Конституционный референдум 27 февраля 2022 г., на котором в частности в Основной закон был введён новый орган – Всебелорусское народное собрание, можно по праву считать историческим моментом в истории независимой Беларуси.
Проект Закона “О Всебелорусском народном собрании” является предметом активного научного интереса ввиду своей высокой значимости. Представляем список наших мыслей и предложений по совершенствованию проекта Закона “О Всебелорусском народном собрании”.
Обсуждение проекта Закона Республики Беларусь
«О Всебелорусском народном собрании»
Команда Академии управления при Президенте Республики Беларусь
«АВIЗА»
1. Комментарий к статье 3 проекта Закона:
Норма: «Деятельность Всебелорусского народного собрания основывается на принципах:
народовластия;
законности;
демократичности;
преемственности государственной политики;
социальной справедливости;
гласности;
коллегиальности;
взаимодействия с государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом».
Предлагаем абзац 9 статьи 3 изложить в следующей редакции: «…взаимодействия с иными государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом», поскольку при анализе изначального варианта может сложиться ощущение, что само Всебелорусское народное собрание государственным органом не является.
Также полагаем, что необходимо дополнить данную статью специальными принципами. К примеру, обязательность исполнения решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.
2. Комментарий к статье 10 проекта Закона:
По нашему мнению, прежде всего следует установить четкие критерии того, кто может относиться к субъектам гражданского общества, по каким признакам будет определяться статус того или иного субъекта. На наш взгляд, Закон “О Всебелорусском народном собрании” должен являться актом прямого действия, и именно в нём должны содержаться данные положения.
Частью 5 статьи 10 проекта Закона предусмотрено, что «избрание делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества осуществляется высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов…».
Мы считаем, что данная норма также не учитывает те субъекты гражданского общества, которые из-за незначительных масштабов не имеют ни высших органов управления, ни устава, но при этом их вклад в развитие гражданского общества ничуть не умаляется.
Также видится рациональным предусмотреть в статье 10 проекта Закона возможность применения квот при избрании делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества по социальным группам.
Данная мера позволит участвовать каждой социальной категории населения, что отразит принцип народовластия и социальной справедливости, которыми должно руководствоваться Всебелорусское народное собрание.
3. Комментарий к статье 18 проекта Закона:
Статья 18 проекта Закона регулирует порядок рассмотрения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь. Однако данной статьей недостаточно урегулирован процесс организации и проведения расследования Всебелорусским народным собранием по этому вопросу, что, по нашему мнению, является изъяном.
Считаем, что необходимо изменить структуру Закона путем замены статьи 18 отдельной главой, которая будет посвящена вопросам смещения с должности Президента Республики Беларусь. Урегулирование данного вопроса будет отражать значимость и важность данного института.
4. Комментарий к статье 28 проекта Закона:
Норма: «Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов».
Предлагаем дополнить эту статью частью следующего содержания: «Интересы национальной безопасности определены Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь». Это позволит более четко определять, в чём заключаются интересы национальной безопасности.
5. Комментарий к главе 4 проекта Закона:
Поскольку в настоящее время конкретно не определена юридическая сила решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием, а также их место в системе правовых актов Республики Беларусь, считаем, что целесообразно закрепить в проекте Закона порядок официального опубликования решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.
6. Комментарий к статье 29 проекта Закона:
Норма: «Председатель Всебелорусского народного собрания избирается Всебелорусским народным собранием на его первом заседании из состава делегатов Всебелорусского народного собрания на срок полномочий Всебелорусского народного собрания».
Данная норма требует уточнения о том, что в случае, когда действующий Президент избран Председателем Всебелорусского народного собрания, обязанность, возложенная на Председателя абзацем 3 настоящей статьи на него не распространяется, поскольку в ином случае возникает логическое несоответствие.
7. Комментарий к статье 31 проекта Закона:
В соответствии со статьей 29 и 30 проекта Закона, Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители осуществляют свою деятельность на профессиональной основе. Однако в статье 31 проекта Закона такой оговорки относительно членов Президиума Всебелорусского народного собрания нет.
Исходя из этого, предлагаем дополнить статью 31 проекта Закона положением о том, что «Члены Президиума Всебелорусского народного собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе», поскольку Президиум является постоянно действующим коллегиальным органом и решает ряд важных вопросов, например, о легитимности выборов, введении чрезвычайного или военного положения и т.д.
8. Комментарий к статье 35 проекта Закона:
Норма: «Делегатами Всебелорусского народного собрания могут быть граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом».
Полагаем, что нужно дополнить данную норму словами «владеющие государственными языками Республики Беларусь», поскольку Делегаты Всебелорусского народного собрания представляют интересы общества, а следовательно, они должны свободно владеть двумя государственными языками.
9. Комментарий к статье 38 проекта Закона:
Норма: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Целесообразно изложить часть 1 статьи 38 проекта Закона в следующей редакции: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Это обусловлено тем, что в соответствии с абзацем 7 данной статьи: "По истечении срока полномочий Всебелорусского народного собрания Секретариат Всебелорусского народного собрания продолжает свою деятельность".
Из всего этого следует, что Секретариат свою деятельность не прекращает и продолжает работать на постоянной основе.
10. Комментарий к статье 27 проекта Закона
Считаем обоснованным дополнить статью 27 проекта Закона частью 8 следующего содержания: “Заседания Всебелорусского народного собрания транслируются в прямом эфире на телевидении, специальной Интернет-площадке, радио”.
Данное предложение видится обоснованным в условиях развития цифрового уровня, а также будет соответствовать принципу гласности в работе Всебелорусского народного собрания.
Правовой форум