Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 6 Глава : 21
В проекте Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении (далее – проект Кодекса о здравоохранении) в пп.12.3 п.12 статьи 221 определяется, что фармацевтическое консультирование осуществляют провизоры-специалисты или фармацевтические работники, имеющие среднее специальное фармацевтическое образование, под наблюдением провизора-специалиста. Под фармацевтическим консультированием потребителя понимается предоставление фармацевтическими работниками аптеки достоверной и объективной информации потребителю в доступной и понятной форме о свойствах и правильном медицинском применении лекарственных препаратов с целью удовлетворения индивидуальной потребности пациента в лекарственных препаратах надлежащего качества для сохранения здоровья человека, содействия рациональному применению лекарственных препаратов при соблюдении принципов ответственного самолечения, профессиональной этики и конфиденциальности, а также пропаганда здорового образа жизни.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (аналогичная формулировка содержится и в проекте Кодекса о здравоохранении) фармацевтический работник - физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное фармацевтическое образование, подтвержденное документом об образовании, и в установленном законодательством порядке занимающееся деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств.
В соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования по специальности 5-04-0912-01 «Фармация» (квалификация «Фармацевт»), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 января 2023 г. № 5/2 выпускник должен обладать в т.ч. такими универсальными компетенциями как:
Соблюдать принципы, нормы и правила медицинской этики и деонтологии;
Применять знания об основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма человека;
Использовать знания о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов;
Применять знания об особенностях и характере динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма;
Анализировать биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, взаимодействие микроорганизмов с организмом человека в процессе развития инфекционного процесса;
Проводить информирование населения по соблюдению личной гигиены, формированию здорового образа жизни;
Проводить фармацевтическую экспертизу рецепта врача;
Таксировать рецепт врача и требование организации здравоохранения
Предоставлять информацию врачам-специалистам и населению о лекарственных средствах;
Анализировать анатомо-терапевтическую классификацию и характеристики основных фармакологических групп лекарственных средств, международных непатентованных наименований и торговых названий лекарственных препаратов;
Анализировать общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, фармакологических групп лекарственных средств, определять область их применения, основные нежелательные реакции, медицинские противопоказания, лекарственное взаимодействие;
Проверять совместимость фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ;
Проверять дозы, производить расчеты для изготовления лекарственных препаратов;
Анализировать физико-химические и фармакологические свойства основных групп биологически активных веществ, входящих в состав лекарственного растительного сырья;
Наличие таких компетенций позволяет фармацевту в полной мере осуществлять фармацевтическое консультирование населения самостоятельно.
Также в соответствии с Выпуском 25 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, фармацевтической деятельностью», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 80 (далее – 25 Единый квалификационный справочник) в должностные обязанности фармацевта-рецептара в т.ч. входит осуществление приема рецептов врача и требований (заявок) организаций, реализация и (или) отпуск лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в соответствии с нормативными правовыми актами, а также предоставление населению информации о наличии лекарственных средств в аптеке, о временно отсутствующих лекарственных средствах и их генерической замене.
В соответствии с Надлежащей аптечной практикой, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 (далее - НАП) фармацевтическое консультирование населения - это предоставление фармацевтическими работниками аптеки достоверной и объективной информации потребителю в доступной и понятной форме о свойствах и правильном медицинском применении лекарственных препаратов с целью удовлетворения индивидуальной потребности пациента в лекарственных препаратах надлежащего качества для сохранения здоровья человека, содействия рациональному применению лекарственных препаратов при соблюдении принципов ответственного самолечения, профессиональной этики и конфиденциальности, а также пропаганда здорового образа жизни. Ограничений относительно осуществления фармацевтического консультирования населения в разрезе должностей фармацевтических работников в НАП не установлено.
Обоснование норм пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении наличием в Типовом учебном плане по специальности 1-79 01 08 «Фармация» (квалификация провизор) отдельного предмета, посвященного фармацевтическому консультированию «Фармацевтическая помощь» не представляется возможным в силу того, что такой предмет был включен в Типовой учебный план только в 2013 году (изучение осуществляется на 5 курсе), что подразумевает, что первые провизоры, изучавшие данную дисциплину, приступили к трудовой деятельности в 2018 г., а провизоры, выпускавшиеся ранее, с такой дисциплиной не знакомы.
Таким образом пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении противоречит требованиям действующих нормативных правовых актов, а также ущемляет права фармацевтических работников со средним специальным образованием. Учитывая тот факт, что одновременно на одном рабочем месте «рецептара» находиться и провизору и фармацевту экономически необоснованно и нецелесообразно, специалисты со средним специальным образованием просто лишатся возможности осуществлять реализацию лекарственных средств населению, т.е. выполнять свою непосредственную должностную обязанность.
Фармацевты, отстраненные от реализации лекарственных препаратов и выполнения своих непосредственных обязанностей в части фармацевтического консультирования, окажутся просто «за бортом» фармацевтической сферы, т.к. для осуществления приемочного контроля (а это то немногое, что останется в функционале таких работников) организации целесообразнее нанять упаковщика-маркировщика на неполную ставку и с меньшей заработной платой.
Стоит отметить, что в значительном количестве аптек пятой категории за исключением заведующего аптекой штат сотрудников представлен специалистами со средним специальным фармацевтическим образованием, а где-то и полностью представлен фармацевтами (речь идет о должностях заведующими аптеками пятой категории, которые были заняты фармацевтами до вступления в силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2021 г. № 72 «О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников). Введение нормы пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении поставит под угрозу осуществление деятельности таких аптек (особенно актуален данный аспект для аптек, размещенных в небольших населенных пунктах, где существует постоянная кадровая проблема, особенно с фармацевтическими работниками, имеющими высшее образование).
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке розничной реализации лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 ноября 2009 г. № 123, осуществляется путем розничной реализации лекарственных препаратов медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, а также таким медицинским работником в ходе выездных медицинских осмотров населения, на которого в установленном порядке возложена обязанность по розничной реализации лекарственных препаратов.
Стоит отметить, что большинство специалистов, осуществляющих розничную реализацию на фельшерско-акушерских пунктах и в амбулаториях имеют среднее специальное медицинское образование, однако, в этом случае п. 5 ст. 221 проекта Кодекса о здравоохранении (в целях обеспечения лекарственными препаратами населения поселков городского типа и сельских населенных пунктов розничная реализация лекарственных препаратов может осуществляться медицинскими работниками государственных организаций здравоохранения в фельдшерско-акушерских пунктах или иных структурных подразделениях этих организаций здравоохранения, передвижных медицинских комплексах, в ходе выездных медицинских осмотров населения, а также медицинскими работниками санаторно-курортных и оздоровительных организаций в этих организациях в порядке, установленном Министерством здравоохранения) не предусматривает необходимости проведения фармацевтического консультирования населения и наличия должности специалиста с высшим фармацевтическим образованием с целью его осуществления в таких структурных подразделениях государственной организации здравоохранения.
В соответствии с п. 8 ст. 221 проекта Кодекса о здравоохранении розничная реализация лекарственных препаратов допускается посредством торговых автоматов в порядке и на условиях, устанавливаемых Министерством здравоохранения. Однако, норма по проведению фармацевтического консультирования в этом случае в проекте Кодекса о здравоохранении не предусмотрена. В данной ситуации сложно представить, как торговый автомат самостоятельно будет проводить фармацевтическое консультирование.
Введение нормы пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении приведет к дискриминации фармацевтических специалистов со средним специальным образованием, но никак не улучшит ситуацию с проведением фармацевтического консультирования населения, т.к. в аптеках нет такого количества специалистов с высшим фармацевтическим образованием, чтобы реализовать весь необходимый объем фармацевтического консультирования.
Обеспечение населения необходимым объемом качественного фармацевтического консультирования нужно реализовывать не через ущемление прав фармацевтов, а путем модернизации системы образования (введения необходимых предметов (например, фармацевтическая помощь) в Типовые учебные планы по специальности «Фармация» для среднего специального образования, разработки программ курсов повышения квалификации по данному направлению для фармацевтов и т.д.).
12.01.2025 20:44:58
Lilla
Пользователь
НОВИЧОК
7
1.1
1
Я за то стобы женщина сама решала рожать ей или нет! Запрет абортов не приведет ни к чему хорошему. Люди, которые не хотят ребенка, вряд ли будут хорошими родителями и будут только вымещать зло на ребенке. А чтобы уменьшить количество абортов нужно вводить половое воспитание в школах, чтобы было меньше незапланированных беременностей.
13.01.2025 09:43:56
Юрий Чавусаў
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
19
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : Подпункт 3.6. статьи 26
Подпункт 3.6. статьи 26 содержит запрет на исполнение государственного социального заказа негосударственными некоммерческими организациями, являющимися политическими партиями, союзами. Запрет быть исполнителем государственного соцзаказа политическими партиями является рациональным исходя из природы деятельности этой формы некоммерческих организаций (политические цели и выражение политической воли граждан через участие в выборах) и соответствует Закону Республики Беларусь "О политических партиях" (статья 23 этого закона прямо запрещает политическим партиям заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики). Однако, включение в этот запрет так же всех союзов (а не только союзов политических партий) представляется необоснованным. Согласно статье 121 Гражданского кодекса, "коммерческие, некоммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющихся некоммерческими организациями. Ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством вправе создавать коммерческие и некоммерческие организации и (или) участвовать в них". Таким образом, в Беларуси помимо союзов политических партий предусмотрена деятельность союзов, имеющих характер деятельности связанный с охраной здоровья, и предлагаемый в проекте Кодекса запрет для них не является рациональным Более того, данный запрет союзам юридических лиц выступать исполнителями соцзаказа не соответствует закрепленному в части четвертой статьи 20 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях" праву как общественных объединений, так и их союзов выступать в качестве исполнителей государственного соцзаказа: "Общественные объединения, союзы могут выполнять работы, оказывать услуги при выполнении государственного социального заказа без образования коммерческих организаций и (или) участия в них". Данная норма о праве союзов общественных объединений выступать в качестве поставщика услуг в рамках государственного соцзаказа появилась в Законе "Об общественных объединениях" совсем недавно. в редакции от 14 февраля 2023 года, и менять ее нет оснований. Таким образом, рациональным представляется корректировка статьи 26 проекта Кодекса и распространение запрета на исполнение государственного заказа не за всеми союзами, и только за союзами политических партий. Это позволит выступать в качестве исполнителя государственного соцзаказа иным союзам, созданным иными организациями, в том числе союзам общественных объединений. Кроме того, в отношении союза политических партий допускается использование термина "Ассоциация", поскольку Закон "О политических партиях" предусматривает именно создание союзов (ассоциаций) политических партий - соответственно, при формулировании данного ограничения целесообразно использовать подобного составного термина, как более полно охватывающего возможные организационно-правовые формы, в которых могут создаваться объединения политических партий. На основании изложенного, предлагаю: Подпункт 3.6. статьи 26 сформулировать следующим образом: 3.6. являющиеся политическими партиями, их союзами (ассоциациями).
13.01.2025 17:30:05
ivan1971
Пользователь
НОВИЧОК
1
1.1
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 1 Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1
Считаю, что в основном законе о здравоохранении должно быть определение термина "боль", т.к. он используется как минимум в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 79 проекта Кодекса о здравоохранении, независимо от того, что определение этому термину дано в Клиническом протоколе "Фармакотерапия основных патологических симптомов (синдромов) при оказании паллиативной медицинской помощи пациентам (взрослое население) в стационарных, амбулаторных условиях и на дому", утвержденном постановлением Минздрава от 07.09.2022 № 96. После утраты действия Клинического протокола диагностики и лечения пациентов (взрослое население) с хронической неонкологической болью, утвержденного приказом Минздрава от 17.10.2014 № 1070, нет однозначного понимания того, что от боли страдают не только паллиативные больные.
15.01.2025 12:50:46
ivan1971
Пользователь
НОВИЧОК
3
1.1
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 2 Глава : 11 Параграф : 79 Пункт : 1 Подпункт : 13
Статья 79 проекта Кодекса о здравоохранении односторонне защищает только медицинских работников и ограничивает права пациентов на свободное получение общедоступной информации и на защиту прав пациентов, как потребителей медицинских услуг, от некачественного оказания этих услуг. Ограничение либо введение каких-либо условий на получение информации в учреждениях здравоохранения, являющихся общедоступными, противоречит конституционному праву на получение общедоступной информации, законодательству об информации, информатизации и защите информации и законодательству о защите персональных данных. В частности, действие Закона Республики Беларусь "О защите персональных данных", в т.ч. требования о получении разрешения у субъекта персональных данных на их обработку не распространяется на отношения, касающиеся случаев обработки персональных данных физическими лицами в процессе исключительно личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью. Кроме того, пациент должен иметь полное право на защиту от недобросовестного оказания медицинских услуг, в т.ч. путем беспрепятственного осуществления фото-видеосъемки, аудиозаписи. А медицинские работники, понимая, что их действия (манипуляции) могут быть записаны, будут относиться к своим обязанностям более ответственно, а к пациентам - более уважительно и сдержанно. Как показывает практика, отдельные медработники умудряются отключать в нужный момент камеры видеонаблюдения, установленные в помещениях учреждений здравоохранения, или уничтожать записи с этих камер. Единственный способ защититься пациенту от незаконных действий (бездействия) недобросовестных медработников, а затем доказать его вину - это фото-, видео- или аудиозапись.
15.01.2025 17:26:57
5169f1a080c82a9f
Пользователь
НОВИЧОК
7
1.1
1
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 3 Глава : 13 Параграф : 103 Пункт : 2 Элемент текста : 2. Законные представители несовершеннолетнего в целях создания необходимых условий для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка, формирования института семьи и брачно-семейных отношений и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе не вправе изменять и корректировать свою половую принадлежность.
Исключите п.2 ст.103. Эта норма напротив нацелена против института семьи, брачно-семейных отношений и подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в семье и обществе, т.к. фактически запрещает людям, страдающим синдромом отрицания пола, иметь собственных детей. Это требование не является этичным по отношению к человеку. На мой взгляд, для укрепления института семьи, брачно-семейных отношений и подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в семье и обществе намного лучше было бы запретить законным представителям несовершеннолетнего употреблять спиртные напитки (в любой форме), как бы традиционно это не выглядело.
16.01.2025 08:52:26
Владимир В
Пользователь
НОВИЧОК
3
1.1
2
Вопросы о материнстве решаются и могут быть решены только до зачатия ребенка, но никак не прерыванием развития зародившейся жизни - нового организма внутри женщины, со своим уникальным генным набором, половым отличием, своей группой крови, иногда и конфликтующей с материнской по резус-фактору... Аборт - это не просто прекращение беременности, а прекращение зародившейся жизни нового человеческого организма внутри матери - по сути никого и ничего не имеющего для своей защиты, кроме самой этой матери.
16.01.2025 09:07:09
Владимир В
Пользователь
НОВИЧОК
3
1.1
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 4 Глава : 15 Элемент текста : Статья 120 проекта
Прерывание зародившейся жизни нового человека противоречит Конституции Республики Беларусь (статье 24), а потому не может и не должно вводиться в правовое поле каким-либо иным законодательством. Действующий Закон РБ "О здравоохранении" (а именно его статья 27) и предлагаемый проект кодекса в этой части вступают в противоречие со статьей 24 Конституции Республики Беларусь.
16.01.2025 09:10:44
alextsum
Пользователь
НОВИЧОК
1
1.1
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 7 Глава : 24 Элемент текста : ст. 255 Проведение профилактических прививок ст. 255 Проведение профилактических прививок
Вакцинация от основных болезней - АКДС, Гепатит, КПК и т.п. - должна быть обязательной для всех, за исключением случаев, когда имеются обоснованные противопоказания - аллергия, течение иной болезни и др. В противном случае в случае заболевания ребенка болезнью, от которой проводятся данные прививки, должны нести ответственность как лица, не выполняющие свои родительские обязанности. Стоимость лечения детей в случае заболевания и последствий такой болезни должна полностью взыскиваться с родителей, препятствовавших вакцинации, либо с самих взрослых, по каким либо убеждениям отказывающихся делать прививки. Посещение учебных учреждений для непривитых детей должно быть под запретом, либо стоимость обучения в них так же должна полностью с них взыскиваться. Прикрываясь страшилками о тяжелых последствиях прививок, они не упоминают о еще более тяжких последствиях в случае болезни, особенно во взрослом возрасте. Кроме того, непривитые дети и взрослые способствуют снижению общественного иммунитета, увеличивают риск распространения заболевания среди других людей. Обратите внимание, как ярые антипрививочники в срочном порядке делают все необходимые прививки например в случае выезда для путешествия или отдыха в страны, где прививки обязательны. При этом в таком случае никаких возражений не появляется. Здоровье целого народа должно стоять выше желания отдельных родителей или взрослых, мало понимающих в медицине и здравохранении. Для многих услышанная страшилка в каком либо видеоролике либо рассказы знакомых о том, как кто-то когда-то пострадал от прививки, заслуживают большего доверия, чем предупреждения медиков о последствиях отказа, новости о вспышках болезней, которые не появлялись уже по 30-40 лет, а также уже вековые доказательства пользы прививок, избавивших людей от ранее смертельных и частых болезней.
16.01.2025 12:56:33
alextsum
Пользователь
НОВИЧОК
1
1.1
3
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 5 Глава : 19 Элемент текста : Статья 192 Льготы, права и гарантии, предоставляемые донору, награжденному нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь
Рассмотреть возможность включения в указанный список пункта о возможности парковать транспортные средства, перевозящие пассажиров или управляемые водителями, награжденными нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь на парковках в местах, предназначенных для стоянки транспортных средств с опознавательным знаком "Инвалид". Также понадобится и внесение изменений в Правила дорожного движения, регулирующие правила стоянки. При этом отдельным должно быть указание о том, что стоянка не должна осуществляться в непосредственной близости ко входам в магазины либо учреждениям, к которым относятся данные парковки, то есть ближайшие 2-4 места действительно должны быть свободны для остановки автомобилей со знаком "Инвалид", перевозящих людей, для которых указанные места и положены, для которых затруднительно перемещение и так далее. Зачастую у магазинов отводится довольно большое количество мест для автомобилей со знаком "Инвалид", и как правило, они большая их часть, отдаленная ото входа в них, всегда свободны. Возможно, это немного упростит жизнь доноров без ущерба для других.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 6 Глава : 21
В проекте Кодекса Республики Беларусь
о здравоохранении (далее – проект Кодекса о здравоохранении) в пп.12.3 п.12 статьи 221 определяется, что фармацевтическое консультирование осуществляют провизоры-специалисты или фармацевтические работники, имеющие среднее специальное фармацевтическое образование, под наблюдением провизора-специалиста. Под фармацевтическим консультированием потребителя понимается предоставление фармацевтическими работниками аптеки достоверной и объективной информации потребителю в доступной и понятной форме о свойствах и правильном медицинском применении лекарственных препаратов с целью удовлетворения индивидуальной потребности пациента в лекарственных препаратах надлежащего качества для сохранения здоровья человека, содействия рациональному применению лекарственных препаратов при соблюдении принципов ответственного самолечения, профессиональной этики и конфиденциальности, а также пропаганда здорового образа жизни.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (аналогичная формулировка содержится и в проекте Кодекса о здравоохранении) фармацевтический работник - физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное фармацевтическое образование, подтвержденное документом об образовании, и в установленном законодательством порядке занимающееся деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств.
В соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования по специальности 5-04-0912-01 «Фармация» (квалификация «Фармацевт»), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 января 2023 г. № 5/2 выпускник должен обладать в т.ч. такими универсальными компетенциями как:
Соблюдать принципы, нормы и правила медицинской этики и деонтологии;
Применять знания об основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма человека;
Использовать знания о закономерностях возникновения, развития и исхода патологических процессов;
Применять знания об особенностях и характере динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма;
Анализировать биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, взаимодействие микроорганизмов с организмом человека в процессе развития инфекционного процесса;
Проводить информирование населения по соблюдению личной гигиены, формированию здорового образа жизни;
Проводить фармацевтическую экспертизу рецепта врача;
Таксировать рецепт врача и требование организации здравоохранения
Предоставлять информацию врачам-специалистам и населению о лекарственных средствах;
Анализировать анатомо-терапевтическую классификацию и характеристики основных фармакологических групп лекарственных средств, международных непатентованных наименований и торговых названий лекарственных препаратов;
Анализировать общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, фармакологических групп лекарственных средств, определять область их применения, основные нежелательные реакции, медицинские противопоказания, лекарственное взаимодействие;
Проверять совместимость фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ;
Проверять дозы, производить расчеты для изготовления лекарственных препаратов;
Анализировать физико-химические и фармакологические свойства основных групп биологически активных веществ, входящих в состав лекарственного растительного сырья;
Наличие таких компетенций позволяет фармацевту в полной мере осуществлять фармацевтическое консультирование населения самостоятельно.
Также в соответствии с Выпуском 25 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг, фармацевтической деятельностью», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 80 (далее – 25 Единый квалификационный справочник) в должностные обязанности фармацевта-рецептара в т.ч. входит осуществление приема рецептов врача и требований (заявок) организаций, реализация и (или) отпуск лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента в соответствии с нормативными правовыми актами, а также предоставление населению информации о наличии лекарственных средств в аптеке, о временно отсутствующих лекарственных средствах и их генерической замене.
В соответствии с Надлежащей аптечной практикой, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 120 (далее - НАП) фармацевтическое консультирование населения - это предоставление фармацевтическими работниками аптеки достоверной и объективной информации потребителю в доступной и понятной форме о свойствах и правильном медицинском применении лекарственных препаратов с целью удовлетворения индивидуальной потребности пациента в лекарственных препаратах надлежащего качества для сохранения здоровья человека, содействия рациональному применению лекарственных препаратов при соблюдении принципов ответственного самолечения, профессиональной этики и конфиденциальности, а также пропаганда здорового образа жизни. Ограничений относительно осуществления фармацевтического консультирования населения в разрезе должностей фармацевтических работников в НАП не установлено.
Обоснование норм пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении наличием в Типовом учебном плане по специальности 1-79 01 08 «Фармация» (квалификация провизор) отдельного предмета, посвященного фармацевтическому консультированию «Фармацевтическая помощь» не представляется возможным в силу того, что такой предмет был включен в Типовой учебный план только в 2013 году (изучение осуществляется на 5 курсе), что подразумевает, что первые провизоры, изучавшие данную дисциплину, приступили к трудовой деятельности в 2018 г., а провизоры, выпускавшиеся ранее, с такой дисциплиной не знакомы.
Таким образом пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении противоречит требованиям действующих нормативных правовых актов, а также ущемляет права фармацевтических работников со средним специальным образованием. Учитывая тот факт, что одновременно на одном рабочем месте «рецептара» находиться и провизору и фармацевту экономически необоснованно и нецелесообразно, специалисты со средним специальным образованием просто лишатся возможности осуществлять реализацию лекарственных средств населению, т.е. выполнять свою непосредственную должностную обязанность.
Фармацевты, отстраненные от реализации лекарственных препаратов и выполнения своих непосредственных обязанностей в части фармацевтического консультирования, окажутся просто «за бортом» фармацевтической сферы, т.к. для осуществления приемочного контроля (а это то немногое, что останется в функционале таких работников) организации целесообразнее нанять упаковщика-маркировщика на неполную ставку и с меньшей заработной платой.
Стоит отметить, что в значительном количестве аптек пятой категории за исключением заведующего аптекой штат сотрудников представлен специалистами со средним специальным фармацевтическим образованием, а где-то и полностью представлен фармацевтами (речь идет о должностях заведующими аптеками пятой категории, которые были заняты фармацевтами до вступления в силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2021 г. № 72 «О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников). Введение нормы пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении поставит под угрозу осуществление деятельности таких аптек (особенно актуален данный аспект для аптек, размещенных в небольших населенных пунктах, где существует постоянная кадровая проблема, особенно с фармацевтическими работниками, имеющими высшее образование).
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке розничной реализации лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 ноября 2009 г. № 123, осуществляется путем розничной реализации лекарственных препаратов медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, а также таким медицинским работником в ходе выездных медицинских осмотров населения, на которого в установленном порядке возложена обязанность по розничной реализации лекарственных препаратов.
Стоит отметить, что большинство специалистов, осуществляющих розничную реализацию на фельшерско-акушерских пунктах и в амбулаториях имеют среднее специальное медицинское образование, однако, в этом случае п. 5 ст. 221 проекта Кодекса о здравоохранении (в целях обеспечения лекарственными препаратами населения поселков городского типа и сельских населенных пунктов розничная реализация лекарственных препаратов может осуществляться медицинскими работниками государственных организаций здравоохранения в фельдшерско-акушерских пунктах или иных структурных подразделениях этих организаций здравоохранения, передвижных медицинских комплексах, в ходе выездных медицинских осмотров населения, а также медицинскими работниками санаторно-курортных и оздоровительных организаций в этих организациях в порядке, установленном Министерством здравоохранения) не предусматривает необходимости проведения фармацевтического консультирования населения и наличия должности специалиста с высшим фармацевтическим образованием с целью его осуществления в таких структурных подразделениях государственной организации здравоохранения.
В соответствии с п. 8 ст. 221 проекта Кодекса о здравоохранении розничная реализация лекарственных препаратов допускается посредством торговых автоматов в порядке и на условиях, устанавливаемых Министерством здравоохранения. Однако, норма по проведению фармацевтического консультирования в этом случае в проекте Кодекса о здравоохранении не предусмотрена. В данной ситуации сложно представить, как торговый автомат самостоятельно будет проводить фармацевтическое консультирование.
Введение нормы пп. 12.3 п. 12 статьи 221 проекта Кодекса о здравоохранении приведет к дискриминации фармацевтических специалистов со средним специальным образованием, но никак не улучшит ситуацию с проведением фармацевтического консультирования населения, т.к. в аптеках нет такого количества специалистов с высшим фармацевтическим образованием, чтобы реализовать весь необходимый объем фармацевтического консультирования.
Обеспечение населения необходимым объемом качественного фармацевтического консультирования нужно реализовывать не через ущемление прав фармацевтов, а путем модернизации системы образования (введения необходимых предметов (например, фармацевтическая помощь) в Типовые учебные планы по специальности «Фармация» для среднего специального образования, разработки программ курсов повышения квалификации по данному направлению для фармацевтов и т.д.).
12.01.2025 20:44:58
Пользователь
НОВИЧОКей или нет! Запрет абортов не приведет ни к чему хорошему. Люди, которые не хотят ребенка, вряд ли будут хорошими родителями и будут только вымещать зло на ребенке. А чтобы уменьшить количество абортов нужно вводить половое воспитание в школах, чтобы было меньше незапланированных беременностей.
13.01.2025 09:43:56
Юрист
НОВИЧОКЭлемент текста : Подпункт 3.6. статьи 26
Подпункт 3.6. статьи 26 содержит запрет на
исполнение государственного социального заказа негосударственными некоммерческими организациями, являющимися политическими партиями, союзами. Запрет быть исполнителем государственного соцзаказа политическими партиями является рациональным исходя из природы деятельности этой формы некоммерческих организаций (политические цели и выражение политической воли граждан через участие в выборах) и соответствует Закону Республики Беларусь "О политических партиях" (статья 23 этого закона прямо запрещает политическим партиям заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики). Однако, включение в этот запрет так же всех союзов (а не только союзов политических партий) представляется необоснованным. Согласно статье 121 Гражданского кодекса, "коммерческие, некоммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющихся некоммерческими организациями. Ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством вправе создавать коммерческие и некоммерческие организации и (или) участвовать в них". Таким образом, в Беларуси помимо союзов политических партий предусмотрена деятельность союзов, имеющих характер деятельности связанный с охраной здоровья, и предлагаемый в проекте Кодекса запрет для них не является рациональным Более того, данный запрет союзам юридических лиц выступать исполнителями соцзаказа не соответствует закрепленному в части четвертой статьи 20 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях" праву как общественных объединений, так и их союзов выступать в качестве исполнителей государственного соцзаказа: "Общественные объединения, союзы могут выполнять работы, оказывать услуги при выполнении государственного социального заказа без образования коммерческих организаций и (или) участия в них". Данная норма о праве союзов общественных объединений выступать в качестве поставщика услуг в рамках государственного соцзаказа появилась в Законе "Об общественных объединениях" совсем недавно. в редакции от 14 февраля 2023 года, и менять ее нет оснований. Таким образом, рациональным представляется корректировка статьи 26 проекта Кодекса и распространение запрета на исполнение государственного заказа не за всеми союзами, и только за союзами политических партий. Это позволит выступать в качестве исполнителя государственного соцзаказа иным союзам, созданным иными организациями, в том числе союзам общественных объединений. Кроме того, в отношении союза политических партий допускается использование термина "Ассоциация", поскольку Закон "О политических партиях" предусматривает именно создание союзов (ассоциаций) политических партий - соответственно, при формулировании данного ограничения целесообразно использовать подобного составного термина, как более полно охватывающего возможные организационно-правовые формы, в которых могут создаваться объединения политических партий. На основании изложенного, предлагаю: Подпункт 3.6. статьи 26 сформулировать следующим образом: 3.6. являющиеся политическими партиями, их союзами (ассоциациями).
13.01.2025 17:30:05
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 1 Глава : 1 Параграф : 1 Пункт : 1
Считаю, что в основном законе о здравоохранении
должно быть определение термина "боль", т.к. он используется как минимум в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 79 проекта Кодекса о здравоохранении, независимо от того, что определение этому термину дано в Клиническом протоколе "Фармакотерапия основных патологических симптомов (синдромов) при оказании паллиативной медицинской помощи пациентам (взрослое население) в стационарных, амбулаторных условиях и на дому", утвержденном постановлением Минздрава от 07.09.2022 № 96. После утраты действия Клинического протокола диагностики и лечения пациентов (взрослое население) с хронической неонкологической болью, утвержденного приказом Минздрава от 17.10.2014 № 1070, нет однозначного понимания того, что от боли страдают не только паллиативные больные.
15.01.2025 12:50:46
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 2 Глава : 11 Параграф : 79 Пункт : 1 Подпункт : 13
Статья 79 проекта Кодекса о здравоохранении
односторонне защищает только медицинских работников и ограничивает права пациентов на свободное получение общедоступной информации и на защиту прав пациентов, как потребителей медицинских услуг, от некачественного оказания этих услуг. Ограничение либо введение каких-либо условий на получение информации в учреждениях здравоохранения, являющихся общедоступными, противоречит конституционному праву на получение общедоступной информации, законодательству об информации, информатизации и защите информации и законодательству о защите персональных данных. В частности, действие Закона Республики Беларусь "О защите персональных данных", в т.ч. требования о получении разрешения у субъекта персональных данных на их обработку не распространяется на отношения, касающиеся случаев обработки персональных данных физическими лицами в процессе исключительно личного, семейного, домашнего и иного подобного их использования, не связанного с профессиональной или предпринимательской деятельностью. Кроме того, пациент должен иметь полное право на защиту от недобросовестного оказания медицинских услуг, в т.ч. путем беспрепятственного осуществления фото-видеосъемки, аудиозаписи. А медицинские работники, понимая, что их действия (манипуляции) могут быть записаны, будут относиться к своим обязанностям более ответственно, а к пациентам - более уважительно и сдержанно. Как показывает практика, отдельные медработники умудряются отключать в нужный момент камеры видеонаблюдения, установленные в помещениях учреждений здравоохранения, или уничтожать записи с этих камер. Единственный способ защититься пациенту от незаконных действий (бездействия) недобросовестных медработников, а затем доказать его вину - это фото-, видео- или аудиозапись.
15.01.2025 17:26:57
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 3 Глава : 13 Параграф : 103 Пункт : 2 Элемент текста : 2. Законные представители несовершеннолетнего в целях создания необходимых условий для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка, формирования института семьи и брачно-семейных отношений и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе не вправе изменять и корректировать свою половую принадлежность.
Исключите п.2 ст.103. Эта норма напротив нацелена
против института семьи, брачно-семейных отношений и подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в семье и обществе, т.к. фактически запрещает людям, страдающим синдромом отрицания пола, иметь собственных детей. Это требование не является этичным по отношению к человеку. На мой взгляд, для укрепления института семьи, брачно-семейных отношений и подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в семье и обществе намного лучше было бы запретить законным представителям несовершеннолетнего употреблять спиртные напитки (в любой форме), как бы традиционно это не выглядело.
16.01.2025 08:52:26
Пользователь
НОВИЧОКбыть решены только до зачатия ребенка, но никак не прерыванием развития зародившейся жизни - нового организма внутри женщины, со своим уникальным генным набором, половым отличием, своей группой крови, иногда и конфликтующей с материнской по резус-фактору... Аборт - это не просто прекращение беременности, а прекращение зародившейся жизни нового человеческого организма внутри матери - по сути никого и ничего не имеющего для своей защиты, кроме самой этой матери.
16.01.2025 09:07:09
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 4 Глава : 15 Элемент текста : Статья 120 проекта
Прерывание зародившейся жизни нового человека
противоречит Конституции Республики Беларусь (статье 24), а потому не может и не должно вводиться в правовое поле каким-либо иным законодательством. Действующий Закон РБ "О здравоохранении" (а именно его статья 27) и предлагаемый проект кодекса в этой части вступают в противоречие со статьей 24 Конституции Республики Беларусь.
16.01.2025 09:10:44
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 7 Глава : 24 Элемент текста : ст. 255 Проведение профилактических прививок
ст. 255 Проведение профилактических прививок
Вакцинация от основных болезней - АКДС,
Гепатит, КПК и т.п. - должна быть обязательной для всех, за исключением случаев, когда имеются обоснованные противопоказания - аллергия, течение иной болезни и др. В противном случае в случае заболевания ребенка болезнью, от которой проводятся данные прививки, должны нести ответственность как лица, не выполняющие свои родительские обязанности. Стоимость лечения детей в случае заболевания и последствий такой болезни должна полностью взыскиваться с родителей, препятствовавших вакцинации, либо с самих взрослых, по каким либо убеждениям отказывающихся делать прививки. Посещение учебных учреждений для непривитых детей должно быть под запретом, либо стоимость обучения в них так же должна полностью с них взыскиваться. Прикрываясь страшилками о тяжелых последствиях прививок, они не упоминают о еще более тяжких последствиях в случае болезни, особенно во взрослом возрасте. Кроме того, непривитые дети и взрослые способствуют снижению общественного иммунитета, увеличивают риск распространения заболевания среди других людей. Обратите внимание, как ярые антипрививочники в срочном порядке делают все необходимые прививки например в случае выезда для путешествия или отдыха в страны, где прививки обязательны. При этом в таком случае никаких возражений не появляется. Здоровье целого народа должно стоять выше желания отдельных родителей или взрослых, мало понимающих в медицине и здравохранении. Для многих услышанная страшилка в каком либо видеоролике либо рассказы знакомых о том, как кто-то когда-то пострадал от прививки, заслуживают большего доверия, чем предупреждения медиков о последствиях отказа, новости о вспышках болезней, которые не появлялись уже по 30-40 лет, а также уже вековые доказательства пользы прививок, избавивших людей от ранее смертельных и частых болезней.
16.01.2025 12:56:33
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 5 Глава : 19 Элемент текста : Статья 192 Льготы, права и гарантии, предоставляемые донору,
награжденному нагрудным знаком отличия Министерства
здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь
Рассмотреть возможность включения в указанный
список пункта о возможности парковать транспортные средства, перевозящие пассажиров или управляемые водителями, награжденными нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения «Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь на парковках в местах, предназначенных для стоянки транспортных средств с опознавательным знаком "Инвалид". Также понадобится и внесение изменений в Правила дорожного движения, регулирующие правила стоянки. При этом отдельным должно быть указание о том, что стоянка не должна осуществляться в непосредственной близости ко входам в магазины либо учреждениям, к которым относятся данные парковки, то есть ближайшие 2-4 места действительно должны быть свободны для остановки автомобилей со знаком "Инвалид", перевозящих людей, для которых указанные места и положены, для которых затруднительно перемещение и так далее. Зачастую у магазинов отводится довольно большое количество мест для автомобилей со знаком "Инвалид", и как правило, они большая их часть, отдаленная ото входа в них, всегда свободны. Возможно, это немного упростит жизнь доноров без ущерба для других.
16.01.2025 13:56:13
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться