Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»
Обсуждение проекта
Гришаева Ирина
1
30.10.2022

В соответствии со статьей 1 Проекта Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» (далее – Проект) Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь нацелено на обеспечение в том числе гражданского согласия. Согласно статье 3 Проекта одним из принципов деятельности Всебелорусского народного собрания является (предполагается) его взаимодействие с гражданским обществом. Таким образом, на наш взгляд, указанные нормы будут способствовать просвещению белорусского населения в правовых вопросах, главным образом, формированию белорусского правосознания, а также легитимации права. В этой связи можно говорить о ведении диалога в праве между представителями органов государственной власти и гражданским обществом, наличием определенной сферы сотрудничества, что представляется качественно новой правовой реальностью.

Согласно статье 32 Проекта Президиум Всебелорусского народного собрания среди прочего наделен компетенцией по обращению в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о толковании Конституции Республики Беларусь. На данный момент право законодательной инициативы о толковании Конституции в соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З «О нормативных правовых актах» принадлежит Президенту Республики Беларусь или не менее 150 тысячам граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. При чем, право законодательной инициативы реализуется субъектами права законодательной инициативы посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроектов, подготовленных в установленном порядке. Таким образом, на данном этапе Конституционному суду Республики Беларусь не принадлежит право официального толкования норм Конституции Республики Беларусь. Проектом же закреплен правовой механизм возможности официального толкования норм Конституции Республики Беларусь именно Конституционным Судом. На наш взгляд, введение такого механизма придаст системе законодательства большую пластичность.

Еще одним важным вектором развития, полезным новшеством следует признать нововведение, касающееся возможности создания на общественных началах научно-консультативных органов в порядке, предусмотренном Регламентом Всебелорусского народного собрания (статья 31 Проекта). Научные положения (правовая доктрина) являются основанием (базой, фундаментом) любой нормы права. Именно на основании научных положений создается действительно качественный закон, отвечающий вызовам современного общества. Это связано с тем, что правовая доктрина (наука) вырабатывает свои правоположения на протяжении длительного периода времени, что и порождает их качество. Полагаем, создание научно-консультативного органа благоприятнейшим образом скажется на законотворческой деятельности, что будет выражаться в выработке новых, отвечающих современным вызовам, качественным и обоснованным предложениям относительно создания, корректировки норм права (восполнение пробелов, устранение коллизий и т.д.).

Murachion
1
30.10.2022

Статья 1. Правовой статус Всебелорусского народного собрания

Абзац «Всебелорусское народное собрание является высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь,…» изменить на «Всебелорусское народное собрание является высшим представительным коллегиальным органом народовластия Республики Беларусь,…».

Первое заседание Всебелорусского народного собрания открывает и до избрания Председателя Всебелорусского народного собрания ведет Президент Республики Беларусь.

Статья 19. Рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения

Вопрос о введении на территории Республики Беларусь чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Президента Республики Беларусь , Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В законе отсутствуют регламентирующие нормы понятия «Регламент Всебелорусского народного собрания»

Aleksandr Kostin
1
30.10.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Пункт : 17


Читая 17-ю статью,было приятно осознавать,что решили поднять вопрос легитимности выборов.К тому же были затронуты и другие важные моменты,что,безусловно,является большим плюсом.
VaRu
1
30.10.2022
Прочитав данный НПА,я могу сказать,что закон хорошо сформулирован и так преподнесен,что будет понятен гражданам ,не владеющим особыми правовыми знаниями.
Nasa321
1
30.10.2022
Прочитав проект Закона Республики Беларусь о ВНС, Я могу сказать, что закон хорош, но,  соглашусь, доработать его следует.
Nikita Belorusov
2
30.10.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3 Параграф : 11


Дополнение:Избрание главы государства на заседании ВНС, так как каждый гражданин наделяет делегата ВНС такими полномочиями. ( Дарья Вердыш )
Maybenow
2
30.10.2022
Поддерживаю данный законопроект. Появление очередного демократического органа с правом законодательной инициативы поможет наиболее полно раскрыть интересы гражданского общества и государства в целом. Единственное: хотелось бы видеть каким образом будут избираться делегаты от гражданского общества.  
Коленкур
1
30.10.2022
По моему мнению требуется определить субъектов гражданского общества  
Vika18
1
30.10.2022
Хотелось бы уточнения, какую ветвь власти будет занимать Всебелорусское народное собрание?
Polina Bratenko
1
30.10.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 2 Параграф : 10 Элемент текста : Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского
общества являются представители субъектов гражданского общества,
участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания.
Условия и порядок участия субъектов гражданского общества в
выборах делегатов Всебелорусского народного собрания определяются
Избирательным кодексом Республики Беларусь, законом о гражданском
обществе и иными законами.



Было бы неплохо конкретизировать понятие "субъекты гражданского общества", обозначить краткий перечень участников, относящихся к субъектам гражданского общества
lilksh
1
30.10.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 6 Абзац : 1


Предлагаю дополнение к гл. 6 ст.35 Делегатами Всебелорусского народного собрания могут быть
граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом, а также лица иностранных государств (иммигранты), получившие гражданство Республики Беларусь и постоянно проживающие на территории Республики Беларусь более 15 лет, и свободно владеющие государственными языками Республики Беларусь.