Считаем целесообразным исключить из компетенции Всебелорусского народного собрания (статья 11 проекта) полномочия по установлению государственных праздников и праздничных дней, предложению лиц для награждения государственными наградами Республики Беларусь, поскольку последние не в полной мере отвечают правовому статусу Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, определяющего стратегические направления развития общества.
А также исключить из компетенции утверждение списков народных заседателей ВС Республики Беларусь
02.11.2022 19:05:42
MGKA
Юрист
НОВИЧОК
0
2.3
1
Минская городская коллегия адвокатов направляет свои предложения по проекту Закона "О Всебелорусском народном собрании». 1. Статья 5 проекта Закона «О Всебелорусском народном собрании» (далее – проект Закона о ВНС) устанавливает, что состав Всебелорусского народного собрания формируется, в том числе, из представителей гражданского общества.
Проект Закона о ВНС не содержит в себе определения понятия гражданского общества.
Одновременно в ст. 10 проекта Закона о ВНС указано, что условия и порядок участия субъектов гражданского общества в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания определяются Избирательным кодексом Республики Беларусь, законом о гражданском обществе и иными законами.
В настоящее время проект Закона «О гражданском обществе» разработан, но не вынесен на общественное обсуждение. Планируется, что в проекте указанного закона будет закреплено, что под гражданским обществом следует понимать всех постоянно проживающих в Республике Беларусь и входящих в различные негосударственные структуры, которые образуют систему самостоятельных общественных институтов и отношений.
Одновременно, согласно вышеуказанному законопроекту (О гражданском обществе), делегатами Всебелорусского народного собрания смогут стать представители тех субъектов гражданского общества, которые зарегистрированы и имеют областную и минскую городскую структуры, являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тыс. граждан, объединяют не менее половины зарегистрированных в стране профессиональных союзов.
Таким образом, понятие «представителя гражданского общества», указанное в ст. 5 проекта Закона о ВНС, не в полной мере отражает те требования, которые предъявляются к представителю гражданского общества, как делегату Всебелорусского народного собрания, которые установлены, в т.ч. в проекте Закона «О гражданском обществе».
В связи с изложенным, предлагаем дополнить абз. 7 ст. 5 проекта Закона о ВНС следующим: «представители гражданского общества, соответствующие требованиям, предъявляемым настоящим законом, Избирательным кодексом Республики Беларусь, законом о гражданском обществе и иными законами».
2. Порядок проведения заседаний Всебелорусского народного собрания и принятия решений урегулированы ст. 27, 28 проекта Закона о ВНС.
Проектом Закона о ВНС не урегулирован вопрос о последствиях, когда заседание Всебелорусского народного собрания является неправомочным для принятия решений.
Предлагаем рассмотреть вопрос о включении в проект Закона о ВНС положений, устанавливающих последствия так называемого некворумного заседания, например, проведение повторного заседания, предусматривающего участие в нем менее 2/3 от полного состава Всебелорусского народного собрания, но более половины от полного состава Всебелорусского народного собрания.
3. В проекте Закона о ВНС не содержится положений, регулирующих количество голосов от одного делегата Всебелорусского народного собрания. Из содержания положений ст. 28 проекта Закона о ВНС можно сделать вывод о том, что каждый делегат имеет один голос.
Полагаем, чтобы не было иных трактований положений ст. 28 проекта Закона о ВНС, дополнить указанную статью положениями о том, что один делегат обладает одним голосом при принятии решений на заседании Всебелорусского народного собрания.
02.11.2022 19:24:52
Игорь Ширяев адвокат МОКА
Юрист
НОВИЧОК
0
2.5
1
В настоящее время в законодательстве нет определения гражданского общества, соответственно нет определения и субъекта гражданского общества. Предлагаю в Проекте Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» справочно указать, что следует понимать под определениями «гражданское общество» и «субъект гражданского общества».
02.11.2022 20:11:43
Николай Николанвич
Юрист
НОВИЧОК
0
2.5
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 2 Элемент текста : Статья 7. Делегаты Всебелорусского народного собрания от исполнительной власти
Согласно ст. 1 "Всебелорусское народное собрание является высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь,..". В развитие данного определения в ст. 3 указаны принципы деятельности Всебелорусского народного собрания, первым из которых указан принцип народовластия. Однако в итоге 800 делегатов ВНС формируют представители государственной власти (2/3 от общей численности делегатов), что противоречит определению ВНС и принципу народовластия. Во исполнение замысла ВНС и положений ст. 1 и 3необходимо: 1.Уравновесить численность делегатов от государства и гражданского общества -- по 600 представителей (ст.10); 2.Сократить количество делегатов ВНС от исполнительной власти до минимума: Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители (Ст.7). (Председатели местных исполкомов должны осуществлять свои обязанности "без отрыва от производства" -- согласно положений Закона О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь).
02.11.2022 20:33:57
Klmv
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.4
1
Честно говоря, я немного не поняла смысл Всебелорусского народного собрания. Также в нем не указаны некоторые важные государственные моменты, и , что понимается под гражданским государством? Я считаю, что он не отображает мнения и решения всех граждан Республики Беларусь.
02.11.2022 21:05:03
Виктор Чайчиц
Юрист
НОВИЧОК
0
2.1
1
Абзац первый статьи 10 изложить в следующей редакции: "Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского общества являются представители всех основных институтов гражданского общества".
Обоснование: предыдущие Всебелорусские народные собрания показали, что делегатами были представители всех институтов гражданского общества.
Диалоговые площадки по обсуждению проекта закона о ВНС демонстрируют возрастающую активность граждан и желание каждого трудового коллектива выдвинуть своего делегата, что конечно же невозможно. Было бы целесообразно обозначить, что от каждого основного института будет представитель - делегат ВНС.
На мой взгляд, не стоит делать акцент, что делегатами ВНС могут быть только представители субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания, так как это собрание всенародное, то должны быть представлены все институты.
К примеру, делегатом ВНС в обязательном порядке должен быть представитель от адвокатуры.
02.11.2022 21:37:42
Тандем Юридического факультета БГУ
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.5
1
Команда «Тандем» юридического факультета БГУ направляет свои предложения по проекту Закона «О Всебелорусском народном собрании».
1. Преамбула Закона изложена следующим образом: «Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет правовой статус, компетенцию, порядок формирования Всебелорусского народного собрания, права и обязанности делегата Всебелорусского народного собрания, а также принципы и организационные основы деятельности Всебелорусского народного собрания».
Полагаем, подобная формулировка технически не соответствует постатейной структуре построения акта. Предлагается следующая редакция: «Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет правовой статус, принципы деятельности, порядок формирования, организационные основы деятельности Всебелорусского народного собрания, а также правовой статус делегата Всебелорусского народного собрания». Также следует исключить из преамбулы слово «компетенцию», так как это охватывается понятием «правовой статус»
2. Неоднозначным содержанием обладает ст. 9 проекта Закона, определяющая состав делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов.
Абз. 2 ч. 1 названной нормы в качестве делегатов выделяются депутаты Минского городского Совета депутатов (а не «представители Минского городского Совета депутатов» по аналогии с абз. 1), что позволяет сделать вывод о том, что все депутаты данного государственного органа являются делегатами Всебелорусского народного собрания. Подобное положение не соответствует требованиям равного представительства интересов каждой из административно-территориальных единиц.
Анализируемую норму (ч. 1 ст. 9 проекта Закона) предлагается изложить следующим образом: «Делегатами Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов являются представители местных Советов депутатов от каждой области (г. Минска), которые избираются областными Советами депутатов из числа депутатов местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней в порядке, установленном регламентами местных Советов депутатов с учетом требований настоящего Закона, Избирательного кодекса Республики Беларусь и иных законов. Нормы представительства от местных Советов депутатов определяются Центральной избирательной комиссией исходя из численности избирателей, проживающих на территории соответствующей области (г. Минска).
3. Абз. 13 ст. 12 проекта Закона относит к компетенции Всебелорусского народного собрания утверждение списка народных заседателей Верховного суда Республики Беларусь. Ст. 21 проекта Закона данное полномочие детализировано.
Полагаем, данное положение обладает специальным характером, в связи с чем более уместным представляется ее отражение в соответствующем нормативном правовом акте – Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.
Справочно: согласно действующей редакции абз. 3 ч. 10 ст. 118 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей списки народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь. При этом Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» аналогичной нормы не дублирует.
Абз. 13 ст. 12, ст. 21 проекта Закона излишне детализируют Закон, что не соответствует кругу общественных отношений, регулируемых нормативными правовыми актами данного вида. Нормы следует исключить, необходимые изменения внести в специальное законодательство (в т.ч. посредством ст. 40 проекта Закона).
4. Ч. 1 ст. 14 проекта Закона содержит грамматическую ошибку: «Всебелорусское народное собрания ежегодно заслушивает…». Корректной в данном случае представляется следующая формулировка: «Всебелорусское народное собрание ежегодно заслушивает…».
5. Ч. 2 и ч. 4 ст. 14 проекта Закона применительно к заслушиванию Всебелорусским народным собранием Премьер-министра Республики Беларусь о выполнении программы социально-экономического развития Республики Беларусь использует термин «информация Премьер-министра». Например, «Ответы на вопросы делегатов Всебелорусского народного собрания должны быть отражены в информации Премьер-министра Республики Беларусь» (ч. 4).
Считаем, более удачной категорией применительно к специфике излагаемой нормы является слово «доклад», которое, например, используется в п. 5 ч. 1 ст. 97 Конституции («Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства…».
6. Ч. 3 ст. 22 проекта Закона (Рассмотрение Всебелорусским народным собранием вопроса о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности) изложена следующим образом: «Делегаты Всебелорусского народного собрания обязаны прибыть на заседание Всебелорусского народного собрания без специального вызова к месту и в срок, определенные Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Полагаем, такая формулировка не позволяет в достаточной степени идентифицировать круг регулируемых общественных отношений, носит обобщенный характер.
Корректной представляется следующая редакция ч. 3 ст. 22 проекта Закона: «Делегаты Всебелорусского народного собрания для решения вопроса о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности обязаны прибыть на заседание Всебелорусского народного собрания без специального вызова к месту и в срок, определенные Президиумом Всебелорусского народного собрания».
7. Ч. 2, 3 ст. 28 проекта Закона, регламентирующие способ принятия решения Всебелорусского народного собрания, создают правовую неопределенности.
Анализируемые нормы изложены следующим образом:
«Решения Всебелорусского народного собрания принимаются открытым или тайным голосованием» (ч. 2).
«Тайным голосованием принимаются решения Всебелорусского народного собрания по вопросам избрания Председателя, заместителей Председателя Всебелорусского народного собрания, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания» (ч. 3).
В подобном контексте остается неясным вопрос, является ли перечень случаев тайного голосования закрытым, в каких еще случаях возможно проведение тайного голосования.
Более удачными считаем следующие формулировки анализируемого положения:
«Решения Всебелорусского народного собрания по общему правилу принимаются открытым голосованием» (ч. 2).
«Тайным голосованием принимаются решения Всебелорусского народного собрания по вопросам избрания Председателя, заместителей Председателя Всебелорусского народного собрания, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания» (ч. 3). Дополнительно возможны следующие указания «а также иные решения, в случаях предусмотренных Регламентом Всебелорусского народного собрания», «а также иные решения, в случаях определенных Президиумом Всебелорусского народного собрания».
8. Гл. 5 Закона именована как «ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ, ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ. ПРЕЗИДИУМ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ».
Полагаем подобное описание главы излишне перегружено. Предлагаемое наименование: «СТРУКТУРА ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ».
9. Норма ст. 32 Закона о компетенции Президиума Всебелорусского народного собрания, с нашей позиции, является излишне перегруженной, т.к. включает в себя вопросы, относящиеся к сфере регулирования специального законодательства. В частности:
1) абз. 6 ст. 32 – «Президиум Всебелорусского народного собрания присваивает квалификационные классы Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателю, заместителям председателя и судьям Верховного Суда Республики Беларусь». Сфера регулирования Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в частности, ч. 3 ст. 89.
2) абз. 7 ст. 32 – «Президиум Всебелорусского народного собрания определяет по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь количество заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Беларусь, количественный и персональный состав Президиума Верховного Суда Республики Беларусь». Сфера регулирования Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в частности, ч. 1 ст. 52.
3) абз. 8 ст. 32 – «Президиум Всебелорусского народного собрания дает предварительное согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, народного заседателя Верховного Суда Республики Беларусь, привлечение их в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, задержание или применение к ним иных мер процессуального принуждения, связанных с лишением личной свободы». Сфера регулирования Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в частности, ч. 4 ст. 69, а также Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Указанную формулировку также дополнить следующим: за исключением случаев совершения таким лицами измены государству, иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.
Полагаем такое дополнение в определенной мере поспособствует сохранению национальной безопасности Республики Беларусь.
4) абз. 9 ст. 32 – «Президиум Всебелорусского народного собрания рассматривает вопрос о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь в случае возбуждения в отношении него уголовного дела, привлечения его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, его задержания или иного лишения личной свободы, а также о возобновлении его полномочий в случае, если отпали указанные основания для их приостановления». Сфера регулирования Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в частности, ч. 4 ст. 69, а также Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
5) абз. 12 ст. 32 – «Президиум Всебелорусского народного собрания рассматривает вопрос о предварительном согласовании решения Центральной избирательной комиссии о возложении обязанностей временно отсутствующего заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии на других ее членов». Сфера регулирования Избирательного кодекса Республики Беларусь, в частности, ч. 7 ст. 32-1.
Указанные полномочия, относящиеся в настоящий момент к компетенции Президента Республики Беларусь, в соответствующий закон, регулирующий его правовое положение, однако, не включены.
Таким образом, перечисленные нормы, из-за излишней детализации и перегруженности, следует исключить, необходимые изменения внести в специальное законодательство (в т.ч. посредством ст. 40 Закона)
10. Исключить из части 3 ст. 4 проекта Закона слова «в единый день голосования». Полагаем, что данная детализация является излишней, поскольку Конституций Республики Беларусь установлено, что выборы депутатов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля, ввиду чего указанная формулировка не охватывается сферой действия проекта Закона.
11. Частью 3 статьи 4 проекта Закона определено: Первое заседание Всебелорусского народного собрания созывается Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней после выборов депутатов в единый день голосования.
Предлагаем изложить указанную часть проекта Закона в следующей редакции: «Первое заседание Всебелорусского народного собрания созывается на основании постановления Центральной избирательной комиссией не позднее 60 дней после выборов депутатов». Изложение в такой редакции конкретизирует порядок и форму созыва заседания Всебелорусского народного собрания, а также соответствует Регламенту Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, утв. Постановлением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 21.01.2010 № 15.
12. Статью 10 проекта Закона дополнить: Субъекты гражданского общества, имеющие право избирать делегатов Всебелорусского народного собрания, определяются Министерством юстиции Республики Беларусь.
13. Представляется необходимым с целью наглядной дифференциации решений Всебелорусского народного собрания, закрепить некоторые особенности их содержания: в частности, предлагаем предусмотреть обязательность наличия в решении указания на то, является ли оно нормативным правовым актом или нет (имеет статус такового или нет) посредством, например, следующей формулировки: «Решение Всебелорусского народного собрания должно содержать указание на то, является ли оно нормативным правовым актом или нет». Альтернативным данному подходу вариантом можно рассмотреть закрепление презумпции «нормативности» посредством следующей формулировки: «Решение Всебелорусского народного собрания является нормативным правовым актом, если из его существа не вытекает иное».
Кроме того, статья 28 проекта Закона, характеризуя решения Всебелорусского народного собрания, прямо не называет возможные их виды: вместе с тем, их дифференциация вытекает из части 7 статьи 28: «решения нормативного характера» и «иные решения». Представляется целесообразным прямое закрепление упомянутых видов в рассматриваемой статье. С учетом изложенного предлагаем:
часть 1 статьи 28 изложить в следующей редакции: «Всебелорусское народное собрание для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения, являющиеся нормативными правовыми актами, иные решения» (или «… решения, имеющие статус нормативного правового акта»)
14. Проект Закона в ч. 3 ст. 35 содержит норму: «На заседаниях Всебелорусского народного собрания делегаты на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами к компетенции Всебелорусского народного собрания».
Предлагаем изложить в следующей редакции «На заседаниях Всебелорусского народного собрания делегаты на основе коллегиального, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами к компетенции Всебелорусского народного собрания».
Полагаем, что указанная часть в соответствующей редакции будет соответствовать принципам, изложенным в ст. 3 проекта Закона, а в частности принципу коллегиальности.
15. Абзацем 5 части 3 статьи 29 проекта Закона закрепляется компетенция Председателя Всебелорусского народного собрания в части его права давать поручения органам Всебелорусского народного собрания и его секретариату. Вместе с тем, исходя из части 1 статьи 38 проекта Закона Секретариат Всебелорусского народного собрания является его рабочим органом, следовательно, охватывается категорией «орган». Предлагаем изложить абзац 5 части 3 статьи 29 в следующей редакции: «дает поручения органам Всебелорусского народного собрания по вопросам, относящимся к их ведению».
16. Статьей 30 проекта Закона регламентируется правовой статус Заместителей Председателя Всебелорусского народного собрания. Вместе с тем, проектом Закона не установлены количественные ограничения состава заместителей. Такие ограничения считаем обоснованными, в том числе в связи с установлением предельной численности состава Президиума ВНС, в который они входят в связи с занимаемой должностью. Количество заместителей должно определяться в том числе с учетом количества мест в Президиуме.
17. Часть 2 статьи 31 регламентирует состав Президиума Всебелорусского народного собрания. Вместе с тем, при перечислении состава Президиума первое предложение части 2 статьи 31 не называет «иных членов», однако, вхождение «иных членов» в состав явствует из второго предложения. Представляется корректным поименование «иных делегатов» при перечислении состава Президиума с дальнейшей конкретизацией порядка их избрания. Предлагаем изложить часть 2 статьи 31 в следующей редакции: «Президиум Всебелорусского народного собрания образуется в составе Председателя Всебелорусского народного собрания, его заместителей, а также иных делегатов Всебелорусского народного собрания, избираемых Всебелорусским народным собранием на его первом заседании из состава делегатов Всебелорусского народного собрания».
18. В части 3 статьи 31 проекта Закона закрепляется предельная численность Президиума Всебелорусского народного собрания. Вместе с тем, с учетом принципов деятельность ВНС, закрепленных статьей 3 проекта Закона, представляется целесообразным, необходимым введение ограничений количества делегатов от «одного направления» (ст.ст. 6 – 10). Данное ограничение будет способствовать представительству всех категорией делегатов в Президиуме – постоянно действующем коллегиальном органе.
Например, подобное ограничение можно закрепить статье 31, дополнив её после части 3 частью следующего содержания: «Количественный состав Президиума Всебелорусского народного собрания ограничивается, за исключением Председателя, заместителей председателя Всебелорусского народного собрания:
представители законодательной власти – не более 2 делегатов;
представители исполнительной власти – не более 2 делегатов;
представители судебной власти – не более 2 делегатов;
представители местных Советов депутатов – не более 2 делегатов;
представители гражданского общества – не менее 2 делегатов
Остальные категории делегатов, указанные в статье 5 проекта Закона, могут входить в состав Президиума Всебелорусского народного собрания в пределах, определенных частью 3 настоящей статьи.
19. Часть 6 статьи 38 проекта Закона определяет статус работников Секретариата Всебелорусского народного собрания. Предлагаем конкретизировать формулировку с целью её единообразного понимания путём дополнения её после слов «техническое обслуживание» словами «Всебелорусского народного собрания». В противном случае возникает возможность двоякого толкования нормы: исключение касается лиц, обеспечивающих деятельность Секретариата или самого Всебелорусского народного собрания.
20. Абзац 3 части 2 статьи 5 проекта Закона называет в качестве одного из делегатов Президента Республики Беларусь, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки. При этом, на наш взгляд, допустимым представляется установление дополнительного требования: осуществление таким лицом своих полномочий на протяжении не менее половины срока, установленного Конституцией Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки, и, при этом, занимавший свою должность и осуществлявший свои полномочия в течение времени, не превышающего половину президентского срока – в состав ВНС не включается.
21. Абзацем 9 части 2 статьи 29, часть 1 статьи 34 проекта Закона закрепляют акты, которые могут приниматься органами ВНС: распоряжения Председателя и постановления Президиума соответственно. Вместе с тем, в соответствующих статьях отсутствует указание на их статус: являются ли они нормативными правовыми актами или нет. На наш взгляд, такое указание представляется необходимым с целью наиболее полной конкретизации полномочий указанных органов, в том числе в контексте планируемых изменений в Закон Республики Беларусь о нормативных правовых актах.
22. Статья 11 проекта Закона относит в компетенции Всебелорусского народного собрания решения ряда «кадровых» в широком смысле вопросов: например, абзац 10 части 1 – решение вопроса о смещении Президента, абзац 12 части 1 – избрание высших судебных должностных лиц, членов Центризбиркома. Вместе с тем, в состав делегатов ВНС входят и Президент Республики Беларусь, и высшие судебные должностные лица.
Так, представляется целесообразным введение определенных ограничений в части голосования таких делегатов по вопросам, напрямую касающихся их. Подобные ограничения можно закрепить как на уровне проекта Закона, так и на уровне Регламента ВНС. Данный вопрос необходимо рассматривать в том числе с учетом существующего механизма сдержек и противовесов в контексте принципа разделения властей.
23. Статьей 5 проекта Закона раскрывается достаточно широкий перечень направлений делегатов: ими являются и представители различных ветвей власти, и представители гражданского общества. Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 35 проекта Закона, принятие участия делегатом в работе ВНС осуществляется без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, с учетом его освобождения от таковой на период осуществления полномочий делегата. При этом, следует учитывать, что делегатами являются все члены Правительства, руководство и судьи Верховного и Конституционного Судов.
Так, при проведении заседаний ВНС в будние дни и в рабочее время явка указанных категорий лиц предполагает, фактически, «приостановление» деятельности указанных органов на время заседания. Случаи же, когда, например, часть судей Верховного Суда, являющихся делегатами ВНС, остается выполнять свои функции, а другая часть – направляется на заседание ВНС, при определенных условиях можно рассматривать как нарушение законных прав делегатов на участие в ВНС.
С учётом изложенного представляется необходимым предусмотреть данную возможность в проекте Закона: например, установив дни, в которые могут проводиться заседания ВНС, или ограничения в части времени начала заседания. Представляется обоснованным наличие исключений из этого правила в случаях, не терпящих отлагательств.
24. В ч. 5 ст. 14 проекта Закона установлено: «В ходе заслушивания Премьер-министра Республики Беларусь делегаты Всебелорусского народного собрания могут задавать ему вопросы, если Всебелорусским народным собранием не будет принято иное решение»
Полагаем открытая формулировка «если Всебелорусским народным собранием не будет принято иное решение» является неясной, следовало б уточнить данное условие, так как существует вероятность двузначного применения закона.
25. Частью 5 статьи 17 проекта Закона установлено: «По результатам рассмотрения вопроса о легитимности выборов Всебелорусское народное собрание может принять одно из следующих решений: о легитимности выборов; о нелегитимности выборов». Указанное следует дополнить «мотивированных решений».
02.11.2022 21:41:02
Купаловцы
Юрист
НОВИЧОК
1
2.7
2
Команда «Купалаўцы» учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
I. Ознакомившись с проектом Закона Республики Беларусь “О Всебелорусском народном собрании” (далее - Законопроект), команда «Купалаўцы» учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» пришла к таким выводам относительно следующих положительных сторон проекта Закона:
1) В тексте Законопроекта конкретно обозначены полномочия структурных органов Всебелорусского народного собрания Республики Беларусь. Такое разграничение позволяет четко распределить обязанности каждого органа.
2) Законопроект определяет порядок принятия решений Всебелорусским народным собранием.
3) Всебелорусское народное собрание представляет собой реальную власть народа, элемент прямой демократии, который учитывает интересы гражданского общества, направлен на учёт интересов различных категорий населения и предлагает реальную возможность выдвижения им своих делегатов в высший представительный орган власти и напрямую участвовать в принятии государственно важных решений. Всебелорусское народное собрание поможет сплотить общество и создать механизмы защиты основных принципов, на которых основывается государство.
4) Разрабатываемый Законопроект подтверждает, что Всебелорусское народное собрание - это орган, определяющий стратегические направления государства и общества.
5) Согласно Законопроекту, Всебелорусское народное собрание обеспечивает неприкосновенность конституционного строя.
6) Законопроектом определяются правовой статус, компетенция и порядок формирования Всебелорусского народного собрания, принципы его деятельности, права и обязанности делегатов.
II. Команда «Купалаўцы» Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» предлагает внести в Законопроект следующие уточняющие изменения и дополнения:
1) В статье 8 Законопроекта предусматривается, что делегатами Всебелорусского народного собрания от судебной власти могут быть только Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда Республики Беларусь; Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда Республики Беларусь. Для того, чтобы полно и объемно реализовать принцип народовластия, предлагается дополнить статью тем, что судьи судов областного и районного уровня могут также претендовать на должность делегата Всебелорусского народного собрания.
2) В статье 18 Законопроекта регламентируется порядок рассмотрения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь.
Однако в части 5 статьи 18 Законопроекта содержится формулировка о том, что расследование обвинения организуется Всебелорусским народным собранием. Каким образом будет реализовано “расследования обвинения” и что понимается под данным словосочетанием. Предлагаем изложить ч. 5 ст. 18 Законопроекта следующим образом:
“Расследование обвинения Президенту Республики Беларусь организуется Всебелорусским народным собранием в установленном настоящим Законом и иными законодательными актами порядке”.
В ч. 8 ст. 18 Законопроекта закрепляется термин «специальная комиссия», которая создается из числа делегатов Всебелорусского народного собрания. Однако в статье не конкретизируется порядок формирования и численный состав комиссии.
3) Положение ч. 5 ст. 19 Законопроекта гласит о том, что делегаты Всебелорусского народного собрания обязаны прибыть на заседание Всебелорусского народного собрания без специального вызова к месту и в срок, определенные Президиумом Всебелорусского народного собрания. Можно будет указать, куда конкретно или каким образом Президиум Всебелорусского народного собрания будет определять данное место. Будет ли оно постоянным или в определенных случаях оно будет изменяться по независящим причинам.
4) Согласно ст. 26 Законопроекта, где говорится, что Всебелорусское народное собрание осуществляет свою деятельность в форме заседаний Всебелорусского народного собрания, заседаний Президиума Всебелорусского народного собрания и иных его органов. Исходя из формулировки “иных его органов” конкретизировать данные органы.
5) Также считаем необходимым дополнить ст. 36 Законопроекта “Прекращение полномочий делегата Всебелорусского народного собрания” положениями о возможности исключения делегатов из состава Всебелорусского народного собрания за невыполнение своих обязанностей (например, неучастие в заседаниях без уважительных причин), а также положениями о возможности добровольного выхода делегатов из состава Всебелорусского народного собрания.
А также ч. 3 ст. 36 Законопроекта предлагаем изложить в следующей редакции: “смерти делегата, признания делегата безвестно отсутствующим или объявлении делегата умершим”.
6) Ч. 7 ст. 27 закрепляет перечень лиц, которые могут быть приглашены на заседание Всебелорусское народное собрание, в связи с этим предлагается дополнить ст. 5 Законопроекта следующим положением: «И иные лица, определенные данным Законом, не вошедшие в состав делегатов».
III. Предлагаем дополнить Законопроект следующими положениями:
1) В Законопроекте встречается понятие “народовластие”, однако не закрепляется его дефиниция.
2) Следует установить, в каком смысле понимается термин “гражданское общество”. Данный институт должен быть отражен не только в Законе “О Всебелорусском народном собрании”, но и в иных актах, так как сферы общественных отношений, в которых может принимать участие гражданское общество, как ядро правовой культуры граждан, не ограничены.
Закрепление данных дефиниций позволить исключить неверное толкование норм, закрепленных в Законопроекте.
3) Предлагаем пересмотреть принципы деятельности Всебелорусского народного собрания, а именно дать понятия каждому принципу отдельно. Так в Законопроекте не дается разъяснения каждому принципу, а лишь косвенно упоминает их в ст. 3 Законопроекта. Также в законодательстве Республики Беларусь отсутствуют такие принципы как: принцип народовластия, принцип демократичности, принцип преемственности государственной политики, принцип взаимодействия с государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом.
Из выше названных принципов предлагаем принцип народовластия изложить в следующей редакции:
1. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Также считаем, что выделять отдельно принцип демократичности нецелесообразно, так как принцип народовластия в полной мере может раскрыть деятельность Всебелорусского народного собрания.
4) Ст. 28 полно и целостно определяет порядок принятия Решений Всебелорусским народным собранием, однако не определяет специфику их юридической силы (нормативный/ненормативный характер), место в иерархии нормативных правовых актах Республики Беларусь.
5) В ст. 31 Законопроекта предусматривается правовой статус членов Президиума Всебелорусского народного собрания. Однако отсутствует конкретная регламентация срока полномочий. В связи с этим предлагается дополнить статью положением об установленном сроке полномочий членов Президиума Всебелорусского народного собрания.
6) В целях соблюдениях санитарно-эпидемиологических норм и обеспечения здоровья делегатов, предлагаем предусмотреть форму дистанционного участия делегатов в заседания Всебелорусского народного собрания.
IV. Команда «Купалаўцы» Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» предлагает рассмотреть в Законопроекте следующие возможные допущенные грамматические неточности:
1) Ст. 14 Законопроекта содержит следующую грамматическую ошибку: "Всебелорусское народное собрания”, где следует изложить как "Всебелорусское народное собрание”. Поскольку слова в предложении не согласуются между собой.
АВIЗА - Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.5
1
Конституционный референдум 27 февраля 2022 г., на котором в частности в Основной закон был введён новый орган – Всебелорусское народное собрание, можно по праву считать историческим моментом в истории независимой Беларуси.
Проект Закона “О Всебелорусском народном собрании” является предметом активного научного интереса ввиду своей высокой значимости. Представляем список наших мыслей и предложений по совершенствованию проекта Закона “О Всебелорусском народном собрании”.
Обсуждение проекта Закона Республики Беларусь
«О Всебелорусском народном собрании»
Команда Академии управления при Президенте Республики Беларусь
«АВIЗА»
1. Комментарий к статье 3 проекта Закона:
Норма: «Деятельность Всебелорусского народного собрания основывается на принципах:
народовластия;
законности;
демократичности;
преемственности государственной политики;
социальной справедливости;
гласности;
коллегиальности;
взаимодействия с государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом».
Предлагаем абзац 9 статьи 3 изложить в следующей редакции: «…взаимодействия с иными государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом», поскольку при анализе изначального варианта может сложиться ощущение, что само Всебелорусское народное собрание государственным органом не является.
Также полагаем, что необходимо дополнить данную статью специальными принципами. К примеру, обязательность исполнения решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.
2. Комментарий к статье 10 проекта Закона:
По нашему мнению, прежде всего следует установить четкие критерии того, кто может относиться к субъектам гражданского общества, по каким признакам будет определяться статус того или иного субъекта. На наш взгляд, Закон “О Всебелорусском народном собрании” должен являться актом прямого действия, и именно в нём должны содержаться данные положения.
Частью 5 статьи 10 проекта Закона предусмотрено, что «избрание делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества осуществляется высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов…».
Мы считаем, что данная норма также не учитывает те субъекты гражданского общества, которые из-за незначительных масштабов не имеют ни высших органов управления, ни устава, но при этом их вклад в развитие гражданского общества ничуть не умаляется.
Также видится рациональным предусмотреть в статье 10 проекта Закона возможность применения квот при избрании делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества по социальным группам.
Данная мера позволит участвовать каждой социальной категории населения, что отразит принцип народовластия и социальной справедливости, которыми должно руководствоваться Всебелорусское народное собрание.
3. Комментарий к статье 18 проекта Закона:
Статья 18 проекта Закона регулирует порядок рассмотрения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь. Однако данной статьей недостаточно урегулирован процесс организации и проведения расследования Всебелорусским народным собранием по этому вопросу, что, по нашему мнению, является изъяном.
Считаем, что необходимо изменить структуру Закона путем замены статьи 18 отдельной главой, которая будет посвящена вопросам смещения с должности Президента Республики Беларусь. Урегулирование данного вопроса будет отражать значимость и важность данного института.
4. Комментарий к статье 28 проекта Закона:
Норма: «Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов».
Предлагаем дополнить эту статью частью следующего содержания: «Интересы национальной безопасности определены Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь». Это позволит более четко определять, в чём заключаются интересы национальной безопасности.
5. Комментарий к главе 4 проекта Закона:
Поскольку в настоящее время конкретно не определена юридическая сила решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием, а также их место в системе правовых актов Республики Беларусь, считаем, что целесообразно закрепить в проекте Закона порядок официального опубликования решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.
6. Комментарий к статье 29 проекта Закона:
Норма: «Председатель Всебелорусского народного собрания избирается Всебелорусским народным собранием на его первом заседании из состава делегатов Всебелорусского народного собрания на срок полномочий Всебелорусского народного собрания».
Данная норма требует уточнения о том, что в случае, когда действующий Президент избран Председателем Всебелорусского народного собрания, обязанность, возложенная на Председателя абзацем 3 настоящей статьи на него не распространяется, поскольку в ином случае возникает логическое несоответствие.
7. Комментарий к статье 31 проекта Закона:
В соответствии со статьей 29 и 30 проекта Закона, Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители осуществляют свою деятельность на профессиональной основе. Однако в статье 31 проекта Закона такой оговорки относительно членов Президиума Всебелорусского народного собрания нет.
Исходя из этого, предлагаем дополнить статью 31 проекта Закона положением о том, что «Члены Президиума Всебелорусского народного собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе», поскольку Президиум является постоянно действующим коллегиальным органом и решает ряд важных вопросов, например, о легитимности выборов, введении чрезвычайного или военного положения и т.д.
8. Комментарий к статье 35 проекта Закона:
Норма: «Делегатами Всебелорусского народного собрания могут быть граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом».
Полагаем, что нужно дополнить данную норму словами «владеющие государственными языками Республики Беларусь», поскольку Делегаты Всебелорусского народного собрания представляют интересы общества, а следовательно, они должны свободно владеть двумя государственными языками.
9. Комментарий к статье 38 проекта Закона:
Норма: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Целесообразно изложить часть 1 статьи 38 проекта Закона в следующей редакции: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Это обусловлено тем, что в соответствии с абзацем 7 данной статьи: "По истечении срока полномочий Всебелорусского народного собрания Секретариат Всебелорусского народного собрания продолжает свою деятельность".
Из всего этого следует, что Секретариат свою деятельность не прекращает и продолжает работать на постоянной основе.
10. Комментарий к статье 27 проекта Закона
Считаем обоснованным дополнить статью 27 проекта Закона частью 8 следующего содержания: “Заседания Всебелорусского народного собрания транслируются в прямом эфире на телевидении, специальной Интернет-площадке, радио”.
Данное предложение видится обоснованным в условиях развития цифрового уровня, а также будет соответствовать принципу гласности в работе Всебелорусского народного собрания.
02.11.2022 22:26:27
Александр3184_ Сянько
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
3
Статьёй 22 Закона о ВНС предусмотрен вариант правового регулирования полномочия ВНС, прямо вытекающего из п. 10) ст. 89-3 Конституции Республики Беларусь: "Всебелорусское народное собрание по предложению Президента принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности". При этом наличествует некоторая неясность: кого следует понимать под "иными лицами", упоминаемыми в указанной норме и предлагаемой в законопроекте статье 22 Закона о ВНС? Представляется, что данный вопрос может быть конкретизирован в финальной редакции данной статьи Закона о ВНС, что являлось бы целесообразным и позволило бы избежать необоснованного расширения круга лиц, подлежащих направлению за пределы Республики Беларусь, при внесении соответствующего предложения Президентом Республики Беларусь и принятии соответствующего решения ВНС.
Также следует обратить внимание, что целью направления указанных в ст. 22 Закона о ВНС лиц за пределы Республики Беларусь является участие в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Так, указанные действия в любом случае осуществляются в рамках внешнеполитических правомочий государства, то есть Республикой Беларусь как субъектом международного права. При этом в Конституции Республики Беларусь отсутствуют комплексные правовые основания для совершения подобных действий. Представляется целесообразным дополнение текста статьи 22 Закона о ВНС указаниями на общепризнанные принципы международного права, приоритет которых признаётся Республикой Беларусь, а также на международные договоры Республики Беларусь в сфере обеспечения коллективной безопасности, поддержания международного мира и безопасности. Отсылка к таким международным договорам Республики Беларусь может, также, снять и вопрос об определении "иных лиц", с учётом требований нормотворческой техники.
Таким образом, предлагается изложить статью 22 Закона о ВНС в следующей редакции: "Всебелорусское народное собрание по предложению Президента Республики Беларусь рассматривает вопрос о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Республики Беларусь с сфере обеспечения коллективной безопасности, поддержания международного мира и безопасности, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. В предложении Президента Республики Беларусь о направлении военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с указанными выше международными принципами и международными договорами Республики Беларусь, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, как правило, определяются район их действия, задачи, численность, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, условия вывода, а также иные организационные мероприятия по обеспечению их направления. Делегаты Всебелорусского народного собрания обязаны прибыть на заседание Всебелорусского народного собрания без специального вызова к месту и в срок, определенные Президиумом Всебелорусского народного собрания. Решение Всебелорусского народного собрания о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с указанными выше международными принципами и международными договорами Республики Беларусь, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через средства массовой информации и иными способами".
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании»
Общественное обсуждение
203Юрист
НОВИЧОКА также исключить из компетенции утверждение списков народных заседателей ВС Республики Беларусь
02.11.2022 19:05:42
Юрист
НОВИЧОКМинская городская коллегия адвокатов направляет свои предложения по проекту Закона "О Всебелорусском народном собрании».
1. Статья 5 проекта Закона «О Всебелорусском народном собрании» (далее – проект Закона о ВНС) устанавливает, что состав Всебелорусского народного собрания формируется, в том числе, из представителей гражданского общества.
Проект Закона о ВНС не содержит в себе определения понятия гражданского общества.
Одновременно в ст. 10 проекта Закона о ВНС указано, что условия и порядок участия субъектов гражданского общества в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания определяются Избирательным кодексом Республики Беларусь, законом о гражданском обществе и иными законами.
В настоящее время проект Закона «О гражданском обществе» разработан, но не вынесен на общественное обсуждение. Планируется, что в проекте указанного закона будет закреплено, что под гражданским обществом следует понимать всех постоянно проживающих в Республике Беларусь и входящих в различные негосударственные структуры, которые образуют систему самостоятельных общественных институтов и отношений.
Одновременно, согласно вышеуказанному законопроекту (О гражданском обществе), делегатами Всебелорусского народного собрания смогут стать представители тех субъектов гражданского общества, которые зарегистрированы и имеют областную и минскую городскую структуры, являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тыс. граждан, объединяют не менее половины зарегистрированных в стране профессиональных союзов.
Таким образом, понятие «представителя гражданского общества», указанное в ст. 5 проекта Закона о ВНС, не в полной мере отражает те требования, которые предъявляются к представителю гражданского общества, как делегату Всебелорусского народного собрания, которые установлены, в т.ч. в проекте Закона «О гражданском обществе».
В связи с изложенным, предлагаем дополнить абз. 7 ст. 5 проекта Закона о ВНС следующим: «представители гражданского общества, соответствующие требованиям, предъявляемым настоящим законом, Избирательным кодексом Республики Беларусь, законом о гражданском обществе и иными законами».
2. Порядок проведения заседаний Всебелорусского народного собрания и принятия решений урегулированы ст. 27, 28 проекта Закона о ВНС.
Проектом Закона о ВНС не урегулирован вопрос о последствиях, когда заседание Всебелорусского народного собрания является неправомочным для принятия решений.
Предлагаем рассмотреть вопрос о включении в проект Закона о ВНС положений, устанавливающих последствия так называемого некворумного заседания, например, проведение повторного заседания, предусматривающего участие в нем менее 2/3 от полного состава Всебелорусского народного собрания, но более половины от полного состава Всебелорусского народного собрания.
3. В проекте Закона о ВНС не содержится положений, регулирующих количество голосов от одного делегата Всебелорусского народного собрания. Из содержания положений ст. 28 проекта Закона о ВНС можно сделать вывод о том, что каждый делегат имеет один голос.
Полагаем, чтобы не было иных трактований положений ст. 28 проекта Закона о ВНС, дополнить указанную статью положениями о том, что один делегат обладает одним голосом при принятии решений на заседании Всебелорусского народного собрания.
02.11.2022 19:24:52
Юрист
НОВИЧОКВ настоящее время в законодательстве нет определения гражданского общества, соответственно нет определения и субъекта гражданского общества. Предлагаю в Проекте Закона Республики Беларусь «О Всебелорусском народном собрании» справочно указать, что следует понимать под определениями «гражданское общество» и «субъект гражданского общества».
02.11.2022 20:11:43
Юрист
НОВИЧОКГлава : 2 Элемент текста : Статья 7. Делегаты Всебелорусского народного собрания
от исполнительной власти
Согласно ст. 1 "Всебелорусское народное собрание является высшим
представительным органом народовластия Республики Беларусь,..".
В развитие данного определения в ст. 3 указаны принципы деятельности Всебелорусского
народного собрания, первым из которых указан принцип народовластия.
Однако в итоге 800 делегатов ВНС формируют представители государственной власти (2/3 от общей численности делегатов), что противоречит определению ВНС и принципу народовластия.
Во исполнение замысла ВНС и положений ст. 1 и 3 необходимо:
1.Уравновесить численность делегатов от государства и гражданского общества -- по 600 представителей (ст.10);
2. Сократить количество делегатов ВНС от исполнительной власти до минимума: Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители (Ст.7).
(Председатели местных исполкомов должны осуществлять свои обязанности "без отрыва от производства" -- согласно положений Закона О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь).
02.11.2022 20:33:57
Пользователь
НОВИЧОКТакже в нем не указаны некоторые важные государственные моменты, и , что понимается под гражданским государством?
Я считаю, что он не отображает мнения и решения всех граждан Республики Беларусь.
02.11.2022 21:05:03
Юрист
НОВИЧОКАбзац первый статьи 10 изложить в следующей редакции: "Делегатами Всебелорусского народного собрания от гражданского общества являются представители всех основных институтов гражданского общества".
Обоснование: предыдущие Всебелорусские народные собрания показали, что делегатами были представители всех институтов гражданского общества.
Диалоговые площадки по обсуждению проекта закона о ВНС демонстрируют возрастающую активность граждан и желание каждого трудового коллектива выдвинуть своего делегата, что конечно же невозможно. Было бы целесообразно обозначить, что от каждого основного института будет представитель - делегат ВНС.
На мой взгляд, не стоит делать акцент, что делегатами ВНС могут быть только представители субъектов гражданского общества, участвующих в выборах делегатов Всебелорусского народного собрания, так как это собрание всенародное, то должны быть представлены все институты.К примеру, делегатом ВНС в обязательном порядке должен быть представитель от адвокатуры.
02.11.2022 21:37:42
Пользователь
НОВИЧОК02.11.2022 21:41:02
Юрист
НОВИЧОК02.11.2022 22:23:10
Пользователь
НОВИЧОККонституционный референдум 27 февраля 2022 г., на котором в частности в Основной закон был введён новый орган – Всебелорусское народное собрание, можно по праву считать историческим моментом в истории независимой Беларуси.
Проект Закона “О Всебелорусском народном собрании” является предметом активного научного интереса ввиду своей высокой значимости. Представляем список наших мыслей и предложений по совершенствованию проекта Закона “О Всебелорусском народном собрании”.
Обсуждение проекта Закона Республики Беларусь
«О Всебелорусском народном собрании»
Команда Академии управления при Президенте Республики Беларусь
«АВIЗА»
1. Комментарий к статье 3 проекта Закона:
Норма: «Деятельность Всебелорусского народного собрания основывается на принципах:
народовластия;
законности;
демократичности;
преемственности государственной политики;
социальной справедливости;
гласности;
коллегиальности;
взаимодействия с государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом».
Предлагаем абзац 9 статьи 3 изложить в следующей редакции: «…взаимодействия с иными государственными органами, органами местного управления и самоуправления, гражданским обществом», поскольку при анализе изначального варианта может сложиться ощущение, что само Всебелорусское народное собрание государственным органом не является.
Также полагаем, что необходимо дополнить данную статью специальными принципами. К примеру, обязательность исполнения решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.
2. Комментарий к статье 10 проекта Закона:
По нашему мнению, прежде всего следует установить четкие критерии того, кто может относиться к субъектам гражданского общества, по каким признакам будет определяться статус того или иного субъекта. На наш взгляд, Закон “О Всебелорусском народном собрании” должен являться актом прямого действия, и именно в нём должны содержаться данные положения.
Частью 5 статьи 10 проекта Закона предусмотрено, что «избрание делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества осуществляется высшими органами субъектов гражданского общества из числа своих членов…».
Мы считаем, что данная норма также не учитывает те субъекты гражданского общества, которые из-за незначительных масштабов не имеют ни высших органов управления, ни устава, но при этом их вклад в развитие гражданского общества ничуть не умаляется.
Также видится рациональным предусмотреть в статье 10 проекта Закона возможность применения квот при избрании делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества по социальным группам.
Данная мера позволит участвовать каждой социальной категории населения, что отразит принцип народовластия и социальной справедливости, которыми должно руководствоваться Всебелорусское народное собрание.
3. Комментарий к статье 18 проекта Закона:
Статья 18 проекта Закона регулирует порядок рассмотрения Всебелорусским народным собранием вопроса о смещении с должности Президента Республики Беларусь. Однако данной статьей недостаточно урегулирован процесс организации и проведения расследования Всебелорусским народным собранием по этому вопросу, что, по нашему мнению, является изъяном.
Считаем, что необходимо изменить структуру Закона путем замены статьи 18 отдельной главой, которая будет посвящена вопросам смещения с должности Президента Республики Беларусь. Урегулирование данного вопроса будет отражать значимость и важность данного института.
4. Комментарий к статье 28 проекта Закона:
Норма: «Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов».
Предлагаем дополнить эту статью частью следующего содержания: «Интересы национальной безопасности определены Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь». Это позволит более четко определять, в чём заключаются интересы национальной безопасности.
5. Комментарий к главе 4 проекта Закона:
Поскольку в настоящее время конкретно не определена юридическая сила решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием, а также их место в системе правовых актов Республики Беларусь, считаем, что целесообразно закрепить в проекте Закона порядок официального опубликования решений, принимаемых Всебелорусским народным собранием.
6. Комментарий к статье 29 проекта Закона:
Норма: «Председатель Всебелорусского народного собрания избирается Всебелорусским народным собранием на его первом заседании из состава делегатов Всебелорусского народного собрания на срок полномочий Всебелорусского народного собрания».
Данная норма требует уточнения о том, что в случае, когда действующий Президент избран Председателем Всебелорусского народного собрания, обязанность, возложенная на Председателя абзацем 3 настоящей статьи на него не распространяется, поскольку в ином случае возникает логическое несоответствие.
7. Комментарий к статье 31 проекта Закона:
В соответствии со статьей 29 и 30 проекта Закона, Председатель Всебелорусского народного собрания и его заместители осуществляют свою деятельность на профессиональной основе. Однако в статье 31 проекта Закона такой оговорки относительно членов Президиума Всебелорусского народного собрания нет.
Исходя из этого, предлагаем дополнить статью 31 проекта Закона положением о том, что «Члены Президиума Всебелорусского народного собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе», поскольку Президиум является постоянно действующим коллегиальным органом и решает ряд важных вопросов, например, о легитимности выборов, введении чрезвычайного или военного положения и т.д.
8. Комментарий к статье 35 проекта Закона:
Норма: «Делегатами Всебелорусского народного собрания могут быть граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом».
Полагаем, что нужно дополнить данную норму словами «владеющие государственными языками Республики Беларусь», поскольку Делегаты Всебелорусского народного собрания представляют интересы общества, а следовательно, они должны свободно владеть двумя государственными языками.
9. Комментарий к статье 38 проекта Закона:
Норма: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Целесообразно изложить часть 1 статьи 38 проекта Закона в следующей редакции: «Секретариат Всебелорусского народного собрания является постоянно действующим рабочим органом Всебелорусского народного собрания и действует на основе положения, утверждаемого Президиумом Всебелорусского народного собрания».
Это обусловлено тем, что в соответствии с абзацем 7 данной статьи: "По истечении срока полномочий Всебелорусского народного собрания Секретариат Всебелорусского народного собрания продолжает свою деятельность".
Из всего этого следует, что Секретариат свою деятельность не прекращает и продолжает работать на постоянной основе.
10. Комментарий к статье 27 проекта Закона
Считаем обоснованным дополнить статью 27 проекта Закона частью 8 следующего содержания: “Заседания Всебелорусского народного собрания транслируются в прямом эфире на телевидении, специальной Интернет-площадке, радио”.
Данное предложение видится обоснованным в условиях развития цифрового уровня, а также будет соответствовать принципу гласности в работе Всебелорусского народного собрания.
02.11.2022 22:26:27
Юрист
НОВИЧОКПри этом наличествует некоторая неясность: кого следует понимать под "иными лицами", упоминаемыми в указанной норме и предлагаемой в законопроекте статье 22 Закона о ВНС? Представляется, что данный вопрос может быть конкретизирован в финальной редакции данной статьи Закона о ВНС, что являлось бы целесообразным и позволило бы избежать необоснованного расширения круга лиц, подлежащих направлению за пределы Республики Беларусь, при внесении соответствующего предложения Президентом Республики Беларусь и принятии соответствующего решения ВНС.
Также следует обратить внимание, что целью направления указанных в ст. 22 Закона о ВНС лиц за пределы Республики Беларусь является участие в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности. Так, указанные действия в любом случае осуществляются в рамках внешнеполитических правомочий государства, то есть Республикой Беларусь как субъектом международного права. При этом в Конституции Республики Беларусь отсутствуют комплексные правовые основания для совершения подобных действий. Представляется целесообразным дополнение текста статьи 22 Закона о ВНС указаниями на общепризнанные принципы международного права, приоритет которых признаётся Республикой Беларусь, а также на международные договоры Республики Беларусь в сфере обеспечения коллективной безопасности, поддержания международного мира и безопасности. Отсылка к таким международным договорам Республики Беларусь может, также, снять и вопрос об определении "иных лиц", с учётом требований нормотворческой техники.
Таким образом, предлагается изложить статью 22 Закона о ВНС в следующей редакции:
"Всебелорусское народное собрание по предложению Президента Республики Беларусь рассматривает вопрос о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с общепризнанными принципами международного права и международными договорами Республики Беларусь с сфере обеспечения коллективной безопасности, поддержания международного мира и безопасности, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
В предложении Президента Республики Беларусь о направлении военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с указанными выше международными принципами и международными договорами Республики Беларусь, за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, как правило, определяются район их действия, задачи, численность, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, условия вывода, а также иные организационные мероприятия по обеспечению их направления.
Делегаты Всебелорусского народного собрания обязаны прибыть на заседание Всебелорусского народного собрания без специального вызова к месту и в срок, определенные Президиумом Всебелорусского народного собрания.
Решение Всебелорусского народного собрания о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц, в соответствии с указанными выше международными принципами и международными договорами Республики Беларусь, за пределы Республики
Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности подлежит немедленному официальному опубликованию, а также распространению через средства массовой информации и иными способами".
С уважением, стажёр МОКА Сенько Александр.
02.11.2022 22:35:50
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться