Комментарий к фрагменту проекта НПА: Глава : 7 Параграф : 40 Элемент текста : статья 40
Из статьи 40 требуем изъять пункт об использовании биометрических технологий для идентификации пациентов и доступа к медицинским данным. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Для чего биометрически идентифицировать пациента обратившегося к врачу?
30.01.2025 11:51:01
Тамара Л
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.7
11
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 1 Глава : 1 Пункт : 4
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 1 Глава : 1 Пункт : 4 Элемент текста : Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. Убрать пункт о том, что международные медико-санитарные правила в приоритете над национальными правилами. Национальные правила должны иметь приоритет над международными.
30.01.2025 12:08:59
Тамара Л
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
11
1. В кодексе механизм обработки персональных данных пациентов при использовании ЦИСЗ не раскрыт. Расписана врачебная тайна и то, как с ней работают медики при работе на бумажном носителе, однако при работе с ЦИСЗ и электронной медицинской картой необходимо более прозрачно расписать как будут работать третьи лица (не организации здравоохранения, например организации, которые будут осуществлять эксплуатацию ЦИСЗ, обеспечивать доступ к личному кабинету, иные) с персональными данными пациентов и врачебной тайной. т.е. пациенту должно быть понятно кто и для каких целей обрабатывает его данные, имеет доступ к врачебной тайне. 2. В связи с введением ЦИСЗ и электронной медицинской карты необходимо дополнить статью 79 кодекса правом пациента на отказ от внесения сведений в ЦИСЗ и ведения электронной мед карты, + дополнить правом на ведение медицинской карты пациента на бумажном носителе. 3. Если карта будет вестись на электронных носителях, то не очень понятен механизм получения согласия на оказание мед помощи. т.е. как можно проверить и подтвердить то, что согласие было реально получено и от кого. т.е. как убедиться, что галочку проставили без согласия пациента??? 4. Подпункт 1.7 пункта 1 статьи 79 необходимо привести в соответствие с тем, что карта может быть в электронном виде. Фактически данная норма предусматривает право на ознакомление с бумажными носителями. У граждан должно быть право и возможность ознакомления с документами, касающимися его и его здоровья, т.к. в статье 45 Конституции предусмотрено, что граждане заботятся о сохранении собственного здоровья, в статье 80 кодекса предусмотрено, что пациенты (не граждане) обязаны заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению. Соответственно возникает вопрос - как можно реализовать право и обязанность, если право на ознакомление с мед картами и данными не предусматривает возможности получения информации о гражданине в полном объеме самим гражданином. Обязанность заботы о здоровье антиконституционна !!!
30.01.2025 12:15:42
Тамара Л
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
11
В проекте кодекса отсутствует определение медицинской карты пациента на бумажных носителях, неэтично использование конкретно этого термина и определения. К полному переходу на электронные виды документов люди не готовы. Необходимо иметь ввиду темпы развития современных технологий обработки цифровой информации и уровень кибер-преступности. Никто в данный момент не может гарантировать, что данные из информационной сети не попадут в руки злоумышленников, не станут достоянием общественности или не будут использованы мошенниками для реализации противоправных действий. Разглашение и попадание данных в общий доступ должны быть уголовно наказуемыми. Тем более, в пунктах 1.32 и 1.58 определяется медицинский документ – в первом случае без указания носителя, во втором – электронная его форма. Так или иначе, данное изменение должно обязательно происходить на добровольной основе с согласия пациента или лица, несущего за него ответственность. Что касается введения централизованной информационной системы здравоохранения, то необходимо предусмотреть согласие пациента на внесение данных о его здоровье (медицинских процедурах) в эту систему. Иначе это нарушение конституционных прав граждан. Медицинские электронные карты не должны выдаваться насильно, под угрозой в отказе от медицинской помощи. Только с информированного письменного согласия пациента. Аналогичные права изложить также в Главе 7 Кодекса о здравоохранении.
30.01.2025 12:19:05
Тамара Л
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
11
- статья 259. Требуем исключить пункт об обязанности участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Согласно статье 252, санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя: 1.2. проведение профилактических прививок; 1.4. обязательные медицинские осмотры; 1.5. иные мероприятия. Что не может быть принудительным.
30.01.2025 12:20:49
Тамара Л
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
11
Глава 17. Определение: «психическое здоровье - состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний)». Требуем изложить: «психическое здоровье - отсутствие психических расстройств (заболеваний) у человека». Определение «духовного благополучия человека» лежит даже не в области «душевного благополучия», а в области духа, забота о благополучии которого явно находится вне компетенции Министерства здравоохранения! (checkmark)Глава 20, статья 200. Требуем отменить презумпцию согласия о посмертном донорстве. Эта норма неконституционна, нарушает права человека превращая его в объект для донорства. Изымать органы для трансплантации допустимо только у тех граждан, которые при жизни выразили согласие на забор органов для трансплантации. Необходимо предусмотреть в законе, что забор органов для трансплантации может осуществляться только в случае получения письменного согласия человека (при жизни). (checkmark)Глава 11, статья 79, пункт 1.1. Звучит как: «проведение фото- видеосъемки, аудиозаписи в помещениях организации здравоохранения с разрешения администрации организации здравоохранения, за исключением случая, установленного подпунктом 1.7 настоящего пункта;». Требуем изложить: «проведение фото- видеосъемки, аудиозаписи в помещениях организации здравоохранения с уведомлением администрации организации здравоохранения, за исключением случая, установленного подпунктом 1.7 настоящего пункта». Так как согласно статье 34 Конституции РБ: «Государственные органы, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». (
30.01.2025 12:50:21
Петронила
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 4 Глава : 15
Изъять право на аборты как на обычную медицинскую услугу
30.01.2025 13:40:38
Петронила
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.7
2
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел : 4 Глава : 16
Ввести полный запрет ЭКО и суррогатного материнства как манипуляций человеческой жизнью. Никакого финансирования ЭКО за счёт средств бюджета, это не медпомощь, а вредная и неэтичная, а также противоречащая христианским убеждениям практика.Как христиане, отказываемся это финансировать
30.01.2025 13:47:09
Игорь Валерьевич
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
2.0
112
Статья 1 1. Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и их определения: … 1.11. законные представители – родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители С учетом определения термина «законные представители», содержащегося в п. 7 ст. 1 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (далее – КГС), предлагается добавить в определение термина «, а также организации, на попечении которых находится пациент». РАЗДЕЛ II В ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» содержится следующее требование: «Нормативный правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие». Между тем, проект Кодекса не содержит субъектный состав лиц, являющихся участниками отношений, регулируемых проектом Кодекса, что является пробелом правового регулирования. Так, не ясно, являются ли «законные представители» (подп. 1.11 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) самостоятельным участником отношений, регулируемых проектом Кодекса, либо они только «замещают» пациентов определенных категорий (несовершеннолетние и др.) в указанных отношениях? В п. 2 ст. 81, ст. 82 и др. нормах проекта Кодекса используется «[совершеннолетнего] пациента или лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса», что свидетельствует о самостоятельности «законных представителей», а не о «замещении» ими пациента в указанных отношениях. Предлагается дополнить разд. II проекта Кодекса статьей «Субъекты общественных отношений в области здравоохранения», в которой перечислить субъектов указанных отношений, сгруппировав их по критерию осуществления (неосуществления) ими «медицинской (фармацевтической) деятельности» (подп. 1.23 и 1.53 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса»): 1) лица, осуществляющие медицинскую (фармацевтическую) деятельность: а) лица, являющиеся элементами «государственной системы здравоохранения» (п. 2 ст. 77 проекта Кодекса); б) негосударственные организации здравоохранения (подп. 1.2 п. 1 ст. 77 проекта Кодекса); в) другие организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством (подп. 1.3 п. 1 ст. 77 проекта Кодекса); г) индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном законодательством порядке медицинскую деятельность (подп. 1.3 п. 1 ст. 77 проекта Кодекса); д) работники здравоохранения; 2) лица, не осуществляющие медицинскую (фармацевтическую) деятельность: а) пациенты; б) законные представители [пациентов]. Для каждого субъекта необходимо предусмотреть в проекте Кодекса права и обязанности с учетом особенностей их правового статуса. ГЛАВА 11 В ст.ст. 79 и 80, а также в иных положениях гл. 11 проекта Кодекса не определены: 1) событие, после наступления которого за пациентом признаются содержащиеся в гл. 11 проекта Кодекса «права и обязанности» (правоспособность); 2) возраст, после наступления которого пациент приобретает способность «своими действиями осуществлять свои права, исполнять обязанности» (дееспособность); 3) возможность «своими действиями осуществлять свои права, исполнять обязанности» пациентами, имеющими «законных представителей». С учетом ч. 1 («а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения») и ч. 4 ст. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство не регулирует отношения «в области здравоохранения». Соответственно, гражданское законодательство не определяет правовое положение участников отношений, регулируемых проектом Кодекса, а также порядок осуществления ими своих прав и обязанностей. Для исключения пробела правового регулирования предлагается определить правоспособность и дееспособность пациентов путем дополнения гл. 11 проекта Кодекса положениями, аналогичными содержащимися в ч.ч. 1 и 3 ст. 56 КГС. Права и обязанности иных субъектов отношений в области здравоохранения 1. Проект Кодекса не содержит прав и обязанностей таких субъектов отношений, регулируемых проектом Кодекса, как «законные представители [пациентов]», что является пробелом правового регулирования. 2. В проекте Кодекса содержатся положения, предусматривающие осуществление прав либо выполнение обязанностей «законных представителей [пациентов]», предусмотренных КоБС (давать согласие на что-либо и др.). При этом не ясно, являются ли права «законных представителей [пациентов]» производными от «прав пациентов», которые содержатся в ст. 79 проекта Кодекса? В ч. 1 ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) содержится следующие положение: «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей». Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 157 КоБС: «Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством… защищать их права и законные интересы». При этом следует различать «осуществление прав» и «защита прав», что подтверждается наименованиями ст. 5 «Осуществление прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» и ст. 6 «Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» КоБС. В ч. 1 ст. 94 КГС содержится следующее положение: «Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законодательными актами». Аналогичное положение в КоБС и проекте Кодекса отсутствует. В ч. 2 п. 9 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных) «В случае признания субъекта персональных данных недееспособным или ограниченно дееспособным, а также до достижения им возраста шестнадцати лет, за исключением вступления в брак до достижения возраста шестнадцати лет, согласие на обработку его персональных данных дает один из его законных представителей…». При этом указанные лица «…в случае дачи согласия на обработку персональных данных вместо субъекта персональных данных пользуются правами субъекта персональных данных, предусмотренными настоящим Законом» (ч. 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных). С целью устранения пробела правового регулирования в части прав «законных представителей» предлагается наделить «законных представителей»: 1) правами, производными от прав пациента, для чего дополнить гл. 11 проекта Кодекса положениями, аналогичными содержащимися в ч. 1 ст. 94 КГС, ч.ч. 2 и 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных; 2) самостоятельными правами вследствие признания «законных представителей» в качестве отдельного субъекта общественных отношений в области здравоохранения. 3. Согласно ч. 3 ст. 184 КоБС «Родители, воспитывая детей, обязаны заботиться об их здоровье…». Согласно ч. 1 ст. 157 КоБС «Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством… об обеспечении их уходом и лечением...». Несмотря на то, что обязанности опекунов и попечителей по отношению к указанным в ч. 1 ст. 157 КоБС категориям подопечных не разграничены, содержание обязанностей опекунов и попечителей имеет особенности в зависимости от возраста и состояния здоровья подопечного, в т.ч. в части «обеспечения лечением». Согласно ч. 2 ст. 157 КоБС «Опекуны и попечители совершеннолетних лиц, признанных недееспособными либо признанных ограниченно дееспособными вследствие психического расстройства (заболевания), обязаны, кроме того, принимать меры по обеспечению оказания подопечным необходимой медицинской помощи». Для выполнения данной обязанности необходимо обеспечить регулярное медицинское наблюдение над подопечным. Обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 157 КоБС, не возлагаются на попечителей лиц, признанных ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами (ч. 3 ст. 157 КоБС). С целью устранения пробела правового регулирования в части обязанностей «законных представителей» предлагается дополнить гл. 11 проекта Кодекса соответствующими положениями, в т.ч. основной обязанностью «принимать меры по обеспечению [обеспечивать] выполнения пациентом [подопечным] обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом». 4. В сети Интернет размещен вопрос «Как организация здравоохранения должна поступить в том случае, если родственники отказываются забирать домой пациента, находящегося в тяжелом состоянии?» и следующий ответ на него адвоката: «Данный вопрос, на мой взгляд, в большей степени лежит в плоскости этической, а не юридической. Ситуации, когда члены семьи отказываются от участия в жизни своего близкого, говорят о необходимости повышения уровня осознанности и нравственности членов общества…» (Медицинский вестник: информационный портал медработников Беларуси. https://medvestnik.by/konsultant/kak-postupit-vrachu-esli-rodstvenniki-otkazyvayutsya-zabirat-patsienta-v-tyazhelom-sostoyanii-domoj). Представляется, что данный вопрос «в большей степени лежит в плоскости этической, а не юридической» по причине несовершенства законодательства о здравоохранении и для решения таких проблем требуется не только «повышение уровня осознанности и нравственности членов общества», но и совершенствование законодательства о здравоохранении. Предлагается проработать вопрос о дополнении проекта Кодекса соответствующими обязанностями для «законных представителей», а также членов семьи пациента. 5. КоБС не предусматривает возможность передачи «родительских прав» кому-либо, а также отказа от «родительских обязанностей». Между тем, в научной литературе имеются мнения о возможности передачи «по доверенности на представление интересов детей перед третьими лицами» (п. 1 ст. 186 ГК) родителем иному лицу (родственнику и др.) полномочий, связанных с реализаций не только имущественных, но и личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, в т.ч. «получать полную и достоверную информацию о здоровье ребенка как на приеме врачей, так и с помощью копий и оригиналов медицинской документации и выписок из нее и т.п.». С учетом вышеизложенного, с таким мнением согласиться нельзя. Для устранения возможностей разного рода «научных дискуссий» по данному вопросу и обеспечения единообразия правоприменения предлагается проработать вопрос о дополнении гл. 11 проекта Кодекса соответствующими положениями, прямо разрешающими либо запрещающими передачу указанных полномочий «по доверенности на представление интересов детей перед третьими лицами» в части прав пациента, содержащихся в гл. 11 проекта Кодекса. Иные субъекты общественных отношений в области здравоохранения 1. Являются ли «субъектами общественных отношений в области здравоохранения» физические лица, не осуществляющие медицинскую деятельность и не являющиеся «пациентами»? Если являются, то необходимо урегулировать их правовой статус (права и обязанности). 2. В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» (далее – Закон о социальном обслуживании) содержится определение следующего термина: «уход – совокупность действий по оказанию гражданину систематической помощи в удовлетворении потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, безопасные условия проживания, в рамках социального обслуживания, а также в рамках неформальных, в том числе родственных, отношений». Являются ли физические лица, оказывающие «услуги по уходу» (ч. 1 ст. 20 Закона о социальном обслуживании), в т.ч. в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 06.09.2006 № 1149, с учетом определения термина «здоровье» (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса), «субъектами общественных отношений в области здравоохранения»? Если являются, то необходимо урегулировать их правовой статус (права и обязанности).
30.01.2025 15:44:52
Анастасия
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
16
Глава 1, статья 1, пункт 1.12. Звучит: «здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний». Необходимо изложить: «здоровье - состояние отсутствия заболеваний», так как интерпретация понятия «духовное и социальное благополучие» в разных культурах и конфессиях имеют свои особенности, и их определение не входит в компетенцию Министерства здравоохранения; а состояние человека, например, с отсутствующей конечностью, нельзя оценить как «полное физическое благополучие», но и больным его называть было бы неправильно.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Кодекса Республики Беларусь «О здравоохранении»
Пользователь
НОВИЧОКГлава : 7 Параграф : 40 Элемент текста : статья 40
Из статьи 40 требуем изъять пункт об использовании
биометрических технологий для идентификации пациентов и доступа к медицинским данным. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Для чего биометрически идентифицировать пациента обратившегося к врачу?
30.01.2025 11:51:01
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 1 Глава : 1 Пункт : 4
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Раздел
: 1 Глава : 1 Пункт : 4 Элемент текста : Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора. Убрать пункт о том, что международные медико-санитарные правила в приоритете над национальными правилами. Национальные правила должны иметь приоритет над международными.
30.01.2025 12:08:59
Пользователь
НОВИЧОКданных пациентов при использовании ЦИСЗ не раскрыт. Расписана врачебная тайна и то, как с ней работают медики при работе на бумажном носителе, однако при работе с ЦИСЗ и электронной медицинской картой необходимо более прозрачно расписать как будут работать третьи лица (не организации здравоохранения, например организации, которые будут осуществлять эксплуатацию ЦИСЗ, обеспечивать доступ к личному кабинету, иные) с персональными данными пациентов и врачебной тайной. т.е. пациенту должно быть понятно кто и для каких целей обрабатывает его данные, имеет доступ к врачебной тайне. 2. В связи с введением ЦИСЗ и электронной медицинской карты необходимо дополнить статью 79 кодекса правом пациента на отказ от внесения сведений в ЦИСЗ и ведения электронной мед карты, + дополнить правом на ведение медицинской карты пациента на бумажном носителе. 3. Если карта будет вестись на электронных носителях, то не очень понятен механизм получения согласия на оказание мед помощи. т.е. как можно проверить и подтвердить то, что согласие было реально получено и от кого. т.е. как убедиться, что галочку проставили без согласия пациента??? 4. Подпункт 1.7 пункта 1 статьи 79 необходимо привести в соответствие с тем, что карта может быть в электронном виде. Фактически данная норма предусматривает право на ознакомление с бумажными носителями. У граждан должно быть право и возможность ознакомления с документами, касающимися его и его здоровья, т.к. в статье 45 Конституции предусмотрено, что граждане заботятся о сохранении собственного здоровья, в статье 80 кодекса предусмотрено, что пациенты (не граждане) обязаны заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению. Соответственно возникает вопрос - как можно реализовать право и обязанность, если право на ознакомление с мед картами и данными не предусматривает возможности получения информации о гражданине в полном объеме самим гражданином. Обязанность заботы о здоровье антиконституционна !!!
30.01.2025 12:15:42
Пользователь
НОВИЧОКмедицинской карты пациента на бумажных носителях, неэтично использование конкретно этого термина и определения. К полному переходу на электронные виды документов люди не готовы. Необходимо иметь ввиду темпы развития современных технологий обработки цифровой информации и уровень кибер-преступности. Никто в данный момент не может гарантировать, что данные из информационной сети не попадут в руки злоумышленников, не станут достоянием общественности или не будут использованы мошенниками для реализации противоправных действий. Разглашение и попадание данных в общий доступ должны быть уголовно наказуемыми. Тем более, в пунктах 1.32 и 1.58 определяется медицинский документ – в первом случае без указания носителя, во втором – электронная его форма. Так или иначе, данное изменение должно обязательно происходить на добровольной основе с согласия пациента или лица, несущего за него ответственность. Что касается введения централизованной информационной системы здравоохранения, то необходимо предусмотреть согласие пациента на внесение данных о его здоровье (медицинских процедурах) в эту систему. Иначе это нарушение конституционных прав граждан. Медицинские электронные карты не должны выдаваться насильно, под угрозой в отказе от медицинской помощи. Только с информированного письменного согласия пациента. Аналогичные права изложить также в Главе 7 Кодекса о здравоохранении.
30.01.2025 12:19:05
Пользователь
НОВИЧОКучаствовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Согласно статье 252, санитарно-противоэпидемические мероприятия включают в себя: 1.2. проведение профилактических прививок; 1.4. обязательные медицинские осмотры; 1.5. иные мероприятия. Что не может быть принудительным.
30.01.2025 12:20:49
Пользователь
НОВИЧОК- состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний)». Требуем изложить: «психическое здоровье - отсутствие психических расстройств (заболеваний) у человека». Определение «духовного благополучия человека» лежит даже не в области «душевного благополучия», а в области духа, забота о благополучии которого явно находится вне компетенции Министерства здравоохранения! (checkmark)Глава 20, статья 200. Требуем отменить презумпцию согласия о посмертном донорстве. Эта норма неконституционна, нарушает права человека превращая его в объект для донорства. Изымать органы для трансплантации допустимо только у тех граждан, которые при жизни выразили согласие на забор органов для трансплантации. Необходимо предусмотреть в законе, что забор органов для трансплантации может осуществляться только в случае получения письменного согласия человека (при жизни). (checkmark)Глава 11, статья 79, пункт 1.1. Звучит как: «проведение фото- видеосъемки, аудиозаписи в помещениях организации здравоохранения с разрешения администрации организации здравоохранения, за исключением случая, установленного подпунктом 1.7 настоящего пункта;». Требуем изложить: «проведение фото- видеосъемки, аудиозаписи в помещениях организации здравоохранения с уведомлением администрации организации здравоохранения, за исключением случая, установленного подпунктом 1.7 настоящего пункта». Так как согласно статье 34 Конституции РБ: «Государственные органы, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы». (
30.01.2025 12:50:21
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 4 Глава : 15
Изъять право на аборты как на обычную медицинскую
услугу
30.01.2025 13:40:38
Пользователь
НОВИЧОКРаздел : 4 Глава : 16
Ввести полный запрет ЭКО и суррогатного
материнства как манипуляций человеческой жизнью. Никакого финансирования ЭКО за счёт средств бюджета, это не медпомощь, а вредная и неэтичная, а также противоречащая христианским убеждениям практика.Как христиане, отказываемся это финансировать
30.01.2025 13:47:09
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Для целей настоящего Кодекса используются
следующие основные термины и их определения:
…
1.11. законные представители – родители,
усыновители (удочерители), опекуны, попечители
С учетом определения термина «законные
представители», содержащегося в п. 7 ст. 1 Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь (далее – КГС), предлагается добавить в определение термина «, а также организации, на попечении которых находится пациент».
РАЗДЕЛ II
В ч. 2 п. 4 ст. 28 Закона Республики Беларусь
от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» содержится следующее требование: «Нормативный правовой акт должен точно определять… субъектов, на которых распространяется его действие». Между тем, проект Кодекса не содержит субъектный состав лиц, являющихся участниками отношений, регулируемых проектом Кодекса, что является пробелом правового регулирования. Так, не ясно, являются ли «законные представители» (подп. 1.11 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса) самостоятельным участником отношений, регулируемых проектом Кодекса, либо они только «замещают» пациентов определенных категорий (несовершеннолетние и др.) в указанных отношениях? В п. 2 ст. 81, ст. 82 и др. нормах проекта Кодекса используется «[совершеннолетнего] пациента или лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса», что свидетельствует о самостоятельности «законных представителей», а не о «замещении» ими пациента в указанных отношениях.
Предлагается дополнить разд. II проекта
Кодекса статьей «Субъекты общественных отношений в области здравоохранения», в которой перечислить субъектов указанных отношений, сгруппировав их по критерию осуществления (неосуществления) ими «медицинской (фармацевтической) деятельности» (подп. 1.23 и 1.53 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса»):
1) лица, осуществляющие медицинскую (фармацевтическую)
деятельность:
а) лица, являющиеся элементами «государственной
системы здравоохранения» (п. 2 ст. 77 проекта Кодекса);
б) негосударственные организации здравоохранения
(подп. 1.2 п. 1 ст. 77 проекта Кодекса);
в) другие организации, которые наряду с
основной деятельностью также осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством (подп. 1.3 п. 1 ст. 77 проекта Кодекса);
г) индивидуальные предприниматели, осуществляющие
в установленном законодательством порядке медицинскую деятельность (подп. 1.3 п. 1 ст. 77 проекта Кодекса);
д) работники здравоохранения;
2) лица, не осуществляющие медицинскую (фармацевтическую)
деятельность:
а) пациенты;
б) законные представители [пациентов].
Для каждого субъекта необходимо предусмотреть
в проекте Кодекса права и обязанности с учетом особенностей их правового статуса.
ГЛАВА 11
В ст.ст. 79 и 80, а также в иных положениях
гл. 11 проекта Кодекса не определены:
1) событие, после наступления которого за
пациентом признаются содержащиеся в гл. 11 проекта Кодекса «права и обязанности» (правоспособность);
2) возраст, после наступления которого пациент
приобретает способность «своими действиями осуществлять свои права, исполнять обязанности» (дееспособность);
3) возможность «своими действиями осуществлять
свои права, исполнять обязанности» пациентами, имеющими «законных представителей».
С учетом ч. 1 («а также другие имущественные
и связанные с ними личные неимущественные отношения») и ч. 4 ст. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство не регулирует отношения «в области здравоохранения». Соответственно, гражданское законодательство не определяет правовое положение участников отношений, регулируемых проектом Кодекса, а также порядок осуществления ими своих прав и обязанностей.
Для исключения пробела правового регулирования
предлагается определить правоспособность и дееспособность пациентов путем дополнения гл. 11 проекта Кодекса положениями, аналогичными содержащимися в ч.ч. 1 и 3 ст. 56 КГС.
Права и обязанности иных субъектов отношений
в области здравоохранения
1. Проект Кодекса не содержит прав и обязанностей
таких субъектов отношений, регулируемых проектом Кодекса, как «законные представители [пациентов]», что является пробелом правового регулирования.
2. В проекте Кодекса содержатся положения,
предусматривающие осуществление прав либо выполнение обязанностей «законных представителей [пациентов]», предусмотренных КоБС (давать согласие на что-либо и др.). При этом не ясно, являются ли права «законных представителей [пациентов]» производными от «прав пациентов», которые содержатся в ст. 79 проекта Кодекса?
В ч. 1 ст. 73 Кодекса Республики Беларусь
о браке и семье (далее – КоБС) содержится следующие положение: «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей». Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 157 КоБС: «Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством… защищать их права и законные интересы». При этом следует различать «осуществление прав» и «защита прав», что подтверждается наименованиями ст. 5 «Осуществление прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» и ст. 6 «Защита прав, вытекающих из брачных и семейных отношений» КоБС.
В ч. 1 ст. 94 КГС содержится следующее положение:
«Законные представители совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законодательными актами». Аналогичное положение в КоБС и проекте Кодекса отсутствует.
В ч. 2 п. 9 ст. 5 Закона Республики Беларусь
от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее – Закон о защите персональных данных) «В случае признания субъекта персональных данных недееспособным или ограниченно дееспособным, а также до достижения им возраста шестнадцати лет, за исключением вступления в брак до достижения возраста шестнадцати лет, согласие на обработку его персональных данных дает один из его законных представителей…». При этом указанные лица «…в случае дачи согласия на обработку персональных данных вместо субъекта персональных данных пользуются правами субъекта персональных данных, предусмотренными настоящим Законом» (ч. 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных).
С целью устранения пробела правового регулирования
в части прав «законных представителей» предлагается наделить «законных представителей»:
1) правами, производными от прав пациента,
для чего дополнить гл. 11 проекта Кодекса положениями, аналогичными содержащимися в ч. 1 ст. 94 КГС, ч.ч. 2 и 3 п. 9 ст. 5 Закона о защите персональных данных;
2) самостоятельными правами вследствие
признания «законных представителей» в качестве отдельного субъекта общественных отношений в области здравоохранения.
3. Согласно ч. 3 ст. 184 КоБС «Родители, воспитывая
детей, обязаны заботиться об их здоровье…». Согласно ч. 1 ст. 157 КоБС «Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством… об обеспечении их уходом и лечением...». Несмотря на то, что обязанности опекунов и попечителей по отношению к указанным в ч. 1 ст. 157 КоБС категориям подопечных не разграничены, содержание обязанностей опекунов и попечителей имеет особенности в зависимости от возраста и состояния здоровья подопечного, в т.ч. в части «обеспечения лечением».
Согласно ч. 2 ст. 157 КоБС «Опекуны и попечители
совершеннолетних лиц, признанных недееспособными либо признанных ограниченно дееспособными вследствие психического расстройства (заболевания), обязаны, кроме того, принимать меры по обеспечению оказания подопечным необходимой медицинской помощи». Для выполнения данной обязанности необходимо обеспечить регулярное медицинское наблюдение над подопечным.
Обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 157
КоБС, не возлагаются на попечителей лиц, признанных ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами (ч. 3 ст. 157 КоБС).
С целью устранения пробела правового регулирования
в части обязанностей «законных представителей» предлагается дополнить гл. 11 проекта Кодекса соответствующими положениями, в т.ч. основной обязанностью «принимать меры по обеспечению [обеспечивать] выполнения пациентом [подопечным] обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом».
4. В сети Интернет размещен вопрос «Как
организация здравоохранения должна поступить в том случае, если родственники отказываются забирать домой пациента, находящегося в тяжелом состоянии?» и следующий ответ на него адвоката: «Данный вопрос, на мой взгляд, в большей степени лежит в плоскости этической, а не юридической. Ситуации, когда члены семьи отказываются от участия в жизни своего близкого, говорят о необходимости повышения уровня осознанности и нравственности членов общества…» (Медицинский вестник: информационный портал медработников Беларуси.
Представляется, что данный вопрос «в большей
степени лежит в плоскости этической, а не юридической» по причине несовершенства законодательства о здравоохранении и для решения таких проблем требуется не только «повышение уровня осознанности и нравственности членов общества», но и совершенствование законодательства о здравоохранении. Предлагается проработать вопрос о дополнении проекта Кодекса соответствующими обязанностями для «законных представителей», а также членов семьи пациента.
5. КоБС не предусматривает возможность
передачи «родительских прав» кому-либо, а также отказа от «родительских обязанностей». Между тем, в научной литературе имеются мнения о возможности передачи «по доверенности на представление интересов детей перед третьими лицами» (п. 1 ст. 186 ГК) родителем иному лицу (родственнику и др.) полномочий, связанных с реализаций не только имущественных, но и личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, в т.ч. «получать полную и достоверную информацию о здоровье ребенка как на приеме врачей, так и с помощью копий и оригиналов медицинской документации и выписок из нее и т.п.». С учетом вышеизложенного, с таким мнением согласиться нельзя. Для устранения возможностей разного рода «научных дискуссий» по данному вопросу и обеспечения единообразия правоприменения предлагается проработать вопрос о дополнении гл. 11 проекта Кодекса соответствующими положениями, прямо разрешающими либо запрещающими передачу указанных полномочий «по доверенности на представление интересов детей перед третьими лицами» в части прав пациента, содержащихся в гл. 11 проекта Кодекса.
Иные субъекты общественных отношений
в области здравоохранения
1. Являются ли «субъектами общественных
отношений в области здравоохранения» физические лица, не осуществляющие медицинскую деятельность и не являющиеся «пациентами»? Если являются, то необходимо урегулировать их правовой статус (права и обязанности).
2. В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000
№ 395-З «О социальном обслуживании» (далее – Закон о социальном обслуживании) содержится определение следующего термина: «уход – совокупность действий по оказанию гражданину систематической помощи в удовлетворении потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, безопасные условия проживания, в рамках социального обслуживания, а также в рамках неформальных, в том числе родственных, отношений». Являются ли физические лица, оказывающие «услуги по уходу» (ч. 1 ст. 20 Закона о социальном обслуживании), в т.ч. в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 06.09.2006 № 1149, с учетом определения термина «здоровье» (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 проекта Кодекса), «субъектами общественных отношений в области здравоохранения»? Если являются, то необходимо урегулировать их правовой статус (права и обязанности).
30.01.2025 15:44:52
Пользователь
НОВИЧОК- состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний». Необходимо изложить: «здоровье - состояние отсутствия заболеваний», так как интерпретация понятия «духовное и социальное благополучие» в разных культурах и конфессиях имеют свои особенности, и их определение не входит в компетенцию Министерства здравоохранения; а состояние человека, например, с отсутствующей конечностью, нельзя оценить как «полное физическое благополучие», но и больным его называть было бы неправильно.
30.01.2025 16:37:33
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться