При расследовании и рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетних существует ряд проблем, которые необходимо устранить:
— отсутствует особая специализация судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних. В настоящее время в РБ уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривает коллегия в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей. Особая специализация судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, имеющих подготовку не только по вопросам права, но и педагогики, психологии, социологии, отсутствует. Народные заседатели, привлекаемые на такие дела, не имеют специальной профессиональной компетентности;
— конфиденциальность судебного разбирательства по делам несовершеннолетних не безусловна и не распространяется на провозглашение приговора. Решение вопроса о проведении закрытого судебного заседания относится к дискреционным полномочиям суда, к его усмотрению, и используется, как правило, чтобы скрыть злоупотребления и нарушения прав ребенка государственными органами;
— есть случаи привлечения к участию в оперативно-розыскных мероприятиях несовершеннолетних лиц без ведома законных представителей, при этом не была исключена возможность участия в этом ОРМ взрослого.
Пример: При ведении уголовного процесса в отношении несовершеннолетнего Г. Короткевича (Могилев) были нарушены права и иных несовершеннолетних. В частности, в качестве подставного покупателя был вовлечен несовершеннолетний, проходивший по уголовному делу под псевдонимом «Белов». Участие в проводимых оперативных мероприятиях именно несовершеннолетнего лица не было обязательным. Родители несовершеннолетнего «Белова» в известность об участии его в ОРМ не ставились.
— не предусмотрено обязательное участие в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Между тем, непосредственное присутствие в судебном заседании представителей вышеуказанных учреждений способствовало бы не только более полному выяснению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, но и уяснению возможных недостатков в воспитательной или исправительной работе соответствующих органов и учреждений;
— на стадиях производства по делам в отношении несовершеннолетних не предусмотрено обязательное взаимодействие органов уголовного преследования с социальными службами, что препятствует использованию педагогических, психологических и социологических знаний при изучении личности несовершеннолетнего при применении к нему мер уголовно-правового воздействия. На практике установление обстоятельств в отношении личности несовершеннолетнего ограничивается лишь получением справки о том, состоит ли подросток на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, характеристики с места учебы (работы) подростка, а также проведением опроса соседей. В итоге судья, рассматривающий дело, не обладает необходимым объемом информации о личности обвиняемого, что приводит к односторонности и неполноте проведения судебного следствия.
05.03.2021 03:50
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Система профилактики правонарушаемости и преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь находится на крайне низком уровне. Система государственных органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, является многоуровневой и сложной. Функции и задачи отдельных звеньев часто дублируются, нормы, регулирующие права несовершеннолетних, гарантии их соблюдения, а также эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, их безнадзорности и беспризорности содержатся в различных в кодексах и иных законодательных актах РБ.
В Беларуси все еще фактически функционирует частично обновленная советская предупредительно-наказательная модель системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Это значит, что преобладает ориентация на наказание, превентивный контроль и индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями при недостаточном внимании к мерам ранней социальной профилактики, социальной адаптации и ресоциализации, восстановительного ювенального правосудия.
Проблемы совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних в Республики Беларусь кроются и в системе исполнения наказания. Следует уходить от практики назначения несовершеннолетним больших сроков лишения свободы и для этого должна быть использована любая возможность.
После ратификации Конвенции Республикой Беларусь предпринято множество шагов по приведению национального законодательства в соответствие с нею. Были приняты значимые меры по вопросам обеспечения прав детей: значительно усилена система социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, определен и законодательно обеспечен приоритет семейных форм их воспитания, сопровождающийся государственным финансированием удерживания таких детей в семейных формах воспитания. Сделаны определенные шаги на законодательном уровне по трансформации интернатной системы, развития превентивных услуг для семей с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, улучшение межведомственного взаимодействия субъектов социальной работы с семьями с детьми.
Большинство статей Конвенции о правах ребенка имеют соответствующее отражение в национальном законодательстве, однако практика их применения остается формальной или не соответствует обязательствам государства по Конвенции. Поэтому, несмотря на приложенные усилия органами власти и общественными организациями, не все положения Конвенции реализуются в Республике Беларусь.
Для решения актуальных проблем в сфере прав детей в Республике Беларусь необходимы следующие шаги для имплементации Конвенции в Уголовный и Уголовно-Процессуальный Кодекс в Республике Беларусь:
05.03.2021 03:58
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Ст.9 Конвенции по правам ребенка:
Ввести уголовную ответственность в отношении должностных лиц за безосновательное изъятие детей из семьи (в том числе для прекращения произвола при принятии решений об изъятии детей из семей уточнить в законодательстве понятие «ненадлежащее выполнение родителями обязанности по воспитанию и содержанию детей»).
Законодательно закрепить и регламентировать на подзаконном уровне совместное проживание матери и ребенка в условиях учреждений уголовно исполнительной системы.
05.03.2021 04:00
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Ст.20 Конвенции:
Предусмотреть уголовную ответственность должностных лиц за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.
05.03.2021 04:01
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Ст.37, 40 Конвенции:
Совершенствовать осуществление правосудия в отношении детей:
— создать специализированные коллегии для рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних;
— конкретизировать перечень «условий жизни и воспитания», подлежащих установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних;
— запретить вовлечение в оперативно-розыскную деятельность несовершеннолетних и предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в ОРМ;
— ужесточить наказание и уголовную ответственность следственных органов за массовые нарушения прав детей на досудебных стадиях, необоснованное применение самой суровой меры пресечения (заключение под стражу), за пытки, физическое и психологическое насилие, а также на то, что часто доказательства вины несовершеннолетнего добываются незаконно и с нарушением белорусского законодательства;
ввести уголовную ответственность для следственных и иных органов за неоказание медицинской, психологической и иной помощи, в том числе при суицидах несовершеннолетних в местах заключения.
Закрепить в Уголовном кодексе РБ и на практике пробацию в качестве меры наказания лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также добровольную и конфиденциальную форму примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым) – медиацию.
05.03.2021 04:04
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Ст.19, 37а:
Разработать действенные меры, в том числе уголовную ответственность, которые направлены на предотвращение всех форм насилия над несовершеннолетними, в том числе и семейного насилия, пыток несовершеннолетних сотрудниками милиции.
05.03.2021 04:08
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Исключить практику принудительного изъятия детей из семей, поскольку это нарушает Конституцию Республики Беларусь.
— Необходимо четко определить, что подразумевается под «иными случаями» «несоблюдения родительских обязанностей».
— Предусмотреть наказание для государственных чиновников за неоправданное/необоснованное изъятие ребенка из семьи (биологической или приемной).
— Прекратить преследование социально и политически активных женщин и их детей как способ наказания за их активность/политические взгляды.
— Обеспечить родительские права людей с ограниченными возможностями и внести соответствующие изменения, предотвращающие изъятие детей у таких родителей, в статью 116 Конституции Республики Беларусь, Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие соответствующие законы.
05.03.2021 04:18
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Ввести правовую норму, которая обяжет государственные органы предоставлять родителям по их просьбе копии всех документов, связанных с решением об изъятии ребенка из семьи с целью обеспечения права родителей на правосудие.
05.03.2021 04:20
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Дети, родители которых неизвестны, должны иметь возможность пользоваться правами на пособие по случаю потери кормильца. Соответствующие изменения должны быть внесены в ст.35 Закона «О пенсионном обеспечении Республики Беларусь».
05.03.2021 04:21
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Признать, что каждый ребенок может учиться и имеет право посещать школу (внести соответствующие изменения в законы).
Поручить всем учебным заведениям предпринять соответствующие шаги для обеспечения доступности образования для детей-инвалидов/детей с особыми потребностями. Снять ограничения на трудоустройство (установленные Министерством здравоохранения) и обеспечить условия труда, соответствующие индивидуальным потребностям.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Улучшаем законодательство вместе
271Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 03:50
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 03:58
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:01
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:04
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:08
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:18
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:20
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:21
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:23
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться