• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Важно Ваше мнение
  • Улучшаем законодательство вместе
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах

ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ

Улучшаем законодательство вместе

299
Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
0
8.0 75
Цитата
Предложение в Положение о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением от 30 сентября 2016 г. № 791.

В настоящий момент в законодательстве отсутствует оценка соответствия проектных решений градостроительной и проектной документации режимам зон охраны недвижимых историко-культурных ценностей в случае строительства на территории этих зон охраны. Ни на одном из бумажных этапов ни один госорган ни при каких согласованиях и экспертизах этого не проверяет.

Министерство культуры только проверяет наличие проекта зон охраны историко-культурных ценностей при согласовании градостроительных проектов и согласовывает научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях. Но при этом все другие госорганы считают, что все проектные решения градостроительной и проектной документации на территории зон охраны согласованы министерством культуры, и не смотрят, что в реальности происходит с режимами зон охраны.

И сейчас единственный способ проверить соблюдение режимов зон охраны историко-культурных ценностей это провести проверку соблюдения законодательства в области охраны историко-культурного наследия в рамках указа от 16.10.2009 № 510, когда уже все построено и все нарушено.

Согласно ст. 15 конституции, государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия. Т. е. сохранение историко-культурного наследия относится к важнейшим общественным отношениям (ст. 12 закона о нормативных правовых актах). А согласно ст. 105 кодекса о культуре, проекты зон охраны историко-культурных ценностей как раз и разрабатываются для обеспечения сохранения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и окружающей среды. И это очень странно, что до сих пор никто не проверяет обеспечивается ли соблюдение режимов зон охраны на этапе проектирования.

Режимы зон охраны как правило формулируются на языке строительства, т. е. проверить их соблюдение могут только строители. Поэтому предлагаю добавить к требованиям, на соответствие которым проводится государственная строительная экспертиза, еще и оценку соответствия проектных решений режимам зон охраны историко-культурных ценностей. Это ограничит планирование нарушений режимов зон охраны историко-культурных ценностей при разработке градостроительной и проектной документации.

Согласно информации, представленной Министерством архитектуры и строительства и Министерством культуры, в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 130 Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс) градостроительные проекты, содержащие сведения об археологических объектах, в том числе о памятниках археологии, подлежат согласованию с Национальной академией наук Беларуси, а градостроительные проекты, содержащие сведения о других историко-культурных ценностях, – с Министерством культуры. В соответствии с подпунктом 1.61 пункта 1 статьи 14 Кодекса выполнение установленных проектами зон охраны историко-культурных ценностей режимов содержания и использования территорий и зон охраны историко-культурных ценностей обеспечивают местные исполнительные и распорядительные органы, которые в рамках своих полномочий по осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности выдают разрешительную документацию, согласовывают градостроительную, проектную, землеустроительную (иную) документацию, в том числе с учетом установленных проектами зон охраны историко-культурных ценностей режимов содержания и использования регулируемых территорий. Пунктом 111 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476, установлено, что при наличии в границах проектирования недвижимых материальных историко-культурных ценностей, для которых не утверждены проекты зон охраны, при разработке градостроительных проектов общего планирования должны быть предусмотрены мероприятия по разработке проектов зон охраны этих историко-культурных ценностей. При наличии на территории, на которую разрабатываются градостроительные проекты детального планирования, недвижимых материальных историко-культурных ценностей, в период разработки такой документации должно быть обеспечено установление зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, режимов содержания и использования при их отсутствии. В соответствии с подпунктом 8.1.8 пункта 8.1 раздела 8 строительных норм СН 3.01.02-2020 «Градостроительные проекты общего, детального и специального планирования» (далее – СН 3.01.02-2020) исходные данные для разработки детального плана должны включать, в том числе перечень историко-культурных ценностей, разработанные и утвержденные проекты зон их охраны. В таблице 8.1 СН 3.01.02-2020 предусмотрено, что в состав утверждаемой части детального плана входит проект зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, который обозначается в соответствии с приведенными условными обозначениями на чертеже проекта. При отсутствии утвержденных зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей следует разрабатывать проект зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, совмещенный с детальным планом. Также, в состав обосновывающей части входит опорный историко-культурный план, который предусматривается для территории, на которой расположены недвижимые материальные историко-культурные ценности. С учетом изложенного, предложенная корректировка законодательства не поддержана.

17.08.2025 09:57

Ответ госоргана

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
0
6.0 163
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 N 1426 "О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира" (вместе с "Положением о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира", "Положением о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий")   В Положении о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий установлено: Ч. 6 п. 7 указанного положения: В случае, если реализация проектной документации не начата по истечении двух лет со дня ее утверждения и имеется необходимость ее реализации, таксационный план подлежит актуализации и повторной сверке в соответствии с частями первой и второй настоящего пункта.   Но при этом в Положении о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира аналогичная норма отсутствует. То есть документы, которые необходимы доля получения разрешения на удаление объектов растительного мира, согласно нормам Положения о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира, а именно: ведомость учета удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира с указанием информации по каждому удаляемому, пересаживаемому объекту растительного мира (порядковый номер; порода, вид; параметры (диаметр ствола (стволов) дерева на высоте 1,3 метра, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь участка поросли (самосева) деревьев с диаметром ствола на высоте 1,3 метра до 1 см (для деревьев малоценной породы - до 4 см), кустарников); качественное состояние, за исключением участков поросли (самосева) деревьев, кустарников; планируемое действие (удаление или пересадка), причина удаления или пересадки; наличие гнезд птиц);   Бессрочны?! Сколько бы лет не прошло с момента их разработки и оформления? То есть заявление для получения разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира в местный исполнительный и распорядительный орган, администрацию парка можно подавать, прилагая документацию 3, 5, 10 и более летней давности?   Предложение. Ввести Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира в аналогичную (установленной в Положении о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий) норму, примерно такого содержания: В случае, если удаление и (или) пересадка объектов растительного мира не начаты по истечении двух лет со дня утверждения документации указанной в абз. 3 ч. 3 п. 5, ч. 1 п. 8 (Положения о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира) (и прилагаемой к этой документации схемы расположения удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира), указанную в абз. 4 ч. 3 п. 5 и ч. 2 п. 8 настоящего Положения) и продолжается иметься необходимость их удаления и (или) пересадки, документации указанной в абз. 3 ч. 3 п. 5, п. 8 (и прилагаемая к этой документации схема расположения удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира), указанная в абз. 4 ч. 3 п. 5 и ч. 2 п. 8 настоящего Положения), подлежит актуализации и повторному представлению в местный исполнительный и распорядительный орган, администрацию парка.   То есть срок «годности» для вышеуказанной документации установить равным 2 года.

25.08.2025 08:57

Принято в работу

Shadow20

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.7 0
Документы международных организаций и иных межгосударственных образований (объединений), участницей которых является Республика Беларусь
Рассмотрите возможность обязательного чипирования животных на территории РБ для упрощения поиска животных после их побега - на основе ISO11784/11785 или любого своего законодательного акта (если конечно это не противоречит другим нормативным актам принятым Беларусью)

26.08.2025 09:19

Принято в работу

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
1
65.0 612
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Просим внести в законопроект следующие дополнения. Внести «семейное образование», как одну из форм получения образования. ОБОСНОВАНИЕ. В некоторых случаях родители, взвесив все «за» и «против», убеждены, что их ребенку семейное образование было бы полезнее, чем школьное. Однако в настоящее время, согласно действующему законодательству, родители не имеют на это право. На выбор семейного образования влияют следующие факторы. Личностные особенности ребёнка и особенности здоровья. Есть дети, которые с трудом переносят обучение в большом коллективе. Возбудимая и быстро истощающаяся нервная система, склонность к перевозбуждению, а затем утомлению и истощению, может быть предпосылкой для возникновения сложностей в обучении в школе. Для ребенка это является избыточной нагрузкой, он может отвлекаться, терять внимание, быть неусидчивым. 30 человек в классе, замкнутое пространство, фоновый шум и при этом необходимость концентрироваться на усвоении нового для себя материала, планомерно и регулярно выполняя рутинные задания. Для некоторых ребят всё это тяжело, поэтому им может больше подойти семейное образование. Помимо личностных есть ещё несколько факторов, которые надо учитывать. Их можно разделить на возможности семьи (широкий кругозор родителей и хороший отклик у ребёнка на индивидуальный формат) и ограничения, которые вынуждают перейти на семейный формат обучения (стрессовая ситуация в школе). В современной школе остается такое явление, как буллинг (травля). Если ребёнок попал в затяжную ситуацию насилия или стресса, возможным выходом будет переход на семейное образование. При этом стресс может быть связан не только с травлей, могут быть и другие причины. Общаться с детьми он может в спортивных секциях и кружках, дружить с детьми друзей родителей. Более того, такой вариант может даже больше подходить ребёнку в некоторых случаях. Плюс семейного образования для некоторых детей в том, что у него есть место для дела (организованное дома пространство для обучения), и есть место для общения и развлечения (кружки, клубы по интересам). Здесь, опять же, всё индивидуально и зависит от ресурсов семьи. В то же время многое зависит от потребностей детей. Кто-то сильно нуждается в постоянном общении, а кто-то не очень, им хорошо дома за каким-то занятием (чтение книг, рисование, конструирование и т.д.) Нужно также понимать, что проблемы в коммуникациях решаются не количеством контактов, а их качеством. То есть в школе ребёнок попадает в коллектив, который он не выбирал, он вынужден много часов общаться с определёнными людьми, находиться с ними в одном помещении. У школьника почти нет возможности регулировать окружение и дистанцию в общении со сверстниками. Получается, что с одной стороны школа даёт навык коммуникации, с другой стороны – не факт, что именно этот опыт будет положительным для ребёнка. Если при семейном образовании всё идёт гармонично, в соответствии с личными особенностями ребёнка, такая форма обучения поможет воспитать креативно мыслящего человека. Отсутствие права на семейное образование не способствует повышению уверенности в завтрашнем дне, а также укреплению доверия семьи к органам власти, т.к. власть не доверяет семье образование и воспитание собственных детей. Предусмотренное нашим законодательством право на обучение по индивидуальному плану не охватывает всех желающих обучаться на дому, т.к. применимо к определенной категории учащихся и допустимо только с разрешения учреждения образования. Хотим также отметить, что в России семейное образование существует с 1992г. Закрепить право законных представителей отказаться от преподавания их детям обучающего материала, противоречащего их религиозным и (или) нравственным убеждениям. ОБОСНОВАНИЕ. Согласно статьи 31 Конституции РБ каждый имеет право исповедовать любую религию. Однако в школьном учебном материале иногда встречается материал, который идет в разрез с религиозными убеждениями семьи. Например, семья исповедует православие и соответственно учит своего ребенка тому, что человека создал Бог. Однако в школьных учебниках написано, что человек произошел от обезьяны! И как ребенок должен отвечать предмет? Как написано в учебнике или в соответствии со своей верой (религией)? В настоящее время много говорят о половом воспитании в школах. Однако есть большое количество родителей, которые против такого воспитания в школах. Возникает вопрос. Законные представители имеют право ознакомиться с учебной программой, а влиять на нее могут? В настоящее время мы не видим такой возможности. Наблюдая мировую тенденцию по разрушению человеческой личности, в следствии распространения гендерной идеологии (оправдывающей ЛГБТК+ сообщества), ранней сексуализации, мы, родители, хотим защитить свои семьи, своих детей. Ведь именно через учреждения образования дети получают эту опасную информацию в других странах. Поэтому просим внести в законопроект "Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании" два дополнения: Внести «семейное образование», как одну из форм получения образования; Закрепить право законных представителей отказаться от преподавания их детям обучающего материала, противоречащего их религиозным и (или) нравственным убеждениям.


02.09.2025 17:09

Принято в работу

Ольга

Пользователь

НОВИЧОК
0
8.0 75
Без отнесения к отрасли права
Предложение по правилам дорожного движения.

Счас в ПДД есть противоречия в определении транспортного средства.

Например:

«2.60-1. средство персональной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами;»

«2.69. транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;»

С одной стороны, СПМ предназначено для передвижения одного человека, а, значит, не предназначено для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, т. е. это не транспортное средство. Но с другой стороны, как транспортное средство, СПМ предназначено для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, и, следовательно, не предназначено для передвижения одного человека, а, значит, это не СПМ. Противоречие.

Особенно смешно вся эта перевозка пассажиров и грузов смотрится для моноколес и прочих сигвеев с гироскутерами. Эти штуки могут ехать только за счет электроники, и если вдруг электроника откажет, то не останется никаких законов физики, которые позволят им еще какое-то время понимать, где верх, где низ. Какие в таких условиях еще пассажиры и грузы? Там нужен полноценный прицеп, а, значит, и большая мощность и емкость аккумулятора, что не вяжется с ограничением конструктивной скорости движения в 25 км/ч.

Согласно п. 2 ст. 73:
«При выявлении пробелов в законодательстве (правовом регулировании), несоответствия нормативных правовых актов актам большей юридической силы, а также внутренних противоречий в нормативном правовом акте либо иных недостатков, создающих правовую неопределенность, соответствующий нормотворческий орган (должностное лицо) обязан их устранить, а другие уполномоченные государственные органы (организации) – внести в установленном порядке предложения об изменении либо прекращении действия соответствующих нормативных правовых актов.»

Поэтому предлагаю исправить определение транспортного средства, добавить туда еще и предназначение для передвижения одного человека, а не только перевозку пассажиров и грузов, чтобы оно не противоречило определению средства персональной мобильности.

08.09.2025 10:16

Принято в работу

Инна Климова

Пользователь

НОВИЧОК
1
2.0 23
Без отнесения к отрасли права

В целях повышения доступности медицинского обслуживания для работающих граждан страны, которые не могут  значительное время попасть на приём к узким специалистам из-за режима работы государственных мед.учреждений и  переполненности поликлиник по месту жительства ( и иных государственных мед.учреждений)  людьми, у которых много свободного времени в течение рабочий недели,  а также для создания возможности своевременного выявления заболеваний, которые могут протекать в скрытой форме,  осуществления возможности пройти своевременно и надлежащим образом обследования работниками, которые работают по пятидневке (с выходными в субботу и воскресенье), и повышения социальной справедливости необходимо:

1.      1.  Установить режим работы для всех медицинских учреждений страны в субботу по графику рабочего дня, а в воскресенье и понедельник – по графику выходного дня.

2.       2. Предоставлять социальный вычет по подоходному налогу , если работающий гражданин прошёл на платной основе обследование, сдал анализы, получил консультацию у узкого специалиста в иных мед.учреждениях страны либо производилось хирургическое вмешательство (кроме пластической хирургии и косметологических услуг) в любом медицинском учреждении Республики Беларусь и представил документы об оплате . На сегодняшний день в поликлиниках (которые не относятся в спец. мед.учреждениях)  люди месяцами находятся в очередях на УЗИ жизненно важных органов, подолгу не могут попасть к узким специалистам, потому что в общий доступ выдается крайне недостаточно талонов на обслуживание поликлиниками ежедневно , и их , как правило , получают те, кто располагает большим запасом свободного времени. В целях исправления таких перекосов требуется откорректировать нормы законодательства, которые бы позволили всем гражданам страны получать в равной степени  своевременную, оперативную и необходимую медицинскую помощь, чтобы как можно дольше оставаться трудоспособными и продолжать приносить пользу своей стране.

3.       3. Ввести в государственных медицинских учреждениях лимиты на бесплатное ежемесячное посещение врачей,  использовав который гражданин должен обслуживаться только на платной основе(за исключением тех граждан, кому выданы листки нетрудоспособности, по уходу за больным членом семьи либо по беременности и родам). Такой подход сократил бы количество посещений поликлиник и других государственных медицинских учреждений страны людьми, которые имеют много свободного времени и порой таким образом скрашивают свой досуг. На диспансеризациях в поликлиниках не осуществляются полные обследования даже в отношении даже хронических заболеваний трудоспособных граждан. Поэтому крайне необходимо иным путём не в последнюю очередь гражданам трудоспособного возраста страны способствовать осуществлению возможности на своевременное и качественное мед.обслуживание и создавать им все условия для сохранения здоровья  и трудоспособности, так  как на сегодня нет абсолютно здоровых людей, а есть не дообследованные пациенты…………

12.09.2025 10:13

Принято в работу

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
2
6.0 163
Без отнесения к отрасли права
Ранее уже обращался с аналогичным предложением.
Прошу рассмотреть повторно.
Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З "О нормативных правовых актах" ((ч. 4 п. 2 ст. 7) срок публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов определяется организатором публичного обсуждения, исходя из специфики регулируемых общественных отношений, и составляет не менее 10 календарных дней, на примере общественного обсуждения проекта Экологического Кодекса https://forumpravo.by/publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/forum15/17813?PAGEN_2=2 отчетливо видно, что 10 дней для обсуждения такого сложного и объемного документа (513 страниц!) крайне недостаточен.
Анализ практики общественных обсуждений показывает, что инициаторы обсуждений в крайне редких случаях устанавливают сроки обсуждения больше минимальных (т.е. больше 10 дней), а если и увеличивают их, то незначительно.

Предлагаю.
Дифференцировать сроки обсуждения в зависимости от объема проекта НПА (например больше 100 страниц - 30 дней, больше 250 страниц - 45 дней и т.п.) и установить минимальный срок обсуждения для проектов НПА любого объёма - 20 календарных дней.


22.09.2025 12:12

Принято в работу

SemenovaLA

Пользователь

НОВИЧОК
1
3.7 1
Без отнесения к отрасли права
 При корректировке Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З "О нормативных правовых актах"  в целях упрощения работы по принятию актов законодательства предлагается предусмотреть возможность признания утратившими силу актов законодательства меньшей юридической силы актами законодательства большей юридической силы.


24.09.2025 06:27

Принято в работу

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
1
6.0 163
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Положениее о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
(утв. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.12.2023 N 33)

3. Инвентаризация выбросов проводится природопользователем или уполномоченной им проектной, научной, иной организацией:

Зачем искусственно усложнять формулировку? Раз уж не пояняется что такое "иные организации", то достаточно представить формулировку так:

3. Инвентаризация выбросов проводится природопользователем или уполномоченной им организацией:



29.09.2025 15:16

Принято в работу

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
1
6.0 163
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности"

Приложение 1 к экологическим нормам и правилам ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности"
(в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 21.11.2022 N 23-Т

Пункт 5.
5. Дата разработки проектной документации:

Формулировка некорректна. У проектной документации может быть дата начала разработки, дата окончания разработки, дата утверждения или период разработки проектной документации.

Предложение.
Откорретировать формулировку.


30.09.2025 10:50

Принято в работу

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 30▼
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

+
© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте