Примечание (к ранее направленному предложению): ПостановлениеГосударственногокомитетапо имуществу Республики Беларусь от 16 октября 2023 г. № 33 "О признании утратившим силу постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 27 июня 2012 г. № 22" вступило в силу с 20 ноября 2023 г., поэтому поправлю себя: "действовавшего до 20.11.2023".
15.03.2025 09:38
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
2
0.7
0
Законодательство о труде и занятости населения
В Республике Беларусь действует многочисленное количество разнообразных комиссий, создание которых предусмотрено как законодательством, так и локальными правовыми актами на рабочих местах. Основанием для создания комиссии на предприятии является следующее: — законодательство (предусматривающее создание комиссии);— одного работника недостаточно, чтобы справиться с объемной задачей;— в решении задачи должны участвовать специалисты разного профиля (обладающие знаниями в разных областях) — и иные основания. На мой взгляд на законодательном уровне, должна закрепляться ответственность за каждым членом комиссии участвующим в принятии (утверждении) решения в части своей компетенции (трудовых обязанностей). В законодательстве также необходимо предусмотреть общий порядок создания и функционирования деятельности комиссий, четкое разграничение обязанностей всех членов по их компетенции т.е., что они должны делать, к примеру: если членом комиссии является экономист, то он должен предоставить экономическое обоснование о принятом решении, если юрист является членом комиссии, то должен юридическое обоснование, касательно расчетов бухгалтер, а не как на практике это все делает секретарь комиссии, который всем этим занимается, все обосновывает в процессе составления протокола, а члены комиссии занимаются только принятием решения на заседании и в последующем корректировкой готовых обоснований составленных секретарем при оформлении протокола (подменяется порядок действий и круг обязанностей), у каждого должны быть свои трудовые обязанности, которые они должны выполнять, создание комиссии не должна размывать рамки трудовых обязанностей (должностной инструкции), а тем более ответственность каждого члена комиссии в принятом решении, поэтому предлагаю законодательно закрепить общий порядок создания и функционирования деятельности комиссий, разграничить ответственность и обязанности членов комиссии по их компетенции (трудовым обязанностям). Данные действия позволят качественно и количественно разграничить труд, а также более полно и системно регулировать складывающиеся в комиссии трудовые отношения. Правового регулирования комиссий исключительно локальными правовыми актами недостаточно. Примечания: законодательно обязать членов комиссии предоставлять тезисы и (или) доклады (и т.д.) письменно, чтобы члены комиссии не могли скидывать (перекладывать) по сути свои трудовые обязанности на секретаря, путем секретарь сам пускай думает, что написать. Также должны быть прописаны сроки предоставления членами комиссий тезисов и (или) докладов (обоснований, особых мнений) секретарю в части касающейся их деятельности (трудовых обязанностей).
Цитата:15 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Решения по вопросу упрощения организации строительства надо принимать здесь и сейчас. Об этом заявил премьер-министр Роман Головченко на совещании по вопросам упрощения процедур в строительстве, сообщает корреспондент БЕЛТА.
"Тема сегодняшнего совещания весьма актуальна. Глава государства поручил правительству принять меры, направленные на кардинальное упрощение процесса организации строительства с поэтапным сокращением количества обязательных требований в строительстве, а также предусмотреть простоту и единообразие их изложения. Проблема достаточно существенная. На всех этапах, в том числе предшествующих самому процессу, приходится совершать значительное количество админпроцедур - это многочисленные согласования, экспертизы и так далее. Зачастую повторяющиеся процессы и запрашивание одного и того же пакета документов приводит к растягиванию сроков. Да, с одной стороны у нас обеспечен существенный уровень безопасности в промышленном и гражданском строительстве, практически нет чрезвычайных происшествий на объектах, но это одна сторона медали. Вторая ее сторона - это серьезное увеличение сроков сдачи, трудовые, временные и финансовые затраты, которые связаны с этим процессом", - сказал Роман Головченко.
В действующую с 23 января 2024 г. редакцию (ред. от 17.07.2023 г.) Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон № 399-З) включена, как объект государственной экологической экспертизы, проектная документация на такие виды строительства как «модернизация» и «техническая модернизация» (с исключениями предусмотренными абз. 2÷7 подп. 1.4 п. 1 ст. 5 Закона № 399-З). ПРОТОКОЛ № 1 совместного заседания общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства и общественного координационного экологического совета при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды11 августа 2022 г. Стр. 2, 3 Протокола Синдель Д.А. обозначил, что ранее направлял вопросы, касающиеся проекта Закона (прилагаются). Белевич О.Л. по направленным вопросам пояснила, что термины «модернизация», «техническая модернизация» не могут быть исключены, так как данные термины используются в законодательстве, и в данном проекте Закона приведены в соответствии с ним. Варшицкий Д.В. отметил, что введение понятия «техническая модернизация» позволило модернизировать большое количество промышленных площадок предприятия, но сейчас в проекте Закона предусмотрено прохождение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) для таких объектов, несмотря на сокращение воздействия на окружающую среду по всем параметрам. Кроме того, в случае прохождения ГЭЭ увеличится срок реализации проектов.Белевич О.Л. по данному вопросу пояснила, что прохождение ГЭЭ необходимо при проведении технической модернизации в случае оказания воздействия на окружающую среду. Очень много субъектов хозяйствования за техническую модернизацию выдают реконструкцию, чтобы уйти от получения разрешительной документации и т.д. Поэтому данный вопрос останется на контроле Минприроды. Первое. Вопрос правильности определения вида строительной деятельности, равно как и вопрос выдачи разрешительной документации находится не в компетенции Минприроды. Данный вопрос — это компетенция Минстройархитектуры, а также контрольно-надзорных органов (КГК, прокуратура, департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации) в случае нанесения экономического и прочего вреда в результате неверного (в первую очередь умышленно с корыстными целями) определения вида строительной деятельности. Данный вопрос не может и не должен находиться на контроле у Минприроды, тем более таким странны образом – посредством возможной ГЭЭ.Второе. С учётом нижеприведенного: 1. С 29.08.2024 г. вступили в силу изменения в постановление Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии». Установлено: - форма акта приемки объекта в эксплуатацию должна среди прочего применяться в отношении таких видов строительства, как модернизация, техническая модернизация, в том числе модернизация с выполнением работ по повышению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций объектов, ремонтно-реставрационные работы; Приемка объектов в эксплуатацию после техмодернизации будет осуществляться не на основании ЛНПА организации, а наравне с другими видами строительства путем оформления акта приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Минстройархитектуры (п. 1 ст. 114 Градостроительного кодекса). 2. С 23.07.2024 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь от 17.07.2023 N 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» в котором в максимально конкретной форме установлен термин «техническая модернизация» и его определение. 3. В действующей редакции Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства с учетом норм вышеуказанного строительного Кодекса установлены квалификационные признаки «технической модернизации». В Инструкции установлено, что определение вида строительной деятельности осуществляется с учетом терминов, установленных статьей 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и на основании признаков, установленных в пунктах 5 - 12 той же Инструкции. Предложение. С учетом вышеизложенного представляется, что наличие такого вида строительства как «техническая модернизация», в числе видов строительства проектная документация на которые подлежит государственной экологической экспертизе, потеряло смысл и проектную документацию на техническую модернизацию объектов, вне зависимости от воздействия таких объектов на окружающую среду, целесообразно исключить из сферы действия Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Предлагается применить к проектной документации на техническую модернизацию объектов такой же принцип, как и к проектной документации на капитальный ремонт. При этом следует учесть, что как и проектная документация на капитальный ремонт (п. 1 Приложения 4 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) - ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫЕ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОТОРОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ), проектная документация на техническую модернизацию также не относится к проектной документации, государственная экспертиза которой является обязательной.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) в пределах компетенции рассмотрело Ваше предложение и сообщило, что оно не может быть принято по следующим основаниям.
Подпунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З ”О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду“ (далее – Закон) установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат предпроектная (предынвестиционная) документация, архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты, в том числе на техническую модернизацию объектов.
При этом абзацами четвертым и пятым подпункта 1.3, абзацами вторым и третьим подпункта 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона установлены исключения, при которых предпроектная (предынвестиционная) документация, архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на техническую модернизацию объектов не подлежат государственной экологической экспертизе, а именно:
при замене узлов, агрегатов, устройстве дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
при внесении изменений в предпроектную (предынвестиционную) документацию, архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты, проектные решения по которым не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, установленных в утвержденной предпроектной (предынвестиционной), проектной документации.
То есть, если проектные решения на техническую модернизацию объектов не связаны с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов, а также в случае, если внесенные изменения в утвержденную предпроектную или проектную документацию на техническую модернизацию объектов не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, такая документация государственной экологической экспертизе не подлежит.
Таким образом, подлежит государственной экологической экспертизе предпроектная или проектная документация на техническую модернизацию объектов, представляющих повышенную опасность для окружающей среды.
Так, например, посредством технической модернизации в основном, создаются объекты, на которых осуществляются хранение, использование и обезвреживание отходов, которые в свою очередь связаны с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов, то есть являются экологически опасными в соответствии с критериями, определенными Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 ”О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности“ (объекты хранения отходов 1–3 классов опасности площадью 0,1 гектара и более; объекты использования, обезвреживания отходов 1–3 классов опасности проектной мощностью 10 тонн в год и более).
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 7 Закона объекты хранения, использования и обезвреживания отходов подлежат оценке воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС), которая проводится при разработке предпроектной, проектной документации, в том числе на техническую модернизацию объектов (подпункты 1.1, 1.2 пункта 1 статьи 19 Закона).
Такие объекты в своей хозяйственной деятельности могут иметь опасные отходы, обращение с которыми должно регулироваться, как при выдаче заключения государственной экологической экспертизы, так и при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности территориальными органами Минприроды.
Кроме этого, Минприроды, являясь лицензирующим органом по пункту 6.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 (лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду), по видам деятельности, представляющим повышенную опасность для окружающей среды, при принятии решений по вопросам лицензирования, а также при осуществлении контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований, основывается на результатах государственной экологической экспертизы.
Для регистрации объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению и хранению отходов в заявлении об осуществлении административных процедур предусмотрены сведения (обязательные для заполнения) о заключении государственной экологической экспертизы в отношении таких объектов и заключении о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности (Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818).
Эксплуатация объектов по использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению отходов, не включенных в соответствующие реестры таких объектов, запрещается (статьи 29-31 Закона Республики Беларусь ”Об обращении с отходами“).
Таким образом, исключение из объектов государственной экологической экспертизы объектов на техническую модернизацию будет препятствовать как их регистрации, так и выдаче лицензии, а в дальнейшем и эксплуатации объектов по использованию, обезвреживанию, хранению отходов, нарушит имеющийся комплексный механизм контроля в области охраны окружающей среды по таким объектам, создаст угрозу причинения вреда окружающей среде и, как следствие, приведет к нарушению конституционного права на благоприятную окружающую среду, которое обеспечивается, помимо прочего, планированием и нормированием качества окружающей среды, принятием мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению (статья 14 Закона Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“).
Кроме того, Минприроды отмечает, что Законом Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 296-З ”Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду“ (далее – Закон № 296-З), вступившем в силу с 23 января 2024 года, приняты меры по сокращению инвестиционного цикла по строительству объектов. Для этого Закон № 296-З предусматривает уменьшение объектов ОВОС и государственной экологической экспертизы, а также изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы. Так, по документации для объектов, расположенных в границах Китайско-Белорусского индустриального парка ”Великий камень“, срок проведения экспертизы составляет пятнадцать рабочих дней, по проектной документации для объектов на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды – десять рабочих дней. По иным объектам проектирования государственным учреждением образования ”Республиканский центр государственной экологической экспертизы, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров“ Минприроды, как органом, осуществляющим административную процедуру, обеспечена возможность проведения государственной экологической экспертизы в ускоренном порядке (до 15 дней).
Закон № 296-З, предусматривающий сокращение объектов ОВОС и государственной экологической экспертизы, а также сроков проведения экспертизы, до его подписания Президентом Республики Беларусь прошёл все необходимые согласования и экспертизы.
Минприроды обращает внимание, что в перечень объектов государственной экологической экспертизы входит не только проектная документация по объектам строительства, но и предпроектная (предынвестиционная) и иная документация, не связанная со строительной деятельностью, такая как:
документация на мобильные установки по использованию, обезвреживанию отходов, трупов животных;
биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
биологические обоснования вселения диких животных в угодья;
лесоустроительные проекты;
проекты технических условий на продукцию, изготовленную из отходов.
Так, из 18 административных процедур по выдаче заключения государственной экологической экспертизы только 7 осуществляется для объектов строительства, что составляет около 50% документации, по которой проводится государственная экологическая экспертиза.
На основании изложенного Минприроды считает, что исключение из объектов государственной экологической экспертизы объектов на техническую модернизацию (при этом подлежат экспертизе только те, которые связаны с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов) не упростит процесс организации строительства, в том числе не приведет к сокращению сроков строительства.
Принимая во внимание пункт 7 статьи 2 Закона Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“, которым установлено, что при подготовке проектов актов законодательства не допускается включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду, норма о проведении государственной экологической экспертизы по объектам технической модернизации в случаях, установленных подпунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона, должна оставаться, как элемент предупредительного характера с целью определения возможности функционирования в дальнейшем проектируемого объекта с учетом требований экологической безопасности.
20.03.2025 13:30
Ответ госоргана
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
2
0.7
0
Гражданское и гражданское процессуальное законодательство. Хозяйственное процессуальное законодательство. Законодательство об исполнительном производстве
Примечание(к ранее направленному предложению о передаточном акте): если Вы действительно за правоприемственность, то обратите внимание, что Вами в Приложении к постановлению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 27.06.2012 № 22 "Об установлении примерной формы договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности" передаточный акт и акт приема-передачи воспринимался как одно и тоже (см. Приложение договора аренды), аналогичная позиция отражена и в п.5 Постановлении Пленума хозяйственного суда Республики Беларусь№1 от 15.02.2012 передаточный акт (акт приема-передачи) или иному документу.
Предлагаю в целях соблюдения принципа правоприемственности сохранить изночальный подход в понимании передаточного акта как акта приема-передачи в том числе (в случае если первое предложение Вам не понравится".
21.03.2025 11:24
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Предлагаем вернуться в Беларуси к традиционной системе высшего образования.
"Очень важный вопрос - о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения в условиях новых требований, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагаем следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет".
В рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные по срокам подготовки программы в зависимости от профессии, отрасли и запросов рынка труда. Также, при необходимости, студент сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень образования выделить аспирантуру.
Переход на новую систему должен быть плавным.
"Студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах".
В базовое высшее образование предлагаем выделить бакалавриат/специалитет, в специализированное - магистратуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Аспирантура (адъюнктура) выделить в отдельную ступень.
Предлагаем "уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень - базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами".
"Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента Беларуси одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности".
При реализации программ базового высшего образования, должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. При этом сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно.
Особое внимание уделить трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования.
"Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)".
Введение специализированного высшего образования включает ряд изменений. Так, поступление будет возможно только после окончания базового высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно. Также необходимо усовершенствовать процедуру приема, введя программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования.
Кроме того специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест.
Помимо этого предусмотреть введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей.
Все озвученные предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц.
"Перечень образовательных программ базового, специализированного высшего образования, переработать всем вместе в самое ближайшее время и с рынком труда".
В новой системе в дипломе необходимо указывать количество лет, которое учился студент по тому или иному направлению. Поскольку "у нас появляется при базовом высшем образовании такая гибкость по срокам, то логично было бы указывать сколько же учился выпускник той или иной программы".
Кто проучился не менее пяти лет на ступени базового высшего образования, смогут поступить в аспирантуру. Те, кто закончил программы специализированного высшего образования, также смогут поступать в аспирантуру.
При создании национальной системы высшего образования необходимо учитывать мнение работодателей и студентов, а также быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом. Кроме того важно сохранить в новой системе высшего образования баланс фундаментальных знаний и практической работы.
"Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками".
Новая система высшего образования позволит готовить специалистов, более ориентированных на практическое применение своих навыков. При ее внедрении важно также сохранить гибкость учебного процесса, возможность смены траектории обучения с учетом высокого запроса на междисциплинарность.
"Сегодня требование к квалификации людей все время растет, потому что слишком быстро все меняется, человеку трудно приспособиться, и зачастую человек, который начал учиться по какому-то направлению, в конце учебы оказывается, что это направление давно исчезло".
После введения новой системы высшего образования выпускники белорусских вузов сохранят возможность учиться и работать за рубежом со своими дипломами, так как признанные ООН уровни образования в ней остаются.
"У нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Поэтому люди, которые хотят работать на западе, хотят занимать какие-то места, должности (...) где-то требуется диплом бакалавра, где-то диплом магистра, где-то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Поэтому, это и будет продолжаться", - перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС.
Как показали результаты рейтингования вузов международными агентствами, белорусское высшее образование высоко ценится в мире, оставаясь важным компонентом международного взаимодействия и сотрудничества.
02.04.2025 22:00
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
0
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
О дополнении или разъяснении Указа №138 Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее - Указ №138) предусматривает 3 комиссии:1) комиссия, создаваемая арендодателем (в части обмера сдаваемой в аренду площади);2) комиссия, создаваемая арендодателем (в части приема-передачи Имущества в аренду);3) комиссия, создаваемая арендодателем по организации и проведению аукциона.Иных комиссий в Указе №138 не предусмотрено, но стоит отметить, что в данном указе используются такие формулировки как: "принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду" и "принятия решения о сдаче в аренду недвижимого имущества". В целом "принятие решения" (как формулировка) предоставляет собой выбор руководителя (арендодателя) каким способом принимать решение. Оно может быть принято как приказом (распоряжением), так и протоколом (комиссией). Рассмотрение данных вопросов должно приниматься (на мой взгляд) исключительно приказом (распоряжением) арендодателя, во избежание бюрократии и излишний заседаний комиссий, их и так более чем достаточно. Приказ (распоряжение) является более оперативным решением по сравнению с протоколом (заседанием комиссии). Проекты приказов (распоряжений) целесообразно визировать у всех заинтересованных лиц арендодателя (учитывать их мнения) посредством СЭД, в части касающейся их зоны ответственности по объекту аренды и его дальнейшей сдачи (по сути принцип той же "комиссии" только в цифровом формате и быстро). Стоит отметить, что протокол размывает ответственность руководителя на всех членов комиссии, что может приводить к бесхозяйственности и сложности в установлении виновных лиц, и привлечении их к ответственности. Издание руководителем приказа (распоряжения) позволит более ответственно подходить к принятию решения (в том числе к выбору окружающих его специалистов), так как руководитель в таком случае будет нести персональную ответственность за принятое решение.В Директиве Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 "О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины" (далее - Директива №11) взят курс на дебюрократизацию управленческих процессов, их цифровизацию и упрощение, в том числе с помощью СЭД. Одним из важных направлений также является прекращения формирований и функционирования излишних комиссий, прямо не предусмотренных в НПА. Считаю, что данные меры должны находить свое отражение и в Указе № 138.На основании изложенного, предлагаю во исполнение Директивы №11, внести в Указ № 138 дополнения в виде примечаний к формулировкам "принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду" и "принятия решения о сдаче в аренду недвижимого имущества" или разработать официальные рекомендации (разъяснения) к Указу №138 следующего содержания по смыслу (текст ориентировочный, отражает только идею):"*Принятие решения о предполагаемой сдаче в аренду и принятие решения о сдаче в аренду недвижимого имущества необходимо издавать исключительно в виде соответствующих приказов (распоряжений) арендодателя, в целях исполнения направлений Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 "О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины". Проекты приказов (распоряжений) целесообразно визировать у всех заинтересованных лиц арендодателя (учитывать их мнения) посредством СЭД, в части касающейся их зоны ответственности по объекту аренды и его дальнейшей сдачи (по сути принцип той же "комиссии" только в цифровом формате и более оперативно). Стоит отметить, что протокол размывает ответственность руководителя на всех членов комиссии, что может приводить к бесхозяйственности и сложности в установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности. Издание руководителем приказа (распоряжения) позволит более ответственно подходить к принятию решения (в том числе к выбору окружающих его специалистов), так как руководитель в таком случае будет нести персональную ответственность за принятое решение, что позволит оптимизировать (дебюрократизировать) и ускорить управленческие процессы.".
06.04.2025 18:10
Принято в работу
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
2
0.7
0
Без отнесения к отрасли права
О лингвистической несогласованности и разночтении формулировки передаточного акта в НПА Формулировка (слова) "передаточный акт" в нормативных правовых актах, таких как Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее – Указ №138) не согласуется с п. 100 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденнойПостановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция) в котором указано, что заголовком к тексту акта является содержание актируемого события. Заголовок акта должен согласовываться с названием вида документа и формулироваться с помощью отглагольного существительного в предложном или родительном падеже. Согласно данной Инструкции единственным правильным вариантом формулировки является не "передаточный акт", а "акт приема-передачи", что подтверждается в п. 8 Инструкции, где используется формулировка "акт приема-передачи" – отглагольное существительное в предложном или родительном падеже. Изменять данную формулировку в Инструкции на отглагольное прилагательное не целесообразно, так как придется вносить изменения в НПА к устоявшимся формулировкам (словам). К примеру: слова "акт обмера" придется заменить на слова "обмерный акт", а "акт проверки" на "проверочный акт" и т.д. Даже если представить, что слова "передаточный акт" – речевой оборот, а единственным правильным названием вида документа является "акт приема-передачи", то это не решит проблему разночтения, так как некоторые государственные органы и (или) организации, а также субъекты хозяйствования будут настаивать об единственном правильном варианте вида документа (и его названия) как "передаточный акт", исходя из того, что такую формулировку использует нормотворческий орган в Указе № 138 и (или) в ГК (дополнительно ссылаясь на императивность, правопреемственность, не допустимость иного прочтения и т.д.). Стоит отметить, что нормотворческий орган используя в НПА слова "передаточный акт" порождает разночтения, и нарушает вполне разумные правила установленные п. 100 Инструкции (в части заголовка акта). Я считаю, что правила установленные в отношении заголовка акта должны распространятся на любой вид акта, не важно это "акт обмера" или "акт проверки", не должно быть исключений в виде "передаточного акта", такие исключения ломают любой унифицированный (системный) подход и принцип общеобязательности установленных правил, а в этом и есть истинный смысл правопреемственности, сохранять не слова (формулировку), а технику, правила, унификацию, системность, подходы,принципы, концепцию. Если правопреемственность сейчас измеряется лишь сохранением слов (формулировки), и при этом, эти слова нарушают что-то из перечисленного (базовые и фундаментальные конструкты), то эти слова подлежат изменению и адаптированию к базовым и фундаментальным конструктам в первую очередь на мой взгляд.В целях сохранения единообразного подхода в части правил установленных к заголовку акта, а также во избежания дальнейших разночтений формулировки "передаточного акта" в ГК и Указе № 138, предлагаю во всех НПА вместо слов "передаточный акт" использовать слова "акт приема-передачи" (в отношении "акта обмера" не используется же формулировка "обмерный акт") или просто дополнить НПА формулировкой "передаточный акт (акт приема-передачи)". Данные изменения (дополнения) внесут ясность, точность и единообразное понимание отдельно взятой формулировки в НПА, а также избавят от лингвистической несогласованности НПА с Инструкцией (в части разночтения формулировки "передаточный акт"). Примечание:в приложении к Постановлению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 27.06.2012 № 22 "Об установлении примерной формы договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности" (дествовавшего до 20.11.2023) передаточный акт и акт приема-передачи воспринимался как одно и тоже. В тексте договора аренды примерной формы используется формулировка "передаточный акт", а в приложении к нему "акт приема-передачи"), аналогичная позиция отражена и в п. 5Постановлении Пленума хозяйственного суда Республики Беларусь№1 от 15.02.2012передаточный акт(акт приема-передачи)или иному документу (одно и тоже).
16.04.2025 23:47
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
21
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
В отношении высшего образования необходимо существенно менять подходы и трансформировать систему обучения ибо деление на общее высшее образование, углублённое высшее образование и специальное высшее образование не оправдало себя и привело к выхолащиваю самой сути высшего образования: как подготовка специалистов с фундаментальными специальными знаниями. Если человек получает высшее образование по определенной специальности, то оно должно быть только углубленными и специальными, и только при таком подходе можно говорить о ценности для общества в целом высшего образования и о высокой эффективности подготовки кадров для страны.
Наличие общего высшего образования не оправдало себя в связи с тем, что в программы по подготовке необоснованно включена масса общеобразовательных предметов в ущерб часам изучения специализированных профильных и смежных с ними предметов, что не способствует подготовке высококвалифицированных кадров для страны. Это существенный недостаток, который необходимо исправлять.
Поэтому необходимо глобально пересмотреть подходы к высшему образованию, убрать общее высшее образование, соединить углубленное и специальное высшее образование, что позвонит существенно повысить уровень подготовки специалистов за счёт углубленного изучения профильных и смежных с ними дисциплин. Такой подход позволит вернуться к той системе подготовки специалистов с высшим образованием, который был ранее и который гарантировал для общества после получения высшего образования высококвалифицированных специалистов по конкретной специальности, для которого не требовалось идти ни на какие доп.курсы, чтобы подтверждать свою квалификациюкак грамотного в этой области специалиста.
С учётом изложенногосущественного пересмотра требуют образовательные программы, которые отстают от требований времени, таккак общеобразовательные предметы должны изучаться в системе среднего образования, но никак не высшего. Высшее образование должнос самого начала погружать студентов в их специализацию и двигаться вместе с ними только в русле углубления изучения специальных профильных и смежных с ними дисциплинв рамках получения высшего образования по избранной специальности. Даже факультативы должны иметь профильную ориентацию по различным аспектам выбранной специальности.
18.04.2025 16:57
Принято в работу
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
0
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
О создании системы учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектом хозяйствования
На мой взгляд, в системе правового регулирования трудовых отношений работника и нанимателя не придается должного внимания роли локальным правовым актам (далее – ЛПА) и их соответствию нормативным правовым актам (далее – НПА). Отмечу, что в Трудовом кодексе Республики Беларусь присутствуют многочисленные отсылки к правовому регулированию трудовых отношений ЛПА. По сути, нормотворческий орган делегирует свои полномочия в сфере нормотворчества нанимателю (руководителю субъекта хозяйствования) для дальнейшего правового регулирования трудовых отношений путем издания (принятия) ЛПА, действия которых ограничено и распространяется на:1) определенный круг лиц (т.е. работников);2) определенную территорию (т.е. территорию субъекта хозяйствования).Таким образом, ЛПА нанимателя вполне обосновано можно считать продолжением НПА – Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), что подчеркивает значимость ЛПА в правовом регулировании трудовых отношений.Обращаю внимание, что перед внесением изменений и (или) дополнений в ТК или иной НПА, все изменения и (или) дополнения выносятся на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси. Нормотворческим органом опосредовано либо прямо учитываются мнения, как рядовых граждан различных слоев населения и сфер деятельности, так и научных (общественных, политических) деятелей, должностных лиц государственных органов и организаций, что способствует качественному совершенствованию изменяемых и (или) дополняемых правовых норм содержащихся НПА. В издании (принятии) ЛПА задействован очень узкий круг специалистов (юристов) нанятых нанимателем. Юридические отделы (службы) субъектов хозяйствования зачастую находятся на ступень ниже уровня правовой культуры в сравнении с нормотворческим органом, научными деятелями, должностными лица государственных органов и организаций, что отражается на качестве правовых норм ЛПА. Безусловно инициатором издания (принятия) ЛПА должен быть руководитель и заинтересованные в этом специалисты (юристы) субъекта хозяйствования, так как это помогает достигать лучших результатов в правовом и экономическом (финансовом) регулировании субъекта хозяйствования, но велика вероятность, что в погоне за экономическим (финансовым) благополучием организации (предприятия и т.д.), руководитель, по сути, имея делегированные полномочия от нормотворческого органа по правовому регулированию трудовых отношений, может немного смещать фокус внимания с четкого следования и соответствия правовым нормам прописанным в законодательстве о труде в сторону направления достижения прибыли, отражая в ЛПА правовые нормы, которые могут не соответствовать НПА, что в конечном итоге может приводить к нарушению прав и законных интересов работника.По моему мнению, субъекты хозяйствования разрабатывая программы, концепции развития, комплексные планы и т.д. локального уровня, не всегда ориентируются на НПА, программы, концепции развития, комплексные планы национального уровня, что может приводить с виду к экономически (финансово) обоснованным оптимизациям (сокращения численности и штата работников) в коммерческих и некоммерческих организациях, но отрицательно сказываться на социально-ориентированных мерах защиты прав и законных интересов граждан (работников). Я касаюсь именно деструктивных моментов оптимизации (сокращения численности и штата работников), когда повышение прибыли субъекта хозяйствования достигается не соблюдением балансного соотношения труда и численности (штата) работников для производства товаров, работ, услуг, а путем увольнения (сокращения) работников и необоснованного увеличения объема работы (дополнительной работы) оставшимся работникам (без учета согласия самого работника), за тоже вознаграждение (заработную плату), что также может приводить к нарушению трудовых прав и законных интересов работника, которые сложно защитить в суде из-за отсутствия правового регулирования в части границ зон обслуживания работника (отсутствует четкое согласованное с работником документальное закрепление за ним зоны обслуживания (объема работы)). В целом, если правовые нормы ЛПА полностью или частично не соответствуют НПА (концепциям, программам и т.д.), то рядовому работнику, не имеющему юридического образования (хотя наличие юридического образования иногда не показатель) очень трудно самостоятельно определить, в чем кроется несоответствие (наличие в ЛПА неочевидных (скрытых) логических ошибок и т.д.). Зачастую, некоторые работники могут и не понимать иерархию НПА, могут не знать правовых основ (нюансов), и выполнять предписанные правовые нормы ЛПА, которые полностью или частично противоречат НПА (концепциям, программам и т.д.).Подводя итог, и выделяя основные вышеуказанные мысли, мне стоит отметить и дополнить, что качество правовых норм ЛПА субъектов хозяйствования зависит как от юридической подготовки и работы юридических служб, так и более широкого круга участников (граждан, научных работников, государственных органов и т.д.), у которых должен быть электронный доступ к изучению (ознакомлению) уже изданных (принятых) ЛПА для возможности внесения предложений субъекту хозяйствования об корректировке и усовершенствованию правовых норм в ЛПА, в том числе, в части соответствия их НПА (программным (концептуальным) актам государственного уровня). Данные действия позволят повысить защиту трудовых прав и законных интересов работников. Вместе с тем, выносить на широкое обсуждение проект ЛПА или его изменения и дополнения по примеру НПА не целесообразно. В издании (принятии) ЛПА зачастую нужна оперативность, а в дальнейшем ЛПА могут подлежать корректировке и совершенствованию, к примеру исследоваться в научных работах. Студенты всех учреждений высшего (среднего специального) образования Беларуси, имеющих юридический профиль, при наличии электронного доступа к ЛПА субъектов хозяйствования, смогут исследовать ЛПА в курсовых работах и в период прохождения практики на предприятиях (организациях) делится предложениями по корректировке и усовершенствованию ЛПА. Участие по внесению предложений о корректировке и совершенствованию ЛПА, также смогут принимать и должностные лица государственных органов и организаций. По сути, у всех должен быть электронный доступ к ЛПА субъектов хозяйствования, которые не раскрывают персональных данных работников, и в целом, могут быть общедоступными. Электронный доступ к ЛПА субъектов хозяйствования должен представлять собой общедоступную электронную систему (реестр, базу) ЛПА с неперсонифицированными данными работников.В целях следования тенденциям цифровизации в соответствии с Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы и соответствию принципу свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации", а также повышения качества ЛПА и защиты трудовых прав и законных интересов работников, предлагаю создать электронную общедоступную систему учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектов хозяйствования. Аналогичное предложение содержится в тезисах докладов межвузовской научной конференции студентов и аспирантов (15 апр. 2010 г., Минск) / – Минск, 2010. – С. 39 - 41 "Локальные нормативные правовые акты в правовой системе Республики Беларусь", автор: Д.Корнеевец (ГИУСТ БГУ), научный руководитель: кандидат юрид. наук, доцент С.М.Сивец, по ссылке: http://elib.bsu.by/handle/123456789/113784. Учитывая взятый в стране курс на диджитализацию (цифровизацию), я лишь актуализировал данное предложение, так как оно на сегодняшний день вполне осуществимо.
19.04.2025 22:45
Принято в работу
BQE12
Юрист
НОВИЧОК
1
0.7
0
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
В дополнении к предложению "О создании системы учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектом хозяйствования" отмечу, что мое предложение отличается от банков данных ЛПА по субъекту и уровню систематизации, нормотворческий орган обособляет субъекты хозяйствования от государственных органов и организаций, следовательно, нужна отдельная от банков данных ЛПА, общедоступная электронная система учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектов хозяйствования с неперсонифицированными данными работников. Отмечу, что системный и структурированный подход является более удобным, нежели создавать отдельный банк данных ЛПА для каждого субъекта хозяйствования.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Улучшаем законодательство вместе
271Юрист
НОВИЧОК15.03.2025 09:38
Юрист
НОВИЧОК— законодательство (предусматривающее создание комиссии); — одного работника недостаточно, чтобы справиться с объемной задачей; — в решении задачи должны участвовать специалисты разного профиля (обладающие знаниями в разных областях) — и иные основания.
На мой взгляд на законодательном уровне, должна закрепляться ответственность за каждым членом комиссии участвующим в принятии (утверждении) решения в части своей компетенции (трудовых обязанностей). В законодательстве также необходимо предусмотреть общий порядок создания и функционирования деятельности комиссий, четкое разграничение обязанностей всех членов по их компетенции т.е., что они должны делать, к примеру: если членом комиссии является экономист, то он должен предоставить экономическое обоснование о принятом решении, если юрист является членом комиссии, то должен юридическое обоснование, касательно расчетов бухгалтер, а не как на практике это все делает секретарь комиссии, который всем этим занимается, все обосновывает в процессе составления протокола, а члены комиссии занимаются только принятием решения на заседании и в последующем корректировкой готовых обоснований составленных секретарем при оформлении протокола (подменяется порядок действий и круг обязанностей), у каждого должны быть свои трудовые обязанности, которые они должны выполнять, создание комиссии не должна размывать рамки трудовых обязанностей (должностной инструкции), а тем более ответственность каждого члена комиссии в принятом решении, поэтому предлагаю законодательно закрепить общий порядок создания и функционирования деятельности комиссий, разграничить ответственность и обязанности членов комиссии по их компетенции (трудовым обязанностям). Данные действия позволят качественно и количественно разграничить труд, а также более полно и системно регулировать складывающиеся в комиссии трудовые отношения. Правового регулирования комиссий исключительно локальными правовыми актами недостаточно.
Примечания: законодательно обязать членов комиссии предоставлять тезисы и (или) доклады (и т.д.) письменно, чтобы члены комиссии не могли скидывать (перекладывать) по сути свои трудовые обязанности на секретаря, путем секретарь сам пускай думает, что написать. Также должны быть прописаны сроки предоставления членами комиссий тезисов и (или) докладов (обоснований, особых мнений) секретарю в части касающейся их деятельности (трудовых обязанностей).
15.03.2025 14:23
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛДанное предложение относится к предложениям, направленным на решение вопросов с упрощением организации строительства. https://belta.by/society/view/golovchenko-ob-uproschenii-protsessa-stroitelstva-nado-prinimat-reshen...; >https://belta.by/society/view/golovchenko-ob-uproschenii-protsessa-stroitelstva-nado-prinimat-reshen... style="text-align:justify;display:block;">
Цитата: 15 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Решения по вопросу упрощения организации строительства надо принимать здесь и сейчас. Об этом заявил премьер-министр Роман Головченко на совещании по вопросам упрощения процедур в строительстве, сообщает корреспондент БЕЛТА.
ПРОТОКОЛ № 1 совместного заседания общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства и общественного координационного экологического совета при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды11 августа 2022 г. Стр. 2, 3 Протокола Синдель Д.А. обозначил, что ранее направлял вопросы, касающиеся проекта Закона (прилагаются).
Белевич О.Л. по направленным вопросам пояснила, что термины «модернизация», «техническая модернизация» не могут быть исключены, так как данные термины используются в законодательстве, и в данном проекте Закона приведены в соответствии с ним.
Варшицкий Д.В. отметил, что введение понятия «техническая модернизация» позволило модернизировать большое количество промышленных площадок предприятия, но сейчас в проекте Закона предусмотрено прохождение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) для таких объектов, несмотря на сокращение воздействия на окружающую среду по всем параметрам. Кроме того, в случае прохождения ГЭЭ увеличится срок реализации проектов. Белевич О.Л. по данному вопросу пояснила, что прохождение ГЭЭ необходимо при проведении технической модернизации в случае оказания воздействия на окружающую среду. Очень много субъектов хозяйствования за техническую модернизацию выдают реконструкцию, чтобы уйти от получения разрешительной документации и т.д. Поэтому данный вопрос останется на контроле Минприроды.
Первое. Вопрос правильности определения вида строительной деятельности, равно как и вопрос выдачи разрешительной документации находится не в компетенции Минприроды. Данный вопрос — это компетенция Минстройархитектуры, а также контрольно-надзорных органов (КГК, прокуратура, департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации) в случае нанесения экономического и прочего вреда в результате неверного (в первую очередь умышленно с корыстными целями) определения вида строительной деятельности. Данный вопрос не может и не должен находиться на контроле у Минприроды, тем более таким странны образом – посредством возможной ГЭЭ. Второе. С учётом нижеприведенного: 1. С 29.08.2024 г. вступили в силу изменения в постановление Минстройархитектуры от 06.12.2018 № 40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии». Установлено: - форма акта приемки объекта в эксплуатацию должна среди прочего применяться в отношении таких видов строительства, как модернизация, техническая модернизация, в том числе модернизация с выполнением работ по повышению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций объектов, ремонтно-реставрационные работы; Приемка объектов в эксплуатацию после техмодернизации будет осуществляться не на основании ЛНПА организации, а наравне с другими видами строительства путем оформления акта приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Минстройархитектуры (п. 1 ст. 114 Градостроительного кодекса). 2. С 23.07.2024 г. вступил в силу Кодекс Республики Беларусь от 17.07.2023 N 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» в котором в максимально конкретной форме установлен термин «техническая модернизация» и его определение. 3. В действующей редакции Инструкции о порядке определения вида строительной деятельности и наименования объекта строительства с учетом норм вышеуказанного строительного Кодекса установлены квалификационные признаки «технической модернизации». В Инструкции установлено, что определение вида строительной деятельности осуществляется с учетом терминов, установленных статьей 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и на основании признаков, установленных в пунктах 5 - 12 той же Инструкции. Предложение. С учетом вышеизложенного представляется, что наличие такого вида строительства как «техническая модернизация», в числе видов строительства проектная документация на которые подлежит государственной экологической экспертизе, потеряло смысл и проектную документацию на техническую модернизацию объектов, вне зависимости от воздействия таких объектов на окружающую среду, целесообразно исключить из сферы действия Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». Предлагается применить к проектной документации на техническую модернизацию объектов такой же принцип, как и к проектной документации на капитальный ремонт. При этом следует учесть, что как и проектная документация на капитальный ремонт (п. 1 Приложения 4 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) - ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ОБЪЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, ФИНАНСИРУЕМЫЕ БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОТОРОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ), проектная документация на техническую модернизацию также не относится к проектной документации, государственная экспертиза которой является обязательной.
20.03.2025 13:30
Ответ госоргана
Юрист
НОВИЧОК21.03.2025 11:24
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ02.04.2025 22:00
Юрист
НОВИЧОКУказ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее - Указ №138) предусматривает 3 комиссии: 1) комиссия, создаваемая арендодателем (в части обмера сдаваемой в аренду площади); 2) комиссия, создаваемая арендодателем (в части приема-передачи Имущества в аренду); 3) комиссия, создаваемая арендодателем по организации и проведению аукциона. Иных комиссий в Указе №138 не предусмотрено, но стоит отметить, что в данном указе используются такие формулировки как: "принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду" и "принятия решения о сдаче в аренду недвижимого имущества". В целом "принятие решения" (как формулировка) предоставляет собой выбор руководителя (арендодателя) каким способом принимать решение. Оно может быть принято как приказом (распоряжением), так и протоколом (комиссией). Рассмотрение данных вопросов должно приниматься (на мой взгляд) исключительно приказом (распоряжением) арендодателя, во избежание бюрократии и излишний заседаний комиссий, их и так более чем достаточно. Приказ (распоряжение) является более оперативным решением по сравнению с протоколом (заседанием комиссии). Проекты приказов (распоряжений) целесообразно визировать у всех заинтересованных лиц арендодателя (учитывать их мнения) посредством СЭД, в части касающейся их зоны ответственности по объекту аренды и его дальнейшей сдачи (по сути принцип той же "комиссии" только в цифровом формате и быстро). Стоит отметить, что протокол размывает ответственность руководителя на всех членов комиссии, что может приводить к бесхозяйственности и сложности в установлении виновных лиц, и привлечении их к ответственности. Издание руководителем приказа (распоряжения) позволит более ответственно подходить к принятию решения (в том числе к выбору окружающих его специалистов), так как руководитель в таком случае будет нести персональную ответственность за принятое решение. В Директиве Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 "О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины" (далее - Директива №11) взят курс на дебюрократизацию управленческих процессов, их цифровизацию и упрощение, в том числе с помощью СЭД. Одним из важных направлений также является прекращения формирований и функционирования излишних комиссий, прямо не предусмотренных в НПА. Считаю, что данные меры должны находить свое отражение и в Указе № 138. На основании изложенного, предлагаю во исполнение Директивы №11, внести в Указ № 138 дополнения в виде примечаний к формулировкам "принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду" и "принятия решения о сдаче в аренду недвижимого имущества" или разработать официальные рекомендации (разъяснения) к Указу №138 следующего содержания по смыслу (текст ориентировочный, отражает только идею): "*Принятие решения о предполагаемой сдаче в аренду и принятие решения о сдаче в аренду недвижимого имущества необходимо издавать исключительно в виде соответствующих приказов (распоряжений) арендодателя, в целях исполнения направлений Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 "О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины". Проекты приказов (распоряжений) целесообразно визировать у всех заинтересованных лиц арендодателя (учитывать их мнения) посредством СЭД, в части касающейся их зоны ответственности по объекту аренды и его дальнейшей сдачи (по сути принцип той же "комиссии" только в цифровом формате и более оперативно). Стоит отметить, что протокол размывает ответственность руководителя на всех членов комиссии, что может приводить к бесхозяйственности и сложности в установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности. Издание руководителем приказа (распоряжения) позволит более ответственно подходить к принятию решения (в том числе к выбору окружающих его специалистов), так как руководитель в таком случае будет нести персональную ответственность за принятое решение, что позволит оптимизировать (дебюрократизировать) и ускорить управленческие процессы.".
06.04.2025 18:10
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОКФормулировка (слова) "передаточный акт" в нормативных правовых актах, таких как Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее – Указ №138) не согласуется с п. 100 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция) в котором указано, что заголовком к тексту акта является содержание актируемого события. Заголовок акта должен согласовываться с названием вида документа и формулироваться с помощью отглагольного существительного в предложном или родительном падеже. Согласно данной Инструкции единственным правильным вариантом формулировки является не "передаточный акт", а "акт приема-передачи", что подтверждается в п. 8 Инструкции, где используется формулировка "акт приема-передачи" – отглагольное существительное в предложном или родительном падеже. Изменять данную формулировку в Инструкции на отглагольное прилагательное не целесообразно, так как придется вносить изменения в НПА к устоявшимся формулировкам (словам). К примеру: слова "акт обмера" придется заменить на слова "обмерный акт", а "акт проверки" на "проверочный акт" и т.д. Даже если представить, что слова "передаточный акт" – речевой оборот, а единственным правильным названием вида документа является "акт приема-передачи", то это не решит проблему разночтения, так как некоторые государственные органы и (или) организации, а также субъекты хозяйствования будут настаивать об единственном правильном варианте вида документа (и его названия) как "передаточный акт", исходя из того, что такую формулировку использует нормотворческий орган в Указе № 138 и (или) в ГК (дополнительно ссылаясь на императивность, правопреемственность, не допустимость иного прочтения и т.д.). Стоит отметить, что нормотворческий орган используя в НПА слова "передаточный акт" порождает разночтения, и нарушает вполне разумные правила установленные п. 100 Инструкции (в части заголовка акта). Я считаю, что правила установленные в отношении заголовка акта должны распространятся на любой вид акта, не важно это "акт обмера" или "акт проверки", не должно быть исключений в виде "передаточного акта", такие исключения ломают любой унифицированный (системный) подход и принцип общеобязательности установленных правил, а в этом и есть истинный смысл правопреемственности, сохранять не слова (формулировку), а технику, правила, унификацию, системность, подходы, принципы, концепцию. Если правопреемственность сейчас измеряется лишь сохранением слов (формулировки), и при этом, эти слова нарушают что-то из перечисленного (базовые и фундаментальные конструкты), то эти слова подлежат изменению и адаптированию к базовым и фундаментальным конструктам в первую очередь на мой взгляд. В целях сохранения единообразного подхода в части правил установленных к заголовку акта, а также во избежания дальнейших разночтений формулировки "передаточного акта" в ГК и Указе № 138, предлагаю во всех НПА вместо слов "передаточный акт" использовать слова "акт приема-передачи" (в отношении "акта обмера" не используется же формулировка "обмерный акт") или просто дополнить НПА формулировкой "передаточный акт (акт приема-передачи)". Данные изменения (дополнения) внесут ясность, точность и единообразное понимание отдельно взятой формулировки в НПА, а также избавят от лингвистической несогласованности НПА с Инструкцией (в части разночтения формулировки "передаточный акт").
Примечание: в приложении к Постановлению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 27.06.2012 № 22 "Об установлении примерной формы договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности" (дествовавшего до 20.11.2023) передаточный акт и акт приема-передачи воспринимался как одно и тоже. В тексте договора аренды примерной формы используется формулировка "передаточный акт", а в приложении к нему "акт приема-передачи"), аналогичная позиция отражена и в п. 5 Постановлении Пленума хозяйственного суда Республики Беларусь №1 от 15.02.2012 передаточный акт (акт приема-передачи) или иному документу (одно и тоже).
16.04.2025 23:47
Пользователь
НОВИЧОКВ отношении высшего образования необходимо существенно менять подходы и трансформировать систему обучения ибо деление на общее высшее образование, углублённое высшее образование и специальное высшее образование не оправдало себя и привело к выхолащиваю самой сути высшего образования: как подготовка специалистов с фундаментальными специальными знаниями. Если человек получает высшее образование по определенной специальности, то оно должно быть только углубленными и специальными, и только при таком подходе можно говорить о ценности для общества в целом высшего образования и о высокой эффективности подготовки кадров для страны.
Наличие общего высшего образования не оправдало себя в связи с тем, что в программы по подготовке необоснованно включена масса общеобразовательных предметов в ущерб часам изучения специализированных профильных и смежных с ними предметов, что не способствует подготовке высококвалифицированных кадров для страны. Это существенный недостаток, который необходимо исправлять.
Поэтому необходимо глобально пересмотреть подходы к высшему образованию, убрать общее высшее образование, соединить углубленное и специальное высшее образование, что позвонит существенно повысить уровень подготовки специалистов за счёт углубленного изучения профильных и смежных с ними дисциплин. Такой подход позволит вернуться к той системе подготовки специалистов с высшим образованием, который был ранее и который гарантировал для общества после получения высшего образования высококвалифицированных специалистов по конкретной специальности, для которого не требовалось идти ни на какие доп.курсы, чтобы подтверждать свою квалификацию как грамотного в этой области специалиста.
С учётом изложенного существенного пересмотра требуют образовательные программы, которые отстают от требований времени, так как общеобразовательные предметы должны изучаться в системе среднего образования, но никак не высшего. Высшее образование должно с самого начала погружать студентов в их специализацию и двигаться вместе с ними только в русле углубления изучения специальных профильных и смежных с ними дисциплин в рамках получения высшего образования по избранной специальности. Даже факультативы должны иметь профильную ориентацию по различным аспектам выбранной специальности.
18.04.2025 16:57
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОКО создании системы учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектом хозяйствования
На мой взгляд, в системе правового регулирования трудовых отношений работника и нанимателя не придается должного внимания роли локальным правовым актам (далее – ЛПА) и их соответствию нормативным правовым актам (далее – НПА). Отмечу, что в Трудовом кодексе Республики Беларусь присутствуют многочисленные отсылки к правовому регулированию трудовых отношений ЛПА. По сути, нормотворческий орган делегирует свои полномочия в сфере нормотворчества нанимателю (руководителю субъекта хозяйствования) для дальнейшего правового регулирования трудовых отношений путем издания (принятия) ЛПА, действия которых ограничено и распространяется на: 1) определенный круг лиц (т.е. работников); 2) определенную территорию (т.е. территорию субъекта хозяйствования). Таким образом, ЛПА нанимателя вполне обосновано можно считать продолжением НПА – Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), что подчеркивает значимость ЛПА в правовом регулировании трудовых отношений. Обращаю внимание, что перед внесением изменений и (или) дополнений в ТК или иной НПА, все изменения и (или) дополнения выносятся на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси. Нормотворческим органом опосредовано либо прямо учитываются мнения, как рядовых граждан различных слоев населения и сфер деятельности, так и научных (общественных, политических) деятелей, должностных лиц государственных органов и организаций, что способствует качественному совершенствованию изменяемых и (или) дополняемых правовых норм содержащихся НПА. В издании (принятии) ЛПА задействован очень узкий круг специалистов (юристов) нанятых нанимателем. Юридические отделы (службы) субъектов хозяйствования зачастую находятся на ступень ниже уровня правовой культуры в сравнении с нормотворческим органом, научными деятелями, должностными лица государственных органов и организаций, что отражается на качестве правовых норм ЛПА. Безусловно инициатором издания (принятия) ЛПА должен быть руководитель и заинтересованные в этом специалисты (юристы) субъекта хозяйствования, так как это помогает достигать лучших результатов в правовом и экономическом (финансовом) регулировании субъекта хозяйствования, но велика вероятность, что в погоне за экономическим (финансовым) благополучием организации (предприятия и т.д.), руководитель, по сути, имея делегированные полномочия от нормотворческого органа по правовому регулированию трудовых отношений, может немного смещать фокус внимания с четкого следования и соответствия правовым нормам прописанным в законодательстве о труде в сторону направления достижения прибыли, отражая в ЛПА правовые нормы, которые могут не соответствовать НПА, что в конечном итоге может приводить к нарушению прав и законных интересов работника. По моему мнению, субъекты хозяйствования разрабатывая программы, концепции развития, комплексные планы и т.д. локального уровня, не всегда ориентируются на НПА, программы, концепции развития, комплексные планы национального уровня, что может приводить с виду к экономически (финансово) обоснованным оптимизациям (сокращения численности и штата работников) в коммерческих и некоммерческих организациях, но отрицательно сказываться на социально-ориентированных мерах защиты прав и законных интересов граждан (работников). Я касаюсь именно деструктивных моментов оптимизации (сокращения численности и штата работников), когда повышение прибыли субъекта хозяйствования достигается не соблюдением балансного соотношения труда и численности (штата) работников для производства товаров, работ, услуг, а путем увольнения (сокращения) работников и необоснованного увеличения объема работы (дополнительной работы) оставшимся работникам (без учета согласия самого работника), за тоже вознаграждение (заработную плату), что также может приводить к нарушению трудовых прав и законных интересов работника, которые сложно защитить в суде из-за отсутствия правового регулирования в части границ зон обслуживания работника (отсутствует четкое согласованное с работником документальное закрепление за ним зоны обслуживания (объема работы)). В целом, если правовые нормы ЛПА полностью или частично не соответствуют НПА (концепциям, программам и т.д.), то рядовому работнику, не имеющему юридического образования (хотя наличие юридического образования иногда не показатель) очень трудно самостоятельно определить, в чем кроется несоответствие (наличие в ЛПА неочевидных (скрытых) логических ошибок и т.д.). Зачастую, некоторые работники могут и не понимать иерархию НПА, могут не знать правовых основ (нюансов), и выполнять предписанные правовые нормы ЛПА, которые полностью или частично противоречат НПА (концепциям, программам и т.д.). Подводя итог, и выделяя основные вышеуказанные мысли, мне стоит отметить и дополнить, что качество правовых норм ЛПА субъектов хозяйствования зависит как от юридической подготовки и работы юридических служб, так и более широкого круга участников (граждан, научных работников, государственных органов и т.д.), у которых должен быть электронный доступ к изучению (ознакомлению) уже изданных (принятых) ЛПА для возможности внесения предложений субъекту хозяйствования об корректировке и усовершенствованию правовых норм в ЛПА, в том числе, в части соответствия их НПА (программным (концептуальным) актам государственного уровня). Данные действия позволят повысить защиту трудовых прав и законных интересов работников. Вместе с тем, выносить на широкое обсуждение проект ЛПА или его изменения и дополнения по примеру НПА не целесообразно. В издании (принятии) ЛПА зачастую нужна оперативность, а в дальнейшем ЛПА могут подлежать корректировке и совершенствованию, к примеру исследоваться в научных работах. Студенты всех учреждений высшего (среднего специального) образования Беларуси, имеющих юридический профиль, при наличии электронного доступа к ЛПА субъектов хозяйствования, смогут исследовать ЛПА в курсовых работах и в период прохождения практики на предприятиях (организациях) делится предложениями по корректировке и усовершенствованию ЛПА. Участие по внесению предложений о корректировке и совершенствованию ЛПА, также смогут принимать и должностные лица государственных органов и организаций. По сути, у всех должен быть электронный доступ к ЛПА субъектов хозяйствования, которые не раскрывают персональных данных работников, и в целом, могут быть общедоступными. Электронный доступ к ЛПА субъектов хозяйствования должен представлять собой общедоступную электронную систему (реестр, базу) ЛПА с неперсонифицированными данными работников. В целях следования тенденциям цифровизации в соответствии с Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы и соответствию принципу свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации", а также повышения качества ЛПА и защиты трудовых прав и законных интересов работников, предлагаю создать электронную общедоступную систему учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектов хозяйствования. Аналогичное предложение содержится в тезисах докладов межвузовской научной конференции студентов и аспирантов (15 апр. 2010 г., Минск) / – Минск, 2010. – С. 39 - 41 "Локальные нормативные правовые акты в правовой системе Республики Беларусь", автор: Д.Корнеевец (ГИУСТ БГУ), научный руководитель: кандидат юрид. наук, доцент С.М.Сивец, по ссылке: http://elib.bsu.by/handle/123456789/113784. Учитывая взятый в стране курс на диджитализацию (цифровизацию), я лишь актуализировал данное предложение, так как оно на сегодняшний день вполне осуществимо.19.04.2025 22:45
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОК20.04.2025 01:01
Принято в работу
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться