При расследовании и рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетних существует ряд проблем, которые необходимо устранить:
— отсутствует особая специализация судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних. В настоящее время в РБ уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривает коллегия в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей. Особая специализация судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, имеющих подготовку не только по вопросам права, но и педагогики, психологии, социологии, отсутствует. Народные заседатели, привлекаемые на такие дела, не имеют специальной профессиональной компетентности;
— конфиденциальность судебного разбирательства по делам несовершеннолетних не безусловна и не распространяется на провозглашение приговора. Решение вопроса о проведении закрытого судебного заседания относится к дискреционным полномочиям суда, к его усмотрению, и используется, как правило, чтобы скрыть злоупотребления и нарушения прав ребенка государственными органами;
— есть случаи привлечения к участию в оперативно-розыскных мероприятиях несовершеннолетних лиц без ведома законных представителей, при этом не была исключена возможность участия в этом ОРМ взрослого.
Пример: При ведении уголовного процесса в отношении несовершеннолетнего Г. Короткевича (Могилев) были нарушены права и иных несовершеннолетних. В частности, в качестве подставного покупателя был вовлечен несовершеннолетний, проходивший по уголовному делу под псевдонимом «Белов». Участие в проводимых оперативных мероприятиях именно несовершеннолетнего лица не было обязательным. Родители несовершеннолетнего «Белова» в известность об участии его в ОРМ не ставились.
— не предусмотрено обязательное участие в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Между тем, непосредственное присутствие в судебном заседании представителей вышеуказанных учреждений способствовало бы не только более полному выяснению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, но и уяснению возможных недостатков в воспитательной или исправительной работе соответствующих органов и учреждений;
— на стадиях производства по делам в отношении несовершеннолетних не предусмотрено обязательное взаимодействие органов уголовного преследования с социальными службами, что препятствует использованию педагогических, психологических и социологических знаний при изучении личности несовершеннолетнего при применении к нему мер уголовно-правового воздействия. На практике установление обстоятельств в отношении личности несовершеннолетнего ограничивается лишь получением справки о том, состоит ли подросток на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, характеристики с места учебы (работы) подростка, а также проведением опроса соседей. В итоге судья, рассматривающий дело, не обладает необходимым объемом информации о личности обвиняемого, что приводит к односторонности и неполноте проведения судебного следствия.
05.03.2021 03:50
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Система профилактики правонарушаемости и преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь находится на крайне низком уровне. Система государственных органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, является многоуровневой и сложной. Функции и задачи отдельных звеньев часто дублируются, нормы, регулирующие права несовершеннолетних, гарантии их соблюдения, а также эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, их безнадзорности и беспризорности содержатся в различных в кодексах и иных законодательных актах РБ.
В Беларуси все еще фактически функционирует частично обновленная советская предупредительно-наказательная модель системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Это значит, что преобладает ориентация на наказание, превентивный контроль и индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями при недостаточном внимании к мерам ранней социальной профилактики, социальной адаптации и ресоциализации, восстановительного ювенального правосудия.
Проблемы совершенствования профилактики преступности несовершеннолетних в Республики Беларусь кроются и в системе исполнения наказания. Следует уходить от практики назначения несовершеннолетним больших сроков лишения свободы и для этого должна быть использована любая возможность.
После ратификации Конвенции Республикой Беларусь предпринято множество шагов по приведению национального законодательства в соответствие с нею. Были приняты значимые меры по вопросам обеспечения прав детей: значительно усилена система социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, определен и законодательно обеспечен приоритет семейных форм их воспитания, сопровождающийся государственным финансированием удерживания таких детей в семейных формах воспитания. Сделаны определенные шаги на законодательном уровне по трансформации интернатной системы, развития превентивных услуг для семей с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, улучшение межведомственного взаимодействия субъектов социальной работы с семьями с детьми.
Большинство статей Конвенции о правах ребенка имеют соответствующее отражение в национальном законодательстве, однако практика их применения остается формальной или не соответствует обязательствам государства по Конвенции. Поэтому, несмотря на приложенные усилия органами власти и общественными организациями, не все положения Конвенции реализуются в Республике Беларусь.
Для решения актуальных проблем в сфере прав детей в Республике Беларусь необходимы следующие шаги для имплементации Конвенции в Уголовный и Уголовно-Процессуальный Кодекс в Республике Беларусь:
05.03.2021 03:58
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Ст.9 Конвенции по правам ребенка:
Ввести уголовную ответственность в отношении должностных лиц за безосновательное изъятие детей из семьи (в том числе для прекращения произвола при принятии решений об изъятии детей из семей уточнить в законодательстве понятие «ненадлежащее выполнение родителями обязанности по воспитанию и содержанию детей»).
Законодательно закрепить и регламентировать на подзаконном уровне совместное проживание матери и ребенка в условиях учреждений уголовно исполнительной системы.
05.03.2021 04:00
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Ст.20 Конвенции:
Предусмотреть уголовную ответственность должностных лиц за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.
05.03.2021 04:01
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Ст.37, 40 Конвенции:
Совершенствовать осуществление правосудия в отношении детей:
— создать специализированные коллегии для рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних;
— конкретизировать перечень «условий жизни и воспитания», подлежащих установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних;
— запретить вовлечение в оперативно-розыскную деятельность несовершеннолетних и предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в ОРМ;
— ужесточить наказание и уголовную ответственность следственных органов за массовые нарушения прав детей на досудебных стадиях, необоснованное применение самой суровой меры пресечения (заключение под стражу), за пытки, физическое и психологическое насилие, а также на то, что часто доказательства вины несовершеннолетнего добываются незаконно и с нарушением белорусского законодательства;
ввести уголовную ответственность для следственных и иных органов за неоказание медицинской, психологической и иной помощи, в том числе при суицидах несовершеннолетних в местах заключения.
Закрепить в Уголовном кодексе РБ и на практике пробацию в качестве меры наказания лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также добровольную и конфиденциальную форму примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым) – медиацию.
05.03.2021 04:04
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Ст.19, 37а:
Разработать действенные меры, в том числе уголовную ответственность, которые направлены на предотвращение всех форм насилия над несовершеннолетними, в том числе и семейного насилия, пыток несовершеннолетних сотрудниками милиции.
05.03.2021 04:08
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Исключить практику принудительного изъятия детей из семей, поскольку это нарушает Конституцию Республики Беларусь.
— Необходимо четко определить, что подразумевается под «иными случаями» «несоблюдения родительских обязанностей».
— Предусмотреть наказание для государственных чиновников за неоправданное/необоснованное изъятие ребенка из семьи (биологической или приемной).
— Прекратить преследование социально и политически активных женщин и их детей как способ наказания за их активность/политические взгляды.
— Обеспечить родительские права людей с ограниченными возможностями и внести соответствующие изменения, предотвращающие изъятие детей у таких родителей, в статью 116 Конституции Республики Беларусь, Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие соответствующие законы.
05.03.2021 04:18
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Ввести правовую норму, которая обяжет государственные органы предоставлять родителям по их просьбе копии всех документов, связанных с решением об изъятии ребенка из семьи с целью обеспечения права родителей на правосудие.
05.03.2021 04:20
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Дети, родители которых неизвестны, должны иметь возможность пользоваться правами на пособие по случаю потери кормильца. Соответствующие изменения должны быть внесены в ст.35 Закона «О пенсионном обеспечении Республики Беларусь».
05.03.2021 04:21
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
46.0
395
Признать, что каждый ребенок может учиться и имеет право посещать школу (внести соответствующие изменения в законы).
Поручить всем учебным заведениям предпринять соответствующие шаги для обеспечения доступности образования для детей-инвалидов/детей с особыми потребностями. Снять ограничения на трудоустройство (установленные Министерством здравоохранения) и обеспечить условия труда, соответствующие индивидуальным потребностям.
Улучшаем законодательство вместе
246Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 03:50
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 03:58
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:01
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:04
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:08
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:18
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:20
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:21
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ05.03.2021 04:23
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться