Вместе с тем, п. 6 ст. 30 закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З "О нормативных правовых актах" в целях исключения дублирования нормативных правовых предписаний, обеспечения единообразия и однозначности терминологии вместо определения термина в нормативном правовом акте может быть применена ссылка на нормативный правовой акт, в котором соответствующий термин и его определение использованы ранее. При этом закон о гражданском обществе в Республике Беларусь до сих пор не был принят, поэтому представляется целесообразным исключить ссылку на закон о гражданском обществе, поскольку достаточно указанного в ч. 2 ст. 10 Закона "и иными законами".
2) Согласно абз. 13 ст. 11 Закона ВНС утверждает список народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь. В соответствии с абз. 3 ч. 10 ст. 118 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей списки народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 40 Закона пунктом следующего содержания:
"В абзаце третьем части 10 статьи 118 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей "Президентом Республики Беларусь" заменить словами "Всебелорусским народным собранием"."
3) В ч. 7 ст. 28 Закона упоминаются решения ВНС нормативного характера. Представляется целесообразным уточнить статус таких актов (являются ли они нормативными правовыми актами, а также их соотношение с иными нормативными правовыми актами).
Замечаний нет
от гражданского общества сказано, что
делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского
общества являются представители субъектов гражданского общества,
участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания. Но закон о гражданском обществе ещё не принят,поэтому непонятно, кто именно является его субъектом. Нужно внести уточнения по поводу этой статьи.
Всебелорусское народное собрание (далее ВСН) является высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь и введение нового закона необходимо для регулирования его деятельности.
Законопроект вынесенный на общественное обсуждение имеет чёткую структуру и аргументацию, предоставляя возможность большего самоуправления в республике. Так, например, в соответствии п.6 ч.1 ст. 11 ВСН обладает правом законодательной инициативы, что позволяет сделать вывод о расширении прав в области законодательства.
Однако данный проект закона имеет свои несостыковки. Так вносится предложение о конкретизации ст.10, а именно добавления исчерпывающего списка участников, которых очерчивает понятие «гражданское общество».
ВНС — это коллективный орган, который решает, по какому пути пойдет наша республика. Таким обзором будет целесообразно ввести срок, ограничивающий полномочия одних и тех же лиц, входить в данный орган с целью постоянной модернизации органа в соответствии с требованиями современных общественных потребностей.
Вместе с тем представляется целесообразным внесение уточнений в абзац 1 статьи 38, изложив ее в следующей редакции: "Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания (далее - по тексту)".
Таким образом законопроект «О Всебелорусском народном собрании» требует незначительных корректировок, однако, в общем плане, является структурированным и чётко оформленным.
Вопреки принципу народовластия, в ст. 5 остается большая часть народа (да почти весь) без своего представителя в ВНС. Это и ученые, и работники культуры, и представители бизнеса, и самозанятые итп. А ВНС собирается принимать решения, затрагивающие все социальные группы граждан. Поэтому отсутствие своего представителя в ВНС для этих граждан нарушает их конституционное право участвовать в решении государственных дел через свободно избранных представителей (ст. 37 конституции).
Поэтому предлагаю добавить в ст. 5 в перечень делегатов также представителей граждан, не являющихся госслужащими или членами общественных организаций (которые регистрируются или нерегистрируются также в интересах госслужащих).
И добавить отдельную статью (после ст. 10) с конкретным описанием, сколько подписей должен собрать гражданин, не являющийся госслужащим или членом общественной организации, чтобы стать кандидатом в делегаты.
В ст. 6-9 предполагается, что секретариат палаты представителей лучше знает рейтинг позиций различных чиновников у народа, чем сам народ. И заранее назначает количество мандатов каждого ведомства в ВНС. А в ст. 10 популярность общественных организаций произвольно назначает уже ЦИК, вместо того, чтобы просто зафиксировать выбор народа. При этом оказывается, что представители социальной группы госслужащих имеют 2/3 всех мандатов, хотя сама эта социальная группа составляет совершенно небольшую долю населения. А большинство социальных групп населения не имеет своего представителя вообще. Значит, в чью пользу будут приниматься все решения ВНС? Действительно ли ВНС будет представительным органом с таким составом? Это также нарушает принцип равных выборов (в дополнение к нарушению принципа народовластия).
Поэтому предлагаю в ст. 6-10 заменить слово «делегат» на «кандидат в делегаты». А сами делегаты должны избираться из кандидатов в делегаты на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
(Ну и естественно, прописать, каким образом выдвигаются в кандидаты в делегаты люди, не связанные с госслужбой или общественными организациями. Чтобы в ВНС были представлены не только интересы госслужащих, но и других социальных групп.)
Следует отметить,что это целесообразно узаконить существование такого органа,как ВНС,поскольку физически орган существовал долгое время,а не в документах.
Правовой форум