В соответствии со статьей 1 Проекта Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» (далее – Проект) Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь нацелено на обеспечение в том числе гражданского согласия. Согласно статье 3 Проекта одним из принципов деятельности Всебелорусского народного собрания является (предполагается) его взаимодействие с гражданским обществом. Таким образом, на наш взгляд, указанные нормы будут способствовать просвещению белорусского населения в правовых вопросах, главным образом, формированию белорусского правосознания, а также легитимации права. В этой связи можно говорить о ведении диалога в праве между представителями органов государственной власти и гражданским обществом, наличием определенной сферы сотрудничества, что представляется качественно новой правовой реальностью.
Согласно статье 32 Проекта Президиум Всебелорусского народного собрания среди прочего наделен компетенцией по обращению в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о толковании Конституции Республики Беларусь. На данный момент право законодательной инициативы о толковании Конституции в соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З «О нормативных правовых актах» принадлежит Президенту Республики Беларусь или не менее 150 тысячам граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. При чем, право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроектов, подготовленных в установленном порядке. Таким образом, на данном этапе Конституционному суду Республики Беларусь не принадлежит право официального толкования норм Конституции Республики Беларусь. Проектом же закреплен правовой механизм возможности официального толкования норм Конституции Республики Беларусь именно Конституционным Судом. На наш взгляд, введение такого механизма придаст системе законодательства большую пластичность.
Еще одним важным вектором развития, полезным новшеством следует признать нововведение, касающееся возможности создания на общественных началах научно-консультативных органов в порядке, предусмотренном Регламентом Всебелорусского народного собрания (статья 31 Проекта). Научные положения (правовая доктрина) являются основанием (базой, фундаментом) любой нормы права. Именно на основании научных положений создается действительно качественный закон, отвечающий вызовам современного общества. Это связано с тем, что правовая доктрина (наука) вырабатывает свои правоположения на протяжении длительного периода времени, что и порождает их качество. Полагаем, создание научно-консультативного органа благоприятнейшим образом скажется на законотворческой деятельности, что будет выражаться в выработке новых, отвечающих современным вызовам, качественным и обоснованным предложениям относительно создания, корректировки норм права (восполнение пробелов, устранение коллизий и т.д.).
Правовой форум