Сбор предложений по проблемным вопросам применения постановлений Правительства и ведомственных актов
ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
Сбор предложений по проблемным вопросам применения постановлений Правительства и ведомственных актов
118
Юрый Чавусаў
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
17
13 августа 2005 г. принято Постановление Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» (дата включения в Национальный реестр правовых актов - 13 сентября 2005 г., № 143, 8/13110). Это постановление содержит требование о регистрации в качестве общественных объединений либо их союзов каких-либо «движений», «инициатив», «коалиций», объединяющих граждан либо юридические лица. Постановление противоречит позднейшим актам большей юридической силы (законам «О местном управлении и самоуправлении» и «Об основах государственной молодежной политики») и его следует отменить.
В разъяснении Министерства юстиции приводится обоснование принятия Постановления №49, а также указывается, что «впредь все создаваемые общественные объединения и их союзы (ассоциации), в том числе создаваемые в форме "движений", "гражданских инициатив", "коалиций" и пр. должны пройти государственную регистрацию в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)». Данное разъяснение Постановления №49 имеет характер официального разъяснения, поскольку оглашено государственным органом, издавшим правовой акт. С учетом почти 20 лет, прошедших с момента принятия этого Постановления, оно значительно устарело, приобрело характер избыточного регулирования и вступило в противоречие с нормативными правовыми актами большей юридической силы, в том числе в противоречие с законами, изданными позднее. В частности, на данный момент в законодательстве Республики Беларусь теперь урегулирован на уровне законов вопрос существования и порядок реализации «гражданских инициатив» и иных «инициатив»:
Статья 36-1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» регулирует порядок реализации гражданских инициатив и даёт дефиницию этой разновидности общественных формирований: «Гражданские инициативы – мероприятия, направленные на улучшение качества жизни населения, проживающего на территории соответствующей административно-территориальной единицы или ее части, в том числе на благоустройство территорий земель общего пользования населенных пунктов, строительство (возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) социально значимых объектов, общую профилактику правонарушений, предупреждение травматизма и гибели граждан, а также на решение иных вопросов местного значения». Требования обязательной регистрации гражданских инициатив в качестве общественного объединения данный закон не содержит.
Статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» дает определение молодежных инициатив – это мероприятия и проекты, направленные на реализацию государственной молодежной политики, предлагаемые для реализации субъектами молодежных инициатив. Эта же статья определяет, что субъекты молодежных инициатив – это молодежные общественные объединения, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, и (или) инициативные группы численностью не менее двух молодых граждан, предлагающие реализацию молодежных инициатив. Таким образом, и этот законодательный акт не устанавливает обязательной регистрации инициатив в форме общественных объединений, и напрямую предусматривает возможность реализации молодёжных инициатив инициативными группами граждан без регистрации общественного объединений.
Перечисленные законы устанавливают возможность функционирования гражданских и молодёжных инициатив без обязательной регистрации в качестве общественного объединения, что вступает в противоречие с требованием Постановления Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» об обязательной регистрации инициатив (включая, согласно разъяснению Министерства юстиции, и гражданские инициативы).
При этом следует учитывать, что согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов на территории Республики Беларусь запрещается. Статья 193-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь устанавливает ответственность за деятельность общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию. При этом согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и главными управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета – то есть органами юстиции, в рамках которых было принято и действует Постановление №49, требующее обязательной регистрации инициатив в качестве общественных объединений.
Согласно статье 28 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», основными требованиями нормотворческой техники являются ясность, простота и доступность языка изложения нормативного правового акта, исключающие различное толкование его нормативных правовых предписаний, а также единство терминологии в законодательстве, единообразие и однозначность терминологии нормативного правового акта. Согласно статье 6 этого же закона, принцип конституционности (законности) обеспечивается, среди прочего, соответствием нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам большей юридической силы.
Таким образом, Постановление Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» является устаревшим актом, противоречащим более поздним нормативным большей юридической силы (законам), устанавливающим требования, противоречащие закону. В сочетании с установленной уголовной ответственностью за деятельность общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, требование об обязательной регистрации гражданских инициатив и иных инициатив может повлечь необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности за реализацию прав, установленных Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» и 36-1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».
На основании изложенного Постановление Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» от 13 августа 2005 года подлежит отмене.
20.09.2024 21:27
Принято в работу
VIACHASLAU
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
4
Без отнесения к отрасли права
Пунктом 2.2. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г.
№ 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет
собственных средств» предусмотрена логичная и оправданная в существующих условиях
хозяйствования норма:
процедура закупки из одного источника может применяться в случае, если
возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения.
Целесообразно предусмотреть такую возможность при приобретении товаров (работ, услуг)
за счет бюджетных средств, для чего - дополнить соответствующей нормой Закон Республики Беларусь
от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» либо постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров
работ, услуг)».
21.09.2024 14:50
Принято в работу
Карина_юрист
Юрист
НОВИЧОК
1
0.5
0
Без отнесения к отрасли права
Прошу добавить «оказание юридических услуг» в Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве индивидуального предпринимателя (Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 457).Запрет ИП оказывать юридические услуги ограничивает конкуренцию в этом виде деятельности, лишает бизнес права выбора, у кого заказывать юридические услуги (у юрлица, ИП или адвоката). Более того, т.к. заказчиком юруслуг является бизнес, который вполне может сам разобраться, с кем работать, а с кем нет (с ИП-юристом или с юрлицом), то позиция якобы о заботе о заказчиках юруслуг видится надуманной. У Минюста достаточно контрольных полномочий, чтобы пресекать незаконную или непрофессиональную деятельность юристов и без «превентивного» запрета ИП-юристов.Также запрет не учитывает реалии этого вида деятельности, т.к. после проведения в 2023 г. Минюстом аттестации юристов из более чем 2000 юристов, оказывающих юридические услуги, остались с аттестатами только около 360 человек. Представляется, что Минюст уже проверил профессиональную компетентность юристов и нет никакой необходимости вводить запрет на работу в качестве ИП аттестованным юристам.Ситуация особенно остро стоит за пределами г. Минска, где ИП-юристу невозможно найти второго аттестованного юриста (по требованию закона - на полную занятость минимум 8 часов в день), что фактически делает нереализуемой гарантию о «бесшовном» переходе из ИП в юрлицо.Запрет переводит юруслуги в теневую сферу, когда вместо договоров об оказании «юруслуг» будут заключаться договоры об оказании различных «консультационных услуг», «консультаций в сфере управления», «консультаций по вопросам коммерческой деятельности», уже никак не подконтрольных Минюсту. Эта проблема есть и сейчас, но она может усугубиться.Более того, ничто не мешает юристу из Беларуси за несколько дней зарегистрировать юрлицо, ИП или самозанятость в России и оказывать юруслуги для белорусского бизнеса уже в качестве российского субъекта хозяйствования (без лицензирования), никак не подконтрольного Минюсту Беларуси, причем налоги тоже будут уплачиваться в бюджет РФ.Решить возникающую проблему можно разными путями, например:1.Разрешить ИП оказывать юруслуги.2.Разрешить оказывать юруслуги в качестве самозанятого.3.Изменить Закон «О лицензировании», прописав в нем в качестве лицензионного требования – наличие в штате 1 (одного) аттестованного юриста, а не 2 (двух) как сейчас.4.Разрешить аттестованным юристам работать в юридических фирмах по совместительству неполную продолжительность рабочего времени, если основное место работы у такого юриста не в другой юридической фирме.5.Разрешить ИП-юристам без экзамена в Минюсте получить статус адвоката. Такой вариант тоже будет подходящим в качестве «бесшовного перехода». В свое время, когда для юристов-лицензиатов был введен запрет на представление интересов в суде, юристам было позволено без экзамена стать адвокатами, т.е. практика такая есть и ничто не мешает ее повторить.
23.09.2024 10:23
Принято в работу
LAWER
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
2
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Предложения для внесения дополнения в Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»Текущая редакция п.4 ст.10 Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»:«4. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.».Предлагаемая редакция:
«4. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции или после ее совершения, но не позднее последнего числа месяца совершения хозяйственной операции.».
Если ежедневно в течение месяца совершаются однородные хозяйственные операции, то согласно данной формулировки статьи 10 в законе «О бухгалтерском учете и отчетности» на эти операции составляется ежедневно ПУД. Ежедневное составление ПУД не имеет смысла, так как отчетным периодом является месяц и отражение в бухгалтерском учете будет именно за месяц.Таким образом, если в течение месяца совершаются однородные хозяйственные операции, в отношении таких хозяйственных операций может быть составлен один (накопительный) ПУД. На практике существует множество ситуаций, когда можно составить один (накопительный) ПУД в месяц. Причем, это никак не повлияет на прозрачность данных и составление отчетности. Самый минимальный период для отчетности – месяц. Примером таких однородных хозяйственных операций могут быть курсовые разницы, возникшие на определенную дату, приобретение топлива на автозаправочных станциях непосредственно в баки автотранспортных средств посредством чипов, расход топлива при эксплуатации автотранспортных средств и т.п.Современные бухгалтерские программы позволяют рассчитывать курсовые разницы в целом за месяц на каждую дату совершения хозяйственной операции. Что касается автозаправочных станций – операторы таких станций формируют один отчет за месяц для каждого отдельного предприятия-потребителя, а предприятие-потребитель формирует единолично составленный ПУД по данной операции. Каждое предприятие, использующее транспортные средства, имеет право разработать собственные ПУД для учета расхода топлива, причем такой документ может быть накопительным и учитывать ежедневный расход топлива в течение месяца.Налоговаяи бухгалтерская отчетность, как правило, составляются за месяц (квартал, год). Таким образом, формирование одного (накопительного) документа за месяц вместо одного (накопительного) документа за день отрицательно не повлияет на бухгалтерский учет и принесет только пользу в виде экономии труда и финансовых затрат. Если ПУД по таким хозяйственным операциям составлять ежедневно, то ежедневно необходимо подготовить, распечатать, подписать документ у ответственного лица (лиц), а дальше обеспечить длительное хранение (не менее 10 лет, если не будет проведена налоговая проверка за период, в котором эти ПУД составлялись). Подобный подход приводит к излишним трудовым и материальным затратам, увеличение площадей для хранения и финансовых затрат. Например, у организации, которая имеет ежедневные валютные расчеты, валютные счета в банках, вместо 30 (31) ПУД по курсовым разницам, будет формироваться только один. То же самое касается оформления и иных хозяйственных операций.К тому же, для определения финансового результата деятельности организации необходимо определить стоимость таких расходов как энергоресурсы, заработная плата и т.д. Абсолютное большинство предприятий производят расчет заработной платы в целом за месяц и, соответственно в качестве ПУД для отражения данных расходов используется «бухгалтерская справка», которая составляется на основании месячного расчета. Таким образом, целесообразно разрешить предприятиям составлять один (накопительный) ПУД за отчетный период.
23.09.2024 12:02
Принято в работу
LAWER
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
2
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Предложения по проекту Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств» или изменения Постановления Министерства финансов Республики Беларусьот 30.11.2007 № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» :1.Предлагается не указывать, что описи составляются в количестве не менее двух экземпляров. Можно прописать, что количество экземпляров описи определяет руководитель либо председатель инвентаризационной комиссии в каждом конкретном случае (и оговаривает в приказе) или по требованию материально ответственного лица.Имеет смысл составлять два экземпляра описи только в случае инвентаризации ТМЦ. Хотя на практике второй экземпляр обычно не востребован, если материально ответственным лицом является работник предприятия. Второй экземпляр инвентаризационной описи по обязательствам как правило никем не востребован. 2.Предлагается не прописывать конкретные должности, которые должны быть включены в состав инвентаризационной комиссии.В организации, занимающейся производством продукции и имеющей несколько производственных цехов и участков, для проведения инвентаризации создается несколько рабочих комиссий. В связи с тем, что большинство руководителей подразделений сами являются материально ответственными лицами и должны присутствовать при проведении инвентаризации, включить в каждую рабочую комиссию данных специалистов невозможно. В то же время, в организациях или ИП, оказывающих организации услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, отсутствует необходимое количество работников, чтобы обеспечить все рабочие комиссии. Предлагается уточнить норму, согласно которой состав комиссии должен определять руководитель исходя из имеющегося состава работников. 3.Предлагается не прописывать, что отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.В организации, занимающейся производством продукции и имеющей несколько производственных цехов и участков, для проведения инвентаризации создается несколько рабочих комиссий. Работники могут отсутствовать по уважительным причинам (в том числе по незапланированным причинам, например, по болезни).Если результаты инвентаризации признавать недействительными при отсутствии хотя бы одного члена комиссии, то это приведет к невозможности проведения инвентаризации вообще, так как вместо того, чтобы проводить инвентаризацию имеющимся составом комиссии, необходимо будет срочно искать замену, подготавливать приказ на смену состава комиссии, что займет достаточно много времени (опыт работы в период пандемии COVID-19). При большом количестве номенклатурных единиц ТМЦ инвентаризация проходит в течение нескольких дней. Работник может присутствовать в начале инвентаризации, а к концу он может отсутствовать.Для урегулирования данных моментов норму можно прописать следующим образом: результаты инвентаризации считать недействительными в случае отсутствия, например, более половины членов комиссии или одной трети членов комиссии при проведении инвентаризации.4.Предлагается не прописывать, чтов случае проведения инвентаризации в течение нескольких дней помещения, где хранятся инвентаризуемые активы, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются.В производственной организации с непрерывным технологическим циклом, производящей химическую продукцию, невозможно (запрещено с точки зрения безопасности) опечатать помещения, в которых находятся материальные ценности на период проведения инвентаризации. Кроме того, в непрерывных производствах невозможно приостановить отпуск товарно-материальных ценностей на период проведения инвентаризации, так как для этого потребуется остановить производственный процесс, что приведет к убыткам, связанным с работами по остановке и возобновлению технологического процесса.5.Предлагается не писать, что во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий описи хранятся в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.Не все помещения оборудованы ящиками (шкафами, сейфами), в которых можно хранить описи. Многие помещения нельзя или невозможно оставлять закрытыми во время производственного процесса. Кроме того, в настоящее время развитие электронных технологий позволяет вести инвентаризацию (заполнять описи) в электронном виде при помощи технических средств (например, считыватели QR-кодов).6.Предлагается разрешить организациям утвердить иные методы определения фактического наличия активов, подтверждения обязательств, исходя из особенностей технологического процесса, учета расчетов.Целесообразно прописать, что инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие запасов путем их пересчета, перевешивания, перемериванияили иными методами определения фактического наличия активов, установленными в организации исходя из особенностей технологического процесса.Данные формулировки позволят каждому предприятию решить вопросы подтверждения фактического наличия:- сырья, реагентов, катализаторов и полуфабрикатов в непрерывных производствах (когда невозможно остановить технологический процесс, либо окончание технологического процесса точно не известно, либо может приходиться на ночное время суток, либо в связи с особенностями технологического процесса или особой вредностью продукта запрещено вскрытие емкостей и т.д.);- спецодежды, спецобуви и других СИЗ, выданных работникам. Даже в организации с количеством 300 работников невозможно провести инвентаризацию данных ценностей путем их фактического пересчета, не говоря уже о предприятиях с количеством работников больше тысячи. Инвентаризацию можно провести только косвенными методами. В больших производствах с непрерывным производственным циклом невозможно фактически пересчитать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, выданные работникам, как по причине большого количества самих работников, так и по причине их отсутствия в период проведения инвентаризации. В условиях непрерывного производственного процесса работники работают посменно. В дни проведения инвентаризации часть рабочих находится на выходных, частьна больничном, в отпуске, а также отсутствует по иным причинам. Доступ к шкафчику, в котором хранится спецодежда, имеет только сам работник. 7.Как альтернатива предлагается исключить проведение инвентаризации спецодежды, спецобуви и других СИЗ.Во-первых, допуск к работе обеспечивается только в СИЗ согласно специфике производств, работ и т.д. За этим проводится контроль руководителей подразделений и службы охраны труда.Во-вторых, посменная работа, нахождение в отпусках, вынужденное временное отсутствие по болезни, за свой счет и т.д.8.Не составлятьотдельную опись «Запасы, отпущенные во время инвентаризации», разрешить внесение такой информации в обычную инвентаризационную опись.В процессе инвентаризации могут отпускаться ТМЦ, которые уже пересчитаны. Причем, в связи с длительным процессом инвентаризации, ТМЦ отпускаются неоднократно. Не имеется практического смысла исключать такие ценности из описи и переносить их в отдельную опись. Это усложняет процесс инвентаризации. Проще информацию об отпуске заносить непосредственно в рабочую инвентаризационную опись. 9. Предлагается при инвентаризации долгосрочных активов не требовать внесения в описиосновных технических или эксплуатационных показателей. Понятие «технические или эксплуатационные показатели» не имеет четкого определения. Кроме того, в комиссии может не быть в наличии компетентных специалистов для определения таких показателей. 10. Предлагается при инвентаризации недвижимого имущества не требовать проверять соответствие его фактического размера и комплектации (состава) данным имеющейся технической документации. Как показывает практика, даже на небольшом производственном предприятии, имеющем около 200 единиц объектов недвижимого имущества, инвентаризационная комиссия не в состоянии в отведенное время произвести данную сверку, так как по таким объектам, как передаточные устройства (например, трубопроводы, сети) и сооружения (например, эстакады), очень сложно произвести сравнение фактического размера и комплектации (состава) данным имеющейся технической документации в связи с их большими размерами и сложной технологической схемой, отсутствуют необходимые средства измерения и технические средства. Кроме того, если во время проведения инвентаризации на предприятии ведется реконструкция или капитальный ремонт без остановки производства, то сравнить фактические размеры и комплектацию невозможно, так как они находятся в стадии изменения.Также исключена возможность подобной сверки объектов недвижимости или их частей, находящихся под землей (например, трубопровод, канализация и т.п.).9.Предлагается не требовать внесение в описи на тару ее вид, целевое назначение и качественное состояние. Внесение в описи таких данных, как вид, целевое назначение и качественное состояние тары не имеет практического смысла, а только усложняет процесс оформления результатов инвентаризации. В общеустановленном данным Стандартом порядке запасы, потерявшие свои потребительские свойства, отдельно указываются в протоколах инвентаризационных комиссий.10.Предлагается не требовать проведения инвентаризации незаконченных ремонтов. В настоящее время расходы на все виды ремонтов являются текущими расходами организации и в составе отдельного актива стоимость незавершенных ремонтов не отражается. Соответственно, отсутствует предмет инвентаризации.
23.09.2024 12:03
Принято в работу
LAWER
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
2
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Законодательством предусмотрены гарантии для лиц, участвующих в спортивных мероприятиях:
1) П.6 ст.35 Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее – Закон № 125-З):
«6. Порядок проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, регулирующий в том числе вопросы формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материально-технического обеспечения, финансирования официальных спортивно-массовых мероприятий через уполномоченную организацию (уполномоченные организации), устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.Для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях работники, являющиеся участниками таких мероприятий, могут освобождаться нанимателем от работы на весь срок проведения официальных спортивно-массовых мероприятий с учетом времени проезда к месту их проведения и обратно, если участие в этих мероприятиях не входит в трудовые обязанности этих работников.На период освобождения от работы для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях за работниками, являющимися участниками таких мероприятий, сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) и заработная плата, но не ниже среднего заработка за рабочее время согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности).Дополнительные гарантии и компенсации, предоставляемые физическим лицам - участникам спортивно-массовых мероприятий при их направлении на спортивно-массовые мероприятия, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.».2) П.111Положения о проведении на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2014 № 903 «О проведении на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий» (далее – Положение № 903):«111. Участникам мероприятий предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с частями второй и третьей пункта 6 статьи 35 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте».Участникам мероприятий предоставляются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при служебных командировках, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.».3) Ст.1051 Трудового кодекса Республики Беларусь: «Работникам, являющимся участниками официальных спортивно-массовых мероприятий, предоставляются гарантии в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами в сфере физической культуры и спорта, если участие в этих мероприятиях не входит в их трудовые обязанности.».4) Ч.1 ст.150 Трудового кодекса Республики Беларусь: «Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и среднего заработка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.».5) Ч.1 ст.183 Трудового кодекса Республики Беларусь:«Социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей в соответствии с настоящим Кодексом.».
Для исключения противоречий НПА по вопросам освобождения от работы и предоставления компенсаций и гарантий работникам, являющихся участниками официальных и неофициальных спортивно-массовых мероприятиях предлагается:
1. На законодательном уровне определить, является ли освобождение нанимателем физических лиц (работников) от работы для участия в таких мероприятиях социальным отпуском или это два самостоятельных правовых института.
2. Если законодательно у нанимателя имеется право освобождать работника для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях, то у нанимателя также должно иметься и право определять вопрос, сохранять или не сохранять такому работнику заработную плату. В связи с этим норму ч.3 п.6 ст.35 Закона № 125-З следует изложить следующим образом:
«На период освобождения от работы для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях за работниками, являющимися участниками таких мероприятий, сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего). Также по решению нанимателя может сохраняться заработная плата, но не ниже среднего заработка за рабочее время согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности), если иной порядок и размер сохранения заработной платы не определен в локальных правовых актах нанимателя.».
3. Норму п.6 ст.35 Закона № 125-З предлагается дополнить новой частью:
«На период освобождения от работы для участия в спортивно-массовых мероприятиях, организуемых нанимателем и/или профсоюзными организациями, за работниками, являющимися участниками таких мероприятий, сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) и заработная плата, но не ниже среднего заработка за рабочее время согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности).».4. Учитывая, различие между официальными и неофициальными спортивно-массовыми мероприятиями целесообразно п.111 Положения №903 изложить в новой редакции:«111. Участникам мероприятий предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с частями второй и третьей пункта 6 статьи 35 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте».Участникам официальных спортивно-массовых, спортивных мероприятий предоставляются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при служебных командировках, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.Участникам спортивно-массовых мероприятий нанимателем могут предоставляться дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством при служебных командировках, если данные гарантии и компенсации предусмотрены в коллективном договоре, ином локальном правовом акте нанимателя.».
23.09.2024 15:38
Принято в работу
LAWER
Юрист
НОВИЧОК
1
0.5
2
Без отнесения к отрасли права
При выполнении функции заказчика в строительстве (назначение зданий и сооружений промышленное) может осуществляться разработка проектной документации для реконструкции объектов в две стадии.Утвержденной постановлением МАиС 19 апреля 2023 года № 39 Инструкцией «О порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации» установлено, что в состав сметной документации входят локальные и объектные сметы (сметные расчеты), сводный сметный расчет по архитектурному и строительному проектам при проектировании в две стадии (глава 2 пункт 3). К сводному сметному расчету составляется пояснительная записка (глава 5 пункт 20).Пунктом 5.2.3 строительных норм СН 1.02.02-2023 «Состав и содержание проектной документации», утверждённых постановлением МАиС 9 июня 2023 года № 57, определено, что строительный проект при двухстадийном проектировании не должен содержать текстовых документов (разделов проекта), соответственно разработка раздела проекта «Сметная документация» не допускается.Таким образом, в соответствии с нормами СН 1.02.02-2023 с 1 октября 2023 года при двухстадийном проектировании сводный сметный расчет, объектные и локальные сметы (раздел «Сметная документация») разрабатываются только на стадии «Архитектурный проект». Она же и подлежит утверждению по постановлению Совета Министров от08.10.2008 № 1476 «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации».Однако Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ, утвержденным постановлением Совета Министров 16 мая 2023 года № 311, в терминах и определениях установлено, что цена заказчика и цена подрядчика формируются на основании сметной документации по стадии «Строительный проект». Соответственно при отсутствии сметной документации по нормам СН 1.02.02-2023 формирование неизменной договорной цены становится невозможным. Предлагается устранить противоречия, содержащиеся в данных нормативных документах.
23.09.2024 15:45
Принято в работу
LAWER
Юрист
НОВИЧОК
2
0.5
2
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Согласно п.10 Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утв. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2022 № 66: «Реконструкция, модернизация и капитальный ремонт осуществляются в отношении существующих капитальных строений (зданий, сооружений), объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. При реконструкции, модернизации, технической модернизации и капитальном ремонте объектом строительства является капитальное строение (здание, сооружение) или его часть.».
Согласно информационному письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 02-1-03/5825 от 03.05.2023 отнесение к одному объекту строительства комплекса зданий и сооружений возможно только при возведении.При выполнении реконструкции в рамках промышленного предприятия зачастую такая реконструкция затрагивает несколько зданий или сооружений, технологически связанных между собой одной технологической схемой производства продукции, в связи с чем выполнить реконструкцию одного здания (сооружения), не затронув этой реконструкцией другое здание (сооружение), не представляется возможным. В случае разделения такой реконструкции на несколько отдельных объектов реконструкции (по количеству затрагиваемых реконструкцией зданий и сооружений) нарушается единство технологического процесса производства продукции. Положения Инструкции № 66 в этой части не учитывает специфику реконструкции промышленных предприятий, особенно предприятий нефтехимического комплекса. Необходимо внести соответствующие изменения, позволяющие проводить реконструкцию нескольких зданий (сооружений), связанных единым технологическим процессом.
24.09.2024 08:42
Принято в работу
LAWER
Юрист
НОВИЧОК
1
0.5
2
Без отнесения к отрасли права
Предлагается в п.204 Правил по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов (утв. Постановлением МЧС Республики Беларусь от 29.12.2017 № 54) внести изменение, позволяющее применение оборудования с ременной передачей. Правила РФ позволяют такое применение. Наличие такого ограничения не позволяет модернизировать либо увеличить производственные мощности предприятия при отсутствии на рынке оборудования без ременной передачи.
24.09.2024 08:47
Принято в работу
Данила
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
0
Жилищное законодательство
Добрый день.
В связи с абсолютным отсутствием какой-либо нормативной базы касающейся одноквартирных и блокированных жилых домов, считаю необходимым в срочном порядке разработать правила пользования одноквартирными и блокированными жилыми домами, в которых особое внимание уделить нормам, запрещающим нарушение покоя соседей.
По аналогии с п.7.10 Правил пользования жилыми помещениями определить, когда гражданам позволено проводить:
1. строительные и ремонтные работы,
2. покос травы,
3. обязать граждан в ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ пользоваться музыкальной аппаратурой (в доме, бане, сарае, гараже или хозпостройке) на уровне громкости не нарушающем право на отдых других граждан,
4. запретить любое проявление шума в ночное время.
Сбор предложений по проблемным вопросам применения постановлений Правительства и ведомственных актов
118Юрист
НОВИЧОКМинистерство юстиции сопроводило это постановление официальным разъяснением (ссылка на архивную копию интернет-сайта Министерства юстиции, функционирующего на момент издания данного постановления:http://web.archive.org/web/20070219060427/http://minjust.by/news/p_comment.htm)
В разъяснении Министерства юстиции приводится обоснование принятия Постановления №49, а также указывается, что «впредь все создаваемые общественные объединения и их союзы (ассоциации), в том числе создаваемые в форме "движений", "гражданских инициатив", "коалиций" и пр. должны пройти государственную регистрацию в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)». Данное разъяснение Постановления №49 имеет характер официального разъяснения, поскольку оглашено государственным органом, издавшим правовой акт.
С учетом почти 20 лет, прошедших с момента принятия этого Постановления, оно значительно устарело, приобрело характер избыточного регулирования и вступило в противоречие с нормативными правовыми актами большей юридической силы, в том числе в противоречие с законами, изданными позднее.
В частности, на данный момент в законодательстве Республики Беларусь теперь урегулирован на уровне законов вопрос существования и порядок реализации «гражданских инициатив» и иных «инициатив»:
Статья 36-1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» регулирует порядок реализации гражданских инициатив и даёт дефиницию этой разновидности общественных формирований: «Гражданские инициативы – мероприятия, направленные на улучшение качества жизни населения, проживающего на территории соответствующей административно-территориальной единицы или ее части, в том числе на благоустройство территорий земель общего пользования населенных пунктов, строительство (возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) социально значимых объектов, общую профилактику правонарушений, предупреждение травматизма и гибели граждан, а также на решение иных вопросов местного значения». Требования обязательной регистрации гражданских инициатив в качестве общественного объединения данный закон не содержит.
Не содержится такого требования и в положениях о порядке реализации гражданских инициатив, принятых на уровне областей и города Минска: например, Витебская обл. «О реализации гражданских инициатив на территории Витебской области» Могилевская обл «О реализации гражданских инициатив на территории Могилевской области» Гомельская обл «О порядке реализации гражданских инициатив и проведения открытого конкурсного отбора проектов гражданских инициатив» в г. Минск утверждено Положение о порядке реализации гражданских инициатив в городе Минске: https://minsk.gov.by/gorsovet/mingorsovet/o-rabote-mingorsoveta/8-o-nekotorykh-voprosakh-deyatelnosti-organov-territorialnogo-obshchestvennogo-samoupravleniya
Перечисленные законы устанавливают возможность функционирования гражданских и молодёжных инициатив без обязательной регистрации в качестве общественного объединения, что вступает в противоречие с требованием Постановления Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» об обязательной регистрации инициатив (включая, согласно разъяснению Министерства юстиции, и гражданские инициативы).
При этом следует учитывать, что согласно статье 7 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов на территории Республики Беларусь запрещается. Статья 193-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь устанавливает ответственность за деятельность общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию. При этом согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и главными управлениями юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета – то есть органами юстиции, в рамках которых было принято и действует Постановление №49, требующее обязательной регистрации инициатив в качестве общественных объединений.
Согласно статье 28 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», основными требованиями нормотворческой техники являются ясность, простота и доступность языка изложения нормативного правового акта, исключающие различное толкование его нормативных правовых предписаний, а также единство терминологии в законодательстве, единообразие и однозначность терминологии нормативного правового акта. Согласно статье 6 этого же закона, принцип конституционности (законности) обеспечивается, среди прочего, соответствием нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам большей юридической силы.
Таким образом, Постановление Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» является устаревшим актом, противоречащим более поздним нормативным большей юридической силы (законам), устанавливающим требования, противоречащие закону. В сочетании с установленной уголовной ответственностью за деятельность общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, требование об обязательной регистрации гражданских инициатив и иных инициатив может повлечь необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности за реализацию прав, установленных Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» и 36-1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».
На основании изложенного Постановление Министерства юстиции №49 «О некоторых вопросах создания общественных объединений и их союзов (ассоциаций)» от 13 августа 2005 года подлежит отмене.
20.09.2024 21:27
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОК21.09.2024 14:50
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК23.09.2024 10:23
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК«4. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции или после ее совершения, но не позднее последнего числа месяца совершения хозяйственной операции.».
23.09.2024 12:02
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК23.09.2024 12:03
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК1) П.6 ст.35 Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее – Закон № 125-З):
«6. Порядок проведения на территории Республики Беларусь спортивно-массовых мероприятий, регулирующий в том числе вопросы формирования состава участников спортивно-массовых мероприятий, их направления на спортивно-массовые мероприятия и материально-технического обеспечения, финансирования официальных спортивно-массовых мероприятий через уполномоченную организацию (уполномоченные организации), устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.Для исключения противоречий НПА по вопросам освобождения от работы и предоставления компенсаций и гарантий работникам, являющихся участниками официальных и неофициальных спортивно-массовых мероприятиях предлагается:
1. На законодательном уровне определить, является ли освобождение нанимателем физических лиц (работников) от работы для участия в таких мероприятиях социальным отпуском или это два самостоятельных правовых института.2. Если законодательно у нанимателя имеется право освобождать работника для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях, то у нанимателя также должно иметься и право определять вопрос, сохранять или не сохранять такому работнику заработную плату. В связи с этим норму ч.3 п.6 ст.35 Закона № 125-З следует изложить следующим образом:
«На период освобождения от работы для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях за работниками, являющимися участниками таких мероприятий, сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего). Также по решению нанимателя может сохраняться заработная плата, но не ниже среднего заработка за рабочее время согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности), если иной порядок и размер сохранения заработной платы не определен в локальных правовых актах нанимателя.».3. Норму п.6 ст.35 Закона № 125-З предлагается дополнить новой частью:
«На период освобождения от работы для участия в спортивно-массовых мероприятиях, организуемых нанимателем и/или профсоюзными организациями, за работниками, являющимися участниками таких мероприятий, сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) и заработная плата, но не ниже среднего заработка за рабочее время согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности).».23.09.2024 15:38
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК23.09.2024 15:45
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОКСогласно п.10 Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства, утв. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2022 № 66: «Реконструкция, модернизация и капитальный ремонт осуществляются в отношении существующих капитальных строений (зданий, сооружений), объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. При реконструкции, модернизации, технической модернизации и капитальном ремонте объектом строительства является капитальное строение (здание, сооружение) или его часть.».
Согласно информационному письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 02-1-03/5825 от 03.05.2023 отнесение к одному объекту строительства комплекса зданий и сооружений возможно только при возведении.24.09.2024 08:42
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК24.09.2024 08:47
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОК24.09.2024 09:36
Принято в работу
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться