сПравильно было бы ВНС упразднить.
сПравильно было бы ВНС упразднить.
Данные предложения сформированы в единую системную позицию с учетом отдельных мнений, изложенных выше в комментариях представителями команды факультета права БГЭУ
В целом, данный Закон представляется структурированным, продуманным, логично и последовательно изложенным. Вместе с тем его отдельные нормы и положения требуют определенных уточнений:
1. В Законе не определено, какое место ВНС занимает в системе разделения властей.
2. Термин «гражданское общество» не является правовым, в связи с чем его семантическое значение в содержании Закона не представляется определенным. Кроме того, в ч. 2 ст. 10 проекта Закона, регламентирующей условия и порядок участия субъектов гражданского общества в выборах делегатов ВНС, упоминается закон о гражданском обществе, который в республике еще не принят, что видится недопустимым.
3. Дискуссионной представляется норма, закрепленная в ч. 4 ст. 10 Закона, в соответствии с которой от каждого субъекта гражданского общества, участвующего в выборах делегатов ВНС, избирается равное количество делегатов, определяемое Центральной избирательной комиссией исходя из количества субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания, и предельной численности делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества. Субъекты гражданского общества существенно различаются по количеству членов, в связи с чем видится некорректным избирать от них равное количество делегатов.
4. При создании подобного органа широкого представительства всех слоев населения необходимо учитывать социальную дифференциацию населения страны. Это означает, что каждая социальная прослойка населения (а не только субъекты гражданского общества) должна быть количественно представлена в ВНС пропорционально реальной доле в социальной структуре населения Республики Беларусь (квоты по социальным категориям). В противном случае будет иметь место нарушение принципа народовластия, поскольку определенная часть белорусского общества не будет представлена в ВНС. ВНС заявляется органом широкого народного представительства, поэтому в нем население Республики Беларусь должно быть представлено максимально в соответствии с его реальной социальной и идеологической структурой. Только тогда можно будет завоевать доверие простого человека. Только в этом случае этот орган будет не просто существовать, а выполнять функцию общения власти и народа страны, легитимации крупных, программных решений.
5. Предлагается увеличить предельную численность делегатов ВНС от гражданского общества, изменив пропорции в его структуре. В связи с тем, что ВНС является высшим представительным органом народовластия, количество представителей «от народа» должно быть преимущественным. Представители законодательной, исполнительной, судебной власти и от местных Советов депутатов уже входят в состав соответствующих органов государственного и местного управления и самоуправления, поэтому среди делегатов ВНС их должно быть минимальное количество с возможностью участия без права голоса.
6. Анализируя предложенные законодателем принципы деятельности ВНС, содержащиеся в ст. 3 Закона, видится целесообразным дополнение указанной статьи такими принципами как принцип верховенства права, приоритет общепризнанных принципов международного права, свободное обсуждение и принятие решений, защита прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства.
7. В ч. 1 ст. 10 Закона указывается, что «Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского общества являются представители субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания». Представляется, что такая формулировка указанного положения затрудняет понимание изложенного текста. Целесообразно внести уточнения и изложить указанный абзац в следующей редакции: «Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского общества являются представители субъектов гражданского общества, участвующих в выборах иных делегатов Всебелорусского народного собрания (далее – по тексту)».
8. Требует переформулировки одно из полномочий ВНС, а именно «...предлагает изменения и (или) дополнения в Конституцию Республики Беларусь...» (ст. 11) (с точки зрения соответствия такой формулировки положениям ст. 15, в которой отражено, что «Право законодательной инициативы реализуется Всебелорусским народным собранием посредством внесения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов, в том числе об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Беларусь»). Таким образом, представляется целесообразным изложение такого полномочия следующим образом: «...обладает правом законодательной инициативы по внесению изменений и (или) дополнении в Конституцию Республики Беларусь... (далее – по тексту)» либо объединения двух полномочий, связанных с правом законодательной инициативы ВНС: «...обладает правом законодательной инициативы, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь... (далее – по тексту)».
9. Статья 14 Закона содержит грамматическую ошибку, что является недопустимым: «Всебелорусское народное собрания... (далее – по тексту)».
10. Представляется целесообразным внесение уточнений в ч. 1 ст. 38 Закона, изложив ее в следующей редакции: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания (далее – по тексту)». Такое уточнение логично и исходит из смысла ч. 7 указанной статьи, положения которого изложены следующим образом: «...По истечении срока полномочий Всебелорусского народного собрания Секретариат Всебелорусского народного собрания продолжает свою деятельность», т. е. Секретариат свою деятельность не прекращает, продолжает работать на постоянной основе.
11. При рассмотрении вопроса о правовом статусе ВНС следует исключить пересечение полномочий с другими органами государственного управления. В связи с этим необходимо установить закрытый перечень полномочий ВНС. Следует внимательно изучить этот вопрос, чтобы четко определить именно те полномочия, которые можно полностью передать ВНС при сохранении действующей системы.
12. Полагаем, что в Законе не в полной мере разрешен вопрос о юридической силе решений ВНС «нормативного характера», не определено его место в иерархии нормативных правовых актов.
Подводя итог, можно сказать, что ВНС содействует расширению народовластия в нашей стране, позволяет в полной мере реализовывать конституционные нормы, поскольку активизирует участие и представительство общества в принятии важных государственных решений. Возможность учитывать интересы всех социальных категорий граждан, увеличит интерес общества к созданию процветающего государства, обеспечив его развитие.
Элемент текста : ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 17
Актуальность разработки проекта Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» обусловлена изменениями и дополнениями в Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. Главой 3-1 Конституции определяется конституционные основы правового статуса ВНС, компетенция, порядок формирования и деятельности должны быть определены законом.
Проектом Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» определяются ключевые моменты, связанные с деятельностью ВНС:
– порядок формирования его состава, правовой статус делегатов и должностных лиц ВНС;
– порядок принятия ВНС решений;
– конкретизируется компетенция ВНС, предусматриваются формы его работы, предусматриваются положения, регулирующие обеспечение деятельности ВНС.
Проектом закона предусматривается прозрачный порядок формирования ВНС, численность каждой из групп представителей с учетом предельной численности делегатов представляется оптимальной. Например, предельная численность делегатов от местных советов – 350 человек (причем каждый депутат Минского городского совета является делегатом ВНС).
Порядок принятия решений ВНС также заслуживает поддержки, поскольку он предусматривает, что решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава ВНС.
Проект закона предусматривает конкретизацию компетенции ВНС, закрепленной в Конституции. Каждое из полномочий ВНС, предусмотренных ст. 89-3 Конституции, нашло свое закрепление в Проекте закона. Особенности реализации того или иного элемента компетенции предусмотрены в Проекте закона, например, обстоятельно регламентировано полномочие о рассмотрении ВНС вопроса о легитимности выборов Президента обеих палат Национального собрания. Поддержки заслуживает норма, о том, что предложение о рассмотрении вопроса о легитимности выборов, которое вносится на рассмотрение ВНС Президиумом ВНС, должно быть мотивированным.
Таким образом, Проектом закона закрепляются всенеобходимые аспекты, связанные с формированием и деятельностью ВНС.
Глава : 2 Абзац : 9 Элемент текста : статья 5
Полагаю необходимым дополнить статью 5 абзацем 9 следующей редакции "Минимальная численность делегатов Всебелорусского народного
собрания составляет 1000 человек".
Глава : 6 Элемент текста : Статья 35
Дополнить статью 35 абзацем 9 следующего содержания "Воспрепятствование делегату Всебелорусского народного собрания в
реализации им своих полномочий не допускается и влечет ответственность в соответствии с законодательством".
Полагаю необходимым дополнить закон данным абзацем, поскольку считаю, что направляемые, к примеру запросы делегатов по вопросам, связанным со своими полномочиями, должны подлежать обязательному исполнению.
Возможно требуют большей детализации вопросы о порядке реализации ВНС права законодательной инициативы, а также о пределах полномочий и их соотношении с полномочиями иных органов власти.
не определенно, кто относится к субъектам гражданского общества
___
Статья 12. Принятие Всебелорусским народным собранием решений стратегического и программного характера
нет порядка обсуждения проектов. есть только принятие решение (утверждение), зачем лишняя бюрократия? или вводить норму вотума недоверия, или убрать это право
____
Статья 17. Рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о легитимности выборов
абзац 1. "...по предложению *Президиума Всебелорусского народного собрания*" - не хватает возможности выносить предложение самими делегатами ВНС
___
Статья 18. Рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь
Конституционный Суд и Специальная комиссия ВНС готовят заключение параллельно (исходя из логики статьи), но рассмотрено только два варианта - либо оба органа находят обвинения верными, либо наоборот. Не предусмотрена ситуация, когда принимаются противоположные заключения.
___
Статья 28. Решения Всебелорусского народного собрания
Если решение принимается большинством, то важным становится количественное соотношение представителей власти и гражданского общества. Поэтому, предлагаю как минимум уравнять, лучше увеличить долю гражданских, чтобы снизить влияние авторитета на принимаемые решения.
___
Статья 29. Председатель Всебелорусского народного собрания
Не совсем понятно, как будут 1200 человек избирать из своего состава одного председателя. Кто будет предлагать кандидатов для избрания.
то же и с заместителями
то же и с другими членами Президиума
Глава : 6 Элемент текста : Статья 36
Абзац 3 ст. 36 предлагаю изложить в следующей редакции "смерти делегата, признания делегата безвестно отсутствующим, объявлении делегата умершим";
Принятие данного закона будет способствовать качественному решению задач, которые ставятся перед ВНС
Необходимо дать разъяснение понятию "гражданское общество".
ст.11: Всебелорусское народное собрание: предлагает изменения и (или) дополнения в Конституцию
Республики Беларусь - Исходя из ст.15 Конституции Республики Беларусь, целесообразнее изложить данный пункт в следующей редакции "обладает правом законодательной инициативы, а также по внесению предложений по изменению и (или) дополнению Конституции".
Полагаю целесообразным дополнить главу 1 Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» статьей, содержащей разъяснение основных терминов, используемых в Законе: «делегат Всебелорусского народного собрания», «гражданское общество», «субъект гражданского общества», «легитимность выборов», «интересы национальной безопасности», «субъект гражданского общества».
Правовой форум