Предложения по изменению порядка публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов (усовершенствование Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов)Порядок проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) определяется Положением о порядке проведения публичного обсуждения проектов НПА (утв. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2019 № 56) (далее – Положение № 56).Согласно п. 16 Положения № 56 в целях оформления итогов рассмотрения поступивших в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений, в том числе позиций государственных органов (организаций), организатором публичного обсуждения может составляться сводная таблица замечаний и (или) предложений согласно установленному Положением № 56 приложению. В сводной таблице указываются сведения об учете либо неучете замечаний и (или) предложений по проекту НПА.Анализ результатов публичных обсуждений показывает, что в ряде случаев организаторы публичного обсуждения в ответах на замечания и (или) предложения ограничивается формальными ответами типа «Не учтено. Не является предложением по тексту документа», «Отсутствуют предложения по сути документа» (как правило без конкретных объяснений организатора публичного обсуждения о причинах такого рода ответов) и т.п. или - «Не принимается, поскольку не поддержано «таким-то госорганом или таким-то общественным объединением» (не вполне понятный и убедительный аргумент). В других случаях аргументация при неучете замечаний и (или) предложений по проекту НПА организатора публичного обсуждения недостаточно убедительна или как минимум спорна. В результате такого подхода существенно снижается активность граждан и организаций, желающих принять участие в публичном обсуждении НПА, что легко отследить по результатам публичного обсуждения проектов НПА, например – публичное обсуждение «Проекта постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об аттестации специалистов» https://forumpravo.by/publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/forum15/17323 - в публичном обсуждении НПА, который затрагивает, прямо или косвенно, всю стройотрасль страны, приняло участие всего 24 специалиста и 6 организаций!Главная причина такой низкой активности в публичных обсуждениях проектов НПА — это формальное отношение организаторов публичного обсуждения к ответам и невозможность оспорить гражданами и организациями, оформившими замечания и (или) предложения, ответы организаторов публичного обсуждения, что приводит к значительному снижению желания граждан и организаций в этих обсуждениях участвовать. Данное мнение подтверждается также многочисленными сообщениями на тему обсуждений проектов НПА на платформе Proekt.by - Форуме проектировщиков и строителей.Учитывая вышеизложенное, предлагается двухступенчатая схема проведения публичного обсуждения по проекту НПА:1.Рассмотрение поступивших в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений по проекту НПА организатором публичного обсуждения и составление предварительной сводной таблицы замечаний и (или) предложений согласно установленному Положением № 56 приложению;2.Продолжение публичного обсуждения проекта НПА с учетом сведений об учете либо неучете замечаний и (или) предложений предварительной сводной таблицы замечаний и (или) предложений;3.Составление окончательной сводной таблицы замечаний и (или) предложений согласно установленному Положением № 56 приложению.Дополнительно:В п. 16 Положения № 56 указано:16. В целях оформления итогов рассмотрения поступивших в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений, в том числе позиций государственных органов (организаций), организатором публичного обсуждения может составляться сводная таблица замечаний и (или) предложений согласно приложению. В сводной таблице указываются сведения об учете либо неучете замечаний и (или) предложений по проекту нормативного правового акта.Представляется, что формулировка «может составляться» излишне обтекаема и неконкретна, целесообразно заменить её на императивную норму. При наличии в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений такая таблица должна составляться.Предлагается такая редакция п. 16 Положения № 56:16. В целях оформления итогов рассмотрения поступивших в ходе публичного обсуждения замечаний и (или) предложений, в том числе позиций государственных органов (организаций), организатором публичного обсуждения составляется сводная таблица замечаний и (или) предложений согласно приложению. В сводной таблице указываются сведения об учете либо неучете замечаний и (или) предложений по проекту нормативного правового акта.
В соответствии с абзацем десятым пункта 6 Положения о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524, НЦПИ в установленном порядке обеспечивает проведение публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на сайте «Правовой форум Беларуси». Принимаем во внимание Ваше предложение при перспективном совершенствовании законодательства.
06.05.2024 16:06
Ответ госоргана
Вячеслав
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
3
0.0
155
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Дополнительно по вопросу публичного обсуждения проектов НПА:
Другая причина низкой активности и недостаточного объёма предложений от граждан и организаций, желающих принять участие в публичном обсуждении НПА это малые сроки публичного обсуждения, как правило для проектов НПА они устанавливаются по минимальному пределу согласно ч. 4 п. 2 ст. 7 Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» - 10 дней. Следует учесть, что подавляющее большинство проектов НПА достаточно сложны и объёмны, практически всегда связаны с другими НПА и ТНПА и для комплексного анализа проектов НПА требуется большой объём времени. При этом необходимо принять во внимание, что у большей части специалистов, принимающих участие в публичном обсуждении проектов НПА, в рабочие обязанности не входит участие в нормотворческом процессе, вследствие чего им приходится изыскивать время для изучения проектов НПА в свободный от основной работы период, тратить своё личное время, что не всегда представляется возможным по вполне объективным причинам.
Предложение. Увеличить минимальный срок рассмотрения проектов НПА до 20 дней.
В соответствии с абзацем десятым пункта 6 Положения о Национальном центре правовой информации Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524, НЦПИ в установленном порядке обеспечивает проведение публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на сайте «Правовой форум Беларуси». Принимаем во внимание Ваше предложение при перспективном совершенствовании законодательства.
08.05.2024 13:26
Ответ госоргана
SemenovaLA
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.4
0
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Предлагается пересмотреть основания выплаты денежной компенсации депутату, использующему
личный транспорт для осуществления своих полномочий.
В частности, требует совершенствования часть вторая п.п. 1.3. п. 1 постановления Совета Министров
Республики Беларусь от 3 февраля 1999 г. No 180 «О реализации отдельных статей Закона Республики
Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Беларусь
Национального собрания Республики Беларусь» с учетом практики применения и имеющихся
возможностей получения сведений о выданных депутату документах (свидетельство о регистрации
транспортного средства (технический паспорт), водительское удостоверение, медицинская справка о
состоянии здоровья, разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движения)
непосредственно из государственных информационных систем МВД, Минздрава и
УП «Белтехосмотр».
Секретариат Палаты представителей Национального собрания сообщил, что в настоящее время основная работа по заключению договоров на использование личного транспорта с депутатами Палаты представителей проведена. В ходе оформления данных документов не было отмечено затруднений со стороны депутатского корпуса в части приложения копий документов, подтверждающих возможность использования личного транспорта. При этом, учитывая тенденции активной цифровизации всех сфер деятельности, Секретариат Палаты представителей Национального собрания полагает, что вопрос совершенствования законодательства в части закрепления возможности получения сведений о выданных депутату документах непосредственно из государственных информационных систем является достаточно актуальным. Вместе с тем указанные в предложении документы содержат персональные данные, что относит содержащуюся в них информацию к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. В связи с этим обмен персональными данными на основании соглашения между субъектами информационных систем возможен лишь в случае, если их право на получение персональных данных будет закреплено законодательным актом. Кроме того, по информации Министерства здравоохранения в настоящее время отсутствует единый республиканский информационный ресурс по учету медицинских справок о состоянии здоровья, подтверждающих годность к управлению механическими транспортными средствами. Реализовать данный механизм планируется к концу 2025 года. Таким образом, Секретариат Палаты представителей Национального собрания полагает, что реализация поступившего предложения возможна после принятия соответствующего законодательного акта, а также начала полноценного функционирования централизованной информационной системы здравоохранения.
12.05.2024 11:55
Ответ госоргана
Elena19
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.6
2
Жилищное законодательство
Прошу пересмотреть категории граждан для постановки на очередь по жилью.
Очень многие льготники покупают квартиры с привлечением льготных кредитов и по льготной цене, переписывают их на своих родителей, потом снова рожают детей и снова становятся на очередь и снова строят жильё по льготам. В то же время семьи, которые реально нуждаются в жилье, не могут стать на очередь и построить хотя бы единственную квартиру: таким образом взрослым детям приходится жить с родителями всю жизнь (при этом не женясь, не рожая детей), если "хватает" метров, при этом 10 метров на человека в Минске, это крайне мало. Ведь если очередники строят жилье, им норма метров на человека выделяется другая - больше метров. А копить на квартиру своей зарплатой нужно около 20 лет (если нет супруга, если родители не могут помочь, если нет квартир от бабушек и дедушек - если жили вместе с ними). И банк не выдает такую сумму кредита, которая необходима для покупки жилья - так как зарплата должна быть в 3 раза выше для получения нужной суммы (даже с учетом имеющихся накоплений на первый взнос). Кроме всего этого, человек может быть прописан в квартире, но после смерти родителей он может не получить в наследство долю в этой квартире и может быть выписан собственником по ряду причин.
Поэтому прошу внести в перечень граждан, имеющих право стать на очередь по жилью, всех тех граждан, кто НЕ ИМЕЕТ В СОБСТВЕННОСТИ своего жилья из расчета 15 (пусть даже 10) метров жилой площади Такие люди ведь все равно не смогут бесплатно получить квартиры, однако смогут хотя бы иметь возможность взять кредит для очередников (под 11,5 процентов, а не 14%), а также будут иметь право на налоговый вычет. И возможно, будут иметь право претендовать на квартиры в домах, строящихя для очередников, где стоимость за метр гораздо ниже и хотя бы более -менее соответствует зарплатным возможностям.
20.05.2024 17:08
Принято в работу
Анна Прудник
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
0
Законодательство об уголовной ответственности. Уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство
Цитата
Здравствуйте! Очень прошу внести изменения в УК по ст. 328: уменьшить сроки наказания (1-4 часть), рассматривать каждое дело индивидуально, не применять наказание в виде лишения свободы к лицам, впервые совершившим преступление более, чем на 2-3 года. Применять амнистии, УДО, замену наказания более мягким. Такие огромные сроки несоизмеримы с наказанием. 1 года в заключении вполне достаточно, чтобы осознать свои ошибки, сделать выводы. Дать впервые осужденным по одному шансу исправиться на свободе. Так как заключение более 5 лет ведет к необратимым последствиям в психике людей. Пускай они трудятся на благо государства на свободе. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо забирать у оступившихся ребят столько лет их жизни.
Спасибо!
По информации Генеральной прокуратуры и Верховного Суда проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», разработанным межведомственной рабочей группой во исполнение поручения Президента Республики Беларусь по совершенствованию законодательства об уголовной ответственности, предусмотрено в том числе внесение изменений в ст.328 УК. Предложено дополнить альтернативным наказанием в виде ареста санкцию ч.1 ст.328 УК, ограничения свободы - санкцию ч.2 ст.328 УК, а также снизить нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в ч.4 ст.328 УК, с 10 до 8 лет. Названная инициатива, в случае ее реализации, призвана в более полной мере обеспечить дифференциацию уголовной ответственности за данные деяния с учетом их реальной общественной опасности и личности виновных.
Кроме того, Генеральная прокуратура проинформировала, что в силу ч.2 ст.9 УК в случае внесения указанных изменений в уголовный закон в отношении ряда осужденных назначенное наказание будет подлежать снижению.
Этим же законопроектом предлагается внести изменения в ст.ст. 57 и 115 УК, установив запрет на назначение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним, а также женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей- инвалидов, инвалидам 1 группы, впервые совершившим менее тяжкие преступления.
Одновременно Генеральная прокуратура отмечает, что вопросы справедливости назначенных наказаний лицам, виновным в незаконном обороте запрещенных психоактивных веществ, находятся на постоянном контроле в Генеральной прокуратуре. На системной основе проводятся обобщения следственно-судебной практики по указанной категории уголовных дел.
При назначении наказания лицам, виновным в незаконном обороте запрещенных психоактивных веществ, учитываются конкретные обстоятельства совершенных ими преступлений, объем вовлеченного в незаконный оборот вещества, мотивы и цели содеянного, данные о личности, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие их ответственность, а по делам в отношении несовершеннолетних - условия их жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, влияние совершеннолетних лиц.
К лицам, отбывающим наказание, ставшим на путь исправления и доказавшим свое исправление, в том числе с целью их ресоциализации, применяются институты условно-досрочного освобождения от наказания либо замены назначенного наказания более мягким (ст.ст.90-91, 119-120 УК).
В категории лиц, подпадающих под действие принятых в 2022 и 2024 гг. актов амнистии, законодателем были включены осужденные, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом запрещенных психоактивных веществ, в несовершеннолетнем возрасте.
31.07.2024 17:18
Ответ госоргана
Обыкновенный гражданин
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.5
0
Жилищное законодательство
Просьба рассмотреть возможность урегулирования ряда бытовых вопросов, которые на данный момент никак не регламентированы законодательством, но на практике вызывают множество споров и конфликтов внутри практически любого жилого квартала или комплекса:
1. Использование детских площадок, специально для этого не оборудованных, для активных спортивных игр - это потенциально ведет к травмам младших детей от мяча или столкновения с более старшими детьми, играющими в футбол/воллейбол/баскетбол и т.д.
2. Организация "стихийных" площадок для активных игр в местах, для этого не предназначенных (вблизи проезжей части, жилых домов, автопарковок и т.д.) - это ведет к порче частного имущества, потенциальным авариям на дорогах.
01.08.2024 15:35
Принято в работу
Сертификат
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.7
1
Законодательство об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительное законодательство об административных правонарушениях
Цитата
Здравствуйте. Прошу рассмотреть коллизию между ч.1 ст.13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и положениями Закона Республики Беларусь «О лицензировании» (далее – Закон) в части применения мер воздействия и административных взысканий в отношении лицензиатов.
Часть 2 статьи 1.1 КоАП гласит, что кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях, подлежат применению с учетом его положений и включению в него.
Частью 1 статьи 13.3 КоАП установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).
Согласно статье 1 Закона, лицензия – это право на осуществление вида деятельности, отнесенного к лицензируемому виду деятельности настоящим Законом, предоставленное по решению лицензирующего органа в порядке, установленном настоящим Законом, а лицензионные требования – это совокупность установленных настоящим Законом требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Из чего следует, что лицензия это не документ, а право, и какие-либо правила и условия или требования непосредственно в лицензии содержаться не могут, а излагаются непосредственно в Законе или иных нормативно-правовых актах.
Примечание: в период действия Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010 «О лицензировании отдельных видов деятельности» правила и условия лицензионной деятельности указывались в лицензиях на защищенных бланках.
Статьей 34 Закона определены меры воздействия, применяемые к лицензиатам в случаях нарушения законодательства о лицензировании. Это вынесение предписания, приостановление или прекращение лицензии. Возможность применения мер административной ответственности к лицензиатам в Законе не отражено. Кроме того, по мнению Минэкономики Республики Беларусь - ответственного госоргана за разработку Закона, лицензиаты (их работники) не подлежат привлечению к административной ответственности, т.к. Законом это не предусмотрено.
Предложение: изучить мнения всех лицензирующих органов в Республике Беларусь о необходимости привлечения лицензиатов (их работников) к административной ответственности за нарушения законодательства о лицензировании, в том числе за нарушения лицензионных требований и привести НПА в соответствие.
Минэкономики отметило, что термин «специальное разрешение (лицензия)» в Законе о лицензировании не применяется. С 1 января 2023 г. произошел переход к реестровому принципу подтверждения права, лицензия перестала быть разрешительным документом на право осуществления лицензируемого вида деятельности, а стала самим таким правом. В силу пункта 2 статьи 2 Закон о лицензировании не регулирует лицензирование: деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами); деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения; внешнеторговой деятельности; деятельности, лицензируемой Национальным банком. Минэкономики сообщило, что лицензирование обозначенных видов деятельности регулируется иными законодательными актами – Банковским кодексом и отдельными указами Главы государства. При этом в законодательных актах, регламентирующих лицензирование названных видов деятельности, термин специальное разрешение (лицензия) используется. Статьей 34 Закона о лицензировании определен исчерпывающий перечень мер воздействия, применимых к лицензиатам в случаях, предусмотренных данным Законом, в том числе при нарушении ими законодательства о лицензировании. По мнению Минэкономики применение предусмотренных пунктом 1 статьи 13.3 КоАП мер ответственности к лицензиату (в понимании Закона о лицензировании) допускается исключительно в случае, если нарушение им лицензионных требований находится в причинно-следственной связи с возникновением в его действиях признаков незаконной предпринимательской деятельности. Таким образом, Минэкономики не усматривает коллизии между нормами Закона о лицензировании и КоАП. В связи с чем изучение мнения всех лицензирующих органов в Республике Беларусь о необходимости привлечения лицензиатов (их работников) к административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании, в том числе за нарушение лицензионных требований, считает нецелесообразным.
07.08.2024 09:53
Ответ госоргана
Nadewda
Юрист
НОВИЧОК
0
0.5
0
Гражданское и гражданское процессуальное законодательство. Хозяйственное процессуальное законодательство. Законодательство об исполнительном производстве
Цитата
В целях совершенствования правового регулирования деятельности хозяйственных обществ Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон) дополнен статьей 29-1, положениями которой определяется, что в целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности хозяйственного общества его участники вправе безвозмездно вносить в имущество хозяйственного общества вклады, отвечающие требованиям к имуществу, предусмотренным частями первой и второй статьи 29 данного Закона, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей, принадлежащих его участникам; указанные вклады в имущество хозяйственного общества вносятся на основании договора, заключенного между участником и хозяйственным обществом. Исходя из смысла части первой статьи 29 Закона вкладами могут быть в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости. К имущественным правам относятся также права требования (статья 128 Гражданского кодекса (далее – ГК)). По общему правилу права требования могут быть вкладом в уставный фонд хозяйственного общества. Исходя из норм законодательства (п.2 ст.89 ГК, ч.6 ст.29, ч.8 ст.105 Закона) следует что допускается возможность зачета встречных денежных требований участника общества к самому обществу при внесении дополнительного вклада в уставный фонд этого общества. Полагаем, что вклад в имущество общества, не влекущий изменение уставного фонда, по аналогии с вкладом в уставный фонд, также может быть принят путем зачета требований такого участника к обществу. В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникают случаи, когда хозяйственное общество (например, ООО) имеет кредиторскую задолженность по переуступленному займу юридического лица-нерезидента в иностранной валюте к иностранному участнику этого общества (нерезиденту), а последний, в целях оказания финансово-экономической поддержки деятельности этого общества, намеревается внести вклад в имущество общества, не влекущий изменение его уставного фонда, в виде имущественного права – права требования по договору займа к этому обществу. Исходя из анализа норм Налогового кодекса Республики Беларусь (ст. 87, 88, 115, 174) указанные вклады не включаются в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, стоимость этих вкладов не поименована в качестве объекта по НДС и соответственно не является объектом по НДС, к анализируемым сделкам, подлежащим контролю соответствия рыночным ценам, данная операция не относится. Однако действующее законодательство не содержит детальной регламентации договора о внесении вклада в имущество хозяйственного общества и не определяет его существенных условий.Кроме того, существует мнение некоторых юристов о том, что внесение такого безвозмездного вклада в имущество общества, участником-нерезидентом, может расцениваться как иностранная безвозмездная помощь, несмотря на то что Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» определено что участник хозяйственного общества-нерезидент может внести денежный вклад в имущество хозяйственного общества в иностранной валюте. Однако Декрет Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» не содержит изъятий в части нераспространения норм указанного Декрета на вклады в имущество хозяйственного общества. В перечне исключений есть денежные средства, вносимые иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд (п.3 приложения к Декрету № 3), а про вклад, который не приводит к изменению уставного фонда прямо не сказано. В этом случае возникает риск признания такой безвозмездной передачи иностранной безвозмездной помощью со всеми вытекающими налоговыми последствиями. В соответствии с изложенным, считаю необходимым детализировать и конкретизировать нормы законодательства, регламентирующие вопросы внесения безвозмездного вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящего к увеличению его уставного фонда и изменению размера долей его участников, участником-нерезидентом общества в виде имущественных прав – прав требования по договору займа к этому обществу.
1. Минэкономики сообщило, что в существующей редакции статьи 291 Закона о хозяйственных обществах возможность внесения вкладов в имущество хозяйственного общества не ограничена четко очерченными направлениями их использования в целях максимально гибкого как для самого хозяйственного общества, так и для его участников решения финансовых затруднений в деятельности общества. В этой связи Минэкономики считает нецелесообразным устанавливать какие-либо требования к содержанию договора о внесении вкладов в имущество хозяйственного общества. 2. В части зачета требований участника хозяйственного общества к обществу при внесении вклада, не увеличивающего уставный фонд, Минэкономики отмечает, что такая возможность не предусмотрена и не регулируется статьей 291 Закона о хозяйственных обществах. Исходя из чего Минэкономики полагает, что применение такого зачета выходит за пределы нормативного регулирования статьи 291 Закона о хозяйственных обществах, так как в соответствии со статьей 381 Гражданского кодекса зачет требований является одним из способов прекращения обязательства, а не самостоятельным обязательством. 3. В отношении внесения вкладов в имущество хозяйственного общества иностранными участниками применяется порядок, предусмотренный Декретом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи». Данная практика сформирована с учетом статьи 3 Закона, которая предусматривает действия иных законодательных актов на правовое положение и деятельность хозяйственных обществ. Исходя из определения понятия «иностранная безвозмездная помощь», безвозмездное внесение иностранным участником вклада в имущество хозяйственного общества может быть квалифицировано как иностранная безвозмездная помощь. При этом, вклады, вносимые иностранными учредителями в уставный фонд хозяйственного общества, в виде имущества или денежных средств при создании общества не являются иностранной безвозмездной помощью. Такие вклады обозначены как исключения. Таким образом, квалификация вклада иностранного участника в качестве иностранной безвозмездной помощи определяется исходя из конкретных обстоятельств, целей вклада, а также возмездного (безвозмездного) характера вносимого вклада.
08.08.2024 15:13
Ответ госоргана
АНДРЕЙ М
Юрист
НОВИЧОК
0
0.7
14
Законодательство о здравоохранении
Цитата
В силу части восьмой статьи 37[6] Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» (далее – Закон о здравоохранении) получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение медицинской информации, содержащейся в централизованной информационной системе здравоохранения, в том числе обработка персональных данных в целях организации оказания медицинской помощи, осуществляются медицинскими работниками без согласия пациентов или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, за исключением случая, когда пациент или лица, указанные в части второй статьи 18 настоящего Закона, отказались от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения.
Наличие в части восьмой статьи37[6] Закона о здравоохранении исключения «за исключением случая, когда пациент или лица, указанные в части второй статьи 18 настоящего Закона, отказались от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения.» создаёт ряд проблем при использовании информационных систем организациями здравоохранения.
При отказе пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в информационную систему медицинские документы (медицинская карта пациента для амбулаторно-поликлинических организаций, медицинская карта стационарного пациента и др.) будут обрабатываться медицинскими работниками «по старинке», т.е. на бумажном носителе, вследствие чего:
1. не будут достигнуты цели обработки данных для обеспечения полноты и достоверности статистического учёта данных о случаях оказания медицинской помощи;
2. не в полной мере будут реализованы основные цели функционирования информационных систем в здравоохранении - содействие улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи, в том числе:
содействие процессу принятия клинических решений;
улучшение качества и эффективности принимаемых управленческих решений на основе статистических и аналитических данных;
обеспечение условий для непрерывного профессионального образования в области здравоохранения.
3. не будет создана электронная медицинская карта пациента и пациент не сможет создать личный кабинет, вследствие чего, он будет лишён возможности записаться на приём, получить электронный рецепт, видеть все свои показатели в диспансеризации и т.д.;
4. возникнут трудности в проведении исследований и обследований с применением современного диагностического оборудования (РКТ, МРТ, УЗИ и др.), так как программным обеспечением диагностического комплекса предусмотрено внесение персональных данных пациента в компьютер, который может являться самостоятельной информационной системой, или входить в информационную систему организаций здравоохранения.
Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных) является специальным законодательным актом, направленным на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных.
В Законе о защите персональных данных приведено определение термина обработка персональных данных – это любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление персональных данных.
Данный термин является одним из ключевых, поскольку именно в процессе обработки персональных данных на оператора возлагаются обязанности по соблюдению требований Закона о защите персональных данных.
В части восьмой статьи 36[7] Закона о здравоохранении используются термины для описания действий с медицинской информацией: получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение; и обработка персональных данных, которые устанавливают различия в действиях с медицинской информацией и персональными данными, являющимися, по своей сути, разновидностями обработки. Исходя из установленных требований указанные действия с медицинской информацией и персональными данными не являются юридически равнозначными, так как по правилу исключения, закреплённого в части восьмой статьи 36[7] Закона о здравоохранении, пациент или лица, указанные в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, имеют право отказаться от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения, а в отношении персональных данных такое исключение не установлено.
Сведения о состоянии здоровья, обрабатываемые организациями здравоохранения, подпадают под признаки персональных данных и в то же время являются врачебной тайной. Происходит удвоение правового режима защиты данных, что может привести к сложностям на практике в связи с отличающимися требованиями различных нормативных правовых актов.
В силу Закона о защите персональных данных, по моему мнению, информация, составляющая врачебную тайну – это специальные персональные данные, в связи с чем, в законодательном акте необходимо рассматривать термины «информация, составляющая врачебную тайну» и «медицинская информация» в контексте термина «специальные персональные данные», что приведёт к обеспечению единства терминологии в законодательстве, единообразного понимания и применения нормативных правовых предписаний.
Положением части восьмой статьи 36[7] Закона о здравоохранении установлено, что обработка медицинской информации и персональных данных осуществляется медицинскими работниками без согласия пациентов или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении. Однако указанные действия осуществляют и другие работники организаций здравоохранения: бухгалтер, экономист, и другие работники, которые не являются медицинскими работниками.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите персональных данных, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, а в случае обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных - цели обработки персональных данных устанавливаются настоящим Законом и иными законодательными актами.
Организации здравоохранения обрабатывают персональные данные и специальные персональные данные, с целями, указанными в ст.ст. 6 и 8 Закона о защите персональных данных, которые не устанавливают получение согласия на их обработку, а именно при обработке:
1. персональных данных:
при реализации норм законодательства в области национальной безопасности;
при рассмотрении вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, предоставлением статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь;
для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
при получении персональных данных оператором на основании договора, заключённого (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором;
для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или иных лиц, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
в случаях, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
2. специальных персональных данных:
в целях организации оказания медицинской помощи при условии, что такие персональные данные обрабатываются медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну;
для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
для осуществления административных процедур;
для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или иных лиц, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
в случаях, когда обработка специальных персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
С целью логического построения законодательных актов, обеспечения последовательности, взаимосвязанности и согласованности положений нормативного правового акта, а также соблюдения требований к нормативному правовому акту быть конкретным, однозначным и достаточным, исключения дублирования нормативных правовых предписаний нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу, считаю необходимым внести в Закон о здравоохранении отдельную статью, устанавливающую требования по обработке персональных данных, так как, по моему мнению, положения статьи 37[6] Закона о здравоохранении «Централизованная информационная система здравоохранения» регулируют отношения в области функционирования централизованной информационной системы здравоохранения, а в организациях здравоохранения пользуются удалённым доступом к автоматизированной информационной системе «Электронный рецепт», локальными медицинскими информационными системами базового уровня (АИС «МЕДиК», МИС «Лекарь» и др.)самостоятельными медицинскими приборно-компьютерными системами, используемыми в компьютерной томографии (магнитно-резонансная, рентгеновская, ультразвуковая), медицинских лабораторных исследованиях, компьютерной флюорографии, экспертные системы и др.
С учётом новых подходов к регулированию персональных данных, закреплённых в Законе о защите персональных данных а также с целью устранения несогласованности положений законодательных актов, регулирующих одни и те же общественные отношения, исключения внутренних противоречий; обеспечения единства терминологии в законодательстве, считаю целесообразным внести следующие изменения и дополнения:
1. Внести в Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» следующие изменения:
1.1. Часть первую статьи 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Термин «персональные данные» используется в настоящем Законе в значении, определенном Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных.».
1.2. В статье 37[6]:
часть восьмую исключить.
1.3. Дополнить Закон статьёй 37[8] следующего содержания:
«Статья 37[8]. Обработка персональных данных в организациях здравоохранения осуществляется работниками здравоохранения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных.».
1.4.в статье 44:
часть четырнадцатую исключить.
2. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. № 74 «О формах и порядке дачи и отзыва согласия на внесение и обработку персональных данных пациента» отменить.
Отсутствие права пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, на отказ от обработки персональных данных информационных системах организаций здравоохранения, не может рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, так как, в соответствии со статьёй 23 Конституцией Республики Беларусь, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Также государство создаёт условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании (часть вторая статьи 28 Конституции Республики Беларусь).
Правовой режим информации, составляющей врачебную тайну, определён положениями Закона о здравоохранении.
Отсутствие права пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, на отказ от обработки персональных данных в информационных системах организаций здравоохранения, закреплённого в Законе о здравоохранении, можно применить по аналогии отсутствия права гражданина на отказ от внесение информации в государственную централизованную автоматизированную информационную систему (регистр населения), основу которой составляет база персональных данных граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения»).
Принятие указанного предложения будет способствовать цифровой трансформации Министерства здравоохранения — одному из ключевых направлений инновационного развития страны, а также реализации основных задач функционирования информационных систем в здравоохранении, а именно:
развитие электронного здравоохранения;
обработку информации о состоянии здоровья пациентов;
защиту информации, содержащейся в информационных системах, в соответствии с законодательством;
перевод медицинских услуг в электронный вид;
создание единого электронного архива медицинской информации о пациентах на основе электронной медицинской карты пациента;
обеспечение функционирования системы поддержки принятия клинических решений;
обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в порядке и на условиях, определенных законодательством;
предоставление доступа гражданам к услугам в области здравоохранения с использованием личного электронного кабинета пациента;
обеспечение технических и организационных условий для реализации прав и законных интересов пациентов при использовании информационных технологий.
Министерство здравоохранения проинформировало, что в настоящее время ведется работа над главой «Информационное обеспечение в области здравоохранения» Кодекса о здравоохранении, где планируется урегулировать вопросы, связанные с обработкой персональных данных при организации оказания медицинской помощи.Предложенный подход по обеспечению единства терминологии и положений Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» и Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» является обоснованным и позволит обеспечить взаимосвязанность и согласованность терминологии в законодательстве, а также устранит сложившуюся правовую неопределенность.Вместе с тем Министерство здравоохранения полагает целесообразным применять на практике положения Инструкции о формах и порядке дачи и отзыва согласия на внесение и обработку персональных данных, информации, составляющей врачебную тайну, отказа от их внесения и обработки и порядке информирования о праве на отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. № 74, до принятия Кодекса о здравоохранении в связи с тем, что данный механизм отказа заложен в Законе о здравоохранении.
12.08.2024 08:43
Ответ госоргана
oaoraps
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.7
0
Жилищное законодательство
Цитата
Описание проблемы:В собственности нашего ОАО (сельскохозяйственная организация) имеются жилые помещения (квартиры, дома), которые предоставляются работникам для проживания на период трудовых отношений по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда организаций; на основании указанных договоров найма работники и члены их семей регистрируются по месту жительства в предоставленном жилом помещении (абзац четвертый подп. 4.2. п. 4 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утв. Указом от 07.09.2007 № 413 "О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания" (далее - Положение)). В связи с особыми условиями труда в сельском хозяйстве в 50 % случаев работники, которым предоставлено жилое помещение в течение 6 месяцев увольняются, сдают предоставленное жилое помещение по акту приема-передачи и уезжают на работу в другую местность, при этом остаются зарегистрированными по месту жительства в предоставленном нами жилом помещении, т.к. по новому месту жительства у них не снялись с регистрационного учета по месту жительства прошлые жильцы, простое нежелание (бездействие) по принятию каких-либо действий по самостоятельной регистрации по новому месту жительства и другое.По причине не снятия добровольно с регистрационного учета по месту жительства в предоставленном нами жилом помещении и для регистрации вновь принятых работников, оплаты ЖКУ, мы вынуждены обращаться в суд для признания граждан утратившими права пользования жилым помещением (выселении) с соответствующими затратами (занимает не менее 6 месяцев, в этот период бывшие работники умудряются дважды поменять фактическое место жительства и место работы). Бывшие работники в 90 % случаев в суды не являются, не против удовлетворения требований, при это мы вынуждено собирать доказательства, обращаться в правоохранительные органы для установления фактического места жительства бывших работников и т.п. и только после получения решения суда снимаем граждан с регистрационного учета (абзац шестой п. 37 Положения).Аналогичная проблема у всех сельскохозяйственных организациях, даже термин существует для таких работников -- "кочевники". Таким образом, сельхозорганизации при фактическом отсутствии спора вынуждены обращаться в суды для констатации факта выезда и получения соответствующего решения суда с целью снятия бывших работников с регистрационного учета по месту жительства.Решение проблемы:Стоит обратить внимание, что данная проблема для государственного жилищного фонда уже решена: снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производит орган регистрации в случае прекращения (расторжения) договора найма арендного жилья - на основании сообщения местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа, государственной организации, заключивших договор найма арендного жилья, или уполномоченного ими лица (абзац двенадцатый п.37 Положения).Предложение:Предлагается дополнить пункт 37 Положения абзацами следующего содержания:1. прекращения (расторжения) договора найма жилого помещения - на основании сообщения наймодателя, заключившего договор найма жилого помещения, или уполномоченного им лица;2. выезда из места жительства - на основании заявления гражданина по установленной форме о снятии с регистрационного учета по месту жительства, предоставленного в орган регистрации.Внесение изменений позволит уравнять в правах по снятию с регистрационного учета государственный и частный жилищный фонд, освободит наймодателей и суды от рассмотрения бесспорных ситуаций, защит права наймодателей и добросовестных работников от бездействия граждан.
МВД полагает необходимым сохранить имеющийся подход, действующий с 2017 года, предусматривающий необходимость предоставления бессрочных договоров найма жилого помещения частного жилищного фонда при рассмотрении заявлений граждан о регистрации по месту жительства.Административная процедура «регистрация по месту жительства граждан Республики Беларусь» предусмотрена подпунктом 13.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Перечень) и срок действия решения, принимаемого при осуществлении данной административной процедуры, является «бессрочным».Следовательно, для регистрации гражданина по месту жительства на основании договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан необходимо предоставить договор, заключенный без указания срока действия. На основании договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, заключенного на определенный соглашением сторон срок, осуществляется регистрация по месту пребывания.На имеющуюся проблематику регистрации по месту жительства по договорам найма с указанием срока действия ранее было обращено внимание Генеральной прокуратуры. В ряде случаев установлено, что регистрация граждан по месту жительства собственниками жилых помещений осуществлялась на основании срочных договоров найма. По истечении срока действия таких договоров найма в указанные помещения регистрировались другие лица на тех же условиях, имелись многочисленные факты, когда в одной комнате одновременно было зарегистрировано несколько граждан разного пола и возраста. Регистрация не предполагала реального проживания, в связи с чем был выработан иной подход к регистрации нанимателей в частные жилые помещения.По информации МВД на практике часто возникают ситуации, при которых граждане остаются проживать в жилых помещениях частного жилищного фонда несмотря на расторгнутый договор найма.Подтверждение факта временного либо постоянного отсутствия граждан является предметом рассмотрения в суде и определяется в каждом конкретном случае самостоятельно (с учетом доказательной базы сторон.)
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Улучшаем законодательство вместе
271Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ06.05.2024 16:06
Ответ госоргана
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ08.05.2024 13:26
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОК12.05.2024 11:55
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОКОчень многие льготники покупают квартиры с привлечением льготных кредитов и по льготной цене, переписывают их на своих родителей, потом снова рожают детей и снова становятся на очередь и снова строят жильё по льготам. В то же время семьи, которые реально нуждаются в жилье, не могут стать на очередь и построить хотя бы единственную квартиру: таким образом взрослым детям приходится жить с родителями всю жизнь (при этом не женясь, не рожая детей), если "хватает" метров, при этом 10 метров на человека в Минске, это крайне мало. Ведь если очередники строят жилье, им норма метров на человека выделяется другая - больше метров. А копить на квартиру своей зарплатой нужно около 20 лет (если нет супруга, если родители не могут помочь, если нет квартир от бабушек и дедушек - если жили вместе с ними). И банк не выдает такую сумму кредита, которая необходима для покупки жилья - так как зарплата должна быть в 3 раза выше для получения нужной суммы (даже с учетом имеющихся накоплений на первый взнос). Кроме всего этого, человек может быть прописан в квартире, но после смерти родителей он может не получить в наследство долю в этой квартире и может быть выписан собственником по ряду причин.
Поэтому прошу внести в перечень граждан, имеющих право стать на очередь по жилью, всех тех граждан, кто НЕ ИМЕЕТ В СОБСТВЕННОСТИ своего жилья из расчета 15 (пусть даже 10) метров жилой площади Такие люди ведь все равно не смогут бесплатно получить квартиры, однако смогут хотя бы иметь возможность взять кредит для очередников (под 11,5 процентов, а не 14%), а также будут иметь право на налоговый вычет. И возможно, будут иметь право претендовать на квартиры в домах, строящихя для очередников, где стоимость за метр гораздо ниже и хотя бы более -менее соответствует зарплатным возможностям.
20.05.2024 17:08
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКПо информации Генеральной прокуратуры и Верховного Суда проектом Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», разработанным межведомственной рабочей группой во исполнение поручения Президента Республики Беларусь по совершенствованию законодательства об уголовной ответственности, предусмотрено в том числе внесение изменений в ст.328 УК. Предложено дополнить альтернативным наказанием в виде ареста санкцию ч.1 ст.328 УК, ограничения свободы - санкцию ч.2 ст.328 УК, а также снизить нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в ч.4 ст.328 УК, с 10 до 8 лет. Названная инициатива, в случае ее реализации, призвана в более полной мере обеспечить дифференциацию уголовной ответственности за данные деяния с учетом их реальной общественной опасности и личности виновных.
Кроме того, Генеральная прокуратура проинформировала, что в силу ч.2 ст.9 УК в случае внесения указанных изменений в уголовный закон в отношении ряда осужденных назначенное наказание будет подлежать снижению.
Этим же законопроектом предлагается внести изменения в ст.ст. 57 и 115 УК, установив запрет на назначение наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним, а также женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет или детей- инвалидов, инвалидам 1 группы, впервые совершившим менее тяжкие преступления.
Одновременно Генеральная прокуратура отмечает, что вопросы справедливости назначенных наказаний лицам, виновным в незаконном обороте запрещенных психоактивных веществ, находятся на постоянном контроле в Генеральной прокуратуре. На системной основе проводятся обобщения следственно-судебной практики по указанной категории уголовных дел.
При назначении наказания лицам, виновным в незаконном обороте запрещенных психоактивных веществ, учитываются конкретные обстоятельства совершенных ими преступлений, объем вовлеченного в незаконный оборот вещества, мотивы и цели содеянного, данные о личности, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие их ответственность, а по делам в отношении несовершеннолетних - условия их жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, влияние совершеннолетних лиц.
К лицам, отбывающим наказание, ставшим на путь исправления и доказавшим свое исправление, в том числе с целью их ресоциализации, применяются институты условно-досрочного освобождения от наказания либо замены назначенного наказания более мягким (ст.ст.90-91, 119-120 УК).
В категории лиц, подпадающих под действие принятых в 2022 и 2024 гг. актов амнистии, законодателем были включены осужденные, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом запрещенных психоактивных веществ, в несовершеннолетнем возрасте.
31.07.2024 17:18
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОК01.08.2024 15:35
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКЗдравствуйте. Прошу рассмотреть коллизию между ч.1 ст.13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и положениями Закона Республики Беларусь «О лицензировании» (далее – Закон) в части применения мер воздействия и административных взысканий в отношении лицензиатов.
Часть 2 статьи 1.1 КоАП гласит, что кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях, подлежат применению с учетом его положений и включению в него.
Частью 1 статьи 13.3 КоАП установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).
Согласно статье 1 Закона, лицензия – это право на осуществление вида деятельности, отнесенного к лицензируемому виду деятельности настоящим Законом, предоставленное по решению лицензирующего органа в порядке, установленном настоящим Законом, а лицензионные требования – это совокупность установленных настоящим Законом требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Из чего следует, что лицензия это не документ, а право, и какие-либо правила и условия или требования непосредственно в лицензии содержаться не могут, а излагаются непосредственно в Законе или иных нормативно-правовых актах.
Примечание: в период действия Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 01.09.2010 «О лицензировании отдельных видов деятельности» правила и условия лицензионной деятельности указывались в лицензиях на защищенных бланках.
Статьей 34 Закона определены меры воздействия, применяемые к лицензиатам в случаях нарушения законодательства о лицензировании. Это вынесение предписания, приостановление или прекращение лицензии. Возможность применения мер административной ответственности к лицензиатам в Законе не отражено. Кроме того, по мнению Минэкономики Республики Беларусь - ответственного госоргана за разработку Закона, лицензиаты (их работники) не подлежат привлечению к административной ответственности, т.к. Законом это не предусмотрено.
Предложение: изучить мнения всех лицензирующих органов в Республике Беларусь о необходимости привлечения лицензиатов (их работников) к административной ответственности за нарушения законодательства о лицензировании, в том числе за нарушения лицензионных требований и привести НПА в соответствие.
07.08.2024 09:53
Ответ госоргана
Юрист
НОВИЧОК08.08.2024 15:13
Ответ госоргана
Юрист
НОВИЧОКНаличие в части восьмой статьи 37[6] Закона о здравоохранении исключения «за исключением случая, когда пациент или лица, указанные в части второй статьи 18 настоящего Закона, отказались от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения.» создаёт ряд проблем при использовании информационных систем организациями здравоохранения.
При отказе пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в информационную систему медицинские документы (медицинская карта пациента для амбулаторно-поликлинических организаций, медицинская карта стационарного пациента и др.) будут обрабатываться медицинскими работниками «по старинке», т.е. на бумажном носителе, вследствие чего:
1. не будут достигнуты цели обработки данных для обеспечения полноты и достоверности статистического учёта данных о случаях оказания медицинской помощи;
2. не в полной мере будут реализованы основные цели функционирования информационных систем в здравоохранении - содействие улучшению доступности и повышению качества оказания медицинской помощи, в том числе:
содействие процессу принятия клинических решений;
улучшение качества и эффективности принимаемых управленческих решений на основе статистических и аналитических данных;
обеспечение условий для непрерывного профессионального образования в области здравоохранения.
3. не будет создана электронная медицинская карта пациента и пациент не сможет создать личный кабинет, вследствие чего, он будет лишён возможности записаться на приём, получить электронный рецепт, видеть все свои показатели в диспансеризации и т.д.;
4. возникнут трудности в проведении исследований и обследований с применением современного диагностического оборудования (РКТ, МРТ, УЗИ и др.), так как программным обеспечением диагностического комплекса предусмотрено внесение персональных данных пациента в компьютер, который может являться самостоятельной информационной системой, или входить в информационную систему организаций здравоохранения.
Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных) является специальным законодательным актом, направленным на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных.
В Законе о защите персональных данных приведено определение термина обработка персональных данных – это любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление персональных данных.
Данный термин является одним из ключевых, поскольку именно в процессе обработки персональных данных на оператора возлагаются обязанности по соблюдению требований Закона о защите персональных данных.
В части восьмой статьи 36[7] Закона о здравоохранении используются термины для описания действий с медицинской информацией: получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение; и обработка персональных данных, которые устанавливают различия в действиях с медицинской информацией и персональными данными, являющимися, по своей сути, разновидностями обработки. Исходя из установленных требований указанные действия с медицинской информацией и персональными данными не являются юридически равнозначными, так как по правилу исключения, закреплённого в части восьмой статьи 36[7] Закона о здравоохранении, пациент или лица, указанные в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, имеют право отказаться от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения, а в отношении персональных данных такое исключение не установлено.
Сведения о состоянии здоровья, обрабатываемые организациями здравоохранения, подпадают под признаки персональных данных и в то же время являются врачебной тайной. Происходит удвоение правового режима защиты данных, что может привести к сложностям на практике в связи с отличающимися требованиями различных нормативных правовых актов.
В силу Закона о защите персональных данных, по моему мнению, информация, составляющая врачебную тайну – это специальные персональные данные, в связи с чем, в законодательном акте необходимо рассматривать термины «информация, составляющая врачебную тайну» и «медицинская информация» в контексте термина «специальные персональные данные», что приведёт к обеспечению единства терминологии в законодательстве, единообразного понимания и применения нормативных правовых предписаний.
Положением части восьмой статьи 36[7] Закона о здравоохранении установлено, что обработка медицинской информации и персональных данных осуществляется медицинскими работниками без согласия пациентов или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении. Однако указанные действия осуществляют и другие работники организаций здравоохранения: бухгалтер, экономист, и другие работники, которые не являются медицинскими работниками.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите персональных данных, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, а в случае обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных - цели обработки персональных данных устанавливаются настоящим Законом и иными законодательными актами.
Организации здравоохранения обрабатывают персональные данные и специальные персональные данные, с целями, указанными в ст.ст. 6 и 8 Закона о защите персональных данных, которые не устанавливают получение согласия на их обработку, а именно при обработке:
1. персональных данных:
при реализации норм законодательства в области национальной безопасности;
при рассмотрении вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, предоставлением статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь;
для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
при получении персональных данных оператором на основании договора, заключённого (заключаемого) с субъектом персональных данных, в целях совершения действий, установленных этим договором;
для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или иных лиц, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
в случаях, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
2. специальных персональных данных:
в целях организации оказания медицинской помощи при условии, что такие персональные данные обрабатываются медицинским, фармацевтическим или иным работником здравоохранения, на которого возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных и в соответствии с законодательством распространяется обязанность сохранять врачебную тайну;
для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования официальной статистической информации;
для осуществления административных процедур;
для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или иных лиц, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
в случаях, когда обработка специальных персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами.
С целью логического построения законодательных актов, обеспечения последовательности, взаимосвязанности и согласованности положений нормативного правового акта, а также соблюдения требований к нормативному правовому акту быть конкретным, однозначным и достаточным, исключения дублирования нормативных правовых предписаний нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу, считаю необходимым внести в Закон о здравоохранении отдельную статью, устанавливающую требования по обработке персональных данных, так как, по моему мнению, положения статьи 37[6] Закона о здравоохранении «Централизованная информационная система здравоохранения» регулируют отношения в области функционирования централизованной информационной системы здравоохранения, а в организациях здравоохранения пользуются удалённым доступом к автоматизированной информационной системе «Электронный рецепт», локальными медицинскими информационными системами базового уровня (АИС «МЕДиК», МИС «Лекарь» и др.) самостоятельными медицинскими приборно-компьютерными системами, используемыми в компьютерной томографии (магнитно-резонансная, рентгеновская, ультразвуковая), медицинских лабораторных исследованиях, компьютерной флюорографии, экспертные системы и др.
С учётом новых подходов к регулированию персональных данных, закреплённых в Законе о защите персональных данных а также с целью устранения несогласованности положений законодательных актов, регулирующих одни и те же общественные отношения, исключения внутренних противоречий; обеспечения единства терминологии в законодательстве, считаю целесообразным внести следующие изменения и дополнения:
1. Внести в Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» следующие изменения:
1.1. Часть первую статьи 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Термин «персональные данные» используется в настоящем Законе в значении, определенном Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных.».
1.2. В статье 37[6]:
часть восьмую исключить.
1.3. Дополнить Закон статьёй 37[8] следующего содержания:
«Статья 37[8]. Обработка персональных данных в организациях здравоохранения осуществляется работниками здравоохранения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных.».
1.4.в статье 44:
часть четырнадцатую исключить.
2. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. № 74 «О формах и порядке дачи и отзыва согласия на внесение и обработку персональных данных пациента» отменить.
Отсутствие права пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, на отказ от обработки персональных данных информационных системах организаций здравоохранения, не может рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, так как, в соответствии со статьёй 23 Конституцией Республики Беларусь, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Также государство создаёт условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании (часть вторая статьи 28 Конституции Республики Беларусь).
Правовой режим информации, составляющей врачебную тайну, определён положениями Закона о здравоохранении.
Отсутствие права пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении, на отказ от обработки персональных данных в информационных системах организаций здравоохранения, закреплённого в Законе о здравоохранении, можно применить по аналогии отсутствия права гражданина на отказ от внесение информации в государственную централизованную автоматизированную информационную систему (регистр населения), основу которой составляет база персональных данных граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь 21 июля 2008 г. № 418-З «О регистре населения»).
Принятие указанного предложения будет способствовать цифровой трансформации Министерства здравоохранения — одному из ключевых направлений инновационного развития страны, а также реализации основных задач функционирования информационных систем в здравоохранении, а именно:
развитие электронного здравоохранения;
обработку информации о состоянии здоровья пациентов;
защиту информации, содержащейся в информационных системах, в соответствии с законодательством;
перевод медицинских услуг в электронный вид;
создание единого электронного архива медицинской информации о пациентах на основе электронной медицинской карты пациента;
обеспечение функционирования системы поддержки принятия клинических решений;
обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в порядке и на условиях, определенных законодательством;
предоставление доступа гражданам к услугам в области здравоохранения с использованием личного электронного кабинета пациента;
обеспечение технических и организационных условий для реализации прав и законных интересов пациентов при использовании информационных технологий.
12.08.2024 08:43
Ответ госоргана
Пользователь
НОВИЧОК27.08.2024 10:59
Ответ госоргана
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться