Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»
Обсуждение проекта
Anton Navitski
2
01.11.2022
1. Предлагается дополнить проект Закона нормами, касающимися порядка инициации рассмотрения вопросов на ВНС. Прежде всего, это касается тех случаев, когда круг инициаторов прямо не предусмотрен в Конституции или проекте Закона. Так, из текста проекта Закона не представляется возможным установить, кто выступает с инициативой рассмотрения на ВНС вопроса о внесении Президенту предложения о проведении республиканского референдума. Одновременно отмечаем, что предоставление права инициировать рассмотрение каких-либо вопросов исключительно Президиуму ВНС является, на наш взгляд, неоправданным и противоречащим сути самого института ВНС как высшего представительного органа народовластия. Представляется, что правом инициировать рассмотрение вопросов на ВНС должна также обладать группа делегатов ВНС (необходимо определить численность такой группы).
2. Предлагается исключить из проекта Закона положения, дублирующие нормы Конституции Республики Беларусь. В качестве примера можно привести статью 5 проекта Закона, которая полностью дублирует статью 89-2 Конституции. Представляется, что дублирование вышестоящего НПА является оправданным только в тех случаях, когда нижестоящий акт (в нашем случае проект Закона) дополняет и раскрывает нормы вышестоящего.
3. В целях обеспечения свободного и комфортного получения гражданами информации необходимо доработать проект Закона с точки зрения установления корректных ссылок на иные НПА, как того требует Закон о нормативных правовых актах.
Так, в проекте Закона присутствуют отсылки на «иные Законы» без какой-либо конкретизации в части норм конкретных НПА. К примеру, проект Закона (фактически он должен стать основным НПА. Касающимся деятельности ВНС) не позволяет гражданам получить четкую и исчерпывающую информацию, например, о компетенции ВНС (ч.2 ст. 2 проекта Закона), отсылает к «иным законам». При этом, такая ссылка противоречит нормам п. 37 Требований нормотворческой техники, являющихся приложение к Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (далее - Требования).
Кроме того, ссылки, используемые в проекте Закона, не дают возможности гражданам четко понять и то, как будет представлено гражданское общество в ВНС. К примеру, статья 10 проекта Закона в части условий и порядка участия субъектов гражданского общества в выборах делегатов ВНС отсылает, в частности, к «закону о гражданском обществе». Такая ссылка не соответствует п. 40 Требований. В целом же, учитывая значимость закона о гражданском обществе для функционирования ВНС, представляется целесообразным принять закон о гражданском общества до принятия проекта Закона либо осуществлять их рассмотрение и принятие по пакетному принципу. Такой подход даст возможность максимально точно проанализировать и оценить возможные результаты принятия закона о ВНС и предупредит ситуацию, при которой закон о ВНС уже будет принят, а закон о гражданском обществе, на который в законе о ВНС содержится ссылка – нет.

с ув.
Антон Новицкий
qwerty5643
1
01.11.2022
Принятие данного закона является важным, поскольку он был разработан в соответствии с новыми конституционными нормами, принятыми на республиканском референдуме.
Деятельность ВНС включает в себя решение наиболее важных вопросов государства и позволяет реализовать принцип народовластия.
Однако следует отметить, что в законе не указаны некоторые важные моменты такие как срок полномочий Президиума ВНС, а также следует уточнить, что именно подразумевается под гражданским обществом.
Alexandra Sv
1
01.11.2022
   Студенческий совет по качеству образования и науке юридического факультета БГУ 31 октября 2022 года провел круглый стол по обсуждению проекта Закона «О Всебелорусском народном собрании»,  в ходе которого были выдвинуты следующие предложения по совершенствованию данного акта:

1. подробно регламентировать процедуру законодательной инициативы, осуществляемой ВНС, в том числе:
  • указать, каким образом и кто имеет право вносить законопроект в парламент;
  • определить, может ли выступать субъектом законодательной инициативы один делегат либо это должно быть определенное количество делегатов;
  • определить порядок создания рабочих групп при инициировании законопроекта.

2.  Закрепить критерии представительства от гражданского общества непосредственно в ст. 10 Закона.  
Lynces Justae ГГУ имени Франциска Скорины
1
01.11.2022

Ознакомившись с Проектом Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» (далее – Проект) и Обоснованием необходимости его принятия (далее – Обоснование), отмечаем следующие его пробелы и неточности в правовом регулировании:

1. Проект содержит преамбулу следующего содержания: «Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет правовой статус, компетенцию, порядок формирования Всебелорусского народного собрания, права и обязанности делегата Всебелорусского народного собрания, а также принципы и организационные основы деятельности Всебелорусского народного собрания». В целях логичного построения преамбулы Проекта предлагаем изложить её в следующей редакции: «Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет правовой статус, компетенцию и порядок формирования Всебелорусского народного собрания, принципы и организационные основы его деятельности, а также права и обязанности делегата Всебелорусского народного собрания».

2. В статье 3 Проекта перечислены принципы, на которых основывается деятельность Всебелорусского народного собрания. Принимая во внимание, что под народовластием понимается волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется народом свободно и в соответствии с требованиями закона, считаем необходимым конкретизировать принцип народовластия, дополнив данный перечень принципом свободного обсуждения и принятия решений. Также, учитывая закреплённый в статье 8 Конституции Республики Беларусь приоритет общепризнанных принципов международного права, считаем целесообразным закрепить указанный принцип также в статье 3 Проекта.

3. Часть четвёртая статьи 4 Проекта устанавливает следующее: «Первое заседание Всебелорусского народного собрания открывает и до избрания Председателя Всебелорусского народного собрания ведет Председатель Центральной избирательной комиссии либо его заместитель». В соответствии со статьёй 29 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» 17 июля 2018 г. № 130-З (далее – Закон) нормативный правовой акт излагается ясным, простым и доступным языком. Соответственно, предлагаем изложить часть четвёртую статьи 4 Проекта в следующей редакции: «До избрания Председателя Всебелорусского народного собрания первое заседание Всебелорусского народного собрания открывает и ведёт Председатель Центральной избирательной комиссии либо его заместитель».

4. Часть четвёртая статьи 10 Проекта устанавливает, что «От каждого субъекта гражданского общества, участвующего в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания, избирается равное количество делегатов, определяемое Центральной избирательной комиссией исходя из количества субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания, и установленной в части третьей настоящей статьи предельной численности делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества. При этом обеспечивается представительство от каждой области и города Минска». В данном случае необходимо обратить внимание и учесть те ситуации, когда, например, разные политические партии имеют неодинаковое количество членов, соответственно, по примеру статьи 9 этого же Проекта, следует избирать равное количество делегатов от гражданского общества исходя из чисденности каждого отдельного его субъекта, т.е. пропорционально.

5. Согласно части пятой статьи 10 Проекта, «порядок выдвижения и избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества определяется уставами субъектов гражданского общества с учетом требований настоящего Закона, Избирательного кодекса Республики Беларусь и иных законов», что предполагает внесение изменений в указанные уставы в связи с необходимостью предусмотреть в них порядок выдвижения и избрания делегатов Всебелорусского народного собрания. Однако в главе 8 Проекта «Заключительные положения» нет императивного указания субъектам гражданского общества на внесение изменения в их уставы. Соответственно, предлагаем закрепить, что «порядок выдвижения и избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества может определяться уставами субъектов гражданского общества с учетом требований настоящего Закона, Избирательного кодекса Республики Беларусь и иных законов».

6. Статья 11 Проекта указывает в качестве отдельных полномочий право законодательной инициативы и право предложений по изменению и (или) дополнению в Конституцию Республики Беларусь. Однако законодательная инициатива сама по себе предполагает также возможность внесения проектов законов об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Беларусь. Подобный подход к понятию «законодательная инициатива» также содержится в статье 15 Проекта. Соответственно, в контексте изложенного предлагаем внести следующие изменения в статью 11 Проекта: абзац шестой исключить, а абзац седьмой изложить в следующей редакции: «обладает правом законодательной инициативы, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;».

7. Статья 11 Проекта закрепляет следующее полномочие Всебелорусского народного собрания; «предлагает проведение республиканских референдумов». В свою очередь, статья 16 Проекта, раскрывающая более полно данное полномочие, называется «Рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о проведении республиканского референдума», что не соответствует компетенции Всебелорусского народного собрания, указанной в статье 11 Проекта, так как указанный орган вправе лишь предложить проведение республиканского референдума, а рассмотрение предложений о проведении республиканского референдума является компетенцией Президента Республики Беларусь. Таким образом, предлагаем дать следующее название статье 11 Проекта «Предложение Всебелорусским народным собранием проведения республиканского референдума».

8. Статья 14 Проекта содержит следующую грамматическую ошибку: «Всебелорусское народное собрания». Согласно статье 29 Закона, нормативный правовой акт излагается ясным, простым и доступным языком с использованием юридической терминологии и соблюдением норм белорусского и (или) русского языков, в том числе официально-делового стиля. Соответственно, необходимо устранить допущенное нарушение орфографических норм русского языка.

9. В статье 15 Проекта указано, что Всебелорусское народное собрание обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется посредством внесения в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь проектов законов, в том числе об изменении и (или) дополнении Конституции Республики Беларусь, однако в последующем в Проекте данному вопросу не уделяется никакого внимания в части того, как это будет реализовано на практике, в частности, каким органом Всебелорусского народного собрания или же всем Всебелорусским народным собранием в целом будут приниматься и выдвигаться подобные предложения в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь.

10. В статье 27 Проекта определено, что «Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже одного раза в год», однако не регламентирована продолжительность таких заседаний, что определяет необходимость в целях более чёткой регламентации организации деятельности Всебелорусского народного собрания закрепить продолжительность заседаний – до решения вопроса, но не более одного года.

11. Часть первая статьи 28 Проекта устанавливает, что «Всебелорусское народное собрание для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения». При этом, в части седьмой статьи 28 Проекта указывается на «решения Всебелорусского народного собрания нормативного характера…». Таким образом, становится непонятным, являются ли решения, предусмотренные частью первой статьи 28 Проекта, нормативными правовыми актами или же нормативными правовыми актами являются только решения, указанные в части седьмой статьи 28 Проекта. Соответственно, необходимо разрешить данный вопрос в статье 28 Проекта, указав, являются ли решения, о которых говорится в части первой статьи 28 Проекта, нормативными правовыми актами, а также определив порядок их вступления в силу.

12. Статья 28 Проекта указывает на возможность принятия Всебелорусским народным собранием решения, которое считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Всебелорусского народного собрания. Коллегиальным органом, его президиумом, также могут быть приняты решения в форме постановлений, которые тоже считаются принятыми при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава президиума Всебелорусского народного собрания. С целью закрепления важности и значимости постановлений, которые принимаются Президиумом Всебелорусского народного собрания, считаем необходимым изменить условия, касающиеся принятия постановления Президиума Всебелорусского народного собрания, с абсолютного большинства на квалифицированное большинство.

13. Часть пятая статьи 28 Проекта устанавливает следующее: «Решение Всебелорусского народного собрания считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Всебелорусского народного собрания». Предлагаем использовать систему квалифицированного большинства голосов для принятия решений по следующим вопросам, входящим в компетенцию Всебелорусского народного собрания, в связи с их значимостью:

- утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности;

- утверждение программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

- предложение изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

- реализация права законодательной инициативы;

- предложение проведения республиканских референдумов;

- рассмотрение вопроса о легитимности выборов;

- принятие решения о смещении Президента Республики Беларусь с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции Республики Беларусь либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Соответственно, предлагаем часть пятую статьи 28 Проекта изложить в следующей редакции: «Решение Всебелорусского народного собрания считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Всебелорусского народного собрания, за исключением решения вопросов, указанных в абзацах втором, третьем, шестом-десятом статьи 11 настоящего Закона. Решение вопросов, указанных в абзацах первом, втором, пятом-девятом статьи 11 настоящего Закона, считается принятым при условии, что за него проголосовало 2/3 делегатов от полного состава Всебелорусского народного собрания».

14. В связи с отсутствием в статье 30 Проекта указания на точное количество заместителей Председателя Всебелорусского народного собрания следует установить три заместителя Председателя Всебелорусского народного собрания, одним из которых является первый (в случае, если данный вопрос не будет урегулирован Положением о деятельности Всебелорусского народного собрания).

15. В части второй статьи 31 Проекта содержится фраза «Иные члены Президиума Всебелорусского народного собрания избираются Всебелорусским народным собранием на его первом заседании из состава делегатов Всебелорусского народного собрания».

Согласно части второй статьи 5 Проекта, одним из делегатов Всебелорусского народного собрания является Президент Республики Беларусь.

Исходя из вышеизложенного, подразумевается, что членом Президиума Всебелорусского народного собрания может быть действующий Президент Республики Беларусь.

В части второй статьи 32 Проекта установлено, что Президиум Всебелорусского народного собрания инициирует рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, инициирует рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о введении на территории Республики Беларусь военного положения в случае бездействия Президента Республики Беларусь, обращается в Конституционный суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда Президиум Всебелорусского народного собрания, членом которого будет избран Президент Республики Беларусь, будет инициировать рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о легитимности выборов Президента Республики Беларусь, что противоречит сути решаемого вопроса. В связи с вышеизложенным считаем целесообразным дополнить часть вторую статьи 31 Проекта оговоркой о том, что в случае членства Президента Республики Беларусь в Президиуме Всебелорусского народного собрания он не принимает участия в рассмотрении вопросов, указанных в части второй статьи 31 Закона.

16. Часть третья статьи 31 Проекта закрепляет следующее: «Предельная численность Президиума Всебелорусского народного собрания составляет 15 человек», однако не закреплено, кто будет входить в состав Президиума. Считаем необходимым при формировании Президиума Всебелорусского народного собрания обеспечить наиболее полное представление интересов различных категорий делегатов Всебелорусского народного собрания, указанных в статье 5 Проекта.

17. Часть седьмая статьи 35 Проекта предусматривает возможность лишения установленных законом гарантий делегата Всебелорусского народного собрания в связи с невыполнением обязанности участия в заседаниях Всебелорусского народного собрания. Однако не предусмотрена ответственность в случае систематического (2 и более раза) нарушения указанной обязанности. Таким образом, нам представляется необходимым внесение в часть вторую статьи 36 Проекта ответственности за систематическое (2 и более раза) неисполнение обязанности участия в заседаниях Всебелорусского народного собрания в виде досрочного прекращения полномочий делегата.

18. В соответствии с частью первой статьи 38 Проекта «Секретариат Всебелорусского народного собрания является рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания». Однако часть седьмая статьи 38 Проекта указывает на то, что по истечении срока полномочий Всебелорусского народного собрания Секретариат Всебелорусского народного собрания продолжает свою деятельность, то есть  Секретариат не прекращает работать и продолжает осуществлять свои функции на постоянной основе. Соответственно, целесообразным будет указание в части первой статьи 38 Проекта на то, что «Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом…».

Elizaveta Luk
1
01.11.2022
Замечаний по данному законопроекту нет.  
Дмитрий Корунный
1
01.11.2022
Комментарий к фрагменту проекта НПА:
Глава : 3


Абзац 2 ст. 11 проекта Закона дополнить словами «Республики Беларусь», изложив в следующей редакции: «утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности Республики Беларусь;»

В текст Закона целесообразно внести статью "Разъяснение отдельных терминов". В данной статье необходимо раскрыть, в частности, значение таких терминов, как «систематическое нарушение Конституции Республики Беларусь» и «грубое нарушение Конституции Республики Беларусь». Либо дать разъяснение этим двум терминам в Примечании к статье 18 Закона.

В последнем предложении части 1 ст. 19 проекта Закона слово "людей" заменить на "населения".

Студент
1
01.11.2022
В абзаце 1 статьи 10 указывается, что "Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского общества являются представители субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания". Представляется, что такая формулировка указанного положения затрудняет понимание изложенного текста. Целесообразно внести уточнения и изложить указанный абзац в следующей редакции: "Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского общества являются представители субъектов гражданского общества, участвующих в выборах иных делегатов Всебелорусского народного собрания".
YK1Vit
2
01.11.2022
1. Статью 8 предлагаем дополнить частью 4 следующего содержания: "Председатели областных (Минского городского), Экономических судов областей (города Минска)"
2. В статье 31 ч.2  предлагается закрепить: "Членами Президиума... Иные члены Президиума Всебелорусского народного собрания избираются Всебелорусским народным собранием" В Законопроекте необходимо привести критерии выдвижения и требования к кандидатуре в "иные члены Президиума ВНС".
3. В статье 32 к компетенции Президиума ВНС относится в том числе: "... дает предварительное согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного суда Республики Беларусь, Верховного суда Суда Республики Беларусь ...." Вместе с тем, в Законе не раскрывается критерий "предварительного согласия", отсутствует взаимосвязь такого предварительного согласия с УПК, какие правовые последствия влечет получение предварительного согласия по указанным вопросам,
simulogreed
2
01.11.2022
Здесь много писали об некоторых изменениях и юридических формулировках. Но хотелось бы высказаться по поводу целеполагания этого органа, который позиционируется как прямой инструмент народовластия. Не секрет, что при разработке этого органа подсматривали у Китая, а именно на Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Можно заметить много схожих пунктов, которые чуть ли не дословно дублируются местами у этих двух органов. Но дело в том, что в Китае этот орган является парламентов однопалатным. У нас же парламент уже есть, это устоявшийся орган, который понятен людям, причём он двухпалатный. Таким образом, у нас создаётся новый орган, который включает в себя депутатов парламента и частично берёт на себя его функции. Получается коллизия, когда парламентарии будут голосовать на ВНС за выдвижении закона на рассмотрение в парламент, т.е. себе же. И так буквально по всем органам. Это может создать юридический ад, путаницу в работе госаппарата. Тем более, здесь смешивается исполнительная и законодательная власть в рамках одного органа с такими широкими полномочиями, что может вызывать конфликт интересов.

Если мы говорим об народовластии и контроле за всеми ветвями власти и работой правительства в целом со стороны граждан, то как это реализовано в Китае, например, мы можем там увидеть, что в ВСНП приглашаются сотрудники госаппарата и представители с разных органов, но они имеют только право совещательного голоса. Т.е. оказывают консультационные услуги парламентариям ВСНП. У нас, как я понял, все эти делегаты имеют право голоса. В таком случае получается конфликт интересов, когда те, кого должны контролировать, могут голосовать и срывать те или иные голосования.

Также непонятна перспектива так называемого гражданского общества, которого вчера ещё не было, как и партий, процент людей действительно участвующий в этих организациях, а не просто состоящий, крайне мал. Поэтому может получиться, что "представители" есть, а реального представления интересов нет. Что подразумевается под гражданским обществом тоже непонятно. По идее, туда должны входить и партии и т.д.

Предлагаю отозвать данный законопроект на более глубокую переработку с пересмотром места ВНС в белорусском обществе заново. Возможно это будет китайский сценарий, когда у нас станет более расширенный однопалатный парламент с чётким и понятным разграничением между ветвями власти, а также наиболее максимальным представительством всех слоёв граждан РБ. Спешить в этом деле нельзя. Потому что потом очень легко будет напороться на серьёзные ошибки.
Orsa
1
01.11.2022
Полагаю, что проект закона в полной мере соответствует потребностям белорусского общества. Предложений по изменению нет.
Александр 1975
1
01.11.2022
Всем здравствуйте это сугубо мое мнение у нас страна маленькая   и власти у нас должно быть мало а то    Всебелорусское народное собрание получается третьей властью в стране 1 президент 2 парламент.  Зачем еще. У  нас итак кредиты, а их гасить надо.  Басню не надо повторять.