Является ли остановка ТС сотрудником ГАИ по любому мотиву (включая спецоперации) административным задержанием водителя этого ТС?
Сотрудник ГАИ остановив ТС: 1. фактически кратковременно ограничивает свободу водителя ТС, так как водитель остановленного ТС, согласно статье 30 Конституции Республики Беларусь, имеет право свободно передвигаться в пределах Республики Беларусь; 2. определив проявлением своей воли и властных полномочий, что место остановки ТС должно находиться в пределах видимости сотрудника ГАИ, формально доставляет водителя ТС в это место; 3. определяет место содержания этого водителя либо в ТС, которым этот водитель управляет, либо в служебном ТС ГАИ.
Таким образом, с точки зрения понятия административного задержания, установленного статьёй 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее - ПИКоАП), действия сотрудника ГАИ, в результате остановки им ТС, всегда и безусловно являются административным задержанием водителя этого ТС, так как сотрудником ГАИ, вне зависимости от мотивов, которыми он руководствуется и условий проводимых спецопераций, осуществляются предусмотренные этой статьёй фактическое кратковременное ограничение свободы водителя ТС, доставление его в место, определенное сотрудником ГАИ, и содержание в данном месте.
Правомерна ли остановка ТС сотрудником ГАИ по мотиву проверки документов водителя ТС, которая по сути своей является административным задержанием сотрудником ГАИ водителя ТС? Далее по тексту, понятие остановки ТС сотрудником ГАИ по любому мотиву (включая спецоперации), равнозначно понятию административного задержания сотрудником ГАИ водителя ТС, так как равнозначность этих понятий выяснена.
По правилу, установленному статьёй 9.5 ПИКоАП, административное задержание сотрудником ГАИ водителя ТС является моментом начала административного процесса в отношении этого водителя. А начат административный процесс в отношении водителя ТС может быть только при наличии совокупности поводов и оснований для начала такого административного процесса.
Что такое поводы к началу административного процесса, разъясняет статья 9.1 ПИКоАП, согласно которой указанными поводами являются: заявление физического лица; сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс. Эта же статья раскрывает, что такое основания для начала административного процесса, которыми являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Исходя из этого, даже если предположить, что у сотрудника ГАИ, осуществившего административное задержание водителя ТС, имелись поводы для начала административного процесса (кто-то заявил или сообщил о совершении этим водителем административного правонарушения, либо проводится спецоперация), то если сотрудник ГАИ не может сформулировать совершение какого административного правонарушения вменяется в вину административно задержанному им водителю ТС, мотивируя административное задержание водителя ТС лишь необходимостью проверки документов водителя ТС, – то у сотрудника ГАИ отсутствуют основания для начала административного процесса. Этот вывод подтверждается тем, что объяснить административно задержанному водителю ТС за совершение какого административного правонарушения осуществлено его административное задержание, сотрудник ГАИ обязан, если этот водитель того требует, так как знать, совершение какого административного правонарушения вменяется в вину административно задержанному лицу, в отношении которого ведётся административный процесс – неотъемлемое право административно задержанного водителя ТС согласно статьи 4.1 ПИКоАП. И воображение сотрудника ГАИ, которое может заставить такого сотрудника ГАИ предполагать, что у водителя ТС отсутствуют предусмотренные Правилами дорожного движения (далее - ПДД) документы, наличие и действительность которых он намеревается проверить, не является предусмотренными статьёй 9.1 ПИКоАП достаточными данными указывающими на признаки административного правонарушения, а следовательно и основанием для начала административного процесса, так как это только предположение сотрудника ГАИ, которое основано на его (или чьих-то) догадках, и по принципу презумпции невиновности, установленной статьёй 2.7 ПИКоАП, должно быть истолковано им в пользу водителя ТС (то есть в пользу того, что предусмотренные ПДД документы у этого водителя ТС имеются и являются действительными).
Поэтому остановка ТС сотрудником ГАИ по мотиву проверки документов водителя ТС, которая является административным задержанием сотрудником ГАИ водителя ТС согласно определения статьи 8.2 ПИКоАП, сопряжённая с отказом сотрудника ГАИ сообщить административно задержанному им водителю ТС за совершение какого административного правонарушения осуществлено его административное задержание и совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину, что водитель ТС вправе знать согласно статьи 4.1 ПИКоАП, при мотивировании осуществлённого административного задержания водителя ТС исключительно необходимостью проверки документов водителя ТС, свидетельствующему об отсутствии предусмотренных статьёй 9.1 ПИКоАП оснований для начала административного процесса в отношении этого водителя ТС, является противоправной, так как противоречит принципу неприкосновенности личности, установленному статьёй 2.4 ПИКоАП, согласно которому никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных статьёй 9.1 ПИКоАП.
Также необходимо отметить, что предоставленные ГАИ пунктом 11.9 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 года N 1851 "Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь" (далее – Положение о ГАИ) и статьёй 25 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 года N 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь" (далее – Закон об ОВД) права останавливать транспортные средства, самоходные машины, проверять их техническое состояние, осуществлять сверку идентификационных данных их номерных агрегатов со сведениями, указанными в регистрационных документах и проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на ГАИ, не могут быть реализованы сотрудниками ГАИ без исполнения ими обязанностей, как представителей органов ведущих административный процесс, установленными ПИКоАП. Это следует из того, что остановка ТС сотрудниками ГАИ, которая является административным задержанием водителей ТС, свидетельствует о начале в отношении этих водителей административного процесса, и реализуется в соответствии с ПИКоАП, так как действия сотрудников ГАИ попадают под определение, предусмотренное статьёй 8.2 ПИКоАП, содержащей понятие административного задержания. Данный вывод обусловлен тем, что в соответствии со статьёй 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 года N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее – Закон о НПА) кодексы (которым в данном случае является ПИКоАП) имеют большую юридическую силу как по отношению к законам, которым в данном случае выступает Закон об ОВД, так и к постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, которым в данном случае выступает Положение о ГАИ, таким постановлением утверждённое.
Вместе с тем, при определении законности остановки ТС сотрудниками ГАИ для проверки документов, не состоятельной является ссылка на то, что в соответствии с пунктами 9.1 и 12.1 ПДД, утверждёнными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 года N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения", водитель механического транспортного средства обязан останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде и иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ предусмотренные ПДД документы, так как этим пунктом определяются обязанности водителя, а не права сотрудников ГАИ по остановке ТС и проверке документов водителя ТС. Это подтверждается тем, что пунктом 4 ПДД предусмотрено, что формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований ПДД определяются Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Помянутый пунктом 4 ПДД контроль сотрудниками ГАИ за выполнением участниками дорожного движения требований ПДД осуществляемый в формах и методами, предусмотренными Инструкцией об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утверждённой Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.06.2012 года № 155, с изменениями, внесёнными в неё Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.03.2013 года №104 (далее – Инструкция ОД ДПС), не может быть реализован сотрудниками ГАИ без исполнения ими обязанностей, как представителей органов ведущих административный процесс, установленными ПИКоАП. Это следует из того, что остановка ТС сотрудниками ГАИ, которая является административным задержанием водителей ТС, свидетельствует о начале в отношении этих водителей административного процесса, и реализуется в соответствии с ПИКоАП, так как действия сотрудников ГАИ попадают под определение, предусмотренное статьёй 8.2 ПИКоАП, содержащей понятие административного задержания. Данный вывод обусловлен тем, что в соответствии со статьёй 10 Закона о НПА кодексы (которым в данном случае является ПИКоАП) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, которым в данном случае выступает Инструкция ОД ДПС, утверждённая таким нормативно-правовым актом Министерства внутренних дел Республики Беларусь в виде приказа.
Не согласен с Вами, по следующим причинам:
административное задержание физического лица является мерой обеспечения административного процесса и согласно части 1 стать 8.2 ПИКоАП "состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения...", т.е. может применяться только при наличии правонарушения;
как было верно указано, что согласно пункту 4 ПДД формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются МВД. Так в главе 4 Инструкциии об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.06.2012 года № 155 определены формы и методы контроля за дорожным движением. Согласно пунтку 32 указанной Инструкции контроль осуществляется в форме: -визуального наблюдения за действиями участников дорожного движения, визуального определения наличия и (или) использования детских удерживающих устройств (сидений), мотошлемов, ремней безопасности, регистрационных и опознавательных знаков транспортных средств, визуального контроля конструкции и технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, правил перевозки пассажиров, грузов, пользования внешними световыми приборами, буксировки механического транспортного средства или прицепа и других требований Правил дорожного движения; -контроля (проверки) с использованием технических средств; изучения (проверки) транспортных и иных документов, предусмотренных законодательными актами, записей регистрационных листков (тахограмм), распечаток с тахографа, информации, полученной доступом к цифровому тахографу, в том числе в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что сотрудники ГАИ могут останавливать транспортные средства для того чтобы визуально осмотреть на предмет наличия нарушений, и это не будет являтся административным задержанием или нарушением статьи 30 Конституции. Если следуя Вашей логике, расширено толковать свободу передвижения, то любая стена или ограждение будет нарушать права и свободы гражданина.
Вместе с тем, считаю, что добавление права для сотрудников ГАИ на остановку транспортных средств для проверки документов является наиболее целесообразным решением проблем с "бесправниками", "лишенцами", лицами, не заключившими договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
08.05.2019 13:04:40
Вячеслав Дризголович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
27.3
110
Цитата
Сергей Лапский:
Итак 3. Несколько слов по поводу прав и обязанностей водителя. Да, к сожалению не все водители понимают, что прежде чем качать права (знать причину остановки), необходимо исполнять обязанности (остановиться по требованию и передать для проверки документы). Но, адекватный инспектор это сможет пояснить адекватному водителю. А основания для остановки прописаны отдельно и законопослушным водителям переживать раньше было незачем. Но походу адекватных на дорогах все меньше, вот и задумались убрать это из прав или добавить в обязанности "в том числе и для проверки документов". У нас что других проблем на дорогах нет и инспекторам скучно и делать больше нечего? Ну посмотрим, что потом им в спину будут говорить, те законопослушные водители, которых по три-пять раз за день остановят.
Вы невнимательно изучили ПИКоАП. Водители хотят знать не причину остановки, а причину административного задержания. Понимаете разницу между "причиной остановки" и "причиной административного задержания"? Из практики вам скажу, что ни один адекватный инспектор ГАИ, как вы выражаетесь, ни разу в моём присутствии не смог объяснить причину административного задержания, когда её не было!!! Когда инспектор ГАИ следуя необходимости выполнения доведённого до него плана о выявлении правонарушений просто останавливает всех подряд и подозрительно и судорожно начинает искать, нет ли чего, что позволит этот план выполнить. Неужели вы не видите всей унизительности подобной процедуры для порядочного и добросовестного водителя?
08.05.2019 13:07:08
Сергей Гавриленко
Пользователь
НОВИЧОК
0
3.1
0
Цитата
Валентин:
Цитата
Сергей Гавриленко:
Не остановив автомобиль нельзя определить кто за рулем нормальный водитель или неадекватный алкаш, нет такого прибора который бы в потоке машин определял пъяных. По поводу того как некоторые пишут, что в Европе без причины не останавливают бред. Меня останавливали и в Германии и во Франции, причем в Германии на автобане пришлось следовать за полицией на заправку где посмотрели документы и поехали дальше. Если Гаи не будет останавливать машины, то некоторые могут залить горло и поехать через весь город кататься по принципу я не нарушаю меня не остановят. С такими водителями на дороге встречаться не хочется. По поводу остальных изменений тоже всё становится более менее понятно, единственное чего хотелось бы увидеть это разрешения тонировки задних стёкол либо хотя бы шторок, а то у нас наверное единственная страна где это запрещено.
Есть прибор который определяет пары алкоголя в салоне на расстоянии. Судя по вашей логики нужно и ППС проверять документы у пешеходов без причины.
Тогда поясните принцип его работы. Либо ссылку где этот прибор реально испытывали в дорожных условиях. Согласен что можно определить пары алкоголя в воздухе с помощью так называемого газоанализатора, но для этого его надо поместить например в салон автомобиля. И как это сделать не остановив автомобиль. Движется автомобиль, инспектор направляет на него мифический прибор и на основании каких химических либо физических процессов происходит определение что в машине пьяный? А если залита омывайка в составе которой есть спирт? Как прибор покажет, что это именно пьяный водитель а не пассажир либо в бачке омывателя залита водка?
08.05.2019 13:08:09
Вячеслав Дризголович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
27.3
110
Цитата
Юрий:
Владімір Чатырка, сотрудник милиции должен иметь право на остановку транспортных средств,для выполнения своих служебных обязанностей.
А где права людей в вашем тезисе? Или мы тут строим государство для милиционеров, а не для людей? Я почему-то думал, что наоборот...
08.05.2019 13:14:00
Виктор
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
Полностью поддерживаю изменения, особенно в части проверки документов у водителей, лично меня "просто так" никогда не останавливали. Бывает едешь себе по дороге никого не трогаешь и тут начинаются какие-то непонятные маневры, ПДД вроде одни, а ездят все по разному вот и закрадываются смутные сомнения насчёт наличия "прав" у некоторых водителей.
08.05.2019 13:23:03
Вячеслав Дризголович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
27.3
110
Цитата
Ksuxa:
Я за рулём не первый год. И когда меня останавливают, меня это напрягает не меньше вашего). Но...как иначе пьяных щемить??? Ждать пока остановку не снесут?((
Вам не нужно думать за ГАИ - как и кого ловить. Почитайте обоснование внесения изменений в Указ в этой части! Причина не в поиске пьяных, а в массовом несогласии добросовестных людей с необоснованными и незаконными действиями сотрудников ГАИ! И подобной мерой ГАИ сегодня пытается просто закрыть несогласным рот! Не понимая, что причины для несогласия-то всё равно остаются! Ведь любая остановка сотрудником ГАИ транспортного средства - это, априори, административное задержание водителя этого транспортного средства! Потому - зрите в корень! Как сотрудник ГАИ после внесения в ПДД желаемых МВД изменений объяснит остановленному водителю причину его административного задержания? Может так: - Это ваша обязанность быть административно задержанным согласно ПДД тогда, когда мне захочется! Или может так: - Я вас не задержал, а остановил! А где написано, что после остановки водитель должен продолжать стоять? Остановился, секунду подождал - и не дожидаясь, пока сотрудник ГАИ подойдёт к вашему автомобилю езжайте тогда дальше, если это не административное задержание! Требование выполнил? Остановился по требованию? Правильно, или есть чем опровергнуть?
08.05.2019 13:27:59
Вячеслав Дризголович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
27.3
110
Цитата
Сеня Саркасян:
Павел, не право проверки дакументов, а контроль по законности управления транспортным средством.
Ни право проверки, ни контроль законности не являются поводами и основаниями к началу административного процесса, который начинается с момента административного задержания физического лица!, которое имеет место по отношению к водителю управляющему остановленным транспортным средством. Взаимное уважение - вот основа для любого сотрудничества! А где вы видите уважение, при наличии у второй стороны не просто совершенно необоснованных подозрений, а законодательно установленного права на них? Это же совершенная правовая бессмыслица в государстве для народа, если такое право предоставлено не народу, а какому-то узкоспециализированному органу, беззаветно и преданно служащего этому народу!!! Народу - подавляющее большинство которого добросовестные и порядочные люди!!!
08.05.2019 14:12:28
Александр
Пользователь
НОВИЧОК
0
2.0
0
Неплохие изменения.
08.05.2019 14:25:43
Вячеслав Дризголович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
27.3
110
Цитата
Вячеслав:
Цитата
Дмитрий Сапожков:
Останавливать машины разрешить!!!!
А сейчас что, запрещено?? Только должны быть оьоснованные причины
Которые и прописаны в ПИКоАП - поводы и основания для начала административного процесса, который считается начатым с момента административного задержания физического лица (в рассматриваемом случае - водителя транспортного средства).
08.05.2019 14:28:16
Вячеслав Дризголович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
27.3
110
Цитата
Вячеслав:
Цитата
Сеня Саркасян:
Вячеслав, документы притом, чтобы водители не доставали инспекторов о причине остановки. Проверил и поехал.
Что значит термин "доставали"? Просто, действовать по закону, который существует, сложно? Есть подозрения, остановил, озвучил причины, убедился что все ок или не ок. К чем тотальную проверку устраивать? Бадаться? Если есть желание все все проверить - открыл базу и посмотрел сразу же после остановки, пожелал счастливого пути. Какой смысл ругаться и действовать не по законам
Ну какие причины? Почему так снисходительно? ПИКоАП предусмотрены обязательные условия на начала административного процесса, который считается начатым с момента административного задержания физического лица (которым, в таком случае, является водитель). Это поводы и основания. Всё просто - читайте матчасть.
[ Закрыто ] Проект Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»
Общественное обсуждение
1636Пользователь
НОВИЧОКМодератор новостей,
Является ли остановка ТС сотрудником ГАИ по любому мотиву (включая спецоперации) административным задержанием водителя этого ТС?
Сотрудник ГАИ остановив ТС:
1. фактически кратковременно ограничивает свободу водителя ТС, так как водитель остановленного ТС, согласно статье 30 Конституции Республики Беларусь, имеет право свободно передвигаться в пределах Республики Беларусь;
2. определив проявлением своей воли и властных полномочий, что место остановки ТС должно находиться в пределах видимости сотрудника ГАИ, формально доставляет водителя ТС в это место;
3. определяет место содержания этого водителя либо в ТС, которым этот водитель управляет, либо в служебном ТС ГАИ.
Таким образом, с точки зрения понятия административного задержания, установленного статьёй 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее - ПИКоАП), действия сотрудника ГАИ, в результате остановки им ТС, всегда и безусловно являются административным задержанием водителя этого ТС, так как сотрудником ГАИ, вне зависимости от мотивов, которыми он руководствуется и условий проводимых спецопераций, осуществляются предусмотренные этой статьёй фактическое кратковременное ограничение свободы водителя ТС, доставление его в место, определенное сотрудником ГАИ, и содержание в данном месте.
Правомерна ли остановка ТС сотрудником ГАИ по мотиву проверки документов водителя ТС, которая по сути своей является административным задержанием сотрудником ГАИ водителя ТС?
Далее по тексту, понятие остановки ТС сотрудником ГАИ по любому мотиву (включая спецоперации), равнозначно понятию административного задержания сотрудником ГАИ водителя ТС, так как равнозначность этих понятий выяснена.
По правилу, установленному статьёй 9.5 ПИКоАП, административное задержание сотрудником ГАИ водителя ТС является моментом начала административного процесса в отношении этого водителя. А начат административный процесс в отношении водителя ТС может быть только при наличии совокупности поводов и оснований для начала такого административного процесса.
Что такое поводы к началу административного процесса, разъясняет статья 9.1 ПИКоАП, согласно которой указанными поводами являются: заявление физического лица; сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения органом, ведущим административный процесс. Эта же статья раскрывает, что такое основания для начала административного процесса, которыми являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Исходя из этого, даже если предположить, что у сотрудника ГАИ, осуществившего административное задержание водителя ТС, имелись поводы для начала административного процесса (кто-то заявил или сообщил о совершении этим водителем административного правонарушения, либо проводится спецоперация), то если сотрудник ГАИ не может сформулировать совершение какого административного правонарушения вменяется в вину административно задержанному им водителю ТС, мотивируя административное задержание водителя ТС лишь необходимостью проверки документов водителя ТС, – то у сотрудника ГАИ отсутствуют основания для начала административного процесса.
Этот вывод подтверждается тем, что объяснить административно задержанному водителю ТС за совершение какого административного правонарушения осуществлено его административное задержание, сотрудник ГАИ обязан, если этот водитель того требует, так как знать, совершение какого административного правонарушения вменяется в вину административно задержанному лицу, в отношении которого ведётся административный процесс – неотъемлемое право административно задержанного водителя ТС согласно статьи 4.1 ПИКоАП.
И воображение сотрудника ГАИ, которое может заставить такого сотрудника ГАИ предполагать, что у водителя ТС отсутствуют предусмотренные Правилами дорожного движения (далее - ПДД) документы, наличие и действительность которых он намеревается проверить, не является предусмотренными статьёй 9.1 ПИКоАП достаточными данными указывающими на признаки административного правонарушения, а следовательно и основанием для начала административного процесса, так как это только предположение сотрудника ГАИ, которое основано на его (или чьих-то) догадках, и по принципу презумпции невиновности, установленной статьёй 2.7 ПИКоАП, должно быть истолковано им в пользу водителя ТС (то есть в пользу того, что предусмотренные ПДД документы у этого водителя ТС имеются и являются действительными).
Поэтому остановка ТС сотрудником ГАИ по мотиву проверки документов водителя ТС, которая является административным задержанием сотрудником ГАИ водителя ТС согласно определения статьи 8.2 ПИКоАП, сопряжённая с отказом сотрудника ГАИ сообщить административно задержанному им водителю ТС за совершение какого административного правонарушения осуществлено его административное задержание и совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину, что водитель ТС вправе знать согласно статьи 4.1 ПИКоАП, при мотивировании осуществлённого административного задержания водителя ТС исключительно необходимостью проверки документов водителя ТС, свидетельствующему об отсутствии предусмотренных статьёй 9.1 ПИКоАП оснований для начала административного процесса в отношении этого водителя ТС, является противоправной, так как противоречит принципу неприкосновенности личности, установленному статьёй 2.4 ПИКоАП, согласно которому никто не может быть задержан за совершение административного правонарушения при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных статьёй 9.1 ПИКоАП.
Также необходимо отметить, что предоставленные ГАИ пунктом 11.9 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 года N 1851 "Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь" (далее – Положение о ГАИ) и статьёй 25 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 года N 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь" (далее – Закон об ОВД) права останавливать транспортные средства, самоходные машины, проверять их техническое состояние, осуществлять сверку идентификационных данных их номерных агрегатов со сведениями, указанными в регистрационных документах и проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на ГАИ, не могут быть реализованы сотрудниками ГАИ без исполнения ими обязанностей, как представителей органов ведущих административный процесс, установленными ПИКоАП. Это следует из того, что остановка ТС сотрудниками ГАИ, которая является административным задержанием водителей ТС, свидетельствует о начале в отношении этих водителей административного процесса, и реализуется в соответствии с ПИКоАП, так как действия сотрудников ГАИ попадают под определение, предусмотренное статьёй 8.2 ПИКоАП, содержащей понятие административного задержания. Данный вывод обусловлен тем, что в соответствии со статьёй 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 года N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее – Закон о НПА) кодексы (которым в данном случае является ПИКоАП) имеют большую юридическую силу как по отношению к законам, которым в данном случае выступает Закон об ОВД, так и к постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, которым в данном случае выступает Положение о ГАИ, таким постановлением утверждённое.
Вместе с тем, при определении законности остановки ТС сотрудниками ГАИ для проверки документов, не состоятельной является ссылка на то, что в соответствии с пунктами 9.1 и 12.1 ПДД, утверждёнными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 года N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения", водитель механического транспортного средства обязан останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде и иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ предусмотренные ПДД документы, так как этим пунктом определяются обязанности водителя, а не права сотрудников ГАИ по остановке ТС и проверке документов водителя ТС. Это подтверждается тем, что пунктом 4 ПДД предусмотрено, что формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований ПДД определяются Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
Помянутый пунктом 4 ПДД контроль сотрудниками ГАИ за выполнением участниками дорожного движения требований ПДД осуществляемый в формах и методами, предусмотренными Инструкцией об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утверждённой Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.06.2012 года № 155, с изменениями, внесёнными в неё Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.03.2013 года №104 (далее – Инструкция ОД ДПС), не может быть реализован сотрудниками ГАИ без исполнения ими обязанностей, как представителей органов ведущих административный процесс, установленными ПИКоАП. Это следует из того, что остановка ТС сотрудниками ГАИ, которая является административным задержанием водителей ТС, свидетельствует о начале в отношении этих водителей административного процесса, и реализуется в соответствии с ПИКоАП, так как действия сотрудников ГАИ попадают под определение, предусмотренное статьёй 8.2 ПИКоАП, содержащей понятие административного задержания. Данный вывод обусловлен тем, что в соответствии со статьёй 10 Закона о НПА кодексы (которым в данном случае является ПИКоАП) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, которым в данном случае выступает Инструкция ОД ДПС, утверждённая таким нормативно-правовым актом Министерства внутренних дел Республики Беларусь в виде приказа.
административное задержание физического лица является мерой обеспечения административного процесса и согласно части 1 стать 8.2 ПИКоАП "состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения...", т.е. может применяться только при наличии правонарушения;
абзацем 15 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь" сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел (
как было верно указано, что согласно пункту 4 ПДД формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются МВД. Так в главе 4 Инструкциии об организации деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 01.06.2012 года № 155 определены формы и методы контроля за дорожным движением. Согласно пунтку 32 указанной Инструкции контроль осуществляется в форме:
-визуального наблюдения за действиями участников дорожного движения, визуального определения наличия и (или) использования детских удерживающих устройств (сидений), мотошлемов, ремней безопасности, регистрационных и опознавательных знаков транспортных средств, визуального контроля конструкции и технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, правил перевозки пассажиров, грузов, пользования внешними световыми приборами, буксировки механического транспортного средства или прицепа и других требований Правил дорожного движения;
-контроля (проверки) с использованием технических средств; изучения (проверки) транспортных и иных документов, предусмотренных законодательными актами, записей регистрационных листков (тахограмм), распечаток с тахографа, информации, полученной доступом к цифровому тахографу, в том числе в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, по месту нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что сотрудники ГАИ могут останавливать транспортные средства для того чтобы визуально осмотреть на предмет наличия нарушений, и это не будет являтся административным задержанием или нарушением статьи 30 Конституции. Если следуя Вашей логике, расширено толковать свободу передвижения, то любая стена или ограждение будет нарушать права и свободы гражданина.
Вместе с тем, считаю, что добавление права для сотрудников ГАИ на остановку транспортных средств для проверки документов является наиболее целесообразным решением проблем с "бесправниками", "лишенцами", лицами, не заключившими договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
08.05.2019 13:04:40
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛИтак 3. Несколько слов по поводу прав и обязанностей водителя. Да, к сожалению не все водители понимают, что прежде чем качать права (знать причину остановки), необходимо исполнять обязанности (остановиться по требованию и передать для проверки документы). Но, адекватный инспектор это сможет пояснить адекватному водителю. А основания для остановки прописаны отдельно и законопослушным водителям переживать раньше было незачем. Но походу адекватных на дорогах все меньше, вот и задумались убрать это из прав или добавить в обязанности "в том числе и для проверки документов". У нас что других проблем на дорогах нет и инспекторам скучно и делать больше нечего? Ну посмотрим, что потом им в спину будут говорить, те законопослушные водители, которых по три-пять раз за день остановят.
Из практики вам скажу, что ни один адекватный инспектор ГАИ, как вы выражаетесь, ни разу в моём присутствии не смог объяснить причину административного задержания, когда её не было!!! Когда инспектор ГАИ следуя необходимости выполнения доведённого до него плана о выявлении правонарушений просто останавливает всех подряд и подозрительно и судорожно начинает искать, нет ли чего, что позволит этот план выполнить.
Неужели вы не видите всей унизительности подобной процедуры для порядочного и добросовестного водителя?
08.05.2019 13:07:08
Пользователь
НОВИЧОКНе остановив автомобиль нельзя определить кто за рулем нормальный водитель или неадекватный алкаш, нет такого прибора который бы в потоке машин определял пъяных. По поводу того как некоторые пишут, что в Европе без причины не останавливают бред. Меня останавливали и в Германии и во Франции, причем в Германии на автобане пришлось следовать за полицией на заправку где посмотрели документы и поехали дальше.
Если Гаи не будет останавливать машины, то некоторые могут залить горло и поехать через весь город кататься по принципу я не нарушаю меня не остановят. С такими водителями на дороге встречаться не хочется.
По поводу остальных изменений тоже всё становится более менее понятно, единственное чего хотелось бы увидеть это разрешения тонировки задних стёкол либо хотя бы шторок, а то у нас наверное единственная страна где это запрещено.
Судя по вашей логики нужно и ППС проверять документы у пешеходов без причины.
08.05.2019 13:08:09
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛВладімір Чатырка, сотрудник милиции должен иметь право на остановку транспортных средств,для выполнения своих служебных обязанностей.
08.05.2019 13:14:00
Пользователь
НОВИЧОК08.05.2019 13:23:03
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛЯ за рулём не первый год. И когда меня останавливают, меня это напрягает не меньше вашего). Но...как иначе пьяных щемить??? Ждать пока остановку не снесут?((
Потому - зрите в корень!
Как сотрудник ГАИ после внесения в ПДД желаемых МВД изменений объяснит остановленному водителю причину его административного задержания?
Может так: - Это ваша обязанность быть административно задержанным согласно ПДД тогда, когда мне захочется!
Или может так: - Я вас не задержал, а остановил!
А где написано, что после остановки водитель должен продолжать стоять? Остановился, секунду подождал - и не дожидаясь, пока сотрудник ГАИ подойдёт к вашему автомобилю езжайте тогда дальше, если это не административное задержание! Требование выполнил? Остановился по требованию?
Правильно, или есть чем опровергнуть?
08.05.2019 13:27:59
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛПавел, не право проверки дакументов, а контроль по законности управления транспортным средством.
Взаимное уважение - вот основа для любого сотрудничества!
А где вы видите уважение, при наличии у второй стороны не просто совершенно необоснованных подозрений, а законодательно установленного права на них?
Это же совершенная правовая бессмыслица в государстве для народа, если такое право предоставлено не народу, а какому-то узкоспециализированному органу, беззаветно и преданно служащего этому народу!!! Народу - подавляющее большинство которого добросовестные и порядочные люди!!!
08.05.2019 14:12:28
Пользователь
НОВИЧОК08.05.2019 14:25:43
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛОстанавливать машины разрешить!!!!
А сейчас что, запрещено??
Только должны быть оьоснованные причины
08.05.2019 14:28:16
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛВячеслав, документы притом, чтобы водители не доставали инспекторов о причине остановки. Проверил и поехал.
Что значит термин "доставали"? Просто, действовать по закону, который существует, сложно? Есть подозрения, остановил, озвучил причины, убедился что все ок или не ок. К чем тотальную проверку устраивать? Бадаться? Если есть желание все все проверить - открыл базу и посмотрел сразу же после остановки, пожелал счастливого пути. Какой смысл ругаться и действовать не по законам
08.05.2019 14:32:37
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться