Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»
Обсуждение проекта
АВIЗА - Академия управления при Президенте Республики Беларусь
1
02.11.2022

Конституционный референдум 27 февраля 2022 г., на котором в частности в Основной закон был введён новый орган – Всебелорусское народное собрание, можно по праву считать историческим моментом в истории независимой Беларуси.

Проект Закона “О Всебелорусском народном собрании” является предметом активного научного интереса ввиду своей высокой значимости. Представляем список наших мыслей и предложений по совершенствованию проекта Закона “О Всебелорусском народном собрании”.

Обсуждение проекта Закона Республики Беларусь

«О Всебелорусском народном собрании»

Команда Академии управления при Президенте Республики Беларусь

«АВIЗА»

1. Комментарий к статье 3 проекта Закона:

Норма: «Деятельность Всебелорусского народного собрания основывается на принципах:

народовластия;

законности;

демократичности;

преемственности государственной политики;

социальной справедливости;

гласности;

коллегиальности;

взаимодействия с государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом».

Предлагаем абзац 9 статьи 3 изложить в следующей редакции: «…взаимодействия с иными государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом», поскольку при анализе изначального варианта может сложиться ощущение, что само Всебелорусское народное собрание государственным органом не является.

Также полагаем, что необходимо дополнить данную статью специальными принципами. К примеру, обязательность исполнения решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.

2. Комментарий к статье 10 проекта Закона:

По нашему мнению, прежде всего следует установить четкие критерии того, кто может относиться к субъектам гражданского общества, по каким признакам будет определяться статус того или иного субъекта. На наш взгляд, Закон “О Всебелорусском народном собрании” должен являться актом прямого действия, и именно в нём должны содержаться данные положения.

Частью 5 статьи 10 проекта Закона предусмотрено, что «избрание делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества осуществляется высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов…».

Мы считаем, что данная норма также не учитывает те субъекты гражданского общества, которые из-за незначительных масштабов не имеют ни высших органов управления, ни устава, но при этом их вклад в развитие гражданского общества ничуть не умаляется.

Также видится рациональным предусмотреть в статье 10 проекта Закона возможность применения квот при избрании делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества по социальным группам.

Данная мера позволит участвовать каждой социальной категории населения, что отразит принцип народовластия и социальной справедливости, которыми должно руководствоваться Всебелорусское народное собрание.

3. Комментарий к статье 18 проекта Закона:

Статья 18 проекта Закона регулирует порядок рассмотрения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь. Однако данной статьей недостаточно урегулирован процесс организации и проведения расследования Всебелорусским народным собранием по этому вопросу, что, по нашему мнению, является изъяном.

Считаем, что необходимо изменить структуру Закона путем замены статьи 18 отдельной главой, которая будет посвящена вопросам смещения с должности Президента Республики Беларусь. Урегулирование данного вопроса будет отражать значимость и важность данного института.

4. Комментарий к статье 28 проекта Закона:

Норма: «Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов».

Предлагаем дополнить эту статью частью следующего содержания: «Интересы национальной безопасности определены Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь». Это позволит более четко определять, в чём заключаются интересы национальной безопасности.

5. Комментарий к главе 4 проекта Закона:

Поскольку в настоящее время конкретно не определена юридическая сила решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием, а также их место в системе правовых актов Республики Беларусь, считаем, что целесообразно закрепить в проекте Закона порядок официального опубликования решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.

6. Комментарий к статье 29 проекта Закона:

Норма: «Председатель Всебелорусского народного собрания избирается Всебелорусским народным собранием на его первом заседании из состава делегатов Всебелорусского народного собрания на срок полномочий Всебелорусского народного собрания».

Данная норма требует уточнения о том, что в случае, когда действующий Президент избран Председателем Всебелорусского народного собрания, обязанность, возложенная на Председателя абзацем 3 настоящей статьи на него не распространяется, поскольку в ином случае возникает логическое несоответствие.

7. Комментарий к статье 31 проекта Закона:

В соответствии со статьей 29 и 30 проекта Закона, Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители осуществляют свою деятельность на профессиональной основе. Однако в статье 31 проекта Закона такой оговорки относительно членов Президиума Всебелорусского народного собрания нет.

Исходя из этого, предлагаем дополнить статью 31 проекта Закона положением о том, что «Члены Президиума Всебелорусского народного собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе», поскольку Президиум является постоянно действующим коллегиальным органом и решает ряд важных вопросов, например, о легитимности выборов, введении чрезвычайного или военного положения и т.д.

8. Комментарий к статье 35 проекта Закона:

Норма: «Делегатами Всебелорусского народного собрания могут быть граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом».

Полагаем, что нужно дополнить данную норму словами «владеющие государственными языками Республики Беларусь», поскольку Делегаты Всебелорусского народного собрания представляют интересы общества, а следовательно, они должны свободно владеть двумя государственными языками.

9. Комментарий к статье 38 проекта Закона:

Норма: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».

Целесообразно изложить часть 1 статьи 38 проекта Закона в следующей редакции: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».

Это обусловлено тем, что в соответствии с абзацем 7 данной статьи: "По истечении срока полномочий Всебелорусского народного собрания Секретариат Всебелорусского народного собрания продолжает свою деятельность".

Из всего этого следует, что Секретариат свою деятельность не прекращает и продолжает работать на постоянной основе.

10. Комментарий к статье 27 проекта Закона

Считаем обоснованным дополнить статью 27 проекта Закона частью 8 следующего содержания: “Заседания Всебелорусского народного собрания транслируются в прямом эфире на телевидении, специальной Интернет-площадке, радио”.

Данное предложение видится обоснованным в условиях развития цифрового уровня, а также будет соответствовать принципу гласности в работе Всебелорусского народного собрания.

Александр3184_ Сянько
3
02.11.2022
Статьёй 22 Закона о ВНС предусмотрен вариант правового регулирования полномочия ВНС, прямо вытекающего из п. 10) ст. 89-3 Конституции Республики Беларусь: "Всебелорусское народное собрание по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности".
При этом наличествует некоторая неясность: кого следует понимать под "иными лицами", упоминаемыми в указанной норме и предлагаемой в законопроекте статье 22 Закона о ВНС? Представляется, что данный вопрос может быть конкретизирован в финальной редакции данной статьи Закона о ВНС, что являлось бы целесообразным и позволило бы избежать необоснованного расширения круга лиц, подлежащих направлению за пределы Республики Беларусь, при внесении соответствующего предложения Президентом Республики Беларусь и принятии соответствующего решения ВНС.

Также следует обратить внимание, что целью направления указанных в ст. 22 Закона о ВНС лиц за пределы Республики Беларусь является участие в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Так, указанные действия в любом случае осуществляются в рамках внешнеполитических правомочий государства, то есть Республикой Беларусь как субъектом международного права. При этом в Конституции Республики Беларусь отсутствуют комплексные правовые основания для совершения подобных действий. Представляется целесообразным дополнение текста статьи 22 Закона о ВНС указаниями на общепризнанные принципы международного права, приоритет которых признаётся Республикой Беларусь, а также на международные договоры Республики Беларусь в сфере обеспечения коллективной безопасности, поддержания международного мира и безопасности. Отсылка к таким международным договорам Республики Беларусь может, также, снять и вопрос об определении "иных лиц", с учётом требований нормотворческой техники.

Таким образом, предлагается изложить статью 22 Закона о ВНС в следующей редакции:
"Всебелорусское народное собрание по предложению Президента Республики Беларусь рассматривает вопрос о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Республики Беларусь с сфере обеспечения коллективной безопасности, поддержания международного мира и безопасности, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
В предложении Президента Республики Беларусь о направлении военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с указанными выше международными принципами и международными договорами Республики Беларусь, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, как правило, определяются район их действия, задачи, численность, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, условия вывода, а также иные организационные мероприятия по обеспечению их направления.
Делегаты Всебелорусского народного собрания обязаны прибыть на заседание Всебелорусского народного собрания без специального вызова к месту и в срок, определенные Президиумом Всебелорусского народного собрания.
Решение Всебелорусского народного собрания о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с указанными выше международными принципами и международными договорами Республики Беларусь, за пределы Республики
Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через средства массовой информации и иными способами".

С уважением, стажёр МОКА Сенько Александр.
alice
1
02.11.2022
убрать формулировку о том, что внс может давать заключение о легитимности выборов только один раз
PavelLat
2
02.11.2022

Отсутствует процедура отмены решений ВНС, для случаев если отпала необходимость в его исполнении либо в некоторой его части.

Было бы неплохо, закрепить в законе, что дальнейшее изменение (закона о ВНС) может осуществляться по инициативе ВНС, президиума ВНС, по предложению Президента, Национального собрания или определенного круга граждан. Потому как в существующей ситуации, он может быть изменен в обычном порядке, как и любой иной нормативно-правовой акт. Что в свою очередь может создать негативные предпосылки к искажению ключевого смысла ВНС, как органа народовластия. Также породить тенденции к проявлению коррупции. Потому как не секрет, что в мире имеются случаи, когда некий круг должностных лиц лоббирует интересы конкретного субъекта, создавая для него благоприятную среду для реализации деятельности.

ACADEMIUS - Команда Академии управления
2
02.11.2022
Команда ACADEMIUS,
Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

Закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС) призвано обеспечить стабильность и преемственность государственного строительства и развитие белорусского общества. В этой связи положения Закона, регламентирующего его деятельность, должны носить системный характер и обеспечивать эффективность деятельности ВНС.
При этом представленный на обсуждение законопроект не лишен некоторых пробелов, спорных и коллизионных моментов, в связи с чем предлагается внести следующие изменения и дополнения:
1. Сложно переоценить значение принципов для регулирования любой сферы общественных отношений, они должны носить фундаментальный характер, определять ключевые направления действия нормативного правового акта, разрешать те или иные вопросы в случае отсутствия конкретных правовых норм. Принципы, закрепленные в ст. 3 обсуждаемого законопроекта, представляются недостаточно полными и последовательными. Так, данный перечень необходимо дополнить принципом верховенства права, который означает, что все субъекты права действуют только на основании и в пределах, обозначенных Конституцией Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. В связи с этим предлагается выделить данный принцип как главенствующий и изложить статью 3 законопроекта в следующей редакции:
«Статья 3. Принципы деятельности Всебелорусского народного собрания
Деятельность Всебелорусского народного собрания основывается на принципах:
верховенства права;
народовластия;
законности;
демократичности;
преемственности государственной политики;
социальной справедливости;
гласности;
коллегиальности;
взаимодействия с государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом.».
2. По аналогии с делегатами от исполнительной власти (ст. 7 законопроекта) видится необходимым включить в состав делегатов ВНС  от судебной власти председателей областных судов, Минского городского суда, а также экономических судов областей и города Минска, районных (городских) судов. Следовательно, необходимо дополнить ст. 8 законопроекта вышеуказанными лицами.
3. Поскольку обсуждаемый законопроект имеет отсылочную норму к Закону о гражданском обществе, который на сегодняшний день отсутствует, считается целесообразным закрепить в ст. 10 законопроекта понятие и субъектный состав гражданского общества. Так, за основу определения понятия гражданского общества можно привести мнение Президента Республики Беларусь, сформулированное следующим образом: «Нам удалось сохранить и профсоюзы, и коммунистическую партию. Как показала жизнь, у нас Компартия никогда не была врагом и противником тех процессов, которые мы проводим в Беларуси. Мы воссоздали ведущую молодежную организацию – теперь это БРСМ, пионерию, Белорусский союз женщин, объединение ветеранов и так далее». По словам Президента, в стране фактически сложилось гражданское общество. Его представляют перечисленные выше организации и общественные объединения, включая профсоюзы.
Таким образом очевидно, что нормативный правовой акт такой значимости, как Закон «О Всебелорусском народном собрании», должен содержать преимущественно нормы прямого действия, в частности, вопрос о порядке формирования ВНС, который является одной из приоритетных его целей.
Если говорить о формировании ВНС со стороны гражданского общества, то основные подходы к определению данного понятия законопроект «О Всебелорусском народном собрании» должен закрепить напрямую, а их детализация должна быть предусмотрена Законом о гражданском обществе. Поэтому считаем некорректным подменять Законом о гражданском обществе нормы Закона «О Всебелорусском народном собрании».
4. Закрепить минимальную численность делегатов ВНС от гражданского общества (ст. 10) в целях соблюдения принципа народовластия, всестороннего представительства и обеспечения коммуникации между государственной властью и народом.
5. Часть 5 статьи 10 законопроекта исключить и ч. 2 ст. 10 законопроекта дополнить предложением следующего содержания:
«Условия и порядок участия субъектов гражданского общества в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания определяются Избирательным кодексом Республики Беларусь, законом о гражданском обществе и иными законами, уставами субъектов гражданского общества, локальными правовыми актами».
6. Обратить внимание на ч. 1 ст. 14 законопроекта, в которой содержится орфографическая ошибка.
7.  Правовой статус и участие Генерального прокурора Республики Беларусь в составе ВНС напрямую не предусмотрены ни Конституцией Республики Беларусь, ни рассматриваемым законопроектом. Тем не менее очевидно, что участие Генерального прокурора Республики Беларусь в процедуре смещения с должности Президента Республики Беларусь является необходимым, поэтому представляется целесообразным закрепить возможность участия Генерального прокурора в ВНС посредством данного закона либо исключить из ч. 8 ст. 18 законопроекта ограничение формирования состава специальной комиссии только делегатами ВНС, чтобы Генеральный прокурор Республики Беларусь мог участвовать в ее деятельности.
8. Дополнить законопроект статьей 18-1 «Состав и порядок формирования специальной комиссии», в которой необходимо указать количественный состав специальной комиссии, а также порядок, в соответствии с которым формируется данная комиссия.
9. В связи с необходимостью своевременного и быстрого реагирования на чрезвычайные и военные обстоятельства ч. 2 ст. 19 дополнить предложением следующего содержания:
«Предложение о введении чрезвычайного положения вносится на рассмотрение Всебелорусского народного собрания не позднее трех суток с момента наступления обстоятельств для введения чрезвычайного или военного положения.».
Также предлагаем ч. 4 ст. 19 изложить в следующей редакции:
«Делегаты Всебелорусского народного собрания обязаны прибыть к месту проведения заседания Всебелорусского народного собрания немедленно без специального вызова.».
10. Основываясь на принципе гласности, закрепленном в статье 3 законопроекта, предлагается ч. 1 ст. 23 законопроекта после слова  «собрания» дополнить словами «и с последующим публичным обсуждением внесенных предложений с гражданами на официальном сайте Всебелорусского народного собрания» в соответствующем падеже.
11. Часть 5 статьи 28 законопроекта дополнить предложением следующего содержания:
«В случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.».
Также предлагается зафиксировать, каким большинством голосов (простым или квалифицированным) принимается решение.
В том числе целесообразно дополнить ст. 28 законопроекта тем, что решения Всебелорусского народного собрания принимаются на основе и во исполнение Конституции, законов и иных актов законодательства и имеют юридическую силу на всей территории Республики Беларусь.
12. В статье 28 законопроекта определить, что под собой подразумевает немедленное опубликование актов ВНС. В частности, необходимо уточнить срок немедленного опубликования и возможность опубликования актов в выходной или праздничный день либо в случае, когда срок опубликования падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
13. Дополнить ст. 30 законопроекта указанием на количество заместителей Председателя ВНС от делегатов от каждой из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), от местных представительных органов, а также от гражданского общества. При этом считаем, что порядок выдвижения делегатов на избрание заместителем Председателя ВНС должен быть определен Регламентом Всебелорусского народного собрания.
14. С точки зрения юридической техники статья 34 законопроекта сформулирована правильно, однако наблюдается конфликт понятий, ввиду того, что акты, принимаемые ВНС, называются решениями (ст. 28), а в ст. 34 определено, что решения Президиума ВНС принимаются в форме постановлений. Следует также иметь в виду, что законопроект ориентирован на широкий круг лиц и неофициальное толкование может вызвать затруднения в понимании нормы права. Поэтому целесообразно сформулировать название ст. 34 как «Постановления Президиума Всебелорусского народного собрания» и ч. 1 ст. 34 изложить в следующей редакции:
«Президиум Всебелорусского народного собрания для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения в форме постановлений.».
15. Внести изменения  в ч. 5 ст. 34 законопроекта, определив срок опубликования (обнародования) Постановлений Президиума Всебелорусского народного собрания.
16. Часть 2 статьи 36 законопроекта дополнить абзацем следующего содержания:
«прекращение полномочий ввиду систематического грубого нарушения дисциплины (неисполнения своих обязанностей).».
17. Предлагается в ч. 4 ст. 36 законопроекта определить способ уведомления делегатом об обстоятельствах, влекущих досрочное прекращение полномочий. Так, данная норма нуждается в пояснении о порядке уведомления о данных обстоятельствах в случае смерти либо признания делегата судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
18. Предварительная экспертиза нормативных правовых актов, принимаемых ВНС, должна производится Национальным центром законодательства и правовых исследований.
Прикрепленные документы
Исследователь
1
02.11.2022
Считаю, что необходимо представительство по профессиональному признаку. Учителя, силовики, врачи, представители промышленности, аграрии, сферы обслуживания должны иметь возможность делегировать своих представителей во ВНС. При этом необходимо продумать механизмы выдвижения делегатов и от частного сектора экономики, ведь там работают наши граждане!
Реализация подобных механизмов вполне реальна, например, каждое учреждение определённой отрасли, в зависимости от своей численности, направляет определённое количество представителей на съезд в границах территориальной единицы, где и происходит избрание. При этом целесообразно ограничить избрание по профессиональному признаку для лиц, входящих в состав органов местного управления (например, не может быть избран от педагогов начальник отдела образования какого-либо райисполкома, его заместители и т. п.). Такие лица уже будут представлены во ВНС по линии органов исполнительной власти.