области туризма и агроэкотуризма. Толчком к развитию предпринимательства и экономики этих услуг послужило принятие ряда Государственных программ, в которых предусмотрены меры и средства по созданию современной инфраструктуры туризма в различных регионах страны. Государственная программа «Беларусь гостеприимная» на 2016 – 2020 годы направлена на формирование и развитие современного конкурентоспособного туристического комплекса, увеличение вклада туризма в развитие национальной экономики. Развитие данной отрасли немыслимо без обеспечения физического комфорта гостей нашего государства, для чего этот вид деятельности был четко определен в ОКРБ 007-2012 от 08.10.2015 №48 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (раздел 96 «Деятельность по обеспечению физического комфорта») и в СТБ 2412-2015 «Услуги бытовые. Спа - услуги. Термины и определения», который «не включает медицинские услуги, направленные на медицинскую диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию». Указом Президента Республики Беларусь № 326 от 02.09.2019 в части третьей пункта 320 закреплено, что не требуется получения лицензии для оказания этих услуг и что лицензированию подлежит только лечебный массаж.
Суть конфликта заключается в разногласиях по толкованию указанных норм с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. По мнению министерства, ряд услуг (отнесенных СТБ 2412-2015 к спа-услугам) являются услугами медицинскими. В процессе подготовки проекта Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О перечне процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность», этот Перечень был значительно расширен, а изложение разделов «Физиотерапия» и «Лечебный массаж» не обеспечивает единообразного понимания и не исключает двоякого толкования сути документа. Всё это является почвой для дальнейших судебных разбирательств, что полностью противоречит положениям Директивы от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства».
По мнению бизнес-сообщества, следует придерживаться буквального толкования нормативно-правовых актов, а перечень услуг, подлежащих лицензированию и поименованных в этих актах, не должен подлежать расширительному толкованию. Формулировки, данные разработчиком в перечне позволяют трактовать как медицинские любые услуги, оказываемые гостеприимным хозяином своему гостю, подвести под лицензирование любую бытовую услугу по обеспечению физического комфорта, лишить бизнеса любого предпринимателя, оказывающие бытовые услуги в этой сфере. Предпринимательскому сообществу стыдно перед своими зарубежными партнерами и друзьями соседями за такую позицию Минздрава. Стыдно перед нашими предпринимателями, которых мы призываем развивать экономику страны, туризм, инициативу, и теперь не можем защитить этих людей от применения грозящей им ответственности. Бизнес сообщество выстраивает свой бизнес социально-ответственно и вправе ожидать такого же ответственного подхода со стороны курирующих министерств.
.................не имеет морального права не обратиться в правительство с ходатайством тщательно, детально и взвешено определить четко и понятно какие услуги лицензируется, а какие нет.
Для более детального изучения вопроса к данному письму прилагаем вариант Проекта (Приложение 1), разработанный экспертами бизнес сообществ с учётом пожеланий и предложений участников общественного обсуждения документа на правовом форуме Беларуси
Просим Вас обязать Минздрав, до опубликования каких-либо проектов нормативных и ненормативных актов проводить оценку регулирующего воздействия их на экономику и бизнес-сообщество, на гостей нашей страны и на наших людей.
Просим Вас также обратить внимание на определение термина «медицинская помощь» в статье 1. «Основные термины и их определения» Проекта Закона РБ «О здравоохранении», предложенное разработчиком (Минздравом), а именно: «медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, изменение и поддержание эстетического вида пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую абилитацию, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками», в которой весьма расширительно звучит выделенная фраза (как нам известно, проект Закона прошёл первое чтение)."
06.12.2019 10:18:13
Пользователь
НОВИЧОКПроходящее в настоящее время обсуждение инициировало Министерство здравоохранения Республики Беларусь и не исключено, что все неодобрительные высказывания в адрес предполагаемого Постановления так и останутся «под сукном» у чиновников данного Министерства.
Предлагаю дублировать в виде обращений граждан свои замечания и предложения по обсуждаемому Постановлению и отправлять их по электронной почте в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство экономики, а также непосредственно в Совет Министров.
Способы обращения:
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
(e-mail: mail@mart.gov.by, электронные обращения граждан
Министерство экономики Республики Беларусь (e-mail: minec@economy.gov.by, электронные обращения граждан
Совет Министров Республики Беларусь (e-mail: contact@government.by, электронные обращения граждан
06.12.2019 10:30:05
Пользователь
НОВИЧОК30. Ручной массаж с выполнением специальных массажных приемов.
это подходит под любой массаж руками
31. Ручной массаж с использованием специальных приспособлений для механического воздействия.
это подходит для любого массажа с инструментами, т.е. без прикосновений рук непосредственно к клиенту
Т.о. в двух пунктах удалось описать весь массаж вообще. Соответственно, непонятно:
1) является ли всякий массаж лечебным?
Если нет, то
2) как отличить лечебный массаж от не лечебного?
Хотелось бы услышать последовательный, развёрнутый, четкий ответ на поставленный вопрос, исключающий толкование и необходимость последующих писем-пояснений. Это бы внесло ясность в работу как предприятий и частных лиц, оказывающих услуги, так и контролирующих органов.
Без четкого определения лечебного массажа никакое обсуждение невозможно, т.к. непонятен сам предмет обсуждения.
06.12.2019 16:37:44
Пользователь
НОВИЧОКПостараюсь представить своё видение данной ситуации.
Минздрав хочет признать утратившими силу неудобные для него нормативно-правовые акты и утвердить свои.
Для этого предлагается усовершенствование лицензирования.
На каком основании?
На основании того, что все процедуры, включенные в Перечень, имеют свои показания и противопоказания к применению, а также возможные осложнения в случае непрофессионального применения, которые должен оценить и предупредить медицинский работник, имеющий соответствующую подготовку…
Вполне естественно возникает ряд вопросов, которые ярко выражены на этапе данного обсуждения.
* На каком основании Минздрав решил(о), что в его рядах существует такой медицинский работник, или достаточное количество таких работников, превосходящих по своим рабочим качествам работников спа-салонов, в которых, часто работают, как раз, лучшие профессионалы, ушедшие от Минздрава.
* На каком основании Минздрав решил(о), что его работники не допускают, или допускают меньше (вольных, или невольных) ошибок.
Если сейчас провести опрос населения, то, уверен, мы получим на порядок больше негативных отзывов к качеству обслуживания подопечных Минздрава, чем к работе спа-салонов.
Причем, если от спа-салона, в случае появления проблем, можно добиться компенсации, или найти какой-то компромисс, то решать вопросы с Минздравом практически бесполезно.
* Ссылки на то, что определённые виды услуг должны лицензироваться, только потому, что оборудование имеет класс опасности…имеются случаи ожогов…помещение должно согласовываться (эпиляция – Константин Викторович Краузе, пост от 04,12,19 16:31) выглядят странно и однобоко.
Если взять на вооружение эту теорию, то скоро мы будем есть сырое и руками. Потому, что вилка предмет опасный, ей в глаз ткнуть можно, а огонь, вообще, спасайся кто может.
Очень слабо вериться, что у лицензированных специалистов в белых халатах подобных проблем не возникает.
Оборудование имеет свои инструкции, и речь идет о о элементарном соблюдении этих инструкций.
В случае необходимости легко решить (организовать) узкоспециализированные, не медицинские, курсы повышения квалификации.
У него (у оборудования) глаз нет, поэтому показывать ему лицензию, для того, чтобы оно лучше работало бесполезно.
Более того, в спа - салонах к клиенту относятся гораздо бережней, чем в поликлиниках к пациенту, по одной простой причине. Если у работника не будет клиентов, у него не будет зарплаты, а возможно и работы, кроме того, он должен будет из своих денег компенсировать потери салона, в случае своей ошибки. Медицинскому работнику в медучреждении, в случае той же ошибки, грозит (может быть) какое-нибудь замечание или взыскание.
Т.е. у работника спа-салона есть мотивация работать лучше и качественней, у работника поликлиники такая мотивация практически отсутствует.
Что касается помещений и согласований.
Во-первых, все помещения в спа-салонах соответствуют необходимым нормам, без этого он просто не откроется.
Во-вторых, как правило, помещения (включая оборудование) для оказания соответствующих услуг, в спа-салонах превосходят помещения поликлиник (больниц), причем по всем параметрам. Опять же по одной простой причине. Слабый не выживает. Клиент нынче привередлив и грамотен, а конкуренция зашкаливает.
*Виды услуг, требующие лицензирования.
Мир не стоит на месте. Новые виды услуг растут как грибы после дождя. Беларусь – открытая цивилизованная страна, поэтому всё новое, прогрессивное, спокойно приживается и работает, тем более, что с новым видом услуг, в комплексе, предлагается и оборудование, соответствующее мировым стандартам.
Может быть, не имея возможности оперативно дать свою собственную оценку новым услугам (нет ни времени, ни достаточных профессиональных знаний), Минздрав пытается взять всё под контроль, чтобы потихоньку разбираться с ситуацией?
Если, конечно, исключить теорию рейдерского захвата с целью получить экономическую, или другую, выгоду.
Приходит ещё мысль о том, что таким образом Минздрав пытается решить проблему медицинской (именно медицинской) профилактики, а может и конкретного лечения. Зачем закупать дорогое оборудование, например, солярии, если можно, в случае лицензирования этих услуг, заставить бизнес принимать конкретных больных по направлениям врача.
Но об этом даже не хочется думать, тем более развивать эту мысль дальше.
Предположим. Получит Министерство здравоохранения контроль и что? Что это даст?
Плюсы:
Вроде бы всё под контролем.
Минусы:
Под каким контролем? У Минздрава нет здоровья (извините за каламбур) навести порядок в своем доме (поликлиники, больницы…), каким образом он получит положительный результат от ещё большей нагрузки.
В данном случае наиболее вероятным результатом будет хаос! Хуже будет всем, в обсуждениях об этом говориться достаточно ясно.
Давайте не будем изобретать велосипед.
Услуги, которые оказываются в спа-салонах, изобретены не в Беларуси. Они «обкатаны» и, в своих пределах, имеют подтвержденную мировую безопасность в области не медицинских услуг.
Более того, на сегодня существуют решения, доказывающее, что мы (Беларусь) – нормальная цивилизованная европейская страна.
В замечаниях Станислава Вилисова и Тамары Королёвой приведено достаточно объяснений и ссылок на рабочие правовые акты и на возможности дальнейшего повышения качества обслуживания, как собственного населения, так и гостей.
Зачем всё ломать и превращаться, в глазах мировой общественности, в дикарей?
Предложение усовершенствования лицензирования должно содержать не увеличение лицензированных услуг, а их сокращение, причем сокращение существенное!
Что это даст?
• Круг ответственности Минздрава сократиться, что приведет к более четкому понятию своих обязанностей и более качественному их выполнению.
• В стране сократиться надобность в медперсонале, что повысит их профессионализм, а значит и качество их «родных» услуг, заодно увеличив им зарплату, которую они будут зарабатывать, а не получать за счет увеличившихся поборов.
• Появление узконаправленных обучающих, не медицинских школ, создаст конкуренцию профессиональным медицинским работникам, что уменьшит их отток из медучреждений.
Это те мысли, которые лежат на поверхности.
В конечном итоге (хотелось бы, чтобы так было), наличие двух направлений, медицинского и не медицинского, даст возможность профессионального роста для каждого направления, а, опять же профессиональное, общение друг с другом, значительно увеличит оптимальные возможности сохранения и умножения здоровья людей.
Отдельная тема – доверие к Министерству здравоохранения и тем, кто с ним связан.
Если кто-то берёт на себя ответственность за контроль (лицензирование) он берёт на себя и ответственность за его качество.
Уверено ли Министерство здравоохранения в том, что его знания, в тех областях на которые оно претендует, достаточны, или грандиозная перестраховка, включая супер метод «бей своих, что бы чужие боялись» - обычный метод его работы?
06.12.2019 18:48:58
Пользователь
НОВИЧОКВ приглашении к обсуждению куча патетических слов о тяжёлой борьбе чиновников за наше здоровье и всего несколько абзацев по существу. Из них два посвящены массажу. В самом же тексте – две скромные строчки. Приписка, так сказать.
Хорошо. Давайте по существу. Вот, скажите, авторы проекта, могу ли я, придя в учреждение, лицензированное Минздравом, заказать себе эротический массаж? С happy-end'ом? А что? «Ручной массаж с выполнением специальных массажных приёмов», всё как вы написали. И лечебный эффект сомнения не вызывает…
Не нравится такой пример? Давайте иначе. Вот, скажем, делаю я «энергетический массаж», чакры разгибаю. Воздействую ментально на астральное, так сказать, тело. Мне, извините, лицензию где получать надо? Согласно ваших же положений – в нашем богоспасаемом Минздраве, ага.
И, кстати. Я знаю что такое «механический», «лазерный». Знаю «эпиляция» и «хирургическая коррекция». Но я не знаю, что такое «специальные приёмы». Не могли бы вы дать ссылку на их описание? Может, свод какой-нибудь уже есть, методичка где всё по полочкам, а народ-то и не в курсе… А то как-то непонятно получается.
Вы, в конце-концов, что именно лицензировать собрались? Массаж? Ну так дайте определение этого самого массажа, а то ведь каждый по своему понимает. Ерёмушкин – так, Чикуров – эдак, я – совсем иначе, а чиновник на приёмке документов – и вовсе неведомо.
Вы зачем это делаете? О здоровье граждан беспокоитесь? Это хорошо, это вы молодцы. А можно, простите, ссылочку на статистику – сколько безвинных душ загубили в соляриях да массажных кабинетах? И приложение снизу – сколько человек пострадало от безобразного равнодушия в наших мед. учреждениях? Сколько «залечили» безграмотные коновалы в районных поликлиниках? Сколько диагнозов упустили прекрасные врачи, вынужденные работать на отстойнейшем оборудовании? Сколько человек слишком поздно узнало о своём диагнозе по причине отсутствия профильного специалиста в штате той же районки? Вы точно о здоровье граждан беспокоитесь? Или всё же о своём?
Чем писать проекты в стиле «запретить ФСЁ» лучше бы помогли. СанПИН нормальный на массажный кабинет сделать, а не на парикмахерскую. Стандарт нормальный, вместо того бездарного убожества ,что есть сейчас. Программу учебную, без «обязанностей сестры-хозяйки» в течении семестра. Сделайте что-нибудь полезное сперва, потом спрашивайте.
А пока что, вы уж извините, возникают сомнения не только в вашем профессионализме, но и в вашей моральной чистоплотности.
06.12.2019 20:53:12
Пользователь
НОВИЧОК07.12.2019 19:33:44
Пользователь
НОВИЧОКРекомендации по усовершенствованию
порядка разработки законодательных актов, определяющих область лицензируемых медицинских услуг
1. Услуга не может быть включена в список медицинских услуг исходя из её предполагаемого, но не доказанного лечебного, профилактического эффекта, или диагностической ценности.
Пример: возможно, нахождение на берегу моря (или в соляной комнате) помогает лицам с заболеваниями органов дыхания. Однако это не означает, что услуги туристических фирм (или спа объектов) должны быть отнесены к медицинским.
2. Услуга не может быть включена в список медицинских услуг исходя из формального сходства используемых в ней факторов с факторами, используемыми в известных медицинских услугах.
Пример: биолог может использовать электрофорез для изучения состава белков бактерии; при оказании бытовой услуги ухода за кожей лица электрофорез используется для усиления действия парфюмерно-косметической продукции. Однако эти применения электрофореза нельзя назвать медицинской услугой исходя из того, что электрофорез лекарственных препаратов используется в физиотерапии.
3. Для услуг с доказанным лечебным или профилактическим эффектом, доказанной диагностической ценностью, а также других услуг следует установить чёткие (однозначные) уровни рисков для здоровья, при которых услуга должна быть отнесена к медицинской при условии существенного снижения рисков для здоровья при оказании услуги медицинским работником:
- медицинской сестрой;
- врачом и т. д.
Допустимые уровни рисков устанавливаются, исходя из баланса обеспечения безопасности услуг и возможности обеспечить выполнение законодательства.
Примеры:
а) Пластическая операция по коррекции формы носа, очевидно, не имеет ни лечебного, ни профилактического эффекта, ни диагностической ценности. Однако также очевидно, что выполнение её человеком без высшего медицинского образования и квалификации пластического хирурга с большой долей вероятности приведёт к серьёзным осложнениям.
б) Табакокурение и употребление алкоголя, безусловно, несут серьёзные риски для здоровья. Однако эти риски существенно не снизятся, если продавать сигареты в киоске или подавать алкоголь в ресторане будет медицинский работник.
в) Физические нагрузки обладают доказанным лечебным и профилактическим эффектом при многих заболеваниях. При занятиях физкультурой имеются и риски для здоровья, к примеру, риск развития инфаркта миокарда во время тренировки. Однако не представляется возможным занять медицинскими работниками все ставки тренеров, преподавателей физкультуры, и т.д.
г) Сама процедура магнитно-резонансной томографии без введения контрастного вещества и при отсутствии противопоказаний не несёт существенных рисков для здоровья (отсутствует облучение ионизирующим излучением, нагрев тканей минимален, и т. д.). Однако неправильное описание полученных изображений может привести к диагностическим ошибкам и, следовательно, вреду для здоровья вплоть до летального исхода.
4. Что касается других (не медицинских) услуг, которые несут риски для здоровья, то меры, направленные на снижение этих рисков, составляют соответствующие правила техники безопасности (включая оказание первой помощи), утверждаемые профильными ведомствами при необходимости с согласованием с МЗ РБ.
Пример: милиционер может остановить кровотечение у жертвы ДТП; электрик может реанимировать пострадавшего от поражения электрическим током, банщик должен уметь оказать первую помощь при носовом кровотечении или остановке сердца посетителю спа и т. д. Однако, это не означает, что милиционерами, электриками или банщиками должны работать исключительно лица с медицинским образованием.
5. Не могут относиться к медицинским услуги, в ходе которых может развиться лечебный или профилактический эффект, получена диагностическая информация, если это не является целью оказания данной услуги.
Примеры: Известно, что образованность населения в вопросах онкологических заболеваний, инсультов, оказания первой помощи и др. повышает вероятность своевременного выявления заболеваний.
Например, массажист может заметить у женщины уплотнение в молочной железе, которое окажется опухолью; мастер педикюра может заметить меланому кожи на ранней стадии; официант может заметить у клиента симптомы инсульта и вовремя вызвать скорую помощь, и т. д. Однако это не означает, что профессиональная деятельность этих работников направлена на оказание медицинских услуг или что во всех профессиях должны работать исключительно лица с медицинским образованием.
6. Все разработки законодательных актов в области лицензирования должны учитывать международный опыт и не противоречить законодательным актам экономических союзов, в которые входит Республика Беларусь, а также необходимо исключить возникновение коррупционного потенциала, экономический и моральный ущерб от давления на бизнес.
Примеры. В соответствии с перечнем спа услуг, который представлен в СТБ 2412-2015 "Услуги бытовые СПА-услуги. Термины и определения", соляная комната является спа услугой и не подлежит медицинскому лицензированию (Указ Президента РБ № 326 от 02.09.2019). При разработке стандарта были взяты за основу аналогичные ТНПА РФ как наиболее важного партнёра по ЕЭС, что обеспечивает гармонизацию применения законодательства на пространстве Союза. Кроме того, Рекомендации Евразийской экономической комиссии от 12.11.2018 (вступили в силу 16 мая 2019), в которой изложены критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕЭС в части определения принадлежности оборудования к медицинским изделиям (или отсутствия таковой) производителем данного оборудования. Таким образом, попытка изменения назначения оборудования «соляная комната» (производится в РФ как оборудование бытового назначения) с целью извлечения выгоды контроля над этой спа услугой ведомством РБ, ущемляет права не только субъектов хозяйствования РБ, но и субъектов хозяйствования РФ. Фактам подобного неправомерного толкования законодательства должна быть дана правовая оценка ещё и в рамках ЕЭК.
Это же касается неправомерного ограничения использования физических факторов в работе косметика (эстетиста), поскольку противоречит международному опыту в этой сфере услуг.
7. При подготовке ответов на запросы судов относительно услуг, не вошедших в утверждённые перечни, Министерство здравоохранения также должно руководствоваться вышеперечисленными критериями.
08.12.2019 19:40:34
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться