Предлагается закрепить в статье 183 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК), что размер членского и целевого взносов для членов организации собственников должен устанавливаться соразмерно доле участника совместного домовладения. При этом размер членского взноса не должен превышать размеры, установленные Президентом Республики Беларусь. Обоснование. В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Жилищного кодекса (далее – ЖК) собственникам объектов недвижимого имущества общее имущество совместного домовладения принадлежит на праве общей долевой собственности. Согласно пункту 1 статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержках по его содержанию и сохранению, если законодательством или договором не установлено иное. Членские и целевые взносы исходя из положений пунктов 59 и 60 статьи 1 ЖК относятся к издержкам по содержанию и сохранению имущества, находящегося в долевой собственности. На практике норма статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь не соблюдается из-за двоякого прочтения абзаца четвертого пункта 1 статьи 167 ЖК, согласно которому установление размеров, состава и порядка внесения всех видов взносов относится к исключительной компетенции общего собрания. Первый вариант прочтения: общее собрание может установить, что члены организации собственников платят сумму членских и целевых взносов либо в равных размерах либо пропорционально. Второй вариант прочтения: общее собрание собственников может устанавливать конкретные размеры членских и целевых взносов, но только пропорционально с учетом статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь (например, 20 копеек с квадратного метра). Возможности установить членский в равном размере у общего собрания не имеется. Сразу оговорюсь, что первый вариант прочтения не выдерживает критики, поскольку исходя из части второй пункта 2 статьи 166 ЖК собственники трехкомнатных квартир обладают большим количеством голосов по сравнению с собственниками однокомнатных квартир. Соответственно при первом варианте прочтения возможна ситуация, что собственники трехкомнатных квартир, обладая заведомо большим количеством голосов, установят, что членский взнос с собственников трехкомнатных квартир будет составлять 1 рубль, а с собственников однокомнатных – 20 рублей. Тем самым будут нарушены права собственников однокомнатных квартир. При этом для членские взносов, которые также являются издержками по содержанию и сохранению общего имущества совместного домовладения, принцип соразмерности доли участника совместного домовладения в праве собственности на общее имущество совместного домовладения, крайне важен Они же ежемесячно упрочиваются Справочно. разъяснение на счет соразмерности взносов содержится в статье на портале коммунальной грамотности – https://gkx.by/poleznye-sovety/3759-pochemu-razmer-vznosa-dolzhen-byt-sorazmernym-ploshchadi-zhilogo... Что касается установления предельного размера членского взноса в организациях собственников Президентом приведу пример из практики. Дочь построилась в доме для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для строительства дома было необходимо создать жилищно-строительный кооператив. Каждый месяц моя дочь платит членский взнос в размере 1 базовой величины (37 белорусских рублей). Выходит, что на съемной 2-х комнатной квартире (обслуживается ЖЭС) за за коммунальные услуги (без учета электроэнергии) в летние месяцы она уплатила 29 – 50 рублей (двухкомнатная квартира, 47 кв.м.). А в доме для «нуждающихся» нужно помимо коммуналки уплачивать ежемесячно еще и 37 рублей. При этом обращаю внимание, что уплачиваемый членский взнос с каждой квартиры (1 базовая величина) в месяц значительно превышает сумму, уплачиваемую жильцом на услугу управления общим имуществом совместного домовладения при назначении местным исполнительным и распорядительным органом уполномоченного лица. Так, согласно приложению 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 461 предельно допустимые тариф (цена) на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения на 1 кв. метр – 0,0285 рублей. Например, если посчитать с учетом тарифов, обозначенных в вышеназванном акте Главы государства то, с квартиры 42 м. кв. получится примерно 1,197 бел. руб, с квартиры 64 м. кв. 1,824, а с 90 м.кв. - 2,565. Данные цены на ЖКУ, а также плата за услугу по управлению общим имуществом (обозначенные в Указе) учитывают среднюю заработную плату, а также получаемую пенсию гражданина. При этом сумма, уплачиваемая ЖСК за услуги управления общим имуществом в раз 15-30 (для собственника 1-комнатной в 30 раз) больше платы за оказание аналогичной услуги уполномоченным лицом. Что, на мой взгляд, не допустимо в рамках проводимой политики по недопущению необоснованного роста цен. Поэтому предлагается, чтобы Президентом устанавливались предельные размеры членский взносов для организаций собственников. Данные размеры могут быть установлены в Указе Президента Республики Беларусь, устанавливающем тарифы для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на очередной календарный год (например, в акте Главы государства, аналогичном Указу Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 461 «Об установлении тарифов для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2023 год»).
29.09.2023 19:44:08
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
5
2.5
8
Дополнить ЖК обязанностью размещать на стенде организации собственников сведения о режиме работы данного юридического лица, а также о времени личного прима. По аналогии с предписаниями Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» закрепить, что прием граждан в организациях собственников в рабочие дни должен начинаться не позднее 8.00 и завершаться не ранее 20.00 как минимум один раз в неделю (либо месяц), а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям (как минимум 2 часа в один из данных дней). Обоснование. На практике нередки случаи, когда председатель правления ЖСК и бухгалтер работают в ЖСК каждый на ставку. На звонки, сообщения в чате не отвечают, на доме появляются изредка. Достаточна распространена ситуация, когда требование от члена организации собственника о предоставлении режима работы игнорируются. Общие собрания проводят в рабочее время (вероятно, чтобы поменьше людей их посетило), по выходным дням председатели и бухгалтеры организаций собственников не работают. Данные факты ставят членов организаций собственников в заведомо невыгодное положение с жильцами многоквартирных домов, обслуживаемых ЖЭС.
29.09.2023 19:45:30
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
4
2.5
8
В случае необходимости проведения данного согласования в рамках осуществления управления общим имуществом совместного домовладения закрепить обязанность получения соответствующего документа в ЖК, а также в актах, регулирующих порядок осуществления административных процедур. На практике при принятии местными администрациями в районах г.Минска решений о согласовании установки кондиционеров в таких решениях указывается, что местная администрация согласовывает такую установку при условии «согласования места установки кондиционера с эксплуатирующей организацией». Одновременно после подачи моей дочерью в администрацию заявления на согласование размещения кондиционера, председатель ЖСК решила вынести на общее собрание вопрос «о возможности размещения на фасаде многоквартирного здания кондиционеров» (не смотря на то, что к этому моменту на фасаде здания было уже установлено порядка 10 кондиционеров). Однако в законодательстве ничего подобного не предусмотрено. Соответственно необходимо определить, что понимается под согласованием места установки кондиционера с эксплуатирующей организацией и допустимость проведения общего собрания по вопросу установки кондиционеров. Установка кондиционеров является административной процедурой, осуществляемой в соответствии с подпунктом 1.15.1 пункта 1.15 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – Указ № 200), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384 (далее – постановление № 384). В Указе № 200, постановлении № 384 содержится исчерпывающий перечень документов, которые требуются для осуществления административной процедуры, а также оснований для отказа в ее осуществлении. Документа, предусматривающего согласование с председателем ЖСК либо ЖСК, как юридическим лицом, размещения кондиционера, в данном перечне не содержится. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-3 «Об основах административных процедур» запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами (для граждан таким перечнем является перечень, содержащийся в Указе № 200), за исключением документов, перечисленных в данном структурном элементе Закона. Аналогичный запрет содержится в подпунктах 2.2 и 2.3 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также пункте 1 Указа № 200. Осуществление государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в перечне, также не допускается. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2020 г. № 541 «О документах, запрашиваемых при осуществлении административных процедур», которым установлен перечень документов и (или) сведений, самостоятельно запрашиваемых местными исполнительными и распорядительными органами при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан, не содержит ни одного документа, запрашиваемого при осуществлении административной процедуры, касающейся установки кондиционера. Кроме того, в настоящее время законодательство не содержит порядка согласования места установки кондиционера с эксплуатирующей организацией, нет формы как обращаться (устно, письменно, в форме заявления либо как-то иначе), сроков рассмотрения, оснований для отказа в таком согласовании, формы получения данного разрешения (устно, письменно, путем проставления штампа (печати) на разрешении, выданном администрацией района). Т.е. вообще никак данный вопрос не урегулирован. В разъяснениях в телеграмм- канале ГО «Минское городское жилищное хозяйство» также ничего не говориться о согласовании размещения кондиционера с общим собранием и получения чего-либо от председателя. Исходя из этого получается, что у граждан, проживающих в домах, где есть организации собственников, условия хуже, чем у тех, кто в домах, обслуживаемых ЖЭС. Дополнительный документ, непонятно как получаемый и операция, обладающая признаками административной процедуры (согласование места размещения кондиционера)... Вопрос возникает и с силой решения общего собрания по данному вопросу, например, если допустить, что большинство членов ЖСК проголосует за отсутствие кондиционеров на доме. Каким образом установленные кондиционеры будут демонтироваться, разрешения, выданные администрацией района отменяться, а также администрацией района будет отказываться в осуществлении административной процедуры. При этом в основаниях отказа в осуществлении административной процедуры отрицательное решение организации собственников по данному вопросу не значится. Соответственно, данное решение общего собрания ЖСК не должно иметь никакой юридической силы.
29.09.2023 19:48:24
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
5
2.5
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : статья 166 ЖК
Закрепить обязанность председателя организации собственников готовить подробную информацию по каждому вопросу, выносимому на голосование. Внести соответствующие изменения в статью 166 ЖК в части представления полной информации для принятия решения по поставленному на голосование вопросу. Пример из практики. На голосование путем письменного опроса был вынесен вопрос в части установки на фасад здания вендингового аппарата по продаже воды. При этом председателем не раскрываются условия договора, цена за которую будет аренда, срок действия договора и т.д. Когда председателю был задан вопрос об условиях договора по сдаче фасада многоквартирного жилого дома под вендинговый аппарат, председатель ЖСК дал ответ, что требования о согласовании договоров с членами ЖСК нет. На мой взгляд, нельзя принять грамотное решение по вопросу, вынесенному на голосование, если не знаешь всех обстоятельств по нему. Зачастую не предоставляя гражданам детальной информации по вопросу, вынесенному на голосование, председатели организаций собственников манипулируют мнением (и как следствие финансами) жильцов ради своей выгоды.
29.09.2023 19:49:11
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
5
2.5
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : пункт 4 статьи 171 ЖК)
Предлагается пересмотреть нормы ЖК, касающиеся полномочий и деятельности ревизионной комиссии организации собственников, в том числе и с учетом отсутствия у членов ревизионной комиссии знаний, позволяющих объективно проверить деятельность организации собственников. Предлагается закрепить, что контроль за финансовой деятельностью организаций собственников осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. При этом предоставлять право всем собственникам жилых помещений знакомиться со всей документацией, касающейся деятельности ЖСК, что должно снизить поток обращений в госорганы с просьбой проверить законность деятельности организаций собственников. Исходя из действующей редакции ЖК члены ревизионной комиссии не обладают даже полномочиями на истребования у председателя документации, касающейся деятельности юридического лица, иные собственники жилых помещений не могут даже ознакомится с отчетом ревизионной комиссии (он как и устав на практике не размещается на стенде ЖСК). На практике отказ в представлении документации связывается недобросовестными председателями организаций собственников с тем, что в ней содержатся персональные данные. А если исходить из того, что фамилия, собственное имя, отчество являются персональными данными, то председателем по своему усмотрению решается, какой документ будет представлен для ознакомления, и даже с уставом организации собственников ее членов можно не знакомить. Кроме того, не понятно, что значит отслеживание соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины и законодательства о финансовой деятельности (пункт 4 статьи 171 ЖК). Имеют ли право члены ревизионной комиссии проверять как уплачиваются членские взносы, паевые, иные платежи. У нас в ЖСК много неплательщиков, взносы вносились частично, пеню не начисляли, за исключением тех, кто покидал ЖСК. Да и то не в полном размере.
29.09.2023 19:50:14
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
4
2.5
8
Предусмотреть обязанность председателя ЖСК (ТС) по итогам квартала знакомить всех членов ЖСК (ТС) с перечнем членов ЖСК/ТС, допускающим просрочку в исполнении своих обязательств (уплате членских, целевых, вступительных, коммунальных платежей). Кроме того, запретить возможность избирательного освобождения членов ЖСК/ТС от уплаты пени на собрании, если уплата пени предусмотрена договором строительства жилого помещения либо иным договором, заключенным с ЖСК/ТС. В качестве альтернативы может быть закреплен подход аналогичный подходу, предусмотренному в части второй пункта 1 статьи 183 ЖК, путем определения случаев либо категории лиц, освобождаемых от уплаты пени, взносов. Данное предложение связано с исключением субъективного, криминогенного факторов. Кроме того, это повысит дисциплину всех участников строительства. Так, на мой взгляд, является не справедливым, когда одни члены ЖСК должны вовремя платить, в том числе и проценты по кредиту, а другие, могут не исполнять договорные обязательства, не вносить в полной мере платежи, ждать выгодного курса доллара и т.д. При этом пени также не уплачивается вообще либо уплачивается частично. Исходя из гражданского законодательства подразумевается принцип, что договоры должны исполняться, а не приниматься субъективные решения об освобождении одних членов от выполнения возложенных на них обязанностей. Всеми же членами ЖСК подписывались договоры, содержащие условие о взыскании пени и обязанности вовремя вносить платежи. Право по своему усмотрению требовать уплаты пени ставит членов ЖСК в неравные условия. Предусмотреть возможность любому желающему члену ЖСК/ТС присутствовать при подсчете голосов по представленным бюллетеням. Отследить правильность подсчета голосов в настоящее время не представляется возможным. Предоставление возможности любому желающему члену ЖСК присутствовать при подсчете голосов по представленным бюллетеням позволит исключить сомнения в правильности их подсчета. Рассмотреть возможность обязательного проведения видео- аудио-записи общих собраний. Такая запись будет способствовать конструктивному их проведению, а также позволит получить полную информацию о принятых на нем решениях. Например, в настоящее время возможность аудио- видео- записи активно применяется при рассмотрении дел в судах. Кроме того, в настоящее время у граждан есть мобильные телефоны, на которые могут производиться записи. Соответственно введение данной обязанности не должно привести к дополнительным платежам членов организации собственников за покупку оборудования. Также это обеспечит защиту и добросовестных председателей. При проверке государственных органов будет достаточно просто получить и прослушать запись общего собрания. Прикрываться при проведении собрания тем, что использование звукозаписи будет распространять персональные данные, на мой взгляд, не логично, если учесть, что сами граждане ходят устанавливать камеры на доме, подъездах (в данном случае гораздо больше персональных данных распространяется).
29.09.2023 19:52:38
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
4
2.5
8
Комментарий к фрагменту проекта НПА: Элемент текста : пункт 3 статьи 183 ЖК
Дополнить пункт 3 статьи 183 ЖК предписанием, что обязанность члена организации собственников считается исполненной в сумме платежа с момента совершения платежа в АИС «Расчет»; извещения о размере начисленных взносов (членских и целевых), представляются организациями собственников членам данной организации не позднее 15-го числа; а равно предусмотреть в ЖК ответственность председателя ЖСК за неразмещение на информационных стендах ЖСК выписок из протоколов общих собраний, нарушение порядка оформления бюллетеней для проведения общего собрания путем письменного опроса, нарушение срока уведомления о проведении общего собрания, нарушение председателем ЖСК договорных обязательств. Обоснование. Согласно договору председатель правления ЖСК обязан организовывать сбор денежных средств - ежемесячный членский взнос в размере, определенном общим собранием членов ЖСК, и указанном в извещении на оплату. Оплата членского взноса осуществляется не позднее 25 числа каждого месяца. Потребитель (член ЖСК) обязан оплачивать ежемесячно до 25 числа каждого месяца членский взнос в размере, установленном общим собранием членов ЖСК, и указанном в извещении на оплату. Членский взнос в ЖСК оплачивается до 25 числа каждого месяца в соответствии с Уставом и решением общего собрания членов ЖСК путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет ЖСК, указанный в извещении на оплату. Размер членского взноса может меняться в соответствии с решением общего собрания членов ЖСК. Стороны несут ответственность за несоблюдение взятых на себя обязательств по настоящему договору в соответствии с его условиями и действующим законодательством. В случае несвоевременной оплаты взносов в сроки, установленные договором, Стороны руководствуются действующим законодательством и Уставом ЖСК. При уплате Потребителем пени за несвоевременную оплату взносов, она поступает на нужды ЖСК .
При этом председателем ЖСК ни разу с даты подписания договора извещения об уплате членского взноса не направлялись. Кроме того, в личном сообщении моей дочери на просьбу дать квитанцию и предоставить номер лицевого счета в ЕРИП для оплаты ежемесячного членского взноса бухгалтером ЖСК сообщено, что за перечисление суммы членского взноса в ЕРИП снимается комиссия банка в размере 1.4 % от суммы за счет плательщика. Сумма комиссии снимается автоматически. Вместе с тем данный факт не соответствует законодательству (постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 694/22 определен перечень платежей, подлежащих приему посредством платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве (пункт 24 приложения касается платежей за услуги, предусмотренные законодательством, регулирующим сферы жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства). Общим собранием 30.01.2023 принято решение о подключении ЖСК к системе ЕРИП для оплаты взносов. При этом комиссия с плательщика при совершении платежа в системе «Расчет» не взимается. Бремя уплаты вознаграждения (комиссии) лежит на производителе услуг (получателе платежа). Платеж в АИС «Расчет» считается исполненным плательщиком в сумме платежа с момента совершения платежа в пункте совершения платежа расчетного (платежного) агента (подпункты 2.17 пункта 2, пункты 19 и 60 Инструкции, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 июня 2014 г. № 393). Разъяснение по данному вопросу ОАО «НКФО «ЕРИП» разместил даже у себя на сайте (Главная-Частным лицам- АИС "Расчет"- Популярные вопросы и ответы- ЕСТЬ ЛИ КОМИССИЯ ПРИ ОПЛАТЕ В ЕРИП? – https://raschet.by/chastnym-litsam/ais-raschet/populyarnye-voprosy-i-otvety/ ). В этой связи, на мой взгляд, требуется решить вопрос, чтобы членам организации собственников не приходилось самостоятельно к сумме членского взноса, установленной на общем собрании, добавлять сумму вознаграждения, уплачиваемую юридическим лицом банку.
29.09.2023 19:55:09
Галина30
Пользователь
НОВИЧОК
4
2.5
8
1. Исключить возможность внесения изменений в проектную документацию в части проведения водоотведения и канализации, электричества, отделочных и иных работ (т.е. работ проживать в доме без которых невозможно) без письменного согласия всех граждан, являющихся членами ЖСК. Данное условия должно быть обязательным если дом финансируется за счет граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и при вхождении в состав ЖСК данные работы были предусмотрены в строительной документации. Данные положения прописать в ЖК, поскольку им регулируется деятельность организаций собственников в виде ЖСК Обоснование. При подписании договора на строительство квартиры в составе ЖСК было озвучено, что в доме будет проведена также поквартирная разводка труб канализации и водоотведения, будет установлена металлическая дверь, электроплита, положена плитка в ванной, туалете и кухне. При этом на практике вышло, что от большой части работ члены ЖСК отказались на первом собрании ЖСК, а исходя из того, что с протоколами общего собрания (выписками из них) не знакомят тех членов ЖСК, кто пришел позже (уже во время строительства), данные изменения становятся неожиданностью. Ведь о наличии тех и иных работ озвучивалось председателем, новые члены ЖСК были поставлены в известность только на итоговых общих собраниях (сообщалось, что информация недостоверная сообщена потому, что не разобрались в проектной документации, забыли, что были решения). Также показательным примером является отказ от поквартирной разводки труд канализации и водоотведения. На общем собрании (оно, кстати, тоже было проведено с нарушением установленного статьей 166 ЖК срока уведомления членов ЖСК о его проведении) большинством членов ЖСК принято решение о внесении изменений в проектную документацию на дом, а именно была исключена внутриквартирная разводка трубопроводов и хозяйственно-бытовой канализации. При этом исходя из предписаний части третьей пункта 14 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716, при финансировании физическими лицами жилых помещений в жилых домах их приемка в эксплуатацию без выполнения работ, перечисленных в части второй данного пункта (в частности, установки сантехнического оборудования и приборов), допускается только при наличии письменного отказа этих физических лиц от выполнения таких работ. Таким образом, данное нормативное предписание может читаться, что соответствующие изменения в проектную документацию вносятся после получения письменного отказа. Однако письменного отказа от внутриквартирной разводки трубопроводов и хозяйственно-бытовой канализации членами ЖСК не давалось. В вышеуказанном постановлении Правительства Республики Беларусь возможность делегирования общему собранию членов ЖСК права на отказ не предусмотрено. К сантехническому оборудованию, в частности, относится оборудование для подачи горячей и холодной воды к сантехническим устройствам в здании и для удаления отходов из них, в том числе трубы канализации и водоснабжения в кухню и ванную (СТБ 180 6707-1-2009). Особую значимость вопрос проведения поквартирной разводки труб приобретает и в связи с наличием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384, трактовкой отдельных его предписаний (при проведении водоотведения в квартире сантехниками делаются отверстия (проемы) для труб; создание проемов является административной процедурой). Кроме того, некачественно выполненная работа по поквартирной разводке приведет к затоплению соседей. Вышеназванное предложение обусловлено отсутствием у граждан знаний технической документации, невозможностью проверить работу сантехников, а также тем, что граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заинтересованы в быстром заселении в новостройку (ремонт проводится по минимуму либо вообще не проводится).
2. Рассмотреть вопрос о ликвидации ЖСК после ввода дома в эксплуатацию либо реорганизации его в товарищество собственников. Обоснование. Цель ЖСК - это строительство жилого помещения, после его достижения могут образовываться товарищества собственников. Смысла в одновременном существовании товариществ собственников и ЖСК не вижу.
3. Исключить возможность существования организации собственников, если за ее создание и существование нет единогласного решения всех собственников жилых помещений в доме.
Обоснование. Деньги на деятельность организации собственников тратятся всеми гражданами, Соответственно, понуждение собственников оставаться в организации нарушает их права, взносы - это затраты, на несение их собственники должны быть согласны и, что не мало важно иметь возможность их вносить. Предлагается дать возможность собственникам, которые хотят обслуживаться в ЖРЭУ, там обслуживаться. Я думаю, что все понимают, что пенсионер, уборщик, рабочий, молодой специалист, многодетная семья, т.е. лица, ранее нуждающиеся, не могут финансировать деятельность организации собственников, денег у них не будет. Лучше ребенку покушать, что нибудь вкусненькое купить дополнительно, чем на взнос председателю отдать. А разведение менеджеров в лице председателей и представление им своевольно увеличивать взносы, устанавливать их в размере, значительно превышающим размер платежей в ЖРЭУ ставит жильцов перед выбором продажи квартиры, что не допустимо. Разве при строительстве человек мог предугадать, что в его доме образуется организация собственников. И если председатель хорошо работает, как выше пишут, ему удастся получить согласие всех собственников в доме. Эти же все собственники его наниматели. Так стимул у председателей будет оказывать качественно услуги, а не заниматься "перескакиванием" с одной организации собственников на другую, а еще умудряясь не появляться на своем рабочем месте несколько дней. А еще было бы хорошо, чтобы решения общего собрания проходили проверку на соответствие законодательству. А то, зачастую умудряемся в них такое наворотить, что собственнику только в суд идти нужно. Ну, нет у наших организаций собственников необходимой кадровой составляющей, штата работников. Исключение - крупные застройщики, где в штате порядка 150 -200 чел.
Кстати. предложения о получении согласия у всех будет, на мой взгляд, способствовать тому, что собственники не будут в госорганы обращаться. Председатель работает хорошо, зная, что должен контакт найти с каждым, собственник довольны. Госорганом работы меньше.
Вот такой я вижу альтернативу ЖРЭУ. Быть она должна. Но только, если все, члены , собственники будут согласны нести расходы на существовавшие частного юридического лица. А то дискриминация меньшинства в юрлице получается, понуждение их к денежным затратам. Где видано, чтобы деньги на финансирование юридического лица были больше чем, стоимость всех вместе взятых платежей за основные коммунальные услуги. давайте дадим возможность желающим перейти на обслуживание в ЖРЭО (ЖЭС).
Благодарю депутатов за подготовленный проект. Он нужен для контроля над председателями. Ведь мало жителей в доме знает жилищное и с ним связанное законодательство, понимает, что на общем собрании решение принимается противоречащее закону. А обращения в основном приходят по взносам, когда совсем неподъемными они становятся. Если проверить досконально организации собственников на соблюдение финансовой законодательства, жилищного, ведения книга замечаний и предложений, порядок рассмотрения обращений и тд, думаю столько всего интересного найдется. Поддерживаю проект и надеюсь на его скорейшее принятие во втором чтении.
29.09.2023 20:49:42
Sobsvennik
Пользователь
НОВИЧОК
3
0.4
14
Статья 1. Нет определения уполномоченного лица. Добавить. Статья 154. Противоречия на лицо. Не позднее двух месяцев до запланированного ввода.... Т.е. с котлована Администрация назначает УЛ. При этом УЛ назначают во введенном в эксплуатацию жилом доме, если участниками совместного домовладения не выбран способ управления общим имуществом. Вы серьезно? Как же им его выбрать, если Администрация до ввода дома назначает УЛ? Неоднократно председателями поднимался вопрос чтобы прописать все вопросы, которые могут решать правообладатели при создании ТС. А это не только утверждение устава при создании ТС, но и выбор органов управления, председателя правления. Ответ МЖКХ: это компетенция собственников. Уважаемые сотрудники МЖКХ, разъясните тогда процедуру. Дом введен в эксплуатацию. Одновременно ТС принимать должно дом и предоставить собственникам ЖКУ. Кто будет принимать дом, если нет председателя? При получении ключей 5 человек сразу пошли в БТИ, 50 дошли через месяц, остальные 45 через два месяца. Как проводим собрание? 5 собственниками? Как собственникам найти контакты собственников этого дома на момент проведения собрания? Для председателей это нереально- БТИ доступ закрыло, ЦИТ данных не даёт. Все ссылаются на закон о персональных данных. Мое предложение: оставить все как есть - собственники до ввода в эксплуатацию принимают решение о выборе способа управления, обязательно прописать что на первом собрании избираются органы управления, руководитель организации, смета, штатное, утверждается членский взнос. Также прописать каким образом считаются голоса. Пока тут ГРОМАДНЫЙ пробел и достучаться до законотворцев не удается.
29.09.2023 20:53:31
duma_as_shturm
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.5
2
Статья 170. Председатель правления сможет работать только в одной организации собственников. Считаю, что принятие этой статьи есть прямое нарушение статьи 21 Конституции Республики Беларусь. Статью следует исключить. Пункт 7 статьи 159 дополнить: «В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, уполномоченное лицо вправе без проведения общего собрания участников совместного домовладения в интересах участников совместного домовладения передавать общее имущество совместного домовладения во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения, иным лицам, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения.» Возникает ПАРАДОКС: как можно без проведения общего собрания передавать имущество членов общего собрания в их же интересах каким-то уполномоченным лицом? Такое изменение принимать категорически нельзя по тем же причинам - это противоречит Конституции и принципам демократии (статья 1 Конституции РБ: Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.) Статью 166 дополнить: «Копия протокола общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации собственников направляется в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района в городе по месту нахождения организации собственников не позднее пяти рабочих дней после проведения собрания, а при проведении общего собрания членов организации собственников в форме письменного опроса – не позднее пяти рабочих дней после подсчета голосов. С какой целью указанные документы должны направляться в исполкомы? Тотальный контроль ни к чему хорошему не приводит, кроме всего это ставит под сомнение Директиву Президента №2 от 27.12.2006 г. "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".
Статья 170 абзац четвертый части первой пункта 3 изложить в следующей редакции: «обеспечивать ежемесячное размещение денежных средств, полученных от внесения платы за капитальный ремонт, на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях для аккумулирования этих средств в целях последующего направления их на капитальный ремонт жилых домов;» - Такого рода изменение принимать категорически НЕЛЬЗЯ!!! Это лишь «анестезия», и в дальнейшем приведет к полному развалу системы ЖКХ. В недавнем советском прошлом такой опыт уже имеется, и он показал свою полную несостоятельность. Зачем совершать те же ошибки?
Статья 177 пункт 1 абзац шестой после слов «силами» дополнить словами «при наличии аттестата соответствия, полученного в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь,». – Здесь практически речь идет о монополизации сферы ЖКХ, что в последствии приведет к нарушению антимонопольного законодательства. Разве не достаточно того, что председатель должен аттестовываться, что в принципе правильно, но получать аттестат на обслуживание собственными силами своего же общего имущества - это абсурд. Ведь в ТС и ЖСПК каждый работник проходит проверку знаний, имеет соответствующую квалификацию. Данные изменения необходимо исключить как ограничивающие (т.е. нарушающие) законные права собственников общего имущества!!!
Статья 178 пункт 1 дополнить частью следующего содержания: «Организация собственников обязана ежегодно не позднее 1 февраля предоставлять сведения о своей деятельности в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района в городе в порядке, установленном Министерством жилищно-коммунального хозяйства.» - Это ставит под сомнение Директиву Президента № 2 от 27.12.2006 г. "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".
Статья 185 пункт 1 часть первая дополнить абзацем следующего содержания: Организация собственников может быть реорганизована или ликвидирована по решению: «областного, Минского городского, районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе в случае неизбрания председателя правления организации собственников и (или) неосуществления деятельности, установленной настоящим Кодексом и уставом организации собственников, в течение трех месяцев подряд.». «При ликвидации товарищества собственников и организации застройщиков в случае, предусмотренном абзацем пятым части первой настоящего пункта, последующее создание товарищества собственников не допускается.» - Как местная администрация может принимать решение о ликвидации или реорганизации без участия членов организации собственников? Завтра вы примите такие же изменения в отношении уже частной собственности!!! ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ нарушают права членов организации собственников на распоряжение общим имуществом!!!
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации»
Общественное обсуждение
562Пользователь
НОВИЧОКОбоснование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Жилищного кодекса (далее – ЖК) собственникам объектов недвижимого имущества общее имущество совместного домовладения принадлежит на праве общей долевой собственности. Согласно пункту 1 статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержках по его содержанию и сохранению, если законодательством или договором не установлено иное.
Членские и целевые взносы исходя из положений пунктов 59 и 60 статьи 1 ЖК относятся к издержкам по содержанию и сохранению имущества, находящегося в долевой собственности.
На практике норма статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь не соблюдается из-за двоякого прочтения абзаца четвертого пункта 1 статьи 167 ЖК, согласно которому установление размеров, состава и порядка внесения всех видов взносов относится к исключительной компетенции общего собрания.
Первый вариант прочтения: общее собрание может установить, что члены организации собственников платят сумму членских и целевых взносов либо в равных размерах либо пропорционально.
Второй вариант прочтения: общее собрание собственников может устанавливать конкретные размеры членских и целевых взносов, но только пропорционально с учетом статьи 252 Гражданского кодекса Республики Беларусь (например, 20 копеек с квадратного метра). Возможности установить членский в равном размере у общего собрания не имеется.
Сразу оговорюсь, что первый вариант прочтения не выдерживает критики, поскольку исходя из части второй пункта 2 статьи 166 ЖК собственники трехкомнатных квартир обладают большим количеством голосов по сравнению с собственниками однокомнатных квартир. Соответственно при первом варианте прочтения возможна ситуация, что собственники трехкомнатных квартир, обладая заведомо большим количеством голосов, установят, что членский взнос с собственников трехкомнатных квартир будет составлять 1 рубль, а с собственников однокомнатных – 20 рублей. Тем самым будут нарушены права собственников однокомнатных квартир.
При этом для членские взносов, которые также являются издержками по содержанию и сохранению общего имущества совместного домовладения, принцип соразмерности доли участника совместного домовладения в праве собственности на общее имущество совместного домовладения, крайне важен Они же ежемесячно упрочиваются
Справочно. разъяснение на счет соразмерности взносов содержится в статье на портале коммунальной грамотности –
Что касается установления предельного размера членского взноса в организациях собственников Президентом приведу пример из практики.
Дочь построилась в доме для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для строительства дома было необходимо создать жилищно-строительный кооператив. Каждый месяц моя дочь платит членский взнос в размере 1 базовой величины (37 белорусских рублей). Выходит, что на съемной 2-х комнатной квартире (обслуживается ЖЭС) за за коммунальные услуги (без учета электроэнергии) в летние месяцы она уплатила 29 – 50 рублей (двухкомнатная квартира, 47 кв.м.). А в доме для «нуждающихся» нужно помимо коммуналки уплачивать ежемесячно еще и 37 рублей.
При этом обращаю внимание, что уплачиваемый членский взнос с каждой квартиры (1 базовая величина) в месяц значительно превышает сумму, уплачиваемую жильцом на услугу управления общим имуществом совместного домовладения при назначении местным исполнительным и распорядительным органом уполномоченного лица.
Так, согласно приложению 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 461 предельно допустимые тариф (цена) на услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения на 1 кв. метр – 0,0285 рублей. Например, если посчитать с учетом тарифов, обозначенных в вышеназванном акте Главы государства то, с квартиры 42 м. кв. получится примерно 1,197 бел. руб, с квартиры 64 м. кв. 1,824, а с 90 м.кв. - 2,565. Данные цены на ЖКУ, а также плата за услугу по управлению общим имуществом (обозначенные в Указе) учитывают среднюю заработную плату, а также получаемую пенсию гражданина. При этом сумма, уплачиваемая ЖСК за услуги управления общим имуществом в раз 15-30 (для собственника 1-комнатной в 30 раз) больше платы за оказание аналогичной услуги уполномоченным лицом. Что, на мой взгляд, не допустимо в рамках проводимой политики по недопущению необоснованного роста цен.
Поэтому предлагается, чтобы Президентом устанавливались предельные размеры членский взносов для организаций собственников. Данные размеры могут быть установлены в Указе Президента Республики Беларусь, устанавливающем тарифы для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на очередной календарный год (например, в акте Главы государства, аналогичном Указу Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 461 «Об установлении тарифов для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2023 год»).
29.09.2023 19:44:08
Пользователь
НОВИЧОКПо аналогии с предписаниями Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» закрепить, что прием граждан в организациях собственников в рабочие дни должен начинаться не позднее 8.00 и завершаться не ранее 20.00 как минимум один раз в неделю (либо месяц), а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям (как минимум 2 часа в один из данных дней).
Обоснование. На практике нередки случаи, когда председатель правления ЖСК и бухгалтер работают в ЖСК каждый на ставку. На звонки, сообщения в чате не отвечают, на доме появляются изредка. Достаточна распространена ситуация, когда требование от члена организации собственника о предоставлении режима работы игнорируются. Общие собрания проводят в рабочее время (вероятно, чтобы поменьше людей их посетило), по выходным дням председатели и бухгалтеры организаций собственников не работают.
Данные факты ставят членов организаций собственников в заведомо невыгодное положение с жильцами многоквартирных домов, обслуживаемых ЖЭС.
29.09.2023 19:45:30
Пользователь
НОВИЧОКНа практике при принятии местными администрациями в районах г.Минска решений о согласовании установки кондиционеров в таких решениях указывается, что местная администрация согласовывает такую установку при условии «согласования места установки кондиционера с эксплуатирующей организацией».
Одновременно после подачи моей дочерью в администрацию заявления на согласование размещения кондиционера, председатель ЖСК решила вынести на общее собрание вопрос «о возможности размещения на фасаде многоквартирного здания кондиционеров» (не смотря на то, что к этому моменту на фасаде здания было уже установлено порядка 10 кондиционеров).
Однако в законодательстве ничего подобного не предусмотрено.
Соответственно необходимо определить, что понимается под согласованием места установки кондиционера с эксплуатирующей организацией и допустимость проведения общего собрания по вопросу установки кондиционеров.
Установка кондиционеров является административной процедурой, осуществляемой в соответствии с подпунктом 1.15.1 пункта 1.15 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (далее – Указ № 200), а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384 (далее – постановление № 384). В Указе № 200, постановлении № 384 содержится исчерпывающий перечень документов, которые требуются для осуществления административной процедуры, а также оснований для отказа в ее осуществлении. Документа, предусматривающего согласование с председателем ЖСК либо ЖСК, как юридическим лицом, размещения кондиционера, в данном перечне не содержится.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-3 «Об основах административных процедур» запрещается требовать от заинтересованного лица представления документов и (или) сведений, кроме документов и (или) сведений, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами (для граждан таким перечнем является перечень, содержащийся в Указе № 200), за исключением документов, перечисленных в данном структурном элементе Закона.
Аналогичный запрет содержится в подпунктах 2.2 и 2.3 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2
«О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также пункте 1 Указа № 200. Осуществление государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан административных процедур, не предусмотренных в перечне, также не допускается. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2020 г. № 541 «О документах, запрашиваемых при осуществлении административных процедур», которым установлен перечень документов и (или) сведений, самостоятельно запрашиваемых местными исполнительными и распорядительными органами при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан, не содержит ни одного документа, запрашиваемого при осуществлении административной процедуры, касающейся установки кондиционера.
Кроме того, в настоящее время законодательство не содержит порядка согласования места установки кондиционера с эксплуатирующей организацией, нет формы как обращаться (устно, письменно, в форме заявления либо как-то иначе), сроков рассмотрения, оснований для отказа в таком согласовании, формы получения данного разрешения (устно, письменно, путем проставления штампа (печати) на разрешении, выданном администрацией района). Т.е. вообще никак данный вопрос не урегулирован. В разъяснениях в телеграмм- канале ГО «Минское городское жилищное хозяйство» также ничего не говориться о согласовании размещения кондиционера с общим собранием и получения чего-либо от председателя. Исходя из этого получается, что у граждан, проживающих в домах, где есть организации собственников, условия хуже, чем у тех, кто в домах, обслуживаемых ЖЭС. Дополнительный документ, непонятно как получаемый и операция, обладающая признаками административной процедуры (согласование места размещения кондиционера)...
Вопрос возникает и с силой решения общего собрания по данному вопросу, например, если допустить, что большинство членов ЖСК проголосует за отсутствие кондиционеров на доме. Каким образом установленные кондиционеры будут демонтироваться, разрешения, выданные администрацией района отменяться, а также администрацией района будет отказываться в осуществлении административной процедуры. При этом в основаниях отказа в осуществлении административной процедуры отрицательное решение организации собственников по данному вопросу не значится. Соответственно, данное решение общего собрания ЖСК не должно иметь никакой юридической силы.
29.09.2023 19:48:24
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : статья 166 ЖК
Закрепить обязанность председателя организации собственников готовить подробную информацию по каждому вопросу, выносимому на голосование. Внести соответствующие изменения в статью 166 ЖК в части представления полной информации для принятия решения по поставленному на голосование вопросу.
Пример из практики. На голосование путем письменного опроса был вынесен вопрос в части установки на фасад здания вендингового аппарата по продаже воды. При этом председателем не раскрываются условия договора, цена за которую будет аренда, срок действия договора и т.д. Когда председателю был задан вопрос об условиях договора по сдаче фасада многоквартирного жилого дома под вендинговый аппарат, председатель ЖСК дал ответ, что требования о согласовании договоров с членами ЖСК нет.
На мой взгляд, нельзя принять грамотное решение по вопросу, вынесенному на голосование, если не знаешь всех обстоятельств по нему. Зачастую не предоставляя гражданам детальной информации по вопросу, вынесенному на голосование, председатели организаций собственников манипулируют мнением (и как следствие финансами) жильцов ради своей выгоды.
29.09.2023 19:49:11
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : пункт 4 статьи 171 ЖК)
Предлагается пересмотреть нормы ЖК, касающиеся полномочий и деятельности ревизионной комиссии организации собственников, в том числе и с учетом отсутствия у членов ревизионной комиссии знаний, позволяющих объективно проверить деятельность организации собственников.
Предлагается закрепить, что контроль за финансовой деятельностью организаций собственников осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы. При этом предоставлять право всем собственникам жилых помещений знакомиться со всей документацией, касающейся деятельности ЖСК, что должно снизить поток обращений в госорганы с просьбой проверить законность деятельности организаций собственников.
Исходя из действующей редакции ЖК члены ревизионной комиссии не обладают даже полномочиями на истребования у председателя документации, касающейся деятельности юридического лица, иные собственники жилых помещений не могут даже ознакомится с отчетом ревизионной комиссии (он как и устав на практике не размещается на стенде ЖСК).
На практике отказ в представлении документации связывается недобросовестными председателями организаций собственников с тем, что в ней содержатся персональные данные. А если исходить из того, что фамилия, собственное имя, отчество являются персональными данными, то председателем по своему усмотрению решается, какой документ будет представлен для ознакомления, и даже с уставом организации собственников ее членов можно не знакомить.
Кроме того, не понятно, что значит отслеживание соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины и законодательства о финансовой деятельности (пункт 4 статьи 171 ЖК). Имеют ли право члены ревизионной комиссии проверять как уплачиваются членские взносы, паевые, иные платежи. У нас в ЖСК много неплательщиков, взносы вносились частично, пеню не начисляли, за исключением тех, кто покидал ЖСК. Да и то не в полном размере.
29.09.2023 19:50:14
Пользователь
НОВИЧОКДанное предложение связано с исключением субъективного, криминогенного факторов. Кроме того, это повысит дисциплину всех участников строительства.
Так, на мой взгляд, является не справедливым, когда одни члены ЖСК должны вовремя платить, в том числе и проценты по кредиту, а другие, могут не исполнять договорные обязательства, не вносить в полной мере платежи, ждать выгодного курса доллара и т.д. При этом пени также не уплачивается вообще либо уплачивается частично. Исходя из гражданского законодательства подразумевается принцип, что договоры должны исполняться, а не приниматься субъективные решения об освобождении одних членов от выполнения возложенных на них обязанностей. Всеми же членами ЖСК подписывались договоры, содержащие условие о взыскании пени и обязанности вовремя вносить платежи. Право по своему усмотрению требовать уплаты пени ставит членов ЖСК в неравные условия.
Предусмотреть возможность любому желающему члену ЖСК/ТС присутствовать при подсчете голосов по представленным бюллетеням.
Отследить правильность подсчета голосов в настоящее время не представляется возможным.
Предоставление возможности любому желающему члену ЖСК присутствовать при подсчете голосов по представленным бюллетеням позволит исключить сомнения в правильности их подсчета.
Рассмотреть возможность обязательного проведения видео- аудио-записи общих собраний.
Такая запись будет способствовать конструктивному их проведению, а также позволит получить полную информацию о принятых на нем решениях. Например, в настоящее время возможность аудио- видео- записи активно применяется при рассмотрении дел в судах.
Кроме того, в настоящее время у граждан есть мобильные телефоны, на которые могут производиться записи. Соответственно введение данной обязанности не должно привести к дополнительным платежам членов организации собственников за покупку оборудования. Также это обеспечит защиту и добросовестных председателей.
При проверке государственных органов будет достаточно просто получить и прослушать запись общего собрания. Прикрываться при проведении собрания тем, что использование звукозаписи будет распространять персональные данные, на мой взгляд, не логично, если учесть, что сами граждане ходят устанавливать камеры на доме, подъездах (в данном случае гораздо больше персональных данных распространяется).
29.09.2023 19:52:38
Пользователь
НОВИЧОКЭлемент текста : пункт 3 статьи 183 ЖК
Дополнить пункт 3 статьи 183 ЖК предписанием, что обязанность члена организации собственников считается исполненной в сумме платежа с момента совершения платежа в АИС «Расчет»; извещения о размере начисленных взносов (членских и целевых), представляются организациями собственников членам данной организации не позднее 15-го числа; а равно предусмотреть в ЖК ответственность председателя ЖСК за неразмещение на информационных стендах ЖСК выписок из протоколов общих собраний, нарушение порядка оформления бюллетеней для проведения общего собрания путем письменного опроса, нарушение срока уведомления о проведении общего собрания, нарушение председателем ЖСК договорных обязательств.
Обоснование. Согласно договору председатель правления ЖСК обязан организовывать сбор денежных средств - ежемесячный членский взнос в размере, определенном общим собранием членов ЖСК, и указанном в извещении на оплату. Оплата членского взноса осуществляется не позднее 25 числа каждого месяца. Потребитель (член ЖСК) обязан оплачивать ежемесячно до 25 числа каждого месяца членский взнос в размере, установленном общим собранием членов ЖСК, и указанном в извещении на оплату. Членский взнос в ЖСК оплачивается до 25 числа каждого месяца в соответствии с Уставом и решением общего собрания членов ЖСК путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) банковский счет ЖСК, указанный в извещении на оплату. Размер членского взноса может меняться в соответствии с решением общего собрания членов ЖСК. Стороны несут ответственность за несоблюдение взятых на себя обязательств по настоящему договору в соответствии с его условиями и действующим законодательством. В случае несвоевременной оплаты взносов в сроки, установленные договором, Стороны руководствуются действующим законодательством и Уставом ЖСК. При уплате Потребителем пени за несвоевременную оплату взносов, она поступает на нужды ЖСК .
При этом председателем ЖСК ни разу с даты подписания договора извещения об уплате членского взноса не направлялись.
Кроме того, в личном сообщении моей дочери на просьбу дать квитанцию и предоставить номер лицевого счета в ЕРИП для оплаты ежемесячного членского взноса бухгалтером ЖСК сообщено, что за перечисление суммы членского взноса в ЕРИП снимается комиссия банка в размере 1.4 % от суммы за счет плательщика. Сумма комиссии снимается автоматически. Вместе с тем данный факт не соответствует законодательству (постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 694/22 определен перечень платежей, подлежащих приему посредством платежной системы в едином расчетном и информационном пространстве (пункт 24 приложения касается платежей за услуги, предусмотренные законодательством, регулирующим сферы жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства). Общим собранием 30.01.2023 принято решение о подключении ЖСК к системе ЕРИП для оплаты взносов. При этом комиссия с плательщика при совершении платежа в системе «Расчет» не взимается. Бремя уплаты вознаграждения (комиссии) лежит на производителе услуг (получателе платежа). Платеж в АИС «Расчет» считается исполненным плательщиком в сумме платежа с момента совершения платежа в пункте совершения платежа расчетного (платежного) агента (подпункты 2.17 пункта 2, пункты 19 и 60 Инструкции, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10 июня 2014 г. № 393). Разъяснение по данному вопросу ОАО «НКФО «ЕРИП» разместил даже у себя на сайте (Главная-Частным лицам- АИС "Расчет"- Популярные вопросы и ответы- ЕСТЬ ЛИ КОМИССИЯ ПРИ ОПЛАТЕ В ЕРИП? –
29.09.2023 19:55:09
Пользователь
НОВИЧОКДанные положения прописать в ЖК, поскольку им регулируется деятельность организаций собственников в виде ЖСК
Обоснование. При подписании договора на строительство квартиры в составе ЖСК было озвучено, что в доме будет проведена также поквартирная разводка труб канализации и водоотведения, будет установлена металлическая дверь, электроплита, положена плитка в ванной, туалете и кухне.
При этом на практике вышло, что от большой части работ члены ЖСК отказались на первом собрании ЖСК, а исходя из того, что с протоколами общего собрания (выписками из них) не знакомят тех членов ЖСК, кто пришел позже (уже во время строительства), данные изменения становятся неожиданностью. Ведь о наличии тех и иных работ озвучивалось председателем, новые члены ЖСК были поставлены в известность только на итоговых общих собраниях (сообщалось, что информация недостоверная сообщена потому, что не разобрались в проектной документации, забыли, что были решения).
Также показательным примером является отказ от поквартирной разводки труд канализации и водоотведения. На общем собрании (оно, кстати, тоже было проведено с нарушением установленного статьей 166 ЖК срока уведомления членов ЖСК о его проведении) большинством членов ЖСК принято решение о внесении изменений в проектную документацию на дом, а именно была исключена внутриквартирная разводка трубопроводов и хозяйственно-бытовой канализации. При этом исходя из предписаний части третьей пункта 14 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716, при финансировании физическими лицами жилых помещений в жилых домах их приемка в эксплуатацию без выполнения работ, перечисленных в части второй данного пункта (в частности, установки сантехнического оборудования и приборов), допускается только при наличии письменного отказа этих физических лиц от выполнения таких работ. Таким образом, данное нормативное предписание может читаться, что соответствующие изменения в проектную документацию вносятся после получения письменного отказа. Однако письменного отказа от внутриквартирной разводки трубопроводов и хозяйственно-бытовой канализации членами ЖСК не давалось. В вышеуказанном постановлении Правительства Республики Беларусь возможность делегирования общему собранию членов ЖСК права на отказ не предусмотрено. К сантехническому оборудованию, в частности, относится оборудование для подачи горячей и холодной воды к сантехническим устройствам в здании и для удаления отходов из них, в том числе трубы канализации и водоснабжения в кухню и ванную (СТБ 180 6707-1-2009).
Особую значимость вопрос проведения поквартирной разводки труб приобретает и в связи с наличием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2013 г. № 384, трактовкой отдельных его предписаний (при проведении водоотведения в квартире сантехниками делаются отверстия (проемы) для труб; создание проемов является административной процедурой). Кроме того, некачественно выполненная работа по поквартирной разводке приведет к затоплению соседей.
Вышеназванное предложение обусловлено отсутствием у граждан знаний технической документации, невозможностью проверить работу сантехников, а также тем, что граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заинтересованы в быстром заселении в новостройку (ремонт проводится по минимуму либо вообще не проводится).
2. Рассмотреть вопрос о ликвидации ЖСК после ввода дома в эксплуатацию либо реорганизации его в товарищество собственников.
Обоснование. Цель ЖСК - это строительство жилого помещения, после его достижения могут образовываться товарищества собственников. Смысла в одновременном существовании товариществ собственников и ЖСК не вижу.
3. Исключить возможность существования организации собственников, если за ее создание и существование нет единогласного решения всех собственников жилых помещений в доме.
Обоснование. Деньги на деятельность организации собственников тратятся всеми гражданами, Соответственно, понуждение собственников оставаться в организации нарушает их права, взносы - это затраты, на несение их собственники должны быть согласны и, что не мало важно иметь возможность их вносить. Предлагается дать возможность собственникам, которые хотят обслуживаться в ЖРЭУ, там обслуживаться. Я думаю, что все понимают, что пенсионер, уборщик, рабочий, молодой специалист, многодетная семья, т.е. лица, ранее нуждающиеся, не могут финансировать деятельность организации собственников, денег у них не будет. Лучше ребенку покушать, что нибудь вкусненькое купить дополнительно, чем на взнос председателю отдать. А разведение менеджеров в лице председателей и представление им своевольно увеличивать взносы, устанавливать их в размере, значительно превышающим размер платежей в ЖРЭУ ставит жильцов перед выбором продажи квартиры, что не допустимо. Разве при строительстве человек мог предугадать, что в его доме образуется организация собственников. И если председатель хорошо работает, как выше пишут, ему удастся получить согласие всех собственников в доме. Эти же все собственники его наниматели. Так стимул у председателей будет оказывать качественно услуги, а не заниматься "перескакиванием" с одной организации собственников на другую, а еще умудряясь не появляться на своем рабочем месте несколько дней. А еще было бы хорошо, чтобы решения общего собрания проходили проверку на соответствие законодательству. А то, зачастую умудряемся в них такое наворотить, что собственнику только в суд идти нужно. Ну, нет у наших организаций собственников необходимой кадровой составляющей, штата работников. Исключение - крупные застройщики, где в штате порядка 150 -200 чел.
Кстати. предложения о получении согласия у всех будет, на мой взгляд, способствовать тому, что собственники не будут в госорганы обращаться. Председатель работает хорошо, зная, что должен контакт найти с каждым, собственник довольны. Госорганом работы меньше.
Вот такой я вижу альтернативу ЖРЭУ. Быть она должна. Но только, если все, члены , собственники будут согласны нести расходы на существовавшие частного юридического лица. А то дискриминация меньшинства в юрлице получается, понуждение их к денежным затратам. Где видано, чтобы деньги на финансирование юридического лица были больше чем, стоимость всех вместе взятых платежей за основные коммунальные услуги.
давайте дадим возможность желающим перейти на обслуживание в ЖРЭО (ЖЭС).
Благодарю депутатов за подготовленный проект. Он нужен для контроля над председателями. Ведь мало жителей в доме знает жилищное и с ним связанное законодательство, понимает, что на общем собрании решение принимается противоречащее закону. А обращения в основном приходят по взносам, когда совсем неподъемными они становятся. Если проверить досконально организации собственников на соблюдение финансовой законодательства, жилищного, ведения книга замечаний и предложений, порядок рассмотрения обращений и тд, думаю столько всего интересного найдется. Поддерживаю проект и надеюсь на его скорейшее принятие во втором чтении.
29.09.2023 20:49:42
Пользователь
НОВИЧОКСтатья 154. Противоречия на лицо. Не позднее двух месяцев до запланированного ввода.... Т.е. с котлована Администрация назначает УЛ. При этом УЛ назначают во введенном в эксплуатацию жилом доме, если участниками совместного домовладения не выбран способ управления общим имуществом.
Вы серьезно? Как же им его выбрать, если Администрация до ввода дома назначает УЛ?
Неоднократно председателями поднимался вопрос чтобы прописать все вопросы, которые могут решать правообладатели при создании ТС. А это не только утверждение устава при создании ТС, но и выбор органов управления, председателя правления. Ответ МЖКХ: это компетенция собственников. Уважаемые сотрудники МЖКХ, разъясните тогда процедуру. Дом введен в эксплуатацию. Одновременно ТС принимать должно дом и предоставить собственникам ЖКУ. Кто будет принимать дом, если нет председателя? При получении ключей 5 человек сразу пошли в БТИ, 50 дошли через месяц, остальные 45 через два месяца. Как проводим собрание? 5 собственниками? Как собственникам найти контакты собственников этого дома на момент проведения собрания? Для председателей это нереально- БТИ доступ закрыло, ЦИТ данных не даёт. Все ссылаются на закон о персональных данных.
Мое предложение: оставить все как есть - собственники до ввода в эксплуатацию принимают решение о выборе способа управления, обязательно прописать что на первом собрании избираются органы управления, руководитель организации, смета, штатное, утверждается членский взнос. Также прописать каким образом считаются голоса. Пока тут ГРОМАДНЫЙ пробел и достучаться до законотворцев не удается.
29.09.2023 20:53:31
Пользователь
НОВИЧОКСтатья 170. Председатель правления сможет работать только в одной организации собственников. Считаю, что принятие этой статьи есть прямое нарушение статьи 21 Конституции Республики Беларусь. Статью следует исключить.
Пункт 7 статьи 159 дополнить: «В случае, если управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, уполномоченное лицо вправе без проведения общего собрания участников совместного домовладения в интересах участников совместного домовладения передавать общее имущество совместного домовладения во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения, иным лицам, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения.» Возникает ПАРАДОКС: как можно без проведения общего собрания передавать имущество членов общего собрания в их же интересах каким-то уполномоченным лицом? Такое изменение принимать категорически нельзя по тем же причинам - это противоречит Конституции и принципам демократии (статья 1 Конституции РБ: Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.)
Статью 166 дополнить: «Копия протокола общего собрания (собрания уполномоченных) членов организации собственников направляется в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района в городе по месту нахождения организации собственников не позднее пяти рабочих дней после проведения собрания, а при проведении общего собрания членов организации собственников в форме письменного опроса – не позднее пяти рабочих дней после подсчета голосов. С какой целью указанные документы должны направляться в исполкомы? Тотальный контроль ни к чему хорошему не приводит, кроме всего это ставит под сомнение Директиву Президента №2 от 27.12.2006 г. "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".
Статья 170 абзац четвертый части первой пункта 3 изложить в следующей редакции: «обеспечивать ежемесячное размещение денежных средств, полученных от внесения платы за капитальный ремонт, на специальные счета, открытые (открываемые) местными исполнительными и распорядительными органами в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях для аккумулирования этих средств в целях последующего направления их на капитальный ремонт жилых домов;» - Такого рода изменение принимать категорически НЕЛЬЗЯ!!! Это лишь «анестезия», и в дальнейшем приведет к полному развалу системы ЖКХ. В недавнем советском прошлом такой опыт уже имеется, и он показал свою полную несостоятельность. Зачем совершать те же ошибки?
Статья 177 пункт 1 абзац шестой после слов «силами» дополнить словами «при наличии аттестата соответствия, полученного в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь,». – Здесь практически речь идет о монополизации сферы ЖКХ, что в последствии приведет к нарушению антимонопольного законодательства. Разве не достаточно того, что председатель должен аттестовываться, что в принципе правильно, но получать аттестат на обслуживание собственными силами своего же общего имущества - это абсурд. Ведь в ТС и ЖСПК каждый работник проходит проверку знаний, имеет соответствующую квалификацию. Данные изменения необходимо исключить как ограничивающие (т.е. нарушающие) законные права собственников общего имущества!!!
Статья 178 пункт 1 дополнить частью следующего содержания: «Организация собственников обязана ежегодно не позднее 1 февраля предоставлять сведения о своей деятельности в районный, городской исполнительный комитет, местную администрацию района в городе в порядке, установленном Министерством жилищно-коммунального хозяйства.» - Это ставит под сомнение Директиву Президента № 2 от 27.12.2006 г. "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".
Статья 185 пункт 1 часть первая дополнить абзацем следующего содержания: Организация собственников может быть реорганизована или ликвидирована по решению: «областного, Минского городского, районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе в случае неизбрания председателя правления организации собственников и (или) неосуществления деятельности, установленной настоящим Кодексом и уставом организации собственников, в течение трех месяцев подряд.». «При ликвидации товарищества собственников и организации застройщиков в случае, предусмотренном абзацем пятым части первой настоящего пункта, последующее создание товарищества собственников не допускается.» - Как местная администрация может принимать решение о ликвидации или реорганизации без участия членов организации собственников? Завтра вы примите такие же изменения в отношении уже частной собственности!!! ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ нарушают права членов организации собственников на распоряжение общим имуществом!!!
29.09.2023 20:54:25
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться